Российское морское право: оформление общей аварии
И.А. КАЛИНИНА
Калинина Ирина
Александровна - адвокат юридической
консультации "Лефортовская".
Согласно
статье 284 Кодекса торгового мореплавания РФ
"общей аварией признаются убытки,
понесенные вследствие намеренно и разумно
произведенных чрезвычайных расходов или
пожертвований ради общей безопасности, в
целях сохранения от общей опасности
имущества, участвующего в общем морском
предприятии, - судна, фрахта и перевозимого
судном груза".
Для того чтобы сторона,
заинтересованная в компенсации понесенных
убытков, могла потребовать от других
участников морского предприятия участия в
распределении убытков по общей аварии,
таковая должна быть документально
подтверждена.
Оформление аварии -
длительный и сложный процесс. Доказать
фактически понесенные убытки стороны могут
только при помощи соответствующих
документов. Распределением общей аварии
занимаются специальные лица - диспашеры,
обладающие знаниями и опытом в области
морского права. Диспашер только на
основании документов может установить
действительные обстоятельства
происшествия.
Значение отдельных
документов при определении общей аварии
неравнозначно. При отсутствии одних
диспашер вообще не может, например,
признать факт наличия или отсутствия общей
аварии или определить, какие убытки были
фактически понесены сторонами. Другие
документы служат лишь для объяснения и
уточнения отдельных вопросов, и
необходимость их представления зависит от
конкретных обстоятельств.
Основными,
наиболее важными документами, требующимися
при оформлении аварии, а также документами
для составления и обжалования диспаши
являются: судовой, машинный и радиожурналы,
акт об аварии, а также акты, устанавливающие
размеры аварии отдельно по судну и
грузу.
Морской протест
Во всех случаях,
когда во время плавания или стоянки судна
произошли какие-то события, вследствие
которых к судовладельцу могут быть
предъявлены имущественные требования,
капитан обязан сделать заявление о морском
протесте.
Такое заявление делается в
целях защиты прав и законных интересов
судовладельца с тем, чтобы доказать, что
действительное или предполагаемое
повреждение судна или груза произошло в
результате непреодолимой силы либо таких
опасностей или случайностей, за
последствия которых перевозчик не
отвечает. Если морской протест не будет
совершен, то капитану и судовладельцу
придется доказывать в обычном порядке ряд
обстоятельств, которые могли бы найти в нем
полное отражение. К тому же в будущем
судебном или арбитражном процессе
представить доказательства относительно
обстоятельств происшествия окажется
затруднительным, а в некоторых случаях даже
невозможным.
Морской протест в правовом
отношении является важнейшим способом
обеспечения доказательств для
подтверждения юридических фактов при
разрешении судебных и арбитражных дел,
связанных с мореплаванием. Среди различных
форм и методов защиты прав и законных
интересов судовладельца, применяемых в
практике морского транспорта, морской
протест в силу его правового значения,
порядка оформления и последствий
применения занимает особое место.
Вторая особенность морского протеста
заключается в том, что процессуальное
оформление его осуществляется различными
органами, имеющими право совершать
нотариальные действия: нотариальными
конторами, консульствами, а в отдельных
странах - специальными чиновниками <*>.
--------------------------------
<*> Такой порядок
имеет место в странах английской правовой
системы (Англия, США, Канада, Австралия и
др.). См.: Рябова У.В. Оформление морских
протестов в некоторых иностранных
государствах. Инф. сб. ЦБНТИ ММФ "Морское
право и практика". М., 1971. N 49/264. С. 37 -
38.
Третья особенность состоит в том, что
право заявления морского протеста
предоставлено лишь капитанам морских
судов. Это могут делать также шкиперы
несамоходных морских судов, если им
предоставлено право подписывать
коносаменты, а также капитаны речных судов
при плавании между морскими или между
морскими и речными портами.
Четвертой
особенностью морского протеста является
необходимость заявления его в
установленный законом (КТМ РФ) срок,
отличающийся от сроков, предусмотренных
для других юридических актов защиты
интересов должников.
В соответствии со
ст. 396 КТМ РФ заявление о морском протесте
делается:
в порту в течение 24 часов с
момента происшествия;
во время плавания
судна в течение 24 часов с момента прибытия
судна или капитана судна в первый порт
после происшествия. Согласно статье 397 КТМ
РФ "в случае если происшествие произошло во
время плавания, заявление о морском
протесте может быть сделано в момент
прибытия судна или капитана судна в порт, не
являющийся первым портом после
происшествия, с тем чтобы избежать
значительных потерь времени и расходов,
связанных с заходом в первый порт после
происшествия". В случае если окажется
невозможным заявить морской протест в
сроки, установленные ст. 396 КТМ РФ, причины
этого должны указываться в заявлении о
морском протесте.
Пятая особенность
морского протеста заключается в том, что он
применим только на морском транспорте. Даже
на воздушном транспорте, где условия
эксплуатации воздушных судов в
определенной мере сходны, подобных
юридических актов законом не
предусмотрено.
Шестая особенность
морского протеста характеризуется его
специфической ролью в деле защиты
интересов судовладельца, в обязанностях и
правах сторон в случае подачи заявления о
морском протесте. Например, принцип
презумпции ответственности перевозчика за
сохранность принятого к перевозке груза
обязывает его доказывать свою невиновность
в случае утраты или повреждения груза. В
противном случае перевозчик возмещает
ущерб, нанесенный грузовладельцу, даже если
тот причинен не по его вине. Оформление
капитаном судна протеста переносит бремя
доказывания на потерпевшую сторону, то есть
не перевозчик должен доказывать свою
невиновность в повреждении груза, а
грузовладелец - вину перевозчика.
Правила о морском протесте имели широкое
применение в практике русского торгового
мореплавания <*>. Они имелись не только в
Уставе торговом, который требовал, чтобы
общая авария была официально удостоверена
посредством так называемого морского
протеста (Prova di hortuna), но и в Уставе
консульском (ст. 62 - 63), которым
устанавливалась обязанность капитана
русского судна "объявить о несчастии или
аварии ближайшему русскому консулу".
Невыполнение капитаном судна требований об
оформлении морского протеста
законодательством России рассматривалось
как "неисполнение своих обязанностей по
положению естественного представителя
судо- и грузохозяев" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Михаэйлис
Е.В. Капитан судна, его права, обязанности и
ответственность по русскому морскому
торговому праву. Феодосия, 1916. С. 333.
<*>
Михаэйлис Е.В. Указ. соч. С. 335.
Согласно
статье 394 КТМ РФ "морской протест имеет
целью обеспечить, насколько это возможно,
полную информацию относительно
обстоятельств происшествия и причин,
вызвавших его, в том числе информацию об
ущербе и о принятых по предотвращению или
уменьшению ущерба мерах". Таким образом, КТМ
не раскрывает понятие полной информации.
Как правило, в морском протесте должно
содержаться следующее:
1) точное
описание обстоятельств, при которых
произошло происшествие;
2) данные о
повреждении машин и судна;
3) данные о
повреждении, порче или гибели груза;
4)
данные о перегрузке и перемещении груза;
5) сведения о произведенных на судне
исправлениях, если к моменту заявления
морского протеста такие исправления были
произведены <*>.
--------------------------------
<*> См.: Александрова К.И. Общая авария и
порядок ее оформления. М., 1967. С. 33.
В
качестве обязательных реквизитов морской
протест должен содержать также:
1) дату и
время подачи заявления;
2) место подачи
заявления;
3) кому адресовано
заявление;
4) фамилию, имя и отчество
лица, представляющего заявление;
5)
название судна;
6) флаг судна;
7)
полное наименование судовладельца;
8)
порт приписки;
9) регистрационный
номер;
10) откуда и куда следует судно;
11) указание о мореходном состоянии судна в
начале рейса;
12) описание принятых
экипажем мер для предотвращения вреда;
13) выражение протеста против возможных
претензий;
14) перечень свидетелей
происшествия и принятых мер;
15) перечень
прилагаемых документов;
16) подпись лица,
представляющего заявление, заверенную
судовой печатью <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сидоренко
А.В., Короткова Л.А. Морской протест. М., 1974. С.
41.
В конце заявления о морском протесте
обычно содержится такая формула: "...поэтому
протестую против всех возможных
претензий...". Именно благодаря этой формуле
заявление капитана о происшествии и
получило название "морской протест",
поскольку капитан судна протестовал против
возможных претензий определенных лиц к
нему и к судовладельцу на основании того,
что им были предприняты все необходимые
меры для предотвращения причинения вреда,
однако не зависящие от экипажа
обстоятельства оказались непреодолимы.
В статье 399 КТМ РФ говорится, что в
подтверждение обстоятельств, изложенных в
заявлении о морском протесте, капитан судна
одновременно с заявлением либо в срок не
более чем семь дней с момента своего
прибытия, или прибытия судна в порт, или
происшествия, если оно имело место в порту,
обязан представить нотариусу или
должностному лицу консульского учреждения
Российской Федерации либо компетентному
должностному лицу иностранного
государства для ознакомления судовой
журнал и заверенную капитаном судна
выписку из судового журнала. В случае
гибели судового журнала в заявлении о
морском протесте должны быть изложены
обстоятельства и причины гибели судового
журнала.
Однако к заявлению могут
прикладываться выписки не только из
судового журнала, но и машинного,
санитарного, радиотелеграфного - в
зависимости от характера происшествия и
принятых экипажем судна мер по
предотвращению вреда от него.
В отличие
от заявления о морском протесте акт о
морском протесте составляется по
определенной форме, которая была принята в
1949 г. в Амстердаме Международным морским
комитетом <*>. Она должна соблюдаться в
тех случаях, когда об этом сделана
специальная оговорка в соглашении сторон,
чартере или коносаменте. Составление
нотариальными конторами акта о морском
протесте в России регулируется ст. 99 - 101
Основ законодательства РФ о нотариате
<*>. В соответствии со ст. 101 Основ
"нотариус на основании заявления капитана,
данных судового журнала, а также опроса
самого капитана и по возможности не менее
двух свидетелей из числа командного
состава судна и двух свидетелей из судовой
команды составляет акт о морском протесте и
заверяет его своей подписью и гербовой
печатью. Экземпляр акта о морском протесте
выдается капитану или уполномоченному
лицу".
--------------------------------
<*> См.:
Сидоренко А.В., Короткова Л.А. Морской
протест. М., 1974. С. 51.
<**> См.: Ведомости
РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
На основании ст. 99 Основ
законодательства РФ о нотариате в
подтверждение обстоятельств, изложенных в
заявлении о морском протесте, капитан судна
в соответствии с законодательством
Российской Федерации, регулирующим
торговое мореплавание, одновременно с
заявлением либо в срок не позднее семи дней
с момента захода в порт или с момента
происшествия, если оно имело место в порту,
обязан представить нотариусу на обозрение
судовой журнал и заверенную капитаном
выписку из судового журнала. Кроме того, для
проверки соблюдения сроков, установленных
КТМ РФ для совершения заявления о морском
протесте, капитан представляет в
нотариальную контору также справку о
времени прибытия судна в порт или о времени
происшествия в порту. Такая справка
выдается капитаном порта.
Несмотря на
важность морского протеста в вопросах
обеспечения доказательств, он все же не
является бесспорным доказательством и
содержание его может быть опровергнуто
другими документами и
доказательствами.
Судовой
журнал
Судовой журнал является
единственным официальным документом, в
котором отражаются деятельность судна во
всех ее проявлениях, а также объективные
условия и обстоятельства, сопровождающие
эту деятельность. Все случаи происшествий с
судном должны быть записаны в журнале
возможно более подробно с указанием всех
обстоятельств, при которых они произошли.
Также подробно должны быть описаны
повреждения, причиненные корпусу,
снаряжению, машине судна, и характер
исправления этих повреждений. Записи
должны вестись в сжатой, но ясной форме, не
допускающей никаких сомнений или различных
толкований. Время возникновения каждого
обстоятельства, относящегося к данному
случаю, должно записываться с точностью до
пяти минут, а в случаях особой важности - до
одной минуты. В судовой журнал записывается
в хронологической последовательности все,
что имеет значение для судна, груза,
судового экипажа и судовождения: погрузка,
отход, состояние моря, погода, сила и
направление ветра, курс, скорость движения
судна, происшествия, меры, принимаемые во
избежание опасности, и т.п.
Судовой
журнал имеет большое доказательственное
значение, поскольку записи в нем делаются
очевидцами и непосредственно за тем или
иным происшествием или за теми или иными
мерами, принятыми во избежание опасности
для судна, груза или для судна и груза.
Судовой журнал ведется вахтенными
помощниками капитана под контролем
капитана.
Своевременное получение
выписки из судового журнала в порту
назначения при вручении капитану аварийной
подписки имеет для грузополучателя
исключительно важное значение, так как этим
самым он препятствует возможной
фальсификации судовых журналов
судовладельцем. Выписку, подписанную
капитаном, грузополучатель высылает
диспашеру, и если последний получит от
судовладельца выписку из судового журнала
другого содержания, то будет отдано
предпочтение той, которая была подписана
капитаном в порту назначения.
Машинный
журнал
При расчетах по общей аварии
машинный журнал иногда бывает не менее
важен, чем судовой. Ценность его, как и
судового журнала, заключается в том, что
записи в нем делаются в хронологическом
порядке и непосредственно в момент
получения и исполнения команд. Путем
сопоставления записей в машинном и судовом
журналах иногда удается установить такие
детали происшествия, которые могут иметь
решающее значение при отнесении тех или
иных убытков к общей аварии.
Например,
во время рейса теплохода "Николай Бауман" из
Лиепаи в Антверпен неожиданно в машине
послышались резкие стуки. Вахтенный
механик немедленно остановил двигатель.
После вскрытия правого двигателя было
установлено, что шатун 3-го цилиндра
раскололся в вертикальном направлении,
кроме того, были обнаружены другие дефекты.
Судно было вынуждено