Упрощенная форма применения взыскания за нарушения таможенных правил(с.ю. соболевская)
ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
С.Ю.
СОБОЛЕВСКАЯ
Условия и порядок применения
упрощенной формы
наложения
взыскания
Как уже отмечалось,
привлечение лиц к ответственности за
нарушения таможенных правил возможно также
путем использования упрощенной формы
наложения взыскания. В таком случае дело о
нарушении таможенных правил не заводится,
протокол о правонарушении не составляется,
процессуальные действия не проводятся, а
взыскание налагается, как правило, на месте
обнаружения нарушения таможенных правил
(ст. 385 ТК РФ).
Применение упрощенной
формы наложения взыскания допускается при
одновременном соблюдении нескольких
условий, перечисленных ниже.
Во-первых,
упрощенная форма наложения взыскания
используется только при привлечении лиц к
ответственности по строго оговоренному
перечню статьей, а именно: по статьям 249 - 253,
частям 2 и 3 статьи 254, статьям 255 - 265, 267 - 270, 272,
части 2 статьи 279 и статье 288 Таможенного
кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, упрощенная форма наложения
взыскания предполагает применение только
предупреждения либо штрафа. При этом
санкция статьи может предусматривать также
иные виды взысканий. Принимая во внимание
это условие, упрощенная форма применения
взыскания может быть использована только в
пределах сроков, предусмотренных статьей 247
Таможенного кодекса Российской
Федерации.
В-третьих, в отношении
физических или должностных лиц упрощенная
форма наложения взыскания может быть
применена, если они достигли 18-летнего
возраста (в отличие от общего правила, в
соответствии с которым субъектом нарушения
таможенных правил является лицо, достигшее
16 лет) и не имеют физических или психических
недостатков, препятствующих реализации их
права на защиту своих интересов.
В-четвертых, использование упрощенной
формы наложения взыскания в отношении
юридических лиц, а также лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, допускается
только в случае присутствия в момент
обнаружения правонарушения указанных лиц
или их представителей.
И, наконец, лица,
привлекаемые к ответственности за
нарушение таможенных правил, должны
признать вину в совершении (факт
совершения) правонарушения, выразить
согласие с использованием упрощенной формы
применения взыскания, а в случае наложения
взыскания в виде штрафа также выразить
готовность и иметь реальную возможность
уплатить его немедленно на месте. Данные
обстоятельства впоследствии письменно
подтверждаются лицом, нарушившим
таможенные правила, или его представителем
в акте о наложения взыскания.
Особенность данного способа привлечения
лиц к ответственности за совершение
нарушений таможенных правил состоит не
только в перечисленном выше, но и в том, что
он может применяться всеми таможенными
органами без исключения в отношении как
физических, так и юридических лиц. Имеется в
виду, что таможенный пост, ограниченный в
праве рассмотрения дел о нарушениях
таможенных правил, заведенных в отношении
юридических лиц, между тем имеет
возможность наложить на них взыскание по
упрощенной форме. Кроме того, Таможенный
кодекс Российской Федерации не
ограничивает круг должностных лиц
таможенных органов, правомочных
использовать упрощенную форму применения
взыскания за нарушение таможенных правил,
фактически предоставляя тем самым право
любому из них привлекать лиц к
ответственности. Последнее упущение
несколько скорректировано Приказом ГТК
России от 28 апреля 1994 года N 177 "Об
утверждении формы акта о наложении
взыскания" и письмом ГТК России от 21 января
1998 года N 01-15/1147 "Методические рекомендации о
процедуре оформления применения взыскания
за нарушение таможенных правил в
упрощенной форме и контроля за ее
применением". Указанными правовыми актами
установлено, что упрощенная форма
применения взыскания может использоваться
только наиболее профессионально
подготовленными должностными лицами
таможенных органов, обладающими навыками
ведения производства по делам о нарушениях
таможенных правил. Последним из названных
документов также определено, что такие
должностные лица могут входить в
структурные подразделения таможенного
органа, как осуществляющие
правоохранительную деятельность, так и
проводящие таможенное оформление и
таможенный контроль.
Акт о наложении
взыскания по упрощенной форме
При
установлении всех упомянутых
обстоятельств должностное лицо
таможенного органа составляет акт о
наложении взыскания, содержащий:
наименование таможенного органа,
должностным органом которого составляется
акт; дату его составления; фамилию, инициалы
и служебное положение должностного лица,
составившего акт; краткие сведения о лице,
нарушившем таможенные правила (его
представителе); краткое изложение сути
совершенного деяния; указание на статью
Таможенного кодекса Российской Федерации,
предусматривающую ответственность за это
правонарушение; вид налагаемого взыскания,
а в случае наложения взыскания в виде
штрафа - его размер и отметку о его
уплате.
К акту о наложении взыскания
прилагаются также копии документов,
подтверждающих вину в совершении (факт
совершения) нарушения таможенных правил
(таможенные декларации, документы контроля
за доставкой товаров, товарно -
транспортные накладные и т.д.). Это
требование не соблюдается лишь в
исключительных случаях, о чем должностное
лицо таможенного органа составляет рапорт
с указанием причин отсутствия копий
документов (письмо ГТК России от 21 января 1998
года N 01-15/1147 "Методические рекомендации о
процедуре оформления взыскания за
нарушение таможенных правил в упрощенной
форме и контроля за ее применением" к таким
случаям относит, в частности, отсутствие
технических возможностей для производства
фотокопий).
Копия акта о наложении
взыскания вручается лицу, совершившему
нарушение таможенных правил, или его
представителю под роспись.
Акт о
наложении взыскания по упрощенной форме
может быть обжалован лицом, в отношении
которого он составлен, либо его
представителем в течение десяти дней со дня
его составления начальнику или заместителю
начальника таможенного органа, должностное
лицо которого применило упрощенную форму
наложения взыскания (ст. 386 ТК РФ).
Виды
решений, принимаемых по акту о наложении
взыскания по упрощенной
форме
Должностное лицо таможенного
органа, уполномоченное рассматривать акты
о наложении взыскания по упрощенной форме,
рассмотрев такой акт в связи с жалобой, в
порядке контроля, а также в порядке
принесения протеста, принимает одно из
следующих решений:
1) оставляет
взыскание без изменения, а жалобу - без
удовлетворения;
2) отменяет акт о
наложении взыскания и освобождает лицо, на
которое было наложено взыскание, от
ответственности;
3) отменяет акт о
наложении взыскания и выносит
постановление о заведении дела о нарушении
таможенных правил или возбуждает уголовное
дело о преступлении, производство дознания
по которому отнесено к компетенции
таможенных органов;
4) изменяет меру
взыскания за нарушение таможенных правил с
тем, однако, чтобы оно не было усилено (ст. 386
ТК РФ).
Все решения, кроме решения об
оставлении взыскания без изменения, а
жалобы - без удовлетворения, принимаются в
форме постановления.
Как видно,
перечисленные решения схожи с теми, которые
вправе принимать вышестоящий таможенный
орган по результатам рассмотрения жалобы
на постановление таможенного органа по
делу о нарушении таможенных правил. Однако
в силу особенностей упрощенной формы
применения взыскания за нарушение
таможенных правил они имеют существенные
отличия. Так, при отмене акта о наложении
взыскания не принимается решение о судьбе
дела ввиду его отсутствия.
Согласно
статье 386 Таможенного кодекса Российской
Федерации решение начальника таможенного
органа по акту о наложении взыскания
является окончательным и дальнейшему
обжалованию не подлежит. Данное положение
прямо противоречит статье 46 Конституции
Российской Федерации, предусматривающей
право любого лица обжаловать в судебном
порядке решения органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц.
Применение статьи 386 Таможенного
кодекса Российской Федерации вызывает
целый ряд проблем, часть из которых будут
рассмотрены ниже.
Определенные вопросы
возникают при применении пункта 2 статьи 386
Таможенного кодекса Российской Федерации,
предусмотревшего возможность отмены акта о
наложении взыскания и освобождения лица, на
которое оно было наложено, от
ответственности. Подобная формулировка
позволяет предположить, что в такой
ситуации начальником таможенного органа
принимается решение в порядке статьи 240
Таможенного кодекса Российской Федерации
(подробнее о порядке применения указанной
статьи см. общие положения об
ответственности за нарушения таможенных
правил). Однако, во-первых, названная статья
применима только при рассмотрении дела о
нарушении таможенных правил, а во-вторых,
отсутствие в действиях лица, привлеченного
к ответственности с использованием
упрощенной формы применения взыскания,
состава правонарушения или утрата
возможности привлечения его к
ответственности должны повлечь не
освобождение от ответственности, а ее
неприменение.
В случаях, когда
проводимая в связи с жалобой, в порядке
контроля или в порядке принесения протеста
проверка выявит несоблюдение условий
использования упрощенного порядка
привлечения лица к ответственности,
выносится постановление о заведении дела о
нарушении таможенных правил. Необходимо
отметить, что возможность принятия такого
решения порождает следующую проблему,
касающуюся момента заведения дела. Как уже
отмечалось, статья 289 Таможенного кодекса
Российской Федерации связывает заведение
дела о нарушении таможенных правил и начало
производства по нему исключительно с
составлением протокола о нарушении
таможенных правил или протокола об
административном задержании. Вместе с тем
из сказанного выше можно сделать неверный
вывод о том, что, отменяя акт о наложении
взыскания, начальник таможенного органа
своим постановлением заводит дело о
нарушении таможенных правил. Подобная
точка зрения была высказана в Инструкции о
порядке продления сроков производства по
делу о нарушении таможенных правил и его
рассмотрения, утвержденной Приказом ГТК
России от 20 июля 1998 года N 496. Однако такие
действия противоречили бы положениям
Таможенного кодекса Российской Федерации.
Думается, что законодатель, используя
формулировку "выносит постановление о
заведении дела", предусмотрел возможность
принятия начальником таможенного органа
решения о необходимости заведения дела о
нарушении таможенных правил, во исполнение
которого оформляется протокол о нарушении
таможенных правил, дата составления
которого является датой заведения дела.
Кроме того, Таможенный кодекс Российской
Федерации не предусматривает права
вышестоящего таможенного органа принимать
решения об обоснованности использования
упрощенной формы применения взыскания за
нарушение таможенных правил. Следует,
однако, упомянуть, что вышестоящими
таможенными органами акты о наложении
взыскания все же рассматриваются в порядке
статьи 419 Таможенного кодекса Российской
Федерации. Названная статья
предусматривает возможность рассмотрения
любых решений, действий или бездействия
таможенных органов и их должностных лиц
вышестоящими таможенными органами и
должностными лицами в порядке
контроля.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N
5221-1)
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 21.01.1998 N 01-15/1147
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПРОЦЕДУРЕ
ОФОРМЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ВЗЫСКАНИЯ ЗА
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В УПРОЩЕННОЙ
ФОРМЕ И
КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ
ПРИМЕНЕНИЕМ"
ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.07.1998 N 496
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
ПРОДЛЕНИЯ СРОКОВ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛУ О
НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ЕГО
РАССМОТРЕНИЯ"