Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил(с.ю. соболевская)

С.Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Процедура рассмотрения дела о нарушении
таможенных правил
В соответствии со статьей 292 Таможенного кодекса Российской Федерации производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть окончено не позднее, чем в месячный срок с момента его заведения. При необходимости данный срок может быть продлен начальником таможни, а также начальниками вышестоящих таможенных органов в пределах сроков наложения взысканий за нарушения таможенных правил, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В любой момент, когда, по мнению должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу о нарушении таможенных правил, разрешены все обстоятельства дела либо исчерпаны все средства доказывания состава нарушения таможенных правил, им выносится рапорт об окончании производства по делу и передаче его на рассмотрение. По сложным, многоэпизодным делам либо по делам, находящимся на контроле вышестоящих таможенных органов, наряду с рапортом об окончании производства по делу составляется заключение, в котором должны быть изложены, в том числе: сведения о лице, привлекаемом к ответственности; о собранных по делу доказательствах совершения правонарушения; доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, и результаты их проверки; сведения о вещественных доказательствах, наложенном аресте, а также об издержках по делу. Необходимость составления заключения согласовывается с должностным лицом таможенного органа, уполномоченным рассматривать дело о нарушении таможенных правил (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").
По окончании производства по делу лицо, привлекаемое к ответственности, либо его представитель вправе знакомиться с материалами дела о нарушении таможенных правил, делать выписки из них, а также заявлять ходатайства. О факте ознакомления с материалами дела о нарушении таможенных правил по окончании его производства составляется протокол. В случае отказа полностью или частично в удовлетворении заявленных в ходе ознакомления ходатайств выносится мотивированное Постановление (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").
Таможенным законодательством не оговорена возможность ознакомления указанных лиц с материалами дела о нарушении таможенных правил в процессе производства по делу, а также после вынесения по нему постановления. Некоторые лица, обжалуя отказ в предоставлении им материалов дела о нарушении таможенных правил, ссылаются на статью 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти обязаны обеспечить каждому ознакомление со всеми материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Однако указанной статьей оговорено, что данная обязанность возложена на органы государственной власти только в случаях, если иное не предусмотрено законом. Таможенным кодексом Российской Федерации прямо предусмотрено, что лицо, привлекаемое к ответственности, реализует свое право, установленное статьей 24 Конституции Российской Федерации, после окончания производства по делу и при его рассмотрении (ст. 308 ТК РФ). Обеспечение этого права со стороны таможенного органа выражается в предоставлении ему необходимого времени и места для изучения материалов дела.
Вне зависимости от того, установлены ли все факты, подлежащие доказыванию в ходе производства по делу, оно передается на рассмотрение в обязательном порядке в следующих случаях. Дела в отношении физических лиц передаются на рассмотрение не позднее пятнадцати дней до момента истечения срока наложения взыскания, предусмотренного статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, а в отношении юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - не позднее месяца до истечения такого срока (ст. 356 ТК РФ).
По общему правилу рассмотрение дела о нарушении таможенных правил осуществляется таможенным органом, должностное лицо которого вело производство по делу. Вместе с тем существует ограничение: дела о нарушениях таможенных правил в отношении должностных лиц, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также юридических лиц имеют право рассматривать таможенные органы по своему статусу не ниже таможни. Вышестоящий таможенный орган вправе принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, производство по которому вело должностное лицо подчиненного таможенного органа, либо передать его на рассмотрение в любой другой подчиненный таможенный орган с тем, однако, чтобы указанное выше ограничение не было нарушено.
На таможенном посту, в таможне и региональном таможенном управлении полномочиями по рассмотрению дела о нарушении таможенных правил обладает начальник таможенного органа или его заместитель, а в ГТК России - уполномоченное на то должностное лицо.
Согласно статье 359 Таможенного кодекса Российской Федерации прежде чем приступить к процедуре рассмотрения, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, обязано удостовериться в:
- относимости рассмотрения данного дела к его компетенции;
- соответствии материалов дела требованиям нормативных правовых актов по таможенному делу;
- отсутствии обстоятельств, влекущих прекращение дела (ст. 291 ТК РФ);
- отсутствии необходимости возвращения дела для дополнительного производства в связи с недостаточностью собранных по нему материалов для его рассмотрения по существу;
- извещении лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;
- принятии мер по обеспечению взыскания штрафа, стоимости товаров и транспортных средств и их возможной конфискации;
- наличии либо отсутствии подлежащих рассмотрению ходатайств лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя.
Если должностное лицо таможенного органа, уполномоченное рассматривать дело о нарушениях таможенных правил, сочтет разрешенными все изложенные вопросы, оно на рапорте об окончании производства по делу проставляет резолюцию о назначении дела к рассмотрению с указанием даты и места рассмотрения (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").
Таможенным кодексом Российской Федерации установлены максимальные сроки, в пределах которых дело о нарушении таможенных правил должно быть рассмотрено. Для дел, заведенных в отношении физических лиц (кроме должностных лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), такой срок составляет пятнадцать дней, а для дел, заведенных в отношении иных лиц - один месяц со дня получения уполномоченным должностным лицом таможенного органа материалов, необходимых для разрешения дела. По ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя дата рассмотрения дела о нарушении таможенных правил может быть перенесена на основании решения должностного лица таможенного органа, правомочного рассматривать дело о нарушении таможенных правил, но в пределах сроков наложения взысканий, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации. Интересно отметить, что процедура продления сроков рассмотрения дела (на случай их пропуска) таможенным законодательством не предусмотрена.
Дело рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, либо его представителя. Указанные лица уведомляются о месте, дате и времени рассмотрения дела посредством направления письменного извещения либо проставления соответствующей отметки в протоколе о нарушении таможенных правил, вручаемого при его составлении или высылаемого таким лицам. В отсутствие указанных лиц дело о нарушении таможенных правил может быть рассмотрено только в строго определенных законом случаях, а именно:
- когда достоверно известно о том, что лицо, привлекаемое к ответственности, либо его представитель, не явившиеся на рассмотрение дела, своевременно извещены о месте, дате и времени его рассмотрения, но ходатайств об отложении рассмотрения не поступило;
- когда имеются данные о том, что ко времени рассмотрения дела лицо, привлекаемое к ответственности, находится за пределами Российской Федерации;
- когда лицо, могущее быть привлеченным к ответственности за нарушение таможенных правил, не установлено;
- в случаях, если нарушение таможенных правил совершено при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.
Если три первых из приведенных оснований достаточно понятны и обоснованны, то необходимость нормативного закрепления четвертого весьма сомнительна.
Начиная процедуру рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело, объявляет сведения о рассматриваемом деле, лице, рассматривающем дело о нарушении таможенных правил, удостоверяется в явке лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя, а в случае неявки таких лиц - принимает решение о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. При наличии заявленных отводов и ходатайств дела разрешаются в соответствии с таможенным законодательством.
Затем должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, оглашается протокол о нарушении таможенных правил, изучаются обстоятельства совершения правонарушения, исследуются доказательства по делу, в случае необходимости назначается проведение экспертизы, а также осуществляются иные процессуальные действия с учетом требований нормативных правовых актов по таможенному делу. В связи с тем, что рассмотрение дела о нарушении таможенных правил, как правило, осуществляется в течение одного рабочего дня, в его рамках не могут производиться процессуальные действия, занимающие много времени (к примеру, проведение проверки финансово - хозяйственной деятельности).
В ходе рассмотрения дела о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности, а также его представитель вправе знакомиться с материалами дела, представлять предметы и документы, удостоверяющие обстоятельства дела, давать дополнительные объяснения по существу рассматриваемого правонарушения.
Обязательному установлению в ходе рассмотрения дела подлежат факты, выявленные при производстве по делу о нарушении таможенных правил, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По сложным, многоэпизодным делам, а также по делам, находящимся на контроле вышестоящих таможенных органов, составляется протокол рассмотрения дела о нарушении таможенных правил. Думается, что практика оформления подобного протокола только по определенной категории дел не совсем верна. Дело в том, что в указанном документе фиксируются действия, проведенные во время рассмотрения дела о нарушении таможенных правил, ходатайства и заявления лица, привлекаемого к ответственности, либо его представителя, что обеспечивает дополнительные гарантии обжалования решений и действий (бездействий) таможенного органа.
Виды решений таможенного органа по делу
о нарушении таможенных правил
По результатам рассмотрения должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, принимается одно из следующих решений, которое выносится в форме постановления:
1) о наложении взыскания;
2) о прекращении производства по делу;
3) о возбуждении уголовного дела о преступлении, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
4) о направлении материалов в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлении, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
5) о возвращении дела для дополнительного производства (ст. 365 ТК РФ).
Простое грамматическое толкование приведенной нормы свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения одного дела о нарушении таможенных правил таможенный орган вправе вынести только одно из предусмотренных законом постановлений. Данная норма введена, очевидно, как дополнительная гарантия прав лица, привлекаемого к ответственности, от вынесения по одному делу нескольких противоречащих друг другу решений. Однако на практике реализация этого положения в ряде случаев приводит к тому, что постановления о наложении взыскания выносятся на основании недостаточно исследованных данных, косвенных доказательств, при наличии неустраненных противоречий и т.д.
Наиболее часто подобные преждевременные решения встречаются по делам, заведенным в отношении одного лица по нескольким фактам правонарушений, одно (или более) из которых квалифицируется по статье Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наложение только срочных взысканий (к примеру, по ст. 282 ТК РФ). При этом, как правило, таможенные органы "закрывают глаза" на неполноту и односторонность, допущенную при расследовании правонарушения, возможность применения взыскания за которое не ограничена какими-либо сроками, и выносят постановления о наложении взыскания. Мотивация принятия подобных решений вполне проста - возвращение дела для дополнительного производства в приведенной ситуации повлекло бы прекращение дела по уже доказанным фактам на основании пункта 9 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Гораздо реже в подобных ситуациях таможенные органы решают прибегнуть к другой крайности, возвращая дело по недостаточно расследованному факту (или фактам) для дополнительного производства. Однако этим нарушается статья 365 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически по результатам одного рассмотрения принимаются два различных решения: о наложении взыскания и о возвращении для дополнительного производства.
Таким образом, возникает вопрос: какими должны быть правомерные действия таможенного органа в случае, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что состав правонарушения доказан лишь частично, только по некоторым из фактов, однако возврат дела для проведения дополнительной проверки неприемлем по изложенным выше причинам.
Думается, что законный выход из подобной ситуации должен быть таким. В соответствии со статьей 362 Таможенного кодекса Российской Федерации должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе осуществлять процессуальные действия с соблюдением требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. К таким действиям, в частности, относится выделение дела в отдельное производство. Совершение указанного действия на стадии рассмотрения дела не противоречит статье 298 Таможенного кодекса Российской Федерации. Следовательно, при рассмотрении

Обжалование решений таможенных органов(в.в. егиазарова, а.н. сошников)  »
Комментарии к законам »
Читайте также