Статья 116 НК РФ. Этой статьей предусмотрено привлечение к ответственности за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Применяя эту статью на практике, необходимо иметь в виду следующее.

Данной нормой установлена ответственность за нарушение сроков, установленных ст. 83 НК РФ, регулирующей учет налогоплательщиков. Этой статьей установлено общее правило, в соответствии с которым налогоплательщики обязаны подавать в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства заявление о постановке на учет в течение 10 дней после государственной регистрации. Этой же статьей установлен ряд частных случаев, в которых налогоплательщики также обязаны вставать на учет в налоговом органе, и сроки подачи соответствующих заявлений. Такими случаями являются: постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок подачи заявления 1 месяц после создания обособленного подразделения); постановка на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок подачи заявления - 30 дней со дня их регистрации). Конструкция ст. 116 предполагает ответственность за нарушение любого из указанных в ст. 83 сроков.
Доказывая факт налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116, налоговые органы представляют соответствующие заявления налогоплательщиков с отметками налоговых органов о их приеме (в случае несвоевременной подачи заявления о постановке на налоговый учет) либо доказательства отсутствия постановки на налоговый учет налогоплательщика (в случае, когда налогоплательщик вообще не исполнил обязанности по постановке на налоговый учет).
Применение ст. 116 не вызывает особых сложностей тогда, когда привлечение к ответственности в соответствии с ее нормами осуществляется налоговыми органами. Практические вопросы возникают тогда, когда с исками о взыскании штрафа в арбитражный суд выходят органы государственных внебюджетных фондов, в частности органы Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС). Имеют ли органы ФСС право предъявлять такие иски, это: подлежит ли взысканию такой штраф, применимы ли здесь нормы НК РФ? (Поскольку органами ФСС предъявляется много исков о привлечении налогоплательщиков к ответственности по различным статьям НК, то такой вопрос возникает практически в каждом случае, поэтому все, сказанное далее и имеющее общий характер, может быть отнесено и к иным статьям НК РФ.)
На каком основании органы ФСС предъявляют иски о взыскании с налогоплательщиков штрафов в соответствии с НК РФ?
В соответствии с п. 7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 ст. 30 НК РФ органам государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных данным Кодексом, предоставлены полномочия налоговых органов. Ст. 34.1 и п. 2 ст. 82 НК РФ предусматривают осуществление органами государственных внебюджетных фондов налогового контроля в пределах их компетенции с наделением их правами и обязанностями налоговых органов.
Можно предположить, что именно основываясь на этих нормах общего характера, законодатель включил в Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 г." (Закон о бюджете) норму ст. 10, где установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ.
До вступления в силу части второй НК РФ органы государственных внебюджетных фондов предъявляли в суд иски о взыскании штрафных санкций в соответствии с НК РФ и выступали, таким образом, истцами. С введением единого социального налога, заменившего взносы в эти фонды, на практике встал вопрос о праве государственных социальных внебюджетных фондов на взыскание недоимок и штрафов.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.01 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" (Вводный закон) с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ. Налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.01, осуществляется налоговыми органами РФ. Взысканные после 01.01.01 суммы недоимки, пени, штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты ПФР, ФСС РФ, фондов ОМС, а по платежам в Государственный фонд занятости населения РФ - в федеральный бюджет.
Имеют ли право органы фондов после 01.01.01 предъявлять иски о взыскании недоимки, пени? Думается, что такое право у них есть, но при этом необходимо учитывать момент вступления в действие части второй НК РФ.
С 01.01.01 по единому социальному налогу надлежащим истцом являются налоговые органы. Контроль за своевременностью и правильностью уплаты страховых взносов до этого момента возлагался на органы фондов. Взыскание задолженности производится в бюджеты фондов. Учитывая все сказанное, думается, что ничто не препятствует органам государственных внебюджетных фондов предъявлять иски о взыскании задолженности и штрафов по платежам, обязанность уплаты которых возникла до 01.01.01. По правоотношениям, возникшим после этой даты, органы внебюджетных фондов такое право утратили. Таким образом, вопрос о предъявлении иска надлежащим или ненадлежащим лицом должен решаться в зависимости от основания заявленного требования, от срока возникновения правоотношений, в связи с которыми возник спор.
Взыскание штрафов подчиняется тем же общим правилам. При этом необходимо только учитывать кроме времени возникновения правоотношений еще и характер правонарушения, за которое налогоплательщик привлекается к ответственности. Поясним на примере ст. 116 НК РФ.
Иск подан органом ФСС о взыскании с налогоплательщика ООО "П" штрафа по ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в органе ФСС. При этом истец аргументирует свои требования ссылками на нормы НК РФ, на Вводный закон и на Закон о бюджете. В ходе судебного заседания было выявлено, что ответчик действительно подал заявление без соблюдения установленных сроков, однако в иске отказал по следующим основаниям.
Из пункта 1 статьи 116 НК РФ следует, что ответственность наступает за следующее неправомерное действие: нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Пунктом 2 той же статьи предусмотрена ответственность при наличии квалифицирующего признака - нарушение срока более чем на 90 дней. Статья 83 говорит о постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. При этом Кодексом не предусмотрено случаев, в которых органам государственных внебюджетных фондов были бы предоставлены полномочия налоговых органов, связанные с постановкой на учет. Норма п. 11 ст. 84 НК РФ, как это следует из самого ее текста, относима только к ст. 84, а не к статье 83, за нарушение которой установлена ответственность. Таким образом, ст. 83 и сроки, установленные ею, неприменимы к отношениям по учету плательщиков в органах ФСС РФ. Такие сроки установлены ст. 10 Закона о бюджете. Этим же Законом предусмотрено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ, а также установлены срок постановки на учет и ответственность за его нарушение. Представляется, что из анализа указанных норм следует однозначный вывод о неприменимости ст. 116 НК РФ при привлечении к ответственности за несвоевременную постановку на учет в органах ФСС в связи с отсутствием состава правонарушения.
Некоторыми органами ФСС предъявляются иски о привлечении к ответственности одновременно по п. 1 и п. 2 ст. 116 НК РФ. Например, ООО "З" было привлечено к ответственности, поскольку заявление о постановке на учет в органе ФСС было им подано 05.04.01, а государственная регистрация имела место 05.12.00. Истец - орган ФСС просил взыскать штраф по п. 1 ст. 116 за период просрочки 90 дней, исчисленный со дня государственной регистрации, и по п. 2 за период свыше 90 дней. Общий размер штрафа, который просил взыскать истец, составил 15 тысяч рублей. Такой подход следует признать не основанным на законе, поскольку по пунктам 1 и 2 статьи 116 НК осуществляется привлечение к ответственности за один и тот же состав налогового правонарушения - нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. При этом пунктом 2 предусмотрена ответственность при наличии квалифицирующего признака - нарушения срока более чем на 90 дней. Учитывая изложенное, нельзя признать правомерным одновременное взыскание штрафа по п. 1 и п. 2 ст. 116. Налогоплательщиком было совершено одно правонарушение - нарушение установленного срока более чем на 90 дней, поэтому правильно было бы привлечь его к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также