ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
А.С. КРАМАРЕНКО
Крамаренко Анна Станиславовна
Специалист по гражданскому праву. Аспирантка Академии труда и социальных отношений.
Родилась 28 августа 1975 г. в Москве. В 1998 г. окончила юрфак Академии труда и социальных отношений. 1997 - 1998 гг. - юрисконсульт юридического отдела нефтяной компании "Сиданко"; с 1998 г. по настоящее время работает юристом в ЗАО "Весттрейд".
За годы реформ из России, несмотря на наличие достаточно жесткого валютного законодательства, вывезено за рубеж по разным оценкам от 150 до 170 млрд. долларов, и этот процесс продолжается. Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности не только позволит привлечь в экономику страны средства иностранных инвесторов, но и сделает возможным возврат средств наших соотечественников на Родину, хотя бы в форме иностранных инвестиций <*>. А пока отсутствие реальной защиты прав иностранного инвестора, а также противоречивость и нестабильность российского законодательства остаются главным препятствием на пути проникновения иностранного капитала.
--------------------------------
<*> Следует отметить, что значительную долю иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации составляют как раз средства россиян, ранее вывезенные за пределы страны. Однако статистические исследования данного вопроса не ведутся.
Законодательство об иностранных инвестициях, как национальное, так и международное, регулирует целый комплекс вопросов, связанных с осуществлением деятельности иностранного инвестора на территории принимающего государства. Первостепенное внимание уделяется условиям допуска иностранного инвестора в национальную экономику. А установленный в стране порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями - один из важных элементов правового регулирования иностранных инвестиций.
Правовой режим деятельности иностранного инвестора
В странах с развитой экономикой особое законодательство обычно не разрабатывается. К иностранному субъекту применяются положения национальных норм, но допуск и условия деятельности иностранных инвесторов в определенных отраслях экономики регламентируются специально принятыми законодательными актами. В странах, где только формируются современные рыночные отношения, напротив, развитию национального законодательства, регламентирующего допуск иностранного капитала в экономику, уделяется пристальное внимание: наряду с отдельно принятыми актами разрабатываются обширные инвестиционные кодексы. Но во всех этих документах вопросы инвестиционного климата будут разрешаться в первую очередь. Объясняется это, в частности, тем, что наличие специального законодательства об иностранных инвестициях, определяющего режим деятельности иностранного инвестора, демонстрирует желательность этих инвестиций. В принимаемых по данному вопросу законах для привлечения иностранных инвесторов им предоставляются гарантии и льготы; устанавливаются специальные условия в отношении определенных отраслей экономики.
Наряду с национальным законодательством проблемы установления правового режима деятельности иностранного инвестора закрепляют международные соглашения: многосторонние и двусторонние. Например, в статье 33 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны <*> (далее - Соглашение о партнерстве), Стороны признают важность предоставления друг другу национального режима в отношении учреждения и, где это не предусматривается в настоящем Соглашении, деятельности компаний друг друга на их территориях и соглашаются рассмотреть возможность продвижения к этой цели на взаимоприемлемой основе и в свете любых рекомендаций Совета сотрудничества.
--------------------------------
<*> Ратифицировано Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ. // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1802.
Примером двусторонних соглашений могут служить договоры об устранении двойного налогообложения, о защите иностранных капиталовложений и др. Законы об иностранных инвестициях непременно должны соответствовать международным обязательствам государства, чтобы дополнительно подтвердить стремление принимающей страны соблюдать общепризнанные принципы и дать гарантии стабильности своего законодательства. Ведь не исключено, что принимающее государство может в любой момент изменить национальные нормы об иностранных инвестициях. Права же, гарантированные инвестору в соответствии с международным законодательством, могут быть аннулированы только в соответствии с установленным международными документами порядком.
В статье 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <*> установлены следующие особенности правового режима предприятий с иностранными инвестициями.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1999. 14 июля.
1. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
2. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации.
3. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее - головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.
4. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.
5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли (долей) вклада в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.
6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.
Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.
Порядок государственной регистрации юридических лиц на территории той или иной страны во многом характеризует отношение государства к привлечению иностранного капитала в свою экономику. Законодательное регулирование регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями должно учитывать, с одной стороны, фактор важности привлечения иностранных инвестиций в экономику, а с другой - необходимость недопущения на национальный рынок элементов, способных оказать на нее негативное влияние.
В статье 28 Соглашения о партнерстве Стороны договорились предоставлять друг другу, при соблюдении законодательства и иных нормативных актов, действующих в каждой из Сторон, режим, не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый любой третьей стране, в отношении условий, касающихся учреждения компаний на своих территориях. Следует отметить, что каждая из Сторон, подписавших Соглашение о партнерстве, установила перечень видов деятельности, осуществление которых иностранными компаниями может быть ограничено.
В теории и правоприменительной практике выделяют три основных порядка создания юридических лиц: явочно - нормативный, разрешительный и договорно - правовой.
В условиях рыночной организации оборота основным является явочно - нормативный (или нормативно - явочный) способ создания юридических лиц, исключающий необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители обращаются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц (в том числе и с иностранными инвестициями) на территории РФ.
В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит интересам всех участников оборота. Данный порядок используется и при создании коммерческих банков, страховых компаний, а также юридических лиц, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенных товаров и услуг.
Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова выделяет договорно - правовой способ создания юридического лица. Для него свойственно наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных юридических лиц, и заключение учредителями специального (учредительного) договора.
Законодательство РФ пошло по пути создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями в нормативно - явочном порядке. Этот способ применяется в большинстве стран СНГ.
Участие юридического лица в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правоспособности, которая в соответствии со статьей 49 пункт 3 ГК РФ возникает с момента его создания. Согласно статье 51 пункт 2 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Таким образом, возможность приобретения и осуществления юридическим лицом имущественных и личных неимущественных прав поставлена законодателем в зависимость от наличия у юридического лица государственной регистрации.
Регистрации подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые коммерческие и некоммерческие организации. При государственной регистрации осуществляется проверка процедур создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц на соответствие действующему законодательству, а также ведется учет всех юридических лиц с занесением их в Государственный реестр. Информация о зарегистрированных и внесенных в Государственный реестр юридических лицах предоставляется регистрирующим органом всем заинтересованным лицам.
Необходимость особого порядка регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями наиболее очевидна в странах с переходной экономикой и формирующимся рынком. В этих странах особый порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями отвечает интересам как принимающей стороны, так и зарубежных инвесторов. Применение особого порядка регистрации такого рода предприятий позволяет, с одной стороны, защитить в необходимых пределах национальный рынок, а с другой стороны, стимулировать приток иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики страны.
Раньше в Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" <*> предусматривалось создание предприятий с иностранными инвестициями в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР. При этом в зависимости от степени участия иностранного инвестора в уставном капитале хозяйственного общества и товарищества предприятия с иностранными инвестициями подразделялись на:
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008.
- предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы <*>.
--------------------------------
<*> Ст. 12 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
В ныне действующем Законе "Об иностранных инвестициях" термин "предприятие с иностранными инвестициями" заменен термином "коммерческая организация с иностранными инвестициями". В ГК РФ двояко трактуется понятие "предприятие". С одной стороны, предприятие рассматривается как объект гражданских прав (предприятие как имущественный комплекс), с другой стороны, под предприятием понимается один из субъектов гражданского права (унитарное предприятие). Таким образом, использование термина "коммерческая организация" в новом Законе является корректным и соответствует действующему гражданскому законодательству.
При рассмотрении вопроса о порядке создания коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо определить круг лиц, признаваемых законодательством РФ иностранными инвесторами.
В соответствии со статьей 2 Закона "Об иностранных инвестициях" под иностранными инвесторами понимаются:
иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (Право и экономика, nn 11, 12, 1999; nn 1, 3, 5, 7, 8, 2000)  »
Комментарии к законам »
Читайте также