Условия предоставления правовой охраны товарных знаков

Защита исключительных прав на товарный знак обеспечивается нормами гражданского, административного и уголовного законодательства: в частности, Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г., Федеральным законом "О рекламе" 1995 г., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Кодексом об административных правонарушениях 2001 г., Уголовным кодексом РФ 1996 г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. и др.
В ст. 1 Закона сказано, что товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг юридических или физических лиц. Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации), поэтому, рассматривая далее правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания, мы будем оперировать понятием "товарный знак".
Товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и подчас заменяет собой длинное и сложное название производителя товара.
В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 5 Закона). Такие требования к товарным знакам вытекают из положений Закона, хотя в литературе иногда выдвигались и выдвигаются и некоторые другие критерии. Так, по мнению Н.И. Коняева, в качестве товарных знаков могут быть заявлены лишь художественные обозначения, что означает их соответствие эстетическим требованиям. Поэтому, полагает он, не могут признаваться товарными знаками безвкусные рисунки, словосочетания и т.д. <*>. Данная точка зрения представляется неосновательной, поскольку указанное требование ни ранее, ни сейчас в Законе не содержится и из него не вытекает. Конечно, при разработке товарных знаков следует учитывать такие требования, как рекламоспособность, ассоциативность, связанность с местом происхождения товара, удобопроизносимость, приспособляемость и т.д., но данные условия отнюдь не являются обязательными, и можно встретить целый ряд обозначений, зарегистрированных или пока только претендующих на это, которые этими признаками не обладают. И конечно, отказ в регистрации товарного знака по мотиву его нехудожественности будет признан незаконным.
--------------------------------
<*> Коняев Н.И. Право на товарный знак и промышленный образец. Куйбышев, 1984. С. 10.
Обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в силу международных соглашений. Тождественность и сходство до степени смешения определяются двумя признаками:
1. Тождественность самого обозначения или сходство до степени смешения с другим существующим товарным знаком, т.е. полное или частичное (но основное) совпадение элементов товарного знака, не позволяющее "с ходу" "невооруженным глазом" отличить одно изображение от другого. Не допускается также включение в товарный знак элементов, охраняемых в одном из государств - участников международного договора, в который входит Россия. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 7 Закона.
2. Однородность товаров: тождественность и сходство до степени смешения товарных знаков не допускается только в случае, если товары относятся к одному и тому же классу товаров по МКТУ <*>.
--------------------------------
<*> Единый международный классификатор товаров и услуг, принят Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. (пересмотрен в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Женеве 13 мая 1977 г.), последнее опубликование 2002 г.
Если установление тождественности товарных знаков не вызывает особых затруднений, то обратная ситуация складывается с установлением сходства. В Законе о товарных знаках указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени смешения. Данное определение носит достаточно абстрактный характер, хотя и вносит некоторую ясность. В частности, очевидно, что совпадение отдельных элементов обозначений само по себе не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован, прежде всего, на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например с позиций дизайнера, художника, графика, эксперта, которые способны отметить малейшие различия, а с позиции простого покупателя (потребителя), который не имеет специальных знаний и навыков в этой области.
В литературе установление сходства обозначений рекомендуется проводить с учетом ряда факторов. Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков - на изобразительные мотивы, сочетание цветов, форм и размеров; у комбинированных - на восприятие изобразительных и словесных элементов как в совокупности, так и в отдельности <*>.
--------------------------------
<*> Адуев А.И., Белогорская Е.М. Товарный знак и его правовое значение. М., 1972. С. 28.
В мировой практике приняты два возможных основания возникновения государственно-правовой защиты прав на товарные знаки: это государственная регистрация и преждепользование. Преждепользование означает, что любое лицо, которое до даты приоритета заявки на регистрацию знака, поданной другим лицом, добросовестно использовало знак или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема и после даты приоритета заявки <*>. Государственная регистрация является основанием возникновения государственно-правовой защиты товарных знаков во многих странах. Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системе объясняется рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числе таких преимуществ можно выделить следующие:
--------------------------------
<*> Могилевский В.М. Право преждепользования на знаки для товаров и услуг // Юридическая практика. 2003. N 8.
1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров, для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно в случае возникновения спора по товарным знакам. При коллизии положение владельца товарного знака, его зарегистрировавшего, является более прочным и выгодным в суде, так как бремя доказывания нарушения полностью лежит на другой стороне. При системе преждепользования это бремя ложится на обе спорящие стороны.
2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей и потребителей об установлении на знак исключительного права. Такое оповещение осуществляется через публикацию в официальном бюллетене патентного ведомства. Это имеет значение для предупреждения возможных правонарушений, служит гарантией защиты прав владельца товарного знака и интересов потребителей. Кроме этого, информирование через публикацию помогает разработчикам знаков создавать обозначения, обладающие оригинальностью и новизной, т.е. отвечающие требованиям, предъявляемым законодательством к товарным знакам.
3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре.
4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу ст. 4С - 1 Парижской конвенции.
5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхождения является обязательным требованием законодательств некоторых стран для регистрации на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария, Италия, Испания, Дания и др.).
В соответствии со ст. 2 Закона основанием для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации является его государственная регистрация. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Приведем пример из практики, подчеркивающий важность государственной регистрации товарного знака.
Ликеро-водочный завод обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении выпуска водки с использованием на этикетке обозначения, тождественного его товарному знаку. В обоснование своих требований истец представил лицензию на производство водки и патент на изобретение.
Арбитражный суд отказал в иске, не признав указанные документы в качестве доказательства прав на спорный товарный знак, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" право на товарный знак возникает на основании государственной регистрации последнего в Патентном ведомстве Российской Федерации.
Основания для охраны данного обозначения в силу международных договоров Российской Федерации также отсутствовали <*>.
--------------------------------
<*> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. N 10.
Процесс регистрации товарных знаков регулируется главами 7 и 8 Закона, а также ведомственными актами: Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" <*> (далее - Правила) и Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара" <**>.
--------------------------------
<*> Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 " О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4322) // Российская газета. 2003. 3 апреля.
<**> Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 марта 2003 г. N 4276) // Российская газета. 2003. 3 апреля.

Статья 4 Федерального закона РФ о товарных знаках 1992 г., которая называется "Исключительное право на товарный знак", закрепляет следующее положение (п. 1): "Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя".. Сущность права на товарный знак заключается в возможности его неограниченного и монопольного использования правообладателем. Использованием товарного знака считается применение его на товарах и (или) упаковке, для которых он зарегистрирован, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках и т.п. (ст. 22 Закона о товарных знаках). При этом лицом, применяющим товарный знак, может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Правовое регулирование сельскохозяйственного производства в россии  »
Комментарии к законам »
Читайте также