Развитие законодательства о потребительских правах

Л.А. ШАШКОВА
Л.А. Шашкова, главный специалист государственно-правового отдела Законодательного собрания Ульяновской области, аспирант Института права и госслужбы УлГУ.
21 декабря 1999 года вступили в силу два Федеральных закона: "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" <*>. Большинство принятых изменений были направлены на устранение противоречий между нормами двух законодательных актов, которые имели место вследствие принятия части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) позже, чем был принят Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции 1996 года <**>). Так, понятие "потребитель" в Законе РФ "О защите прав потребителей" привели в соответствие с пунктом 1 статьи 492 ГК. Отныне им считается любой гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (а не направленных на извлечение прибыли, как было предусмотрено ранее).
--------------------------------
<*> Российская газета. 1999. 21 декабря.
<**> Федеральный закон от 09.01.96 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Российская газета. 1996. 16 января.
Рассмотрим в первую очередь изменения и дополнения, принятые в Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее, если не оговорено особо, - Закон). В Законе расширено понятие "недостаток товара (работы, услуги)". Недостатком признается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию. Тем самым данный термин был приведен в соответствие со статьей 4 настоящего Закона, в которой речь идет о товаре (работе, услуге) надлежащего качества.
Новая редакция понятия "существенный недостаток товара (работы, услуги)" в Законе приведена в соответствие с пунктом 2 статьи 475 ГК. В настоящее время под этим термином следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Однако, когда речь идет об одном из признаков понятия "существенный недостаток", о том, что товар (работа, услуга) не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, законодатель забыл указать слова "или несоразмерных расходов".
В рассматриваемом Законе снят запрет на продажу товаров с неопределенным сроком службы, если для них такой срок должен был быть установлен в обязательном порядке (пункт 5 статьи 5).
Пункт 7 статьи 5 Закона изложен в новой редакции, согласно которой, если гарантийный срок на товар изготовителем не установлен, продавец вправе установить гарантийный срок любой продолжительности на его усмотрение. В прежней редакции, если продавец устанавливал гарантийный срок, не предусмотренный изготовителем, продолжительность срока должна была быть сверх сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона, то есть быть более шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества - более двух лет, если больший срок на это имущество не был установлен законом или договором. Ответственность продавца по гарантийным обязательствам (если он добровольно их на себя принимает) определяется законом, а не договором между ним и потребителем (как было ранее).
В новой редакции Закона расширен необходимый перечень сведений о товарах (работах, услугах), который должен быть своевременно предоставлен потребителю для обеспечения его правильного выбора (пункт 2 статьи 10). Это прежде всего фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца). Ранее речь шла только о месте нахождения (юридическом адресе) изготовителя (исполнителя, продавца) как обязательной информации, которая должна предоставляться потребителю. Теперь также необходимо указывать на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Необходимость данной информации вполне обоснованна, потребитель вправе знать, кто будет оказывать ему услугу (выполнять работу), квалифицированный это специалист или нет, и, если он наслышан об этом человеке как о плохом специалисте, то вправе отказаться от услуги (работы) или выбрать другого специалиста, работающего в данной организации. В настоящее время к обязательным сведениям, которые должны предоставляться, относится указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Потребитель при покупке билета на концерт, который, как правило, стоит недешево, вправе знать, будет ли артист петь "живьем" или делать вид, что поет.
Изменения, которые внесены в последнее предложение абзаца 1 пункта 3 статьи 10, приводят положения Закона в соответствие с Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" <*>. Речь идет о том, что информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляется не только "в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации" (как было ранее), а "в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями". Дело в том, что согласно Федеральному закону от 31.07.98 обязательное подтверждение соответствия может осуществляться не только сертификатом соответствия и знаком соответствия, но и посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, которая регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3832.
Ранее предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге) и изготовителе (исполнителе, продавце) влекло четыре вида последствий по, соответственно, четырем основаниям: когда приобретен товар (работа, услуга), не обладающий необходимыми потребителю свойствами; когда невозможно использовать его по назначению; когда возникают недостатки товара (работы) после передачи его потребителю; когда причинен вред потребителю. Ныне действующий вариант Закона (статья 12) заменил два первых основания на основание, когда потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В этом случае он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении такого договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги). Но в новом Законе сделано важное уточнение: потребитель возвращает при расторжении договора результат работы, услуги, если это возможно по их характеру. Ответственность, предусмотренная статьей 12 новой редакции Закона, возлагается на продавца или исполнителя. Изготовитель будет нести ответственность, только если в результате предоставления ненадлежащей информации будет причинен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя.
В новой редакции Закона за нарушение прав потребителя убытки, причиненные ему, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), если иное не установлено Законом (пункт 2 статьи 13). В прежней редакции Закона такого ограничения не было.
Новый Закон расширил основания, когда вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению независимо от времени его причинения (пункта 3 статьи 14). Это когда потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности товара (результата работы), либо товар (результат работы) по истечении срока службы или срока годности представляет опасность для жизни и здоровья потребителя.
Важно для судебной практики и уточнение, внесенное законодателем в норму, предусматривающую компенсацию морального вреда (часть 1 статьи 15). Теперь она содержит указание на то, что такая компенсация не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Ранее действовавшая редакция такого уточнения не имела, в связи с чем судебная практика складывалась таким образом, что зачастую размер компенсации морального вреда определялся судом по аналогии с размером возмещения иного вреда и (или) убытков (по тому же основанию), то есть суд взыскивал компенсацию имущественного вреда, например, 400 руб., и ровно столько же - компенсацию морального вреда, хотя пунктом 2 статьи 1101 ГК предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Пункт 3 статьи 16 изложен в новой редакции, согласно которой продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять не только дополнительные платные услуги (как было ранее), но и выполнять дополнительные работы за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Существенные изменения претерпела вторая глава Закона, регулирующая отношения по защите прав потребителей при продаже им товаров. Так, если потребителю продан товар ненадлежащего качества и он расторгает договор купли-продажи, то при расторжении потребитель возвращает товар лишь по требованию продавца и за его счет (абзац 6 пункта 1 статьи 18). Данная норма была приведена в соответствие с пунктом 3 статьи 503 ГК. В прежней редакции Закона потребитель был обязан возвратить товар при расторжении договора.
Абзац 8 пункта 1 статьи 18 Закона также приведен в соответствие со статьей 503 ГК (пунктом 1 настоящей статьи), согласно которой требования потребителя о замене технически сложных и дорогостоящих товаров подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Ранее в Законе не было ограничения в отношении замены дорогостоящих товаров. Кстати, понятие дорогостоящих товаров нигде не раскрывается. В настоящее время в отличие от прежней редакции Закона потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи технически сложного товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.
Исключена норма, согласно которой требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) подлежало удовлетворению с согласия продавца, если товар был закуплен продавцом по договору комиссии (пункт 1 статьи 18).
Заслуживает внимание то обстоятельство, что теперь отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не может являться основанием для отказа в удовлетворении его требований, предусмотренных статьей 18 Закона (пункт 5 настоящей статьи). При отсутствии чека или другого документа потребитель может доказать факт заключения договора с помощью свидетельских показаний (статья 493 ГК). Часть вторая пункта 5 статьи 18 исключена, согласно которой при покупке товара потребителем продавец был обязан выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
В новой редакции Закона бремя доказывания момента возникновения недостатков в товаре и причины, в результате которых возникли эти недостатки, возлагается на ту или другую сторону потребительских правоотношений в зависимости от установления на товар гарантийного срока (пункт 6 статьи 18). Когда на товар установлен гарантийный срок - доказывает продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация, если не установлен - потребитель. В прежней редакции бремя доказывания возлагалось на продавца (изготовителя) или организацию, выполняющую функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним.
Пункт 1 статьи 19 изложен в новой редакции. В нем расписано, кому могут быть предъявлены требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Так, если гарантийный срок или срок годности на товар был установлен изготовителем, то потребитель вправе предъявить указанные требования в отношении недостатков товара изготовителю или продавцу. Если гарантийный срок был установлен продавцом на товар, на который изготовителем не был установлен такой срок, либо продавец установил гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем, в этом случае потребитель предъявляет требования продавцу. В статье несколько расширены сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, а именно, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (то есть привели в соответствие с пунктом 2 статьи 477 ГК). Раньше двухлетний срок обнаружения недостатков относился только к недвижимому имуществу.
По-новому в Законе исчисляется гарантийный срок, а также срок службы товара - не со дня продажи товара, а со дня его передачи потребителю, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 19). Иначе теперь исчисляется гарантийный срок на товар, который был передан потребителю с недостатками, в результате чего потребитель был лишен возможности использовать товар по назначению. В этом случае гарантийный срок не течет до устранения продавцом недостатков товара. Все указанные новшества в Законе появились благодаря приведению его в соответствие со статьей 471 ГК.
По-другому теперь соотносятся гарантийный срок на комплектующее изделие и составную часть товара и гарантийный срок на основное изделие. Эти сроки считаются равными, если иное не установлено

Соотношение правовых категорий налоговый процесс и налоговое производство и особенности их реализации в налоговом кодексе рф  »
Комментарии к законам »
Читайте также