Контроль и запись переговоров

М. КОТУХОВ
На основании Федерального закона от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" вступила в силу ст. 174.1 УПК, регламентирующая порядок и условия контроля и записи телефонных и иных переговоров.
Согласно этой статье по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях по судебному решению допускаются контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
В случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца или в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях иных лиц насилия, опасного для жизни и здоровья, а также совершения иных преступных действий в целях изменения указанными лицами своих показаний, по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии таких заявлений в соответствии с ходатайством следователя и по судебному решению могут осуществляться контроль и запись телефонных и иных переговоров указанных лиц.
При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства, в котором излагается сущность уголовного дела, основания осуществления данных следственных действий, указываются фамилия, имя и отчество лица, в отношении переговоров которого будут осуществляться контроль и запись, срок осуществления таких контроля и записи, наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров.
Мотивированное постановление следователя направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия, о чем уведомляется прокурор. Оно подлежит рассмотрению судьей в течение шести часов с момента поступления в суд. В целях проверки достаточности оснований для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров судья вправе получить от следователя необходимые пояснения и материалы. По результатам рассмотрения он выносит постановление об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров или об отказе в их осуществлении с указанием в последнем случае мотивов принятого решения. Постановление судьи направляется следователем в соответствующий орган для исполнения. Осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более чем шесть месяцев. Осуществление таких контроля и записи прекращается по постановлению следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания следствия по данному уголовному делу.
Следователь в течение всего срока осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров в любое время вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных средств.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны, составляет протокол, в котором должна быть по возможности дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
Таким образом, контроль и запись переговоров, впервые предусматриваемые УПК РСФСР в качестве следственных действий, являются длящимися технико - правовыми процедурами, проводимыми следователем при участии органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность (ОРД). Законодатель определил категории лиц, телефонные и иные переговоры которых могли бы прослушиваться в интересах следствия; установил фактические и формальные основания для производства контроля и записи переговоров, а также сроки осуществления этих следственных действий и порядок использования их результатов. Кроме того, законом предписаны определенные меры предосторожности в отношении необработанных и полных записей переговоров, исключающие какой бы то ни было посторонний доступ к фонограмме и бумажному носителю контролируемой информации.
Столь подробная регламентация связана прежде всего с тем, что данные следственные действия сопряжены с вторжением в сферу частной жизни. Кроме того, они направлены не только на получение доказательств и обеспечение нормальной процессуальной деятельности по уголовному делу, но и на защиту жертв, очевидцев преступления и иных лиц, которые могут быть подвергнуты опасному посткриминальному воздействию в целях изменения показаний.
Такое решение законодателя можно рассматривать как элемент важного правового института обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию. Введение его в практику отечественного уголовного процесса отвечает современным реалиям и подтверждает стремление России совершенствовать национальное законодательство с учетом принципов и стандартов Совета Европы.
Вместе с тем ст. 174.1 УПК представляется недостаточно последовательной в плане четкости отдельных формулировок. С одной стороны, используются хорошо известные термины и понятия, единообразно толкуемые правоприменительной практикой (сведения, имеющие значение для уголовного дела; реальная угроза; насилие, опасное для жизни и здоровья, и др.). С другой стороны, некоторые положения не раскрывают с полной ясностью пределы и характер полномочий государственных органов, осуществляющих контроль и запись переговоров, и к тому же, на наш взгляд, не вполне согласуются с иными нормами действующего российского законодательства, в связи с чем на практике могут возникнуть сложности.
К примеру, в целях устрашения и принуждения свидетеля к изменению им своих показаний со стороны обвиняемого поступает реальная угроза убийством, адресованная, однако, не самому свидетелю, а его супруге либо невесте, т.е. близкому родственнику или иному лицу <*> по смыслу ч. 2 ст. 174.1. Тогда кто-то из них (свидетель? супруга / невеста? оба сразу? - анализируемая норма не дает ясного ответа на этот вопрос, ограничиваясь формулой "указанные лица" - но какие именно?) должен обратиться к следователю с письменным заявлением о контроле и записи переговоров (по тексту опять-таки не совсем понятно, можно ли обращаться непосредственно в суд). В свою очередь, следователь будет предпринимать меры для получения санкции суда на проведение контроля и записи телефонных и иных переговоров: уведомлять прокурора, направлять мотивированное постановление в суд, ожидать результатов рассмотрения ходатайства <**>, которое может быть и отклонено, а в случае удовлетворения - направлять постановление судьи в соответствующий орган для исполнения.
--------------------------------
<*> Применительно к подобной ситуации представляется приемлемым, в частности, разъяснение, содержащееся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)": "К близким потерпевшему лицам... могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 3. С. 3.
<**> С учетом фактической служебной нагрузки (а точнее, перегрузки) судей, а также принципа непрерывности судебного разбирательства шестичасовой срок принятия решения об осуществлении контроля и записи переговоров представляется скорее декларативным, чем реальным.
Тем временем угроза может быть реализована, и в конце концов либо свидетель будет вынужден изменить свои показания, либо в возникшей криминальной ситуации вновь последует серия угроз, в том числе связанных: с совершением убийств; с причинением вреда, опасного для жизни или здоровья; похищением человека; незаконным лишением свободы; уничтожением или повреждением имущества; распространением позорящих сведений и т.д.
Однако при подобных исключительных обстоятельствах действующее правовое регулирование допускает и более надежный вариант защиты личности. В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно - розыскной деятельности" в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
На наш взгляд, аналогичное предписание могло бы содержаться и в УПК. Если лицу, а равно его близкому окружению реально угрожает опасность расправы со стороны преступников за дачу правдивых показаний, то при наличии письменного заявления названных лиц допустимо осуществлять контроль телефонных и иных переговоров в комплексе защитных мер без судебного решения с обязательным уведомлением суда в течение 48 часов.
Полагаем, такая норма более эффективно обеспечит защиту лиц, содействующих уголовному правосудию, и в то же время не вступит в противоречие с правовой позицией контрольных органов Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, состоящей в том, что вмешательство государственного органа в пользование правом на тайну телефонных и иных переговоров должно быть пропорционально легитимным целям, оправдывающим это вмешательство.
Высока вероятность, что в практике применения ст. 174.1 возникнет еще один вопрос: какие переговоры следует считать иными? По буквальному толкованию это переговоры "другого образа и способа", чем телефонные. Из положений ст. 174.1 во взаимосвязи с другими предписаниями, содержащимися в федеральных законах и ведомственных нормативных правовых актах, следует, что к иным переговорам должен быть отнесен всякий обмен сообщениями, передаваемыми с помощью различных типов коммутационного оборудования (сетей подвижной и беспроводной связи, персонального радиовызова общего пользования и т.д.).
Вместе с тем буквальное содержание ч. ч. 1 и 2 ст. 174.1 допускает еще одно толкование термина "иные переговоры", а именно - непосредственный речевой контакт двух или нескольких лиц, обычная беседа. Если законодатель не исключает такого понимания иных переговоров, то для технического обеспечения их контроля и записи потребуется проследить за собеседниками в условиях непосредственного речевого общения и зафиксировать соответствующую информацию, т.е. фактически выполнить действия, аналогичные наблюдению, при проведении которого может быть использована видео-и аудиозапись, а также киносъемка (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности").
Негласные по своему характеру, указанные действия могут быть сопряжены с ограничением конституционного права граждан не только на тайну телефонных переговоров, но и на неприкосновенность жилища. Поэтому в ходатайстве следователя целесообразно отразить основания для ограничения этого права.
Уточним также, что в случае контроля и записи переговоров при непосредственном речевом общении полученная информация фиксируется посредством киносъемки и видеозаписи, а следовательно, не только фонограмма, но и видеокассета (кинопленка) может быть использована в порядке, предусмотренном ч. ч. 8 - 10 ст. 174.1 УПК.
По смыслу закона ходатайство об осуществлении контроля и записи переговоров возбуждается перед судом, если следователь располагает достаточно обоснованными данными о том, что обвиняемый или подозреваемый в тяжком или особо тяжком преступлении ведет телефонные и иные переговоры, в ходе которых, в частности, могут быть сообщены сведения, имеющие значение для уголовного дела.
В этой связи в конкретной ситуации может возникнуть вопрос, в какой мере при проведении рассматриваемых следственных действий затрагивается конфиденциальный характер консультаций обвиняемого с защитником.
Из Конституции РФ и международно - правовых актов по правам человека следует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства. Это право возникает у лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.
Так, согласно ч. 2 ст. 51 УПК с момента допуска к участию в деле защитник вправе иметь с подозреваемым и обвиняемым свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности. В ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" также устанавливается, что с момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.
Тем самым законодатель закрепляет весьма важную гарантию сохранения в тайне сведений, сообщаемых обвиняемым (подозреваемым) своему защитнику. (При этом, естественно, предполагается, что защитник в соответствии со своими процессуальными обязанностями использует только законные средства и способы оказания юридической помощи, а не вступает в преступный сговор под предлогом конфиденциальных консультаций).
Не совсем ясно, однако, решен данный вопрос при регламентации контроля и записи телефонных и иных переговоров. С одной стороны, ст. 174.1 УПК не предусматривает каких-либо исключений из общих правил проведения названных следственных действий, если подозреваемый и/или обвиняемый ведут переговоры с адвокатом в рамках должного поведения при осуществлении защиты. Получается, нет юридических препятствий к тому, чтобы сведения, имеющие значение для дела (в том числе и явно свидетельствующие против подозреваемого или обвиняемого <*>, однако сообщаемые им адвокату с целью выработать позицию и тактику защиты), были негласно зафиксированы в виде фонограммы, которую впоследствии прослушает с участием понятых следователь,

Особенности квалификации таможенных преступлений  »
Комментарии к законам »
Читайте также