Бесплатная консультация от налоговых органов
Т. СТЫРОВА
Т. Стырова, специалист по
налоговому законодательству юридической
консультации N 157 "Международное
партнерство" МРКА.
В налоговом
законодательстве появился институт
налогового представительства. В Налоговом
кодексе РФ (ст. ст. 21, 32) впервые
предусмотрено право налогоплательщиков на
получение от налоговых органов бесплатной
информации.
Круг вопросов очерчен
достаточно четко:
а) о действующих
налогах и сборах;
б) о законодательстве
о налогах и сборах (его состав определен ст.
1 НК РФ) и иных актах, содержащих нормы
законодательства о налогах и сборах;
в)
о правах и обязанностях
налогоплательщиков;
г) о полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц
(подп. 1 п. 1 ст. 21).
Что же подразумевается
под разъяснением вопросов применения
законодательства о налогах и сборах и
принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актов?
В первую очередь - это
разъяснения по вопросам реализации прав и
обязанностей в области налогов и сборов
теми государственными органами, которые в
соответствии с НК РФ являются участниками
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, в т.ч. налоговыми
органами. Следовательно, при разъяснении
даже по конкретно предложенной
налогоплательщиком ситуации налоговые
органы вправе ограничиться указанием на те
действия, которые налоговые органы должны
или могут произвести, с правовым
обоснованием этих действий.
Аналогично
и при разъяснениях о порядке исчисления и
уплаты налогов. Эта норма тесно связана с
требованием об установлении в
законодательном порядке обязательных
элементов налогообложения, в числе которых
порядок исчисления налога, порядок и сроки
уплаты налога (или сбора).
Глава 4 НК РФ
предоставляет право налогоплательщикам не
только лично участвовать в отношениях,
регулируемых налоговым законодательством,
но также иметь законных или уполномоченных
представителей. Закон не расшифровывает, но
и не запрещает представителю
налогоплательщика быть его консультантом
(это решается на основании доверенности,
договора). И в то же время ст. 29 НК РФ
содержит прямое запрещение, что не могут
быть уполномоченными представителями
налогоплательщика должностные лица
налоговых и таможенных органов, органов
налоговой полиции, судьи, следователи и
прокуроры.
Из какой же категории лиц
налогоплательщик может в настоящее время
выбирать себе уполномоченного
представителя, а также консультанта по
налогам и сборам?
Так как процесс
налогового консультирования
законодательно не отрегулирован, но рынком
востребован, он осуществляется на
инициативной основе. Вот перечень
некоторых категорий специалистов и
организаций, которые, по сути, уже сегодня
занимаются налоговым консультированием:
- аудиторские фирмы;
- аудиторы -
предприниматели;
- юридические фирмы
(более 15 тыс. юристов - индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц
различной организационно - правовой формы
оказывают платные юридические услуги в
этой сфере);
- негласно эти услуги
оказывают профессорско - преподавательский
состав вузов, специалисты налоговых
инспекций, налоговой полиции, арбитражных
судов.
Не следует, конечно, сомневаться
в компетентности аудиторских фирм при
оказании налогоплательщикам консультаций
по вопросам налогового законодательства.
Но, к сожалению, по ряду причин аудиторские
фирмы не могут полностью разрешить
проблему налогового консультирования.
Во-первых, аудит, как внутренний, так и
внешний, по своей сущности носит характер
последующего контроля и рассматривает
завершенную финансовую отчетность.
Профессиональная обязанность аудитора -
гарантировать надежность финансовой
отчетности. Во-вторых, аудитор оценивает
уже принятые решения и не участвует в
принятии решений. А, как мы знаем, в
современных условиях лицо, принимающее
решение, практически зависит от надежности
и достоверности информации.
Можно
обратиться к адвокату в юридическую
консультацию, который выполнит эту работу в
рамках решения юридических вопросов, либо
проведет консультацию по законодательству
без достаточной специальной налоговой
подготовки, поскольку экономическое
содержание не входит в предмет его
юридической консультационной
деятельности.
В настоящее время
налоговое консультирование приобрело
черты самостоятельного вида деятельности,
которое подразумевает знания вопросов
установления и взимания налогов. Эти знания
должны сочетать в себе два аспекта -
экономический и юридический, специфика
которых требует подготовки специалистов по
программам, отличающимся от программ
раздельной подготовки экономистов и
юристов.
По нашему мнению, налоговое
консультирование должно быть разрешено
специальной категории лиц - профессионалов,
которые допускаются к этой деятельности на
законных основаниях после
профессиональной подготовки и сдачи
квалификационных экзаменов.
Квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других
служащих Постановлением Минтруда России от
4 августа 2000 г. N 57 дополнен квалификационной
характеристикой "Консультант по налогам и
сборам".
При МНС России действует
Центральная комиссия по налоговому
консультированию (ЦКНК МНС России),
утвержденная Приказом МНС России от 25
августа 1999 г. N АП-3-15/278, которая занимается
вопросами организации налогового
консультирования, а также обучения и
аттестации консультантов по налогам и
сборам. В Москве при министерстве создан и
осуществляет свою работу Учебно -
методологический центр (УМЦ при МНС России),
который с сентября 2000 г. проводит обучение и
переподготовку специалистов, имеющих
базовое юридическое или экономическое
образование, а также опыт работы в области
налогообложения.
В настоящее время
обучается уже третья группа налоговых
консультантов. А поскольку желающих
получить такую подготовку становится все
больше, можно сделать вывод о
своевременности и востребованности
налогового консультирования как
самостоятельного вида
деятельности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Бизнес-адвокат, N
6, 2001