Международный коммерческий арбитраж на пороге нового тысячелетия

НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
А.П. БЕЛОВ
Белов Анатолий Павлович
Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР.
Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982). Работал за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в США. В 1987 - 1992 гг. - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате.
Автор множества научных работ, опубликованных в различных научных журналах в России и за рубежом.
Становление и совершенствование правового регулирования международного коммерческого арбитража на универсальной мировой основе до уровня, которого оно достигло к настоящему времени, пришлось в основном на XX столетие, особенно на его вторую половину, хотя, надо оговориться, что ряд законодательных актов в некоторых государствах был принят уже к концу XIX в. Англичане, например, гордятся тем, что первый арбитражный закон был принят ими в 1698 г. Принятие первого арбитражного закона в Швеции относится к 1887 г. Во Франции положения об арбитраже были предусмотрены в ст. 1494 французского Гражданского кодекса 1804 г.
Развитию международного коммерческого арбитража способствовал бурный рост международной торговли и инвестиций, который во многом и послужил его основой.
Арбитражное законодательство иностранных государств прошло через несколько этапов - от принятия первых арбитражных законов до недавней реформы арбитражного законодательства в европейских государствах и других странах мира.
Большое значение как раньше, так и на современном этапе имеет унификация арбитражного регулирования, осуществляемая путем разработки и принятия многосторонних конвенций по различным вопросам коммерческого арбитража и инвестиций. Важным фактором в унификации арбитражного законодательства стал типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, одобренный для принятия всеми государствами Генеральной ассамблеей ООН 11 декабря 1985 г.
Становление арбитражного законодательства в Российской Федерации имело свои особенности. В СССР такого законодательства практически не существовало. Лишь после распада СССР в России стала создаваться правовая основа международного коммерческого арбитража, которая строилась в основном по образцу западных стран.
АРБИТРАЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ
В большинстве развитых и развивающихся иностранных государств в XX столетии и даже еще раньше были приняты как специальные законы об арбитраже, так и положения об арбитраже, содержащиеся в гражданско - процессуальных и гражданских кодексах.
Специальные законы существовали, например, в США, где действовал Федеральный закон об арбитраже 1925 г.; в Англии с 1889 по 1950 г. было принято шесть законов об арбитраже; в Швеции действовали Законы 1887 г. и 1929 г.; в Финляндии - Закон об арбитраже 1928 г. и т.д.
В ряде государств нормы об арбитраже содержались в гражданско - процессуальных и гражданских кодексах. Так, в Германии с 1877 г. нормы об арбитраже были включены в том 10 германского Гражданского уложения; во Франции вопросы об арбитраже были частью французского Гражданского кодекса 1804 г., а в Италии - частью Гражданско - процессуального кодекса 1940 г. Вопросы об арбитраже в разные годы были предусмотрены в законодательстве кантонов Швейцарии и т.п.
Разрешение международных коммерческих споров в иностранных государствах осуществляется институционными арбитражными судами, имеющими свои правила производства дел (регламенты). К числу наиболее известных и авторитетных судов принадлежат:
- Арбитражный суд Международной торговой палаты;
- Американская арбитражная ассоциация;
- Лондонский международный арбитражный суд;
- Германский арбитражный институт;
- Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты;
- Бельгийский центр по изучению и проведению национального и международного арбитража (СЕПАНИ);
- Индийский совет по арбитражу Федерации индийских торгово - промышленных палат;
- Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия при Китайской палате международной торговли;
- Японская коммерческая арбитражная ассоциация;
- Шри - Ланкийский национальный арбитражный центр;
- Центр международного арбитража Гонконга.
Реформа арбитражного законодательства в Европе
Начиная с 80-х годов XX столетия во многих европейских государствах была проведена реформа арбитражного законодательства, целью которой было усовершенствовать правовую основу международного коммерческого арбитража, еще больше приспособить его к обеспечению правовыми средствами потребностей международного торгового оборота и инвестиций. Немаловажную роль в этом процессе сыграл типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Ниже приводятся некоторые данные о новом арбитражном законодательстве в странах Европы.
Австрия - 2 февраля 1983 г. вступил в силу австрийский Гражданско - процессуальный кодекс, который содержит нормы об арбитраже.
Бельгия - в апреле 1998 г. принят Закон о реформе арбитража.
Англия, Уэльс и Северная Ирландия - с 31 января 1997 г. действует Закон об арбитраже 1996 г.
Финляндия - с 1 декабря 1992 г. действует Закон об арбитраже 1992 г.
Франция - принят новый Гражданско - процессуальный кодекс от 12 мая 1981 г., в который включены нормы об арбитраже.
Германия - действует Закон о реформе арбитражного производства 1998 г.
Голландия - в 1986 г. принят Закон об арбитраже.
Ирландия - в 1998 г. принят Закон о международном арбитраже N 14.
Италия - действует Закон 1994 г. о реформе арбитража N 25.
Испания - в 1988 г. принят Закон об арбитраже.
Швеция - в 1999 г. принят Закон об арбитраже, который заменил собой два закона об арбитраже 1929 г.
Швейцария - в 1987 г. принят Закон о швейцарском международном частном праве, применяется с 1 января 1989 г., содержит нормы об арбитраже.
Арбитражное законодательство некоторых из указанных стран основано на упомянутом выше типовом законе ЮНСИТРАЛ, например законы Германии, Англии, Финляндии, Швеции.
Нужно отметить, что в связи с принятием нового арбитражного законодательства в некоторых государствах были приняты также новые арбитражные регламенты арбитражных судов. Среди них: Регламент Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты, введенный в действие с 1 апреля 1999 г., и Арбитражные правила Международной торговой палаты, которые применяются с 1 января 1998 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРАХ И ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Национальное арбитражное законодательство иностранных государств и России во многом различается, так как каждая страна отразила в нем свою специфику, хотя ряд принципиальных вопросов регулируется теперь практически одинаково. Это различие не могло не сказаться на международной предпринимательской деятельности, поскольку предпринимателям трудно разобраться в особенностях арбитражного законодательства стран, с которыми они имеют внешнеэкономические связи. Разрешению этой проблемы во многом способствовала унификация арбитражного регулирования, осуществляемая на основе многосторонних международных конвенций и иных международных документов по вопросу международного коммерческого арбитража.
Назовем основные международные договоры и документы.
Многосторонние международные договоры на универсальной
и региональной основе
Среди них:
Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. В них участвуют около 90 государств, в том числе с 7 марта 1955 г. Россия - в порядке правопреемства. В соответствии с этими конвенциями был учрежден Постоянный третейский суд (ПТС).
Коммерческое третейское производство осуществляется на основе Факультативных правил Постоянного третейского суда о разрешении споров между двумя сторонами, из которых только одна сторона является государством. Эти новые правила, принятые в 1993 г., заменили прежние правила 1962 г.
Одной из функций ПТС является функция "назначающего органа" (Appointing Authority). Если стороны или арбитры не могут договориться по кандидатуре арбитра или председателя состава арбитража, то их назначение производит ПТС, например согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ (ст. 7);
Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью - Йоркская конвенция 1958 г.). В ней участвует 116 государств;
Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (Вашингтонская конвенция 1965 г.). Россия подписала ее, но пока не ратифицировала;
региональные международные договоры, в том числе:
- Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская конвенция 1961 г.). Хотя это региональная европейская конвенция, но к ней присоединились Куба и Буркина - Фасо. В Женевской конвенции участвуют около 30 государств, Россия - с 27 июня 1962 г.;
- Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско - правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно - технического сотрудничества (Московская конвенция 1972 г. в рамках СЭВ);
- Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ);
- Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция 1972 г. в рамках Организации Американских Государств).
Международные документы по вопросам арбитража
Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. На его основе свыше 30 государств приняли свое арбитражное законодательство. Среди них: Австралия, Бахрейн, Гватемала, Зимбабве, Египет, Индия, Германия, Англия, Иран, Кипр, Новая Зеландия, Оман, Перу, Финляндия, США (в штатах Калифорния, Коннектикут, Орегон и Техас), Сингапур, Россия и др.;
Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.;
Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г.;
Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966 г.;
Правила международного торгового арбитража и принципы примирения - Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.
Указанные регламенты и правила носят факультативный характер и регулируют вопросы создания сторонами арбитража "Ад хок" при ссылке на них в контрактах.
АРБИТРАЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ
В Советском Союзе фактически не имелось законодательства о международном коммерческом арбитраже, за исключением отдельных нормативных актов, среди которых:
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей";
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1987 г., которым было утверждено Положение об Арбитражном суде при Торгово - промышленной палате СССР (теперь Международная комиссия Арбитражного суда при Торгово - промышленной палате РФ - МКАС при ТПП РФ);
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1980 г., которым было утверждено Положение о Морской арбитражной комиссии (МАК).
В настоящее время статус МКАС при ТПП РФ и МАК при ТПП РФ определен в Законе РФ 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".
Что касается международно - правового регулирования арбитража, то Советский Союз являлся участником целого ряда международных договоров, как многосторонних, так и двусторонних. Среди них:
- Нью - Йоркская конвенция 1958 г.;
- Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. об учреждении Гаагского постоянного третейского суда;
- Женевская конвенция 1961 г.;
- Московская конвенция 1972 г. (в рамках СЭВ);
- Общие условия поставок товаров (ОУП) СЭВ 1968, 1988 гг. (гл. XIV "Арбитраж"), ОУП СССР - КНР 1990 г. (гл. XIII "Арбитраж") и ОУП СССР - КНДР 1981 г. (гл. XVII "Арбитраж").
Кроме того, вопросы о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений включались в двусторонние торговые соглашения, например договоренность между СССР и Швецией в форме обмена письмами от 7 апреля 1976 г. относительно признания и исполнения арбитражных решений и о порядке составления списка суперарбитров и кандидатов в суперарбитры. Эта договоренность была подтверждена Межправительственным протоколом Российской Федерации и Швеции от 29 сентября 1993 г.
С образованием Российской Федерации отношение к вопросу о регулировании международного коммерческого арбитража резко изменилось. В России был принят ряд важных законов по арбитражу, а именно:
- Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, которое было утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. Данным Положением, в частности, давалось право создавать третейские суды для разрешения внутренних и международных споров при торговых палатах, ассоциациях, биржах и иных организациях. Тем самым был положен конец монополии на разрешение международных коммерческих споров, которая принадлежала только двум арбитражным судам (теперь это МКАС и МАК при ТПП РФ).
- Закон РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Этим Законом, в частности, были утверждены новые Положения о МКАС и МАК при ТПП РФ. Сам Закон составлен на основе типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г.
Что касается международных договоров по вопросам арбитража с участием Российской Федерации, то Россия стала правопреемником всех тех упомянутых выше многосторонних и двусторонних международных договоров, в которых участвовал СССР. Помимо этого, с участием Российской Федерации было заключено многостороннее региональное Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ).
Таковы основные этапы становления и развития правового регулирования международного коммерческого арбитража в России, касающегося также создания и деятельности арбитражных судов.
Как видно, Россия следует в основном мировым стандартам по регулированию международного коммерческого арбитража как в форме принятия современных законодательных актов, так и посредством участия в различных международных договорах по арбитражу. Вместе с тем с этим вопросом дело обстоит не совсем благополучно, и уже назрела необходимость устранить препятствия правового характера и отжившие свой век нормы, мешающие нормальному осуществлению арбитражного производства, поскольку некоторые законодательные нормы и нормы ряда международных договоров с участием Российской Федерации вошли в ряде случаев в противоречие с высокими требованиями международного товарооборота

Ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб  »
Комментарии к законам »
Читайте также