Статья 8. Неэтичная реклама. 1. Неэтичной является реклама, которая:

содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
Неэтичная реклама не допускается.
2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Комментарий к статье 8
Примером неэтичной рекламы, нарушающей общепринятые нормы морали, является реклама прокладок в "критические дни" женщин. Вот что по этому поводу написала в газете "Омский вестник" (1996, 31 октября) одна из читательниц: "Когда молодые русские девчонки рекламируют "Тампаксы" и гигиенические пакеты, я все время думаю: "Во дают!". Их друзья видят этот позор, родители, знакомые родителей. Меня эта реклама сначала смущала, а теперь бесит. Представляете, во дворе маленькие мальчишки играют, один кричит: "О"кей", а другой "О би". Меня дома восьмилетний братишка замучил: "Для чего нужны тампаксы?". Уж лучше бы врачи об этом рассказывали на уроках для девочек, а не гнали неприличную рекламу на всю страну".
Неэтичной была признана антимонопольным управлением реклама водочной продукции санкт - петербургской компании "Ливиз". В рекламе изображались три бутылки водки с ливизовскими этикетками, а над ними, как бы опершись на эту прочную основу, возникал силуэт Петербурга. По периметру этой рекламы плясал веселый народ с бутылками и стаканами в руках. Рекламный плакат завершался фразой: "На том стояла и стоять будет земля Русская" <*>.
--------------------------------
<*> "Известия", 1997, 1 августа.
Примером неэтичной рекламы, нарушающей общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных образов в отношении религиозных и иных убеждений физических лиц, может служить реклама фирмы "Бенеттон". В рекламе изображался только что умерший больной СПИДом и "цветной" с автоматом за спиной, держащий в руках человеческую берцовую кость. Была запрещена не только эта реклама, но и реклама той же фирмы на такие мотивы, как "люди в контейнере", "корабль беженцев", "изображение силы", "испачканная в нефти водоплавающая птица", "работа детей", "штамп: реакция ВИЧ положительная" и "испачканная кровью одежда боснийского бойца". Суды Италии и Германии, где распространялась эта реклама, указывали, что концепция рекламы фирмы "Бенеттон" основана на явно циничной установке: чтобы обратить внимание на фирму "Бенеттон", хороши все средства <*>. Та же фирма "Бенеттон" в одной из своих реклам изобразила белого ребенка в наряде ангелочка и рядом с ним - чернокожего мальчика в костюме дьявола <**>. Такая реклама является образцом рекламы, нарушающей общепринятые нормы морали путем употребления оскорбительных сравнений и образов в отношении расовой принадлежности физических лиц. Примером неэтичной рекламы, порочащей какой-либо товар, являлась реклама "Проктер энд Гэмбл", в которой известное российским потребителям мыло отшвыривалось как плохое. После представления, сделанного фирме Общественным советом по рекламе, указанная реклама была изменена <***>.
--------------------------------
<*> См.: "Конкурент", 1995, N 1, с. 31 - 32.
<**> См.: "Коммерческие вести", 1996, 24 января.
<***> См.: "Экономика и жизнь", N 34, август 1996.
Приведенное в комментируемой статье понятие "неэтичная реклама" не охватывает рекламу эротического характера. В проекте Закона "О рекламе", опубликованном в "Российской газете" 29 октября 1994 г., реклама эротического характера входила в более широкое понятие "пристойная реклама". На рекламу эротической продукции, видимо, следует распространить действие статьи 37 "Эротические издания" Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Она допускается в радио- и телепрограммах только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Реклама эротического характера может быть размещена только в средствах массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, в запечатанных прозрачных упаковках и только в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
Пункт 2 настоящей статьи имеет в виду порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, установленный статьей 152 ГК РФ и статьями 43 - 45, 57 и 62 Закона РФ "О средствах массовой информации" <*>.
--------------------------------
<*> О судебной практике по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации см. Постановление N 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 21.12.1993 и N 6 от 25.04.1995. - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", 1992, N 11; 1995, N 7. См.: также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", 1995, N 3, с. 11; "Хозяйство и право", 1995, N 11, с. 94 - 99; А.Л. Анисимов. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско - правовая защита. - "Юристъ". М., 1995; "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", 1994, N 1, с. 6 - 16; "Закон", 1995, N 10, с. 102 - 105; "Хозяйство и право", 1996, N 11, с. 104 - 108; 1995, N 1, с. 152 - 158.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также