Правовое регулирование экспортного контроля в российской федерации
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А.
ЯЛБУЛГАНОВ
Александр Ялбулганов - доктор
юридических наук.
Одним из важнейших
принципов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации является единство политики
экспортного контроля, осуществляемой "в
целях реализации государственных задач
обеспечения национальной безопасности,
политических, экономических и военных
интересов, а также выполнения
международных обязательств Российской
Федерации по недопущению вывоза оружия
массового уничтожения и иных наиболее
опасных видов оружия" (ст. 4 Федерального
закона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности").
Под
экспортным контролем понимается комплекс
мер, обеспечивающих реализацию
установленного законодательством порядка
осуществления внешнеэкономической
деятельности в отношении товаров,
информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, которые
могут быть использованы при создании
оружия массового поражения (ядерного,
химического, бактериологического
(биологического) и токсинного оружия),
средств его доставки (ракет и беспилотных
летательных аппаратов, способных
доставлять оружие массового поражения), а
также иных видов вооружения и военной
техники (ст. 1 Федерального закона "Об
экспортном контроле") <*>. Экспортный
контроль основывается на запретительно -
разрешительном (лицензионном) порядке
экспорта определенных товаров и
технологий, попавших в специальные
контрольные списки. При этом экспорт
понимается в данном случае расширительно:
речь идет не только о таможенном режиме
экспорта, а о всех внешнеэкономических
операциях, предусматривающих
трансграничное перемещение контролируемых
товаров и технологий.
--------------------------------
<*> Несколько иное
определение экспортного контроля
содержится в ст. 2 Федерального закона "О
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности". Он
определяется как совокупность мер по
реализации федеральными органами
исполнительной власти установленного
порядка вывоза за пределы Российской
Федерации вооружений и военной техники, а
также отдельных видов сырья, материалов,
оборудования, технологий и научно -
технической информации, которые могут быть
использованы при создании вооружений и
военной техники, по недопущению вывоза
оружия массового уничтожения и иных
наиболее опасных видов оружия и технологий
их создания, а также мер по выявлению,
предупреждению и пресечению нарушений
этого порядка.
Современная система
экспортного контроля, существующая в
большинстве промышленно развитых
государств мира, базируется на
основополагающем принципе, в соответствии
с которым внешнеторговые поставки товаров
и технологий высокого технического уровня
страны - производители и экспортеры
осуществляют при условии, что с ними будут
обращаться соответствующим образом и не
будут реэкспортировать в контролируемые
государства. Целью экспортного контроля
является наблюдение за исполнением
соответствующих международных
обязательств и договоренностей путем
получения достоверной информации о том, где
находится контролируемый товар, кто
является его владельцем или пользователем
и с какими целями он используется. Контроль
организуется таким образом, что экспортер
обязан запросить компетентный орган
исполнительной власти своей страны о
выдаче экспортной лицензии (разрешения на
вывоз). Появление такого запроса является
основанием для осуществления контроля за
движением товара и целью его
использования.
Объектом экспортного
контроля в мировой практике являются:
-
продукция военного назначения, то есть
вооружение, военная техника, работы, услуги,
результаты интеллектуальной деятельности,
применяемые в военно - технической
области;
- оборудование и материалы,
связанные с использованием атомной
энергии;
- промышленные товары и
технологии "двойного назначения", то есть
применяемые в гражданских и военных
целях.
Мировая практика экспортного
контроля исходит из того, что действие
ограничительного режима должно
распространяться также на изделия,
произведенные из контролируемых товаров
(сырья, материалов) или содержащие их в
качестве компонентов.
Товары,
попадающие в списки объектов экспортного
контроля (так называемые ограничительные
списки), либо подлежат вывозу только в
исключительном порядке путем
предоставления специальной разовой
лицензии по заявке экспортера, либо
экспортируются в рамках установленных квот
<*>, либо вывозятся в "контролируемые
государства" под наблюдением. Списки
контролируемых товаров периодически
пересматриваются с учетом последних научно
- технических достижений.
--------------------------------
<*> Поставки
товаров, подпадающих под действие
экспортного контроля, которые
осуществляются сверх установленных
лимитов (квот), могут допускаться при
наличии специального
разрешения.
Механизм экспортного
контроля функционирует за рубежом уже
более 60 лет. В СССР подобная система начала
формироваться только в начале 80-х годов. В
настоящее время активное участие
Российской Федерации в различных
мирохозяйственных процессах со всей
остротой ставит вопрос о предотвращении
ущерба, который может быть нанесен
национальным интересам России от экспорта
отдельных видов сырья, материалов,
оборудования, технологий, научно -
технической информации и услуг, которые
применяются или могут быть применены при
создании вооружения и военной техники, а
также материалов, оборудования, технологий,
иных результатов интеллектуальной
деятельности, которые имеют мирное
предназначение, но могут быть использованы
в производстве ядерного, химического и
других видов оружия массового
уничтожения.
Формирование российской
системы экспортного контроля началось с
издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992
г. N 388 "О мерах по созданию системы
экспортного контроля в России". Действующая
нормативно - правовая база экспортного
контроля включает в себя:
а) федеральные
законы:
- Федеральный закон от 18 июля 1999
г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
-
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О
военно - техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными
государствами";
- Федеральный закон от 13
октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности";
б) принимаемые в
соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами подзаконные акты:
- указы Президента РФ (например, Указ
Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268 "О
контроле за экспортом из Российской
Федерации товаров и технологий двойного
назначения" и др.);
- постановления
Правительства РФ (например, Постановление
Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. N 1157 "Об
утверждении Положения о Федеральной службе
России по валютному и экспортному контролю"
и др.);
- нормативные правовые акты,
издаваемые иными федеральными органами
исполнительной власти в пределах их
компетенции (ВЭК России, ГТК России и др.).
Вопросы обеспечения экспортного контроля
и формирования соответствующего
законодательства находятся в
исключительном ведении Российской
Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 6
Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой
деятельности", ст. 3 Федерального закона "Об
экспортном контроле").
Экспортный
контроль в отношении продукции военного
назначения осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации в
области военно - технического
сотрудничества и соответствующими
международными договорами Российской
Федерации. Особое значение при
установлении международно - правового
режима военно - технического
сотрудничества имеет закрепление
обязательства договаривающихся сторон не
продавать и не передавать третьим странам
вооружение и военную технику, техническую
документацию, а также другую информацию и
материалы, полученные или приобретенные в
результате военно - технического
сотрудничества без письменного согласия
одной из сторон, участвующей в таком
сотрудничестве. Такое обязательство, как
правило, не утрачивает своей юридической
силы даже после прекращения действия
самого соглашения о военно - техническом
сотрудничестве. Иногда в международных
соглашениях может закрепляться принцип
координации и взаимодействия при поставках
продукции и услуг военного назначения
третьим странам и международным
организациям (например, ст. 4 Соглашения
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Беларусь о
военно - техническом сотрудничестве 1993
г.).
Принципы государственной политики в
области экспортного контроля нашли свое
закрепление в ст. 5 Федерального закона "Об
экспортном контроле", ст. 16 Федерального
закона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности", ст. 4
Федерального закона "О военно - техническом
сотрудничестве Российской Федерации с
иностранными государствами" и включают:
1) добросовестность выполнения
международных обязательств в Российской
Федерации в области нераспространения
оружия массового поражения, средств его
доставки, а также в области контроля за
экспортом продукции военного и двойного
назначения;
2) взаимодействие с
международными организациями и
иностранными государствами в области
экспортного контроля в целях укрепления
международной безопасности и стабильности,
предотвращения распространения оружия
массового поражения и средств его
доставки;
3) гармонизацию процедур и
правил экспортного контроля с
общепризнанными международными нормами и
практикой;
4) осуществление единой
политики экспортного контроля и единство
таможенной территории Российской
Федерации;
5) приоритет безопасности
государства; недопустимость нанесения
ущерба обороноспособности и безопасности
Российской Федерации;
6) осуществление
экспортного контроля только в той мере, в
какой это необходимо для достижения его
целей (этот принцип произведен от принципа
исключения неоправданного вмешательства
государства и его органов во
внешнеторговую деятельность, нанесения
ущерба ее участникам и экономике
Российской Федерации в целом, который
закреплен в ст. 4 Федерального закона "О
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности");
7)
подконтрольность и подотчетность
федеральных органов исполнительной власти
и всех российских юридических лиц,
участвующих в военно - техническом
сотрудничестве;
8) законность, гласность
и доступность информации по вопросам
экспортного контроля.
В механизме
экспортного контроля задействован целый
ряд государственных органов (Президент РФ,
Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ,
ВЭК России, ГТК России и др.), а также
различные промышленные и научные
организации, их ассоциации и союзы.
В ст.
9 Федерального закона "Об экспортном
контроле" предусмотрено создание
межведомственного координационного органа
по экспортному контролю. Положение об этом
органе и его персональный состав
утверждаются Президентом РФ.
Межведомственный орган участвует в
реализации государственной политики в
области экспортного контроля, координации
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и организационно -
методического руководства работами по
экспортному контролю в Российской
Федерации. Он, в частности, принимает
решение о безлицензионном вывозе
контролируемых товаров и технологий в
случае, предусмотренном в ст. 19
Федерального закона "Об экспортном
контроле", выдает разрешение на совершение
внешнеэкономических операций, предметы
которых не включены в контрольные списки,
но могут быть использованы иностранным
лицом для целей создания оружия массового
поражения и средств его доставки (ст. 20 того
же Закона) и т.д.
МИД России,
Министерство обороны РФ, ГТК России,
Минторг России, Минюст России и некоторые
другие федеральные органы исполнительной
власти также участвуют в пределах своей
компетенции в функционировании системы
экспортного контроля. Специально
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в сфере экспортного
контроля являлась до недавнего времени
Федеральная служба России по валютному и
экспортному контролю (ВЭК России). На ВЭК
России возлагалась непосредственная
реализация государственной политики в
области экспортного контроля, организация
работы по информированию российских
участников внешнеэкономической
деятельности о целях, процедурах и правилах
экспортного контроля.
Федеральные
органы законодательной и исполнительной
власти, осуществляющие полномочия в
области экспортного контроля, наделяются
правом запрашивать и получать документы и
информацию, необходимые для целей
экспортного контроля. В свою очередь,
российские участники внешнеэкономической
деятельности обязаны по первому требованию
предоставить такую информацию и несут
ответственность за ее достоверность (ст. 13,
14 Федерального закона "Об экспортном
контроле").
Мировая практика последних
лет убедительно свидетельствует, что цели
экспортного контроля не могут быть в полной
мере достигнуты, если опираться только на
государственные органы. Так, с конца 80-х
годов по инициативе США начали создаваться
системы внутрифирменного экспортного
контроля. Со временем наличие
внутрифирменной программы экспортного
контроля стало обязательным признаком
"надежности". Министерство торговли США
разработало для иностранных фирм -
импортеров американской стратегической
продукции и технологий специальные
документы, которые они должны
предоставлять экспортеру. Если покупатель
американской технологии впоследствии
продает ее, то он становится ответственным
за то, как в дальнейшем распорядится ею
конечный потребитель. В компаниях
образуются соответствующие отделения или
отделы контроля стратегических товаров.
Американский опыт внутрифирменного
экспортного контроля был использован при
формировании организационно - правовых
основ аналогичных российских систем.
Федеральный закон "Об экспортном контроле"
(ст. 1, 16) предусматривает создание в
организациях, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность,
внутрифирменных программ экспортного
контроля, под которыми понимаются
"мероприятия организационного,
административного, информационного и иного
характера, осуществляемые организациями в
целях соблюдения правил экспортного
контроля".
Внутрифирменные программы
экспортного контроля создаются в
организациях на добровольных началах.
Обязательное создание таких программ
предусмотрено в отношении организаций,
осуществляющих научную и (или)
производственную деятельность по
обеспечению федеральных государственных
нужд, в области поддержания
обороноспособности и безопасности
Российской Федерации и систематически
получающих доходы от внешнеэкономических
операций с контролируемыми товарами и
технологиями.
Организации, создавшие
внутрифирменные программы экспортного
контроля, проходят аккредитацию в порядке,
определяемом Правительством РФ.
Механизм экспортного контроля опирается на
установление особых требований к
внешнеэкономическим сделкам с
контролируемыми товарами и технологиями. В
соответствии с одним из них
внешнеэкономические сделки,
предусматривающие передачу