Условия и признаки банкротства предприятий

А.Н. КОСТИН, Г.В. ЗАВЬЯЛОВ
А.Н. Костин, руководитель КРУ ЗАО "ОРЛЭКС", г. Орел, кандидат технических наук.
Г.В. Завьялов, начальник юридического отдела ЗАО "ОРЛЭКС".
Дела о банкротстве в настоящее время приобретают все большую значимость. Наблюдается резкое увеличение числа споров о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами РФ.
В настоящее время процедуру банкротства легко возбудить практически против любого участника экономических отношений независимо от пропорции долгов и активов предприятия с автоматическим введением процедуры назначения арбитражных управляющих и т.д. Это предусмотрено Федеральным законом от 8 января 1998 года N 6 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.).
Закон 1998 г. не является отредактированным вариантом Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 года N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон 1992 года). В его основу заложена совершенно иная идеология, основанная на отказе от принципа "неоплатности" долга при определении критериев банкротства. В Законе 1998 года в основу критерия банкротства законодатель заложил принцип "неплатежеспособности". Если по нормам Закона 1992 года банкротству не подлежали организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, то в Законе 1998 года этой нормы нет. Законодатель иначе, чем в Законе 1992 года, определяет признаки банкротства. Закон 1998 года в статьях 2 и 3 дал иное понятие банкротства. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в количественном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
Законодатель при банкротстве юридического лица основывается на принципе неплатежеспособности, а при банкротстве гражданина исходит из принципа "неоплатности", то есть для признания банкротом гражданина необходимо, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость его имущества и чтобы эти денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей не были исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
К числу наиболее вероятных причин, обуславливающих неплатежеспособность предприятий, относятся следующие:
производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;
производство продукции низкого качества;
высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;
низкий уровень использования ее мощностей;
значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.
Необходимо учитывать и объективные причины, в частности, что государственные предприятия в России долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, возможности произвольно повышать цены в зависимости от конкретных затрат. Когда на рынок стали поступать импортные товары, многие коммерческие организации России стали неконкурентоспособными. Нельзя не учитывать и недостатки налогообложения и острую нехватку оборотных средств, что побуждает предприятия брать дорогие кредиты.
Новый Закон 1998 года в большей степени соответствует современным условиям экономического развития нашей страны и значительно подробнее, чем прежний, регулирует различные отношения при банкротстве. Закон содержит много новых положений, относящихся в основном к понятию и признакам банкротства, правовому статусу арбитражных управляющих, реорганизационным процедурам, имеющим цель восстановить платежеспособность должника.
Закон 1998 года, в отличие от прежнего, за исключением процедуры наблюдения, не допускает возможность осуществления этих процедур старым руководством должника. Для их проведения арбитражный суд назначает арбитражных управляющих. Этот термин определяет обобщенное понятие, так как согласно Закону в качестве арбитражных управляющих выступают разные лица с различными полномочиями - временный, внешний, конкурсный управляющий. Все они действуют под контролем арбитражного суда. В Законе 1998 года в специальные главы выделены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц (гл. VIII), упрощенные процедуры банкротства (гл. X), которые применяются к ликвидируемому должнику - юридическому лицу и отсутствующим должникам.
Новым положением Закона 1998 года является распространение процедуры банкротства на граждан, не являющихся предпринимателями.
Закон 1998 года распространяется не на всех субъектов права. Банкротами могут быть объявлены:
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий);
некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;
граждане, в том числе зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень коммерческих организаций. Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной своей цели деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 50 ГК РФ коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Из этого следует, что ГК употребляет термин "предприятия" только применительно к унитарным предприятиям, которые не являются собственниками закрепленного за ними имущества, а владеют им на праве оперативного управления в пределах, установленных статьями 294 - 300 ГК РФ.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента организация приобретает права и обязанности, и, следовательно, только организация, зарегистрированная в установленном порядке, может быть объявлена банкротом. В других случаях можно применять полномочия закона о несостоятельности к должникам - гражданам.
Новый порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года, который вводится в действие с 1 июля 2002 года.
Нельзя признать организацию банкротом в случаях, когда она ликвидирована и запись об этом внесена в Единый государственный реестр. В таких случаях арбитражный суд прекращает производство по делу о ее несостоятельности.
Закон 1998 года, как и Гражданский кодекс, устанавливает исключение для казенных предприятий. Последние не могут быть объявлены банкротами. К казенным предприятиям статья 115 ГК РФ относит унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Такие предприятия создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Их права на закрепленное за ними имущество ограничены (ст. 297 ГК РФ).
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Пункт 5 ст. 186 Закона 1998 года устанавливает, что не могут быть объявлены банкротами в порядке данного Закона и унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности.
Из числа некоммерческих организаций процедура банкротства согласно ГК и Закону 1998 г., как и раньше, применяется только к потребительским кооперативам, благотворительным и иным фондам. Следовательно, учреждения и другие некоммерческие организации не могут быть объявлены банкротами.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Существенные изменения внес Закон 1998 года в признание несостоятельными граждан. Эти вопросы в прежнем законодательстве были урегулированы только в отношении индивидуальных предпринимателей, причем зачастую без учета особенностей коммерческой деятельности граждан. Сейчас банкротству граждан посвящена специальная глава (IX).
Однако нормы, регулирующие банкротство граждан, не являющихся предпринимателями, пока не введены в действие до внесения соответствующих изменений в ГК РФ.
Особенности банкротства субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса установлены Федеральным законом N 122 от 24 июня 1999 года "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса".
В соответствии со ст. 2 этого Закона организация - должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией - должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации - должника, в том числе права требования.
Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.
Специальные правила установлены для признания банкротами кредитных организаций. Эти вопросы регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" N 40 от 25 февраля 1999 года, с изменениями, внесенными Федеральным законом N 86 от 19 июня 2001 года.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Кредитная организация считается не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
кредитная организация - должник;
кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
Банк России (в том числе в случаях, когда Банк России не является кредитором кредитной организации);
прокурор - в случаях, предусмотренных Законом 1998 года;
налоговый или иной уполномоченный в соответствии с Федеральном законом орган по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Закон 1998 года признает приоритет международных договоров Российской Федерации и решений судов иностранных государств по делам о несостоятельности на началах взаимности и в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Признаками банкротства Закон 1998 года определяет неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для гражданина в качестве дополнительного признака установлено превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 3 Закона 1998 года при определении критериев банкротства во внимание принимаются лишь денежные обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В понятие "банкротство" не включаются неденежные обязательства предприятия - должника, следовательно, кредиторы по любым гражданско - правовым обязательствам не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Однако в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником любого гражданско - правового обязательства оно по воле кредитора может быть трансформировано в денежное. Кроме того, даже применение судом к должнику процедур банкротства (включая конкурсное производство) по заявлению кредитора по денежному обязательству вовсе не означает, что кредиторы по иным обязательствам полностью теряют надежду получить от должника причитающиеся им товары, работы или услуги.
Состав денежных обязательств, которые принимаются в расчет при решении вопроса о банкротстве, равно как и при осуществлении самой этой процедуры, определенным образом ограничен.
В него не входят обязательства перед гражданами, связанные с ответственностью должника за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника - корпоративной организации, вытекающие из их участия в ней.
В отличие от перечисленных иного рода обязательства таких же участников (учредителей), то есть не связанные с их членством в корпорации (например, о выплате участнику арендной платы за аренду хозяйственным обществом принадлежащего ему помещения), подчиняются общему, установленному для банкротства режиму. Наконец, особо предусмотрено, что при определении необходимости или возможности банкротства не учитывается причитающаяся кредитору неустойка (штраф, пени), а в случаях, когда речь идет об обязательных платежах, точно так же не принимаются во внимание установленные законодательством штрафы (пеня) и другие финансовые (экономические) санкции.
Таким образом, применительно к денежным обязательствам учету подлежит только основной долг. Поскольку начисленные за просрочку исполнения обязательства проценты представляют собой долг,

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ  »
Комментарии к законам »
Читайте также