ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
М. ПОЛУЭКТОВ
М. Полуэктов, соискатель
Иркутской государственной экономической
академии.
Арбитражный управляющий в
процедурах банкротства
Ключевой фигурой
в деле о банкротстве является арбитражный
управляющий. Арбитражный управляющий - это
лицо, назначаемое арбитражным судом для
проведения процедур банкротства и
осуществления иных полномочий,
установленных Федеральным законом "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее -
Закон о банкротстве). Арбитражный
управляющий - родовое, обобщенное понятие. В
разных процедурах банкротства арбитражный
управляющий выступает в различных "лицах".
При процедуре наблюдения он действует как
временный управляющий, во внешнем
управлении - как внешний управляющий, в
конкурсном производстве - как конкурсный
управляющий. Основная функция арбитражного
управляющего - обеспечить проведение той
или иной процедуры
банкротства.
Требования к кандидатуре
арбитражного управляющего
Закон о
банкротстве устанавливает определенные
требования к кандидатуре арбитражного
управляющего:
1) арбитражным
управляющим может быть только физическое
лицо;
2) арбитражный управляющий должен
быть зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя;
3)
арбитражный управляющий должен иметь
лицензию, выдаваемую государственным
органом РФ по делам о банкротстве и
финансовому оздоровлению.
Требования,
указанные в пунктах 2 и 3, могут иметь
исключения. Так, в ряде случаев арбитражным
управляющим может быть назначено лицо, не
являющееся предпринимателем и (или) не
имеющее лицензии арбитражного
управляющего (ст. ст. 170, 175 Закона о
банкротстве). Кроме того, при определенных
условиях арбитражный управляющий может
быть назначен из числа сотрудников
государственного органа по делам о
банкротстве и финансовому оздоровлению (ст.
ст. 178, 185 Закона о банкротстве);
4)
арбитражный управляющий должен быть
незаинтересованным лицом в отношении
должника и кредиторов.
Кто может быть
признан заинтересованным лицом в отношении
должника и кредиторов, предусмотрено ст. 18
Закона о банкротстве. Однако данная статья
не учитывает всех случаев
"заинтересованности". Получается, к примеру,
что арбитражным управляющим может быть
назначено лицо, обладающее 100% акций (долей)
в уставном капитале юридического лица -
должника или кредитора.
Арбитражным
управляющим не могут быть назначены:
-
лица, осуществлявшие ранее управление
делами должника - юридического лица, за
исключением случаев, когда с момента
отстранения указанного лица от управления
делами должника прошло не менее трех лет.
Кого понимать под лицами, осуществлявшими
ранее управление делами должника -
юридического лица, Закон не определяет.
Представляется, что это не только лица,
входящие в органы управления должника -
юридического лица, но и иные, обладающие
властными полномочиями по ведению дел
должника (заместитель директора, менеджеры
и т.п.);
- лица, в отношении которых есть
ограничения на осуществление деятельности
по управлению делами и (или) имуществом
других лиц (дисквалифицированные лица);
- лица, имеющие судимость.
В
определенных случаях к кандидатуре
арбитражного управляющего могут
предъявляться специальные требования. Так,
для того чтобы выполнять функции
арбитражного управляющего кредитной
организации, арбитражный управляющий
должен иметь специальный аттестат,
выданный Банком России. Арбитражный
управляющий, участвующий в деле о
банкротстве профессионального участника
рынка ценных бумаг, должен иметь аттестат,
выдаваемый государственным органом
Российской Федерации по регулированию
рынка ценных бумаг.
Назначение и
прекращение полномочий
арбитражного
управляющего
Арбитражный управляющий
назначается только арбитражным судом.
Порядок назначения арбитражного
управляющего зависит от того, для
проведения какой процедуры банкротства он
назначается.
1. При назначении
временного управляющего арбитражный суд
должен соблюдать следующую
последовательность:
- на первом этапе
кандидатура временного управляющего
определяется из числа лиц, предложенных
кредиторами;
- при отсутствии указанных
предложений кандидатура временного
управляющего определяется из числа лиц,
зарегистрированных в арбитражном суде в
качестве арбитражных управляющих;
- при
отсутствии лиц, зарегистрированных в
арбитражном суде в качестве арбитражных
управляющих, кандидатура временного
управляющего предлагается государственным
органом по делам о банкротстве и
финансовому оздоровлению по запросу
арбитражного суда в недельный срок с
момента получения указанного запроса.
Должник не вправе предложить кандидатуру
временного управляющего. При назначении
арбитражного управляющего арбитражный суд
обладает широкими полномочиями. Если на
место арбитражного управляющего
претендует несколько лиц, суд вправе
выбрать одно из них по собственному
усмотрению.
Как правило, временный
управляющий назначается в течение трех
дней со дня подачи в арбитражный суд
заявления о банкротстве, однако этот срок
может быть увеличен до десяти дней.
Временный управляющий действует с момента
его назначения арбитражным судом и до
наступления одного из нижеследующих
юридических фактов:
- введения внешнего
управления и назначения внешнего
управляющего. Если, например, вводится
внешнее управление, но по каким-либо
причинам не назначается внешний
управляющий, временный управляющий
продолжает работу до назначения внешнего
управляющего, но уже в качестве лица,
осуществляющего полномочия внешнего
управляющего;
- принятия арбитражным
судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства и назначения конкурсного
управляющего;
- утверждения арбитражным
судом мирового соглашения;
- принятия
арбитражным судом решения об отказе в
признании должника банкротом.
Продолжительность работы временного
управляющего зависит от периода
наблюдения. Как правило, этот срок
составляет 3 месяца, но может быть продлен
не более чем на 2 месяца.
2. Закон
устанавливает единый порядок назначения
внешнего и конкурсного управляющего. Так
же, как и при назначении временного
управляющего, в данном случае должна
соблюдаться определенная
последовательность:
- назначение
внешнего (конкурсного) управляющего
производится арбитражным судом по
предложению собрания кредиторов. Собрание
кредиторов утверждает кандидатуру
внешнего (конкурсного) управляющего по
предложению любого из конкурсных
кредиторов <*>, налогового или иного
уполномоченного органа <**>, должника или
собственника имущества должника -
унитарного предприятия. Таким образом,
кандидатура внешнего (конкурсного)
управляющего не может быть предложена
иными лицами, в частности, учредителями
(участниками) должника - юридического лица
(за исключением случаев, когда последние
являются кредиторами по обязательствам, не
вытекающим из их участия в уставном
капитале должника), кредиторами первой и
второй очереди. Предложенной арбитражному
суду для назначения считается кандидатура,
получившая наибольшее число голосов
присутствовавших на собрании кредиторов.
Сам порядок выдвижения кандидатуры
внешнего (конкурсного) управляющего на
утверждение собранию кредиторов Законом
никак не регламентирован. Получается, что
непосредственно на собрании кредиторов
уполномоченные лица могут выдвигать
кандидатуры внешнего (конкурсного)
управляющего.
--------------------------------
<*> Под конкурсными кредиторами Закон о
банкротстве понимает кредиторов по
денежным обязательствам, за исключением
граждан, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда жизни
и здоровью, а также учредителей (участников)
должника - юридического лица по
обязательствам, вытекающим из такого
участия. Под денежным обязательством
следует понимать обязанность должника
уплатить кредитору определенную денежную
сумму по гражданско-правовому договору и по
иным основаниям, предусмотренным
Гражданским кодексом Российской Федерации
(ст. 2 Закона о банкротстве).
<**> Данное
право может быть ограничено (изменено) лишь
Законом о банкротстве или соглашением с
кредиторами.
Закон о банкротстве
понимает под "иными уполномоченными
органами" должника, прокурора, налоговые и
иные уполномоченные в соответствии с
федеральным законом органы (ст. 6 Закона о
банкротстве);
- в случае, когда собранием
кредиторов не представлено ни одной
кандидатуры внешнего (конкурсного)
управляющего, арбитражный суд назначает
внешнего (конкурсного) управляющего по
предложению иных лиц, участвующих в деле о
банкротстве (в том числе и по предложению
должника), или из числа лиц,
зарегистрированных в арбитражном суде в
качестве арбитражных управляющих;
- в
случае, когда не представлено ни одной
кандидатуры внешнего (конкурсного)
управляющего и нет возможности назначить
внешнего управляющего (конкурсного) из
числа лиц, зарегистрированных в
арбитражном суде в качестве арбитражных
управляющих, арбитражный суд назначает
внешнего (конкурсного) управляющего из
числа кандидатур, предложенных
государственным органом по делам о
банкротстве и финансовому оздоровлению.
В качестве кандидатуры внешнего
управляющего (конкурсного) может
рассматриваться лицо, осуществлявшее
полномочия временного управляющего.
Закон допускает отклонение предложенной
кандидатуры арбитражного управляющего
только в случае ее несоответствия
требованиям закона. Арбитражный суд не
вправе отклонять предложенную кандидатуру
арбитражного управляющего по основаниям,
не основанным на Законе (например, ввиду
отсутствия опыта определенной работы,
неудовлетворительных деловых и иных
личностных качеств и т.п.).
3. Вопрос о
досрочном прекращении полномочий
арбитражного управляющего Закон о
банкротстве решает в зависимости от того,
для проведения какой процедуры банкротства
арбитражный управляющий назначен. Общим
основанием досрочного прекращения
полномочий арбитражного управляющего
является отзыв его лицензии.
Полномочия
временного управляющего могут быть
прекращены досрочно по инициативе самого
временного управляющего при наличии
уважительных причин. Кредиторы на стадии
наблюдения не могут инициировать досрочное
прекращение полномочий временного
управляющего.
Досрочное освобождение
внешнего управляющего от исполнения своих
обязанностей возможно в следующих
случаях:
- по заявлению самого внешнего
управляющего (в отличие от временного
управляющего, внешнему управляющему при
этом необязательно доказывать наличие
уважительных причин);
- на основании
решения собрания кредиторов, если при этом
будет доказан факт неисполнения или
ненадлежащего исполнения возложенных на
внешнего управляющего обязанностей
(решение собрания кредиторов в этом случае
должно содержать сведения о кандидатуре
нового внешнего управляющего);
- в
случае выявления обстоятельств,
препятствовавших назначению лица внешним
управляющим (например, при установлении
фактов, свидетельствующих о наличии
заинтересованности внешнего управляющего
в отношении должника или кредитора).
Досрочное освобождение конкурсного
управляющего от исполнения своих
обязанностей возможно лишь при
одновременном соблюдении следующих
условий:
1) если собранием или комитетом
кредиторов подано ходатайство в
арбитражный суд об отстранении конкурсного
управляющего от исполнения им своих
обязанностей и назначении нового
конкурсного управляющего;
2) если
доказан факт неисполнения или
ненадлежащего исполнения конкурсным
управляющим возложенных на него
обязанностей.
Таким образом,
арбитражный управляющий, надлежащим
образом исполняющий возложенные на него
обязанности, не может быть отстранен от
своей должности только при наличии одной
воли кредиторов.
Стоит только
догадываться, чем руководствовался
законодатель, когда устанавливал столь
различные основания досрочного
прекращения полномочий конкурсного и
внешнего управляющего.
Ст. 20 Закона о
банкротстве предоставляет арбитражному
управляющему право подавать в арбитражный
суд заявление о досрочном прекращении
исполнения своих обязанностей. Исходя из
этого, думается, что арбитражный
управляющий независимо от того, в какой
процедуре банкротства он действует,
все-таки может быть досрочно освобожден от
исполнения своих функций по собственной
инициативе. Такое несоответствие между
общей нормой для арбитражных управляющих и
специальной нормой для конкурсных
управляющих можно объяснить низким уровнем
юридической техники, используемой в Законе
о банкротстве.
Достаточно спорным
остается вопрос о том, вправе ли
арбитражный суд по собственной инициативе
отстранить внешнего или конкурсного
управляющего от исполнения возложенных на
него обязанностей Высший Арбитражный Суд
РФ дает положительный ответ на данный
вопрос. Согласно п. 7 приложения к
информационному письму Президиума ВАС РФ
от 7 августа 1997 г. N 20 "Обзор практики
применения арбитражными судами
законодательства о несостоятельности
(банкротстве)" "арбитражный суд по
собственной инициативе вправе назначить
нового конкурсного управляющего при
невыполнении прежним управляющим своих
обязанностей". Представляется, что такой
вывод не основан на букве закона.
Права и
обязанности арбитражного
управляющего
Права и обязанности
арбитражного управляющего предусмотрены
ст. 20 Закона о банкротстве. Арбитражный
управляющий имеет право:
- созывать
собрание кредиторов и комитет
кредиторов;
- обращаться в арбитражный
суд в случаях, предусмотренных Законом о
банкротстве;
- получать вознаграждение
в размере и порядке, которые предусмотрены
Законом о банкротстве;
- привлекать для
обеспечения осуществления своих
полномочий на договорной основе иных лиц с
оплатой их деятельности из средств
должника, если иное не установлено Законом
о банкротстве или соглашением с
кредиторами;
- подавать в арбитражный
суд заявление о досрочном прекращении
исполнения своих обязанностей.
Арбитражный управляющий обязан:
-
принимать меры по защите имущества
должника;
- анализировать финансовое
состояние должника;
- анализировать
финансовую, хозяйственную и инвестиционную
деятельность должника, его положение на
товарных рынках;
- рассматривать
заявленные требования кредиторов;
-
вести реестр требований кредиторов;
-
осуществлять иные функции, установленные
Законом о банкротстве.
При
осуществлении своих прав и обязанностей
арбитражный управляющий обязан
действовать добросовестно и разумно с
учетом интересов должника и его
кредиторов.
"Положение о лицензировании
деятельности физических лиц в качестве
арбитражных управляющих", утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 25
декабря 1998 г. N 1544, установило еще одну
интересную обязанность арбитражного
управляющего: "не отклонять без достаточных
оснований предложения арбитражного суда,
при котором он зарегистрирован, о
назначении арбитражным управляющим". Что
понимать под "достаточными основаниями",
положение не раскрывает.