Бесплатная консультация от налоговых органов

Т. СТЫРОВА
Т. Стырова, специалист по налоговому законодательству юридической консультации N 157 "Международное партнерство" МРКА.
В налоговом законодательстве появился институт налогового представительства. В Налоговом кодексе РФ (ст. ст. 21, 32) впервые предусмотрено право налогоплательщиков на получение от налоговых органов бесплатной информации.
Круг вопросов очерчен достаточно четко:
а) о действующих налогах и сборах;
б) о законодательстве о налогах и сборах (его состав определен ст. 1 НК РФ) и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах;
в) о правах и обязанностях налогоплательщиков;
г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (подп. 1 п. 1 ст. 21).
Что же подразумевается под разъяснением вопросов применения законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов?
В первую очередь - это разъяснения по вопросам реализации прав и обязанностей в области налогов и сборов теми государственными органами, которые в соответствии с НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в т.ч. налоговыми органами. Следовательно, при разъяснении даже по конкретно предложенной налогоплательщиком ситуации налоговые органы вправе ограничиться указанием на те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести, с правовым обоснованием этих действий.
Аналогично и при разъяснениях о порядке исчисления и уплаты налогов. Эта норма тесно связана с требованием об установлении в законодательном порядке обязательных элементов налогообложения, в числе которых порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (или сбора).
Глава 4 НК РФ предоставляет право налогоплательщикам не только лично участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но и не запрещает представителю налогоплательщика быть его консультантом (это решается на основании доверенности, договора). И в то же время ст. 29 НК РФ содержит прямое запрещение, что не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
Из какой же категории лиц налогоплательщик может в настоящее время выбирать себе уполномоченного представителя, а также консультанта по налогам и сборам?
Так как процесс налогового консультирования законодательно не отрегулирован, но рынком востребован, он осуществляется на инициативной основе. Вот перечень некоторых категорий специалистов и организаций, которые, по сути, уже сегодня занимаются налоговым консультированием:
- аудиторские фирмы;
- аудиторы - предприниматели;
- юридические фирмы (более 15 тыс. юристов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц различной организационно - правовой формы оказывают платные юридические услуги в этой сфере);
- негласно эти услуги оказывают профессорско - преподавательский состав вузов, специалисты налоговых инспекций, налоговой полиции, арбитражных судов.
Не следует, конечно, сомневаться в компетентности аудиторских фирм при оказании налогоплательщикам консультаций по вопросам налогового законодательства. Но, к сожалению, по ряду причин аудиторские фирмы не могут полностью разрешить проблему налогового консультирования. Во-первых, аудит, как внутренний, так и внешний, по своей сущности носит характер последующего контроля и рассматривает завершенную финансовую отчетность. Профессиональная обязанность аудитора - гарантировать надежность финансовой отчетности. Во-вторых, аудитор оценивает уже принятые решения и не участвует в принятии решений. А, как мы знаем, в современных условиях лицо, принимающее решение, практически зависит от надежности и достоверности информации.
Можно обратиться к адвокату в юридическую консультацию, который выполнит эту работу в рамках решения юридических вопросов, либо проведет консультацию по законодательству без достаточной специальной налоговой подготовки, поскольку экономическое содержание не входит в предмет его юридической консультационной деятельности.
В настоящее время налоговое консультирование приобрело черты самостоятельного вида деятельности, которое подразумевает знания вопросов установления и взимания налогов. Эти знания должны сочетать в себе два аспекта - экономический и юридический, специфика которых требует подготовки специалистов по программам, отличающимся от программ раздельной подготовки экономистов и юристов.
По нашему мнению, налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц - профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после профессиональной подготовки и сдачи квалификационных экзаменов.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Постановлением Минтруда России от 4 августа 2000 г. N 57 дополнен квалификационной характеристикой "Консультант по налогам и сборам".
При МНС России действует Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК МНС России), утвержденная Приказом МНС России от 25 августа 1999 г. N АП-3-15/278, которая занимается вопросами организации налогового консультирования, а также обучения и аттестации консультантов по налогам и сборам. В Москве при министерстве создан и осуществляет свою работу Учебно - методологический центр (УМЦ при МНС России), который с сентября 2000 г. проводит обучение и переподготовку специалистов, имеющих базовое юридическое или экономическое образование, а также опыт работы в области налогообложения.
В настоящее время обучается уже третья группа налоговых консультантов. А поскольку желающих получить такую подготовку становится все больше, можно сделать вывод о своевременности и востребованности налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Бизнес-адвокат, N 6, 2001

Превентивные иски  »
Комментарии к законам »
Читайте также