Нужен ли возврат к ревизионному началу в кассационном и надзорном производстве?

В КАССАЦИОННОМ И НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ?
Н.Н. КОВТУН
Ковтун Николай Николаевич - доцент Нижегородской академии МВД РФ, кандидат юридических наук.
Выступая в качестве весомой конституционной гарантии прав, свобод и законных интересов участников процесса, государства и общества, тот или иной порядок проверки состоявшихся судебных решений, по существу, есть лишь продолжение защиты участниками судебного разбирательства своих интересов в новых процессуальных условиях. Этим обстоятельством во многом и обусловлено единство цели и задач осуществляемой деятельности в стадии кассационного, надзорного и апелляционного производства в уголовном судопроизводстве России.
В отличие от апелляции, сущность, содержание и процессуальная форма проверки судебных решений в суде кассационной и надзорной инстанций, как представляется, достаточно полно изучены в теории российской уголовно - процессуальной науки, в том числе на монографическом и диссертационном уровне <*>. Считаются априори доказанными тезисы о том, что:
--------------------------------
<*> Обзор литературы и генезис основных проблем как первого, так и второго производства дан в работе: Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С. 219 - 226, 230 - 235.
а) производство в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам есть самостоятельные формы отправления правосудия по уголовным делам или, что точнее, - формы судебного контроля за правосудностью актов, вынесенных в суде нижестоящей инстанции;
б) единство сути осуществляемой деятельности объективно обусловливает единство цели и задач для всех названных производств, соответственно понимаемых нами как защита (обеспечение) прав, свобод и законных интересов участников судебного разбирательства, посредством проверки (контроля) законности, обоснованности, мотивированности и справедливости обжалованных судебных решений и обоснованного ответа судом вышестоящей инстанции по существу заявленных требований;
в) как и в суде первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции по результатам проверки судебных решений разрешают дело (спор, конфликт сторон) по существу, то есть с разрешением основного вопроса уголовного дела: о виновности обвиняемого и мере его ответственности за содеянное <*>;
--------------------------------
<*> Предельно убедительными в данном вопросе представляются аргументы И.Д. Перлова, который указывает на то, что разрешение дела по существу имеет место и в определениях (постановлениях) вышестоящих судов, в которых, во-первых, дается ответ по существу заявленных требований, и, во-вторых, ими же могут быть внесены существенные изменения в приговор, либо он может быть вовсе отменен. См.: Перлов И.Д. Надзорное производство в уголовном процессе. М., 1974. С. 103, 104 - 105.
г) единство цели, задач и сути осуществляемой деятельности влечет и единство оснований к проверке, отмене (изменению) судебных решений в каждом из названных процессуальных порядков <*>, единство их ведущих начал и предмета проверки <**> и, безусловно, должно влечь методологическое единство пределов контроля в судах вышестоящей инстанции.
--------------------------------
<*> Именно так, несмотря на некоторое терминологическое различие, они сформулированы в нормах УПК РФ применительно к апелляционному (ст. 369 УПК РФ), кассационному (ст. 379 УПК РФ) и надзорному производству (ст. 409 УПК РФ).
<**> В каждом из названных процессуальных порядков в качестве единого предмета проверки нормативно указан приговор или иное судебное решение (постановление, определение), вынесенные в нижестоящих судебных инстанциях.
Между тем именно в последнем, на наш взгляд, наиболее значимом <*> из названных тезисов законодатель не может найти "золотой середины", то необоснованно расширяя пределы судебной проверки, то все же пытаясь отыскать компромиссы между публичным ревизионным началом контроля и частным интересом того или иного субъекта.
--------------------------------
<*> Здесь и далее мы последовательно настаиваем на том, что именно пределы (объем, границы) проверки обусловливают собой как процессуальную форму той или иной формы контроля, так и полномочия субъектов осуществляемой деятельности.
Было бы неправильным говорить о том, что в нормах всецело публичного УПК РСФСР ревизионное начало кассационно - надзорной проверки судебных решений было ограничено частным интересом субъекта, управомоченного к внесению жалобы <*>. Позволяя суду вышестоящей инстанции проверить дело в полном объеме, вне зависимости от доводов жалобы или протеста, и в отношении всех лиц, в том числе и не подававших жалобу, это начало детерминировало не только предмет и пределы проверки в кассационно - надзорном порядке, но и виды возможных решений суда, его полномочия и процессуальную форму самого процесса контроля.
--------------------------------
<*> Исключение в этом плане составляют лишь нормы, регламентирующие недопустимость "поворота к худшему" в суде вышестоящей инстанции. Более того, в коллизии ревизионного начала и недопустимости поворота к худшему приоритет, как правило, отдавался последнему. См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С. 112 - 115.
При подобном положении дел требования заинтересованных лиц служили лишь поводом к началу проверки <*>, практически никак не ограничивая публичную активность суда по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела <**> и реализации государственной воли в любом из вопросов процесса.
--------------------------------
<*> См.: Куцова Э.Ф. Советская кассация как гарантия законности в правосудии. М., 1957. С. 77; Перлов И.Д. Указ. соч. С. 136, 172 и др.
<**> Именно в данной связи И.Д. Перлов предельно точно обращает внимание на то, что посредством ревизионного начала проверки пересмотр приговора (ограниченный интересом сторон) неизбежно превращается в ничем не ограниченный пересмотр дела (в публично - правовых интересах). См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С. 7.
Соответственно этой публичной идеологии было сформулировано и такое начало кассационной проверки, как "широкая свобода" обжалования (ст. 325 УПК РСФСР). Всегда имея возможность к всестороннему, полному и объективному исследованию всех материалов дела, государство практически не предъявляло требований к форме и содержанию кассационной жалобы. В силу тех же публичных причин не требовалось и особой активности сторон в доказывании своих притязаний в суде вышестоящей инстанции.
Таким образом, кассационно - надзорный порядок проверки судебных решений служил лишь средством реализации идеи законности, публичности и объективной истины в соответствии с общим публичным строем процесса.
Казалось бы, на принципиально отличных началах должен быть сформирован апелляционный порядок проверки судебных решений, разрабатываемый законодателем в условиях торжества начал состязательности и диспозитивного усмотрения сторон в порядке защиты своих интересов. Предполагалось, что законодатель не просто учтет конституционный приоритет интересов личности над государственным или общественным интересом, но и проведет его в телеологически согласованных нормах закона, четко различая, чей интерес лежит в основе нарушенной нормы и соответствующих ей правовых отношений.
Во многом это удалось. Центральной в контексте данного вывода могла быть ч. 2 ст. 487 УПК РСФСР, определяющая пределы проверки заявленных требований в суде апелляционной инстанции. Ограничивая в лучших чертах классической кассации ревизионное начало, законодатель впервые поставил определение границ возможной проверки судебных решений в зависимость от воли и интереса сторон. Соответственно этому в новеллах Закона от 8 июля 2000 года были сформулированы и полномочия апелляторов, требования, предъявляемые к процессуальной форме и содержанию апелляционного отзыва <*>, виды возможных решений суда и основания принятия того или иного вида решений по результатам проверки.
--------------------------------
<*> Хотя действующее уголовно - процессуальное законодательство не использует термина "апелляционный отзыв", он был хорошо известен процессуальному законодательству России 1864 - 1917 годов. Мы используем названный термин в значении "апелляционная (кассационная) жалоба". См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С. 537, 539; Духовской М.В. Русский уголовный процесс. М., 1908. С. 392 - 395.
Указывая на диспозитивные полномочия сторон в предъявлении и формулировании своих притязаний к суду апелляционной инстанции, законодатель вместе с тем правомерно ограничил их требования лишь своим интересом, не позволяя частным апелляторам произвольно вторгаться в сферу тех отношений, которые защищаются исключительно в публичном или ином частном порядке. В данной связи формально определенные в норме закона требования к апелляционному отзыву (ст. 481 УПК РСФСР) не столько ограничивали широкую свободу обжалования, сколько обязывали апелляторов изначально точно определиться в пределах тех требований (притязаний), которые они предъявляют к суду вышестоящей инстанции, рассчитывая на их разрешение по существу.
Исходя из этих концептуальных посылок, в новом состязательном смысле можно было бы истолковать и основания к отмене (изменению) решений мирового судьи, и закрепленную в нормах закона публичную (по форме) активность суда по самостоятельному истребованию дополнительных доказательств или производству отдельных судебных (следственных) действий вне инициативы сторон, и иные подобные нормы. Однако возможности к подобному истолкованию сути и содержания возрождающейся российской апелляции были зачеркнуты положениями ч. 3 ст. 487 УПК РСФСР, которая, вступая в противоречие с частью второй этой же статьи, ввела в названный процессуальный порядок все то же публичное ревизионное начало проверки, обусловливая тем самым практически неограниченную активность суда в защите прав и интересов осужденного <*> и соответственно публичный (ex officio) выход в объеме проверки за пределы заявленных требований, а также фактически неизбежный в данной связи переход в объемах проверки от пересмотра приговора к пересмотру всего дела. Отсюда вполне возможны и публичные смыслы оснований к отмене (изменению) решений, оказавшихся предметом обжалования, и публичная активность суда по истребованию дополнительных данных. Не случайной в данном контексте оказалась и норма ч. 2 ст. 478 УПК РСФСР, обязывающая прокурора, вне зависимости от его участия в деле или внутреннего убеждения, опротестовать каждый незаконный (неправосудный) приговор мирового судьи и (или) его постановление о прекращении уголовного дела <**>.
--------------------------------
<*> Непонятна в этом вопросе "принципиальная" позиция законодателя в отношении других апелляторов. Почему положения ч. 3 ст. 487 УПК РСФСР, так яростно отстаиваемые законодателем в отношении осужденного, не действуют применительно к другим апелляторам (потерпевшим), равенство прав которых на судебную защиту также гарантировано конституционной нормой и, следовательно, должно быть реально обеспечено?
<**> Истолкование этой же нормы в состязательном смысле объективно предполагает право, а не обязанность прокурора (вернее - государственного обвинителя, участвовавшего в деле), по внесению протеста (представления) на то или иное неправосудное судебное решение, как это имеет место в нормах нового УПК РФ (ч. 4 ст. 354).
Таким образом, в нормах Закона от 8 июля 2000 года законодатель так и не смог уйти от идеи публичности и до конца последовательно выдержать процессуальную форму судебной проверки, основанной в зависимости от природы нарушенного интереса на частном или публичном интересе сторон, самостоятельно и равноправно отстаивающих свои притязания перед беспристрастным судом. И суть апелляции, закрепленной в новеллах Закона, видится в том, что законодатель всего лишь стремится найти компромиссы между частным и публичным началом процесса, уже признавая правовое значение первого, но еще не отказываясь и от второго.
Между тем подобные "метания" законодателя в одном из центральных вопросов института судебной проверки не могли не сказаться на сути и содержании новой русской апелляции, ибо двусмысленные возможности к истолкованию одной и той же нормы закона, как в частном, так и (в возможном) публичном контексте, никак не способствуют оптимальности деятельности суда апелляционной инстанции и процессуальной роли сторон в подобном процессе. Тем интереснее представляются нормы, регламентирующие процедуры апелляционного, кассационного и надзорного производства, в новеллах нового УПК РФ.
Анализируя по нормам УПК РФ процессуальную форму проверки судебных решений в суде вышестоящей инстанции, можно прийти к достаточно значимым и, как представляется, знаковым выводам о смене публичных ориентиров в позиции законодателя. Определившись в тождестве цели, задач и сути проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции, законодатель достаточно последовательно конструирует процессуальную форму института судебного контроля, где элементы проверки законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений составляют главное направление (стержень) осуществляемой деятельности.
Отказавшись от ревизионного начала проверки и понимая тождество сути контрольно - проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции как специфической формы защиты заявленных требований (притязаний сторон), законодатель достаточно строго проводит в нормах апелляционного, кассационного (гл. 43 - 45 УПК РФ) и отчасти надзорного производства (гл. 48 УПК РФ):
а) единство цели, задач и процессуальной формы проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции (ст. 365, 377 УПК РФ), что особенно явно проявляет себя применительно к форме апелляционного и кассационного пересмотра. Включение в ч. 4 ст. 377 УПК РФ нормы о том, что при рассмотрении дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства по правилам судебного следствия в суде первой инстанции (гл. 37 УПК РФ), как представляется, уже позволяет констатировать вывод не о введении элементов апелляции в кассационный порядок, а о фактическом тождестве апелляционного и кассационного порядка рассмотрения отзыва;
б) единство предмета (ст. ст. 360, 361, 373, 402 УПК РФ) и пределов (ч. 2 ст. 360 УПК РФ) проверки, последовательно понимая под первым законность, обоснованность и справедливость приговора (или иного судебного решения) <*>, вынесенного в суде нижестоящей инстанции, а под вторым - границы (объем) проверочной деятельности и соответственно объем возможных полномочий суда в итоговых выводах, императивно определенных волей (интересом) управомоченных сторон;
--------------------------------

Комментарии к законам »
Читайте также