О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника

ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА
О. НИКИТИНА
О. Никитина, консультант Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В 1995 году арбитражными судами было принято к производству 1108 заявлений о несостоятельности (банкротстве) организаций, из них по 469 делам принято решение о признании должников банкротами, 143 заявления были отклонены. По 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления имуществом должника.
Анализ материалов указанных дел и запросов, поступающих в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, свидетельствует о низком уровне правовой работы в организациях, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Как показывает практика, в процессе ликвидации несостоятельного предприятия допускается много нарушений действующего законодательства.
Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 61) закрепляет лишь основные правила ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 3 ст. 65 ГК РФ порядок ликвидации устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, ликвидация (в том числе добровольная) предприятия - должника, являющегося коммерческой организацией, стоимость имущества которого недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, может осуществляться только в порядке, установленном Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" <*>.
--------------------------------
<*> Далее - Закон.
Однако нередко на практике учредители юридического лица принимают решение о ликвидации, руководствуясь не Законом, а только на основе ГК РФ, создают ликвидационную комиссию и помещают соответствующее объявление в местной печати (тогда как оно должно быть опубликовано в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), тем самым нарушая нормы действующего законодательства.
Ликвидация (как принудительная, так и добровольная) осуществляется в процессе конкурсного производства.
Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом). Конкурсное производство призвано обеспечить соразмерность удовлетворения требований кредиторов, а также охрану интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, определенной п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
Расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (п. 1 ст. 30 Закона). Это касается как случаев признания должника банкротом по решению арбитражного суда, так и случаев объявления им о своей добровольной ликвидации. При этом должник не вправе сам удовлетворить требования отдельных кредиторов по своему усмотрению.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1996 года "О внесении дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен абзацем седьмым следующего содержания: "При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства банков".
По моему мнению, эта норма разрушает стройную систему очередности требований кредиторов и требует судебного толкования.
Любой кредитор, не согласный с процедурой добровольной ликвидации организации, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данного должника (абз. 3 п. 1 ст. 51 Закона).
Нахождение организации в стадии ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК (добровольная ликвидация) и работа ликвидационной комиссии сами по себе не лишают кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства.
Какого-либо участия в этой процедуре судов общей юрисдикции закон не предусматривает, поскольку кредиторы, являющиеся физическими лицами, обращаются в арбитражный суд наряду с остальными кредиторами.
Важно отметить, что в указанной ситуации требования кредиторов - физических лиц, обратившихся в суд общей юрисдикции с исковыми заявлениями о взыскании задолженности, вне очереди не удовлетворяются.
Уже упоминалось, что ст. 64 ГК устанавливает обязательную для всех очередность удовлетворения требований кредиторов.
На практике приходится сталкиваться с непониманием указанной нормы.
Суд общей юрисдикции, вынося решение о взыскании денежных сумм с должников, одновременно накладывает арест на имущество и денежные средства, принадлежащие должнику, и судебные исполнители осуществляют возврат денежных средств исключительно кредиторам - физическим лицам (например, вкладчикам банков-банкротов), нарушая тем самым Закон о банкротстве. Такие действия суда не позволяют конкурсному управляющему сформировать полностью конкурсную массу, организовать продажу имущества должника и лишают его возможности в полном объеме реализовать свои права. Представляется, что указанные действия суда общей юрисдикции нельзя признать правомерными.
Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК).
Требования к указанным лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 19.11.1992 N 3929-1
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1996 N 18-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 15.11.1995)
Хозяйство и право, N 6, 1996

О договоре энергоснабжения  »
Комментарии к законам »
Читайте также