Антидемпинговое регулирование в россии и за рубежом

А.П. БЕЛОВ
Белов Анатолий Павлович
Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР.
Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982). Работал за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в США. В 1987 - 1992 гг. - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате.
Автор множества научных работ, опубликованных в различных научных журналах в России и за рубежом.
Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.
Английским термином "демпинг" (Dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.
Естественно, что это зло не может оставаться безнаказанным, и поэтому все государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров иностранным экспортером на своем рынке по бросовым (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью применения так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое регулирование осуществляется как с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и на основе международных договоров.
Рассмотрим этот вопрос в историческом аспекте. В СССР вообще не было антидемпингового законодательства, поскольку товары закупались за границей государственными организациями по принципу "чем дешевле, тем лучше". Однако если речь шла об экспорте, то чтобы товар было легче продать на иностранном рынке за валюту, в которой страна всегда нуждалась, экспорт ряда товаров осуществлялся по низким ценам для преодоления высоких таможенных барьеров. Это приводило к возбуждению в иностранных государствах (странах ввоза наших товаров) антидемпинговых расследований с целью обложения таких товаров антидемпинговой пошлиной, чтобы воспрепятствовать советскому экспорту.
После распада СССР и начала перехода России к рыночной экономике положение в этой области хотя и изменилось, но не очень, так как в иностранных государствах (США, страны ЕС) по-прежнему продолжаются антидемпинговые расследования в отношении целого ряда товаров, экспортируемых из России. В иностранных государствах были возбуждены многочисленные "антидемпинговые процедуры", затрагивающие экспорт важных для России товаров. За последние годы были возбуждены антидемпинговые расследования в отношении более 20 видов товаров. В США они касались урана, ферросилиция, карбамида, металлургической продукции, в странах ЕС - удобрений, ферросплавов, металлов и ряда других. Однако в Российской Федерации антидемпинговые расследования в отношении импортируемых товаров почему-то не проводятся.
Поскольку вопрос о демпинге касается в первую очередь российских экспортеров, а также производителей товаров и импортеров, ниже будут рассмотрены основные проблемы демпингового регулирования в России и в некоторых иностранных государствах: российские предприниматели должны знать и не нарушать антидемпинговое законодательство иностранных государств при экспорте своих товаров, а в случае демпингового ввоза должны быть в состоянии принять ответные меры в соответствии с законом. Случаи поставок на российский рынок товаров по бросовым ценам могут причинить российской экономике и конкретному предпринимателю (предпринимателям) тяжелый экономический урон.
Чтобы не допустить всего этого, ниже рассматриваются вопросы защиты от демпинга, в которых российские предприниматели должны хорошо ориентироваться.
АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ
Оно во многом схоже с таковым в иностранных государствах. Можно сказать, что многие основные вопросы демпинга решаются единообразно. Это объясняется тем, что Россия готовится вступить в ГАТТ/ВТО, в документах которых действует регулирование антидемпинговых процедур, применяемых на мировой основе.
Основу антидемпингового регулирования в России составляет Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (далее - Закон), а также иные нормативные акты, принятые на его основе.
Закон устанавливает меры по защите экономических интересов Российской Федерации, определяет порядок их введения и применения.
Одной из основных целей Закона является защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Закон, однако, не распространяется на внешнюю торговлю услугами, объектами интеллектуальной собственности, а также на осуществление инвестиций и валютного контроля. Антидемпинговому производству в Законе посвящена глава III "Антидемпинговые меры" (ст. 2, 7 - 11).
Основные положения главы III Закона сводятся к следующему. Демпинговый импорт товара - это импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости. Нормальная стоимость товара - это цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государстве производителя или экспортера товара при обычном ходе торговли таким товаром.
В статье 8 Закона определяется разница в ценах, т.е. вводится понятие "демпинговая маржа". Она определяется на основе сопоставления нормальной стоимости товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера и экспортной цены указанного товара.
Для введения антидемпинговой пошлины недостаточно установить сам факт продажи по цене ниже нормальной стоимости товара. Необходимо еще определить наличие существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения устанавливаются Правительством РФ. В чем они состоят?
Во исполнение указанного Закона Правительство РФ Постановлением от 16 февраля 1999 г. N 183 утвердило Положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. В Положении, в частности, установлено, что определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования, проводимого Министерством торговли РФ (теперь Министерством экономического развития и торговли), и должно основываться на результатах анализа:
- объемов демпингового импорта,
- влияния такого импорта на цену аналогичного товара,
- воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики.
Каждый из этих показателей тщательно исследуется, хотя другие показатели и факторы не должны исключаться. Между демпинговым импортом и ущербом должна быть установлена причинно - следственная связь или ее отсутствие.
Что касается определения угрозы существенного ущерба, то оно должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятных оценках и предположениях.
Согласно ст. 11 Закона антидемпинговые меры применяются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно - следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения. Очевидно, что для введения антидемпинговых пошлин необходимы два основания - ввоз товара в Российскую Федерацию по демпинговым ценам и причинение этим существенного ущерба отрасли. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размера демпинговой маржи.
Если будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики не причинен, демпинговая маржа не превышает 2% либо объем демпингового импорта товара из соответствующего государства не превышает 3% объема импорта данного товара, то антидемпинговая пошлина не вводится, а если в ходе расследования была введена временная пошлина, то она подлежит возвращению. Согласно Таможенному кодексу РФ антидемпинговая пошлина, если она вводится, уплачивается непосредственно декларантом, каковым является импортер данного товара.
И еще одно обстоятельство, касающееся возможности прекращения антидемпингового расследования. Согласно п. 6 ст. 11 Закона антидемпинговое расследование может быть прекращено при получении в письменном виде от иностранного экспортера добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении в приемлемом объеме демпингового импорта. При нарушении принятого обязательства Правительство РФ может немедленно ввести антидемпинговую пошлину.
О порядке проведения расследования. Сам Закон не устанавливает порядок проведения антидемпингового расследования. В нем, однако, содержится отсылочная норма, согласно которой Правительство РФ определяет орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, и устанавливает порядок проведения расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер. Такой орган и порядок расследований определены Правительством РФ в Постановлении от 11 марта 1999 г. N 274, которым утверждено Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер.
Согласно Положению федеральным органом власти, ответственным за проведение расследования, является Министерство торговли РФ (теперь это Министерство экономического развития и торговли - далее в тексте будем говорить о Минторге России).
Основные условия этого Положения сводятся к следующему:
1) расследование о демпинге проводится на основании заявления, подаваемого в Минторг России от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства РФ или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в приложении 2 Положения;
2) по результатам рассмотрения заявления о наличии или отсутствии оснований для расследования Минторг России в течение 30 дней с даты получения заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании;
3) информация о проведении расследования подлежит опубликованию. Заинтересованные лица (иностранные экспортеры и др.) также информируются о начале расследования, и им предлагается представить в Комиссию необходимые материалы, относящиеся к демпингу;
4) информация, предоставляемая заинтересованными лицами, является конфиденциальной;
5) срок проведения расследования по демпингу не должен превышать 12 месяцев;
6) по результатам расследования Минторг России представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения о применении антидемпинговых мер, подготовленные в форме доклада. Доклад должен содержать, в частности, описание предлагаемых мер по защите экономических интересов Российской Федерации, а именно: антидемпинговых мер, которые могут быть реализованы посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо путем принятия иностранным экспортером обязательства о прекращении поставок товаров на российский рынок по демпинговым ценам;
7) согласно Положению по просьбе заинтересованных лиц Правительством РФ может быть принято решение о проведении повторного расследования при наличии к тому оснований и по предложению указанной выше Комиссии.
АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ И В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ
Регулирование антидемпинга в ГАТТ/ВТО
Как известно, Россия сделала заявку о присоединении к ГАТТ (теперь ВТО - Всемирная торговая организация). Процедура присоединения к ВТО сложная и длительная. Цель - эффективная интеграция России в мировую экономику. Это глобальная задача. Более конкретная - получение лучших и недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки, содействие развитию экспорта и обеспечение достаточной степени защищенности российских производителей в условиях рыночной экономики на основе применения норм и правил, действующих в ВТО как всемирной международной организации.
Всемирная торговая организация представляет собой многостороннее генеральное соглашение, правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами. К Соглашению об учреждении ВТО прилагается множество многосторонних соглашений по торговле товарами. Среди них - Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 ("Антидемпинговые процедуры"). Присоединившись к ВТО, мы должны принять принципы и нормы этого антидемпингового соглашения.
Антидемпинговое регулирование в Европейском Союзе
В странах ЕС антидемпинговое регулирование осуществляется в основном в соответствии со ст. VI Соглашения ГАТТ 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, которые принимались в ходе целого ряда "раундов", постоянно проводящихся в рамках ГАТТ.
Особенностью в области применения антидемпинговых мер в Европейском Союзе является то, что компетенция по данному вопросу принадлежит не государствам - членам ЕС, а Европейскому Союзу в лице уполномоченных органов. Это положение вытекает из общих принципов Римского договора о создании ЕЭС.
Что касается демпинга, то специальный орган ЕС - Комиссия - решает вопрос о возбуждении дела и проведении антидемпинговых расследований. При определенных условиях Комиссия вправе вводить временные антидемпинговые пошлины. Пошлины вводятся Советом ЕС по предложению Комиссии. Оба органа (Совет ЕС и Комиссия ЕС) являются главными законодательными органами ЕС. Государства - члены ЕС также участвуют в антидемпинговой процедуре, но в рамках Консультативного комитета (Антидемпинговый комитет), который возглавляется председателем Комиссии. Основная функция этого комитета состоит в выработке решения при рассмотрении конкретного дела. Решения Комиссии и Совета о наложении антидемпинговой пошлины могут быть обжалованы в Суд ЕС.
Основа антидемпинговой процедуры в ЕС
1. Процедура начинается с подачи жалобы в Комиссию. Для принятия жалобы к рассмотрению необходима ее поддержка представителями промышленности, на долю которой приходится более 50% общего объема производства аналогичного товара.
2. Жалоба должна содержать доказательство наличия демпинга и материального ущерба от него для промышленности стран ЕС.
3. До начала процедуры проводятся консультации с Консультативным комитетом.
4. После указанных консультаций Комиссия начинает антидемпинговую процедуру. Она обязана:
- в течение 45 дней после подачи жалобы опубликовать извещение

Поручительство как способ обеспечения исполнения кредитных обязательств  »
Комментарии к законам »
Читайте также