Направления совершенствования лицензирования частной детективной и охранной деятельности

ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. СОЛНЫШКОВА
В государственном регулировании частной детективной и охранной деятельности лицензирование имеет основополагающий характер. Правовой основой лицензирования в этой сфере являются Гражданский кодекс РФ, Законы "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> и Закон РФ "О милиции" <**>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ, от 12 мая 2000 г. N 69-ФЗ, 22 декабря 1999 г. N 216-ФЗ, от 22 декабря 1999 г. N 215-ФЗ, от 26 ноября 1998 г. N 178-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 39. Ст. 4857.
<**> Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Вопрос о роли Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в лицензировании частной детективной и охранной деятельности нуждается в отдельном рассмотрении. Существует точка зрения, что с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" именно он стал основой лицензирования в охранно-детективной сфере.
Сторонники этой позиции полагают, что "в ст. 1 этого Закона ("Цели и сфера применения настоящего Федерального закона") подчеркивается, что он направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования и утверждение единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации (ст. 3). При этом в указанных статьях не содержится каких-либо оговорок относительно видов деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральными законами, вступившими в силу до вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Поэтому его действие распространяется на все лицензируемые виды деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> Шестаков В.В. Лицензия: право на труд или осуществление лицензируемого вида деятельности? // Закон и право. N 3. 2000. С. 24 - 28.
На этом основании некоторые авторы делают вывод о прекращении действия Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью <*>.
--------------------------------
<*> Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утв. Приказом МВД России от 22 августа 1992 г. N 292 (ред. от 14.11.1994). (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.1992 N 47.)
Этот вывод аргументируется следующим образом: поскольку установленный Инструкцией "порядок лицензирования противоречит Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", то ее действие утратило силу с момента вступления в силу указанного Закона" <*>.
--------------------------------
<*> В.В. Шестаков. Указ. соч. С. 28.
Позиция сторонников такого взгляда на лицензирование охранно-детективной деятельности представляется спорной. Пункт 3 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" однозначно определяет сферу действия Закона. В нем указано, что установленный "порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами".
Сторонники той точки зрения, что в настоящий момент лицензирование в охранно-детективной деятельности полностью регулируется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", полагают, что имеет место коллизия правовых норм п. 3 ст. 19 и ст. 1 данного Закона, которая требует системного толкования. Результатом системного толкования станет вывод о принципиальном противоречии ст. 19 Федерального закона его целям и сфере применения <*>.
--------------------------------
<*> С.В. Шевченко, В.В. Шестаков. Каким видится законодательство о частной охраной и детективной деятельности в начале III тысячелетия? // Государство и право. 2000. N 7. С. 83.
Такой подход представляется недостаточно убедительным по следующим причинам. Во-первых, норма, содержащаяся в п. 3 ст. 19, не вступает в противоречие с нормой ст. 1, а сама является коллизионной. Она содержит предписание, регулирующее выбор между Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и более ранними законами Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> С.С. Алексеев. Общая теория права. В двух томах. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. С. 71.
Во-вторых, правила юридической герменевтики предусматривают примат грамматического, буквального толкования <*>.
--------------------------------
<*> С.С. Алекссев. Государство и право. Начальный курс. М.: Юрид. лит., 1993. С. 153 - 170; И.Л. Гранат, О.М. Колесникова, М.С. Тимофеев. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 83; С.С. Алексеев. Общая теория права. В двух томах. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. С. 290 - 316.
Именно этот вид толкования выражает в данном случае действительную волю законодателя. Необходимость в применении других способов интерпретации юридического текста отсутствует. Представляется, что причина спорности разъяснения содержания п. 3 ст. 19 вышеназванного Закона заключается в нарушении последовательности применимых способов юридического толкования, что обусловило необоснованно распространительный результат толкования.
Верховный Суд РФ в судебных актах по конкретным делам также сделал вывод о неприменимости порядка лицензирования, установленного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", к видам деятельности, лицензирование которых установлено ранее принятыми федеральными законами <*>.
--------------------------------
<*> Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 1999 г. N КАС 99-223 "О признании незаконным Письма Минфина России от 23 октября 1992 г. N 99 в части размера ставок сбора за выдачу лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" // Библиотечка Российской газеты. 2000. N 16.
Такую же позицию занял Высший Арбитражный Суд РФ <*>.
--------------------------------
<*> П. 3 письма Высшего Арбитражного Суда N С3-7/УЗ-819 от 28 октября 1998 г. "О Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В то же время п. 3 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не устанавливает приоритет в применении ранее принятых федеральных законов, а говорит об их приоритете только в отношении "порядка лицензирования конкретных видов деятельности". При этом сложная взаимосвязь понятий не позволяет говорить об исключении применения к отношениям лицензирования в сфере частной детективной и охранной деятельности только процессуальных норм данного Закона, поскольку порядок включает в себя не только процедуру, но и правила лицензирования.
Доказать этот тезис можно методом "от противного". Если допустить, что законодатель под словом "порядок" имел в виду лишь последовательность действий по лицензированию, то отсюда следует применимость к частной детективной и охранной деятельности дефиниций понятий, данных в ст. 2 рассматриваемого Закона. Следовательно, приведенное в этой статье определение термина "соискатель лицензии" также распространяется на охранно-детективную деятельность.
В результате таких рассуждений возникает ложный вывод о безальтернативной отмене законодателем с момента вступления в силу Федерального закона всех видов лицензирования, кроме лицензирования охранной и детективной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это не соответствует действительному содержанию Закона, воле законодателя и правоприменительной практике.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не выделяет отдельного раздела, именуемого "порядком". Вследствие этого правоприменители для выявления норм, применимых к частной детективной и охранной деятельности, должны интерпретировать этот термин на основе нормативного определения понятия "лицензирование" (ст. 2) и общелексического значения слова "порядок".
В результате толкования получаем, что к частной детективной и охранной деятельности применимы все нормы вышеназванного Закона за некоторыми изъятиями. Такими исключениями являются нормы, устанавливающие правила и последовательность осуществления мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности.
Актуально устранение неоднозначности в установлении правовых норм Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", применимых к отношениям в детективной и охранной сфере. По мнению экспертов Европейского Сообщества, "такое сочетание может представлять собой проблему" <*>.
--------------------------------
<*> Жак Фурнье. Юридический аспект государственного вмешательства в рыночную экономику. Заключительный доклад. М.: Государственный университет "Высшая школа экономики", Российский Фонд Правовых Реформ, 2000. С. 139.
Это снижает системность правового регулирования охранно-детективного предпринимательства и вызывает трудности в правоприменении.
Сохранение порядка лицензирования, определенного Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", относится к числу исключений из общего правила ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с этой статьей единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации является основным принципом осуществления лицензирования.
Необходимо отметить, что установление единого порядка лицензирования не соответствует тенденциям в европейском праве. Ни в одной из стран Европейского сообщества "не существует общего закона по лицензированию, аналогичного российскому" <*> Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности". Французский ученый Мишель Бразекс констатирует, что "Европейское сообщество не собирается устанавливать общий режим, фиксирующий правила, применимые ко всем разрешениям и лицензиям, независимо от отрасли" <**>.
--------------------------------
<*> Жак Фурнье. Юридический аспект государственного вмешательства в рыночную экономику. Заключительный доклад. М.: Государственный университет "Высшая школа экономики", Российский Фонд Правовых Реформ, 2000. С. 138.
<**> Бразекс Мишель. Система выдачи разрешений на осуществление профессиональной деятельности в европейском праве (на примере телекоммуникаций). Государственное регулирование экономической деятельности. М.: Юрист, 2000. С. 157.
Несомненно, что лицензирование любых видов деятельности как форма государственного регулирования имеет общую основу, которой являются конституционные цели государственного воздействия (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Однако, по мнению почетного члена Государственного совета Франции Жака Фурнье, "общий закон о лицензировании может быть только рамочным. Он не может содержать специальных положений, касающихся отдельных видов деятельности. Чтобы быть эффективным, он должен определять общие принципы, которые специальное законодательство должно соблюдать" <*>.
--------------------------------
<*> Жак Фурнье. Юридический аспект государственного вмешательства в рыночную экономику. Заключительный доклад. М.: Государственный университет "Высшая школа экономики", Российский Фонд правовых реформ, 2000. С. 83.
Готовность учитывать особенности лицензирования различных видов деятельности продемонстрирована законодателем в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В этом Законе установлен перечень сфер деятельности, на которые действие этого Закона не распространяется. К ним отнесены внешнеторговая, таможенная и другие виды деятельности.
Специфика частной детективной и охранной деятельности также не позволяет полностью подчинить правоотношения по лицензированию в этой сфере действию Федерального закона. Правовой режим лицензирования в этой сфере предпринимательства должен оставаться отраслевым. В то же время будущий Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" должен максимально унифицировать лицензирование этого вида экономической деятельности с нормами Федерального закона.
Другим направлением совершенствования государственного управления в сфере частной детективной и охранной деятельности является уточнение предмета правового регулирования - общественных отношений, на которые направлено государственное воздействие в форме лицензирования. Несмотря на то что большое количество статей Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" говорят о лицензировании, вопросы этого института все же отражены неполно и во многом противоречиво. В государственном регулировании охранно-детективного предпринимательства посредством лицензирования определяющим является понятие "частная детективная и охранная деятельность". Существенным недостатком Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" является логическая ошибка в дефиниции базового понятия Закона. Определяемое понятие "частная детективная и охранная деятельность" не соответствует определяющему его выражению - "оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями". Действительное содержание юридической нормы, определяющей понятие частной детективной и охранной деятельности, шире, чем буквальный текст ст. 1 Закона.
Фактическое содержание понятия "частная детективная и охранная деятельность", выявляемое путем системного толкования ст. ст. 1 и 14 Закона РФ, включает также деятельность охранно-детективных служб безопасности организаций. Охранно-детективные службы безопасности не являются юридическими лицами. Они не вправе от своего лица приобретать права и обязанности, включая заключение договоров. Сотрудники охранно-детективных служб связаны с организацией трудовыми, а не гражданско-правовыми отношениями. Их деятельность в интересах организации не является деятельностью по возмездному оказанию услуг согласно определению п. 1 ст.

Новый закон об адвокатуре: разделяй и властвуй  »
Комментарии к законам »
Читайте также