Применение особого порядка судебного разбирательства и права военнослужащих
РАЗБИРАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
С.В. СЕРДЮКОВ
С.В.
Сердюков, подполковник юстиции, судья 235-го
гарнизонного военного суда.
Защита прав и
интересов личности, общества и государства
является одним из назначений уголовного
судопроизводства, что прямо указано в п. 1 ч.
1 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Наиболее полная и гарантированная их
защита осуществляется в суде, как это прямо
указано в Конституции Российской
Федерации, и соответственно на стадии
судебного разбирательства. УПК РФ
дифференцировал стадию судебного
разбирательства путем введения разд. 10
"Особый порядок судебного разбирательства",
при проведении которого защита указанных
интересов осуществляется в большем объеме,
чем при проведении обычного судебного
разбирательства. Это связано в первую
очередь с тем, что особый порядок судебного
разбирательства, являясь по своей сути
упрощенной и ускоренной формой проведения
судебного разбирательства, не
предусматривает исследования
доказательств, в частности допросов
подсудимого, потерпевших и свидетелей.
О проблемах применения, неоднозначности
толкования назначения и оправданности
особого порядка судебного разбирательства,
а также о необходимости его фактического
запрета высказывались в журнале
"Российская юстиция" В. Золотых и С.
Цыганенко (N 5 за 2003 г.), А. Халиков (N 1 за 2003 г.),
В. Демидов (N 4 за 2003 г.), в журнале "Уголовное
право" О. Волколуп (N 1 за 2003 г.), В. Быков и Н.
Громов (N 2 за 2004 г.).
В данной статье
ставится задача проанализировать
назначение указанной формы судебного
разбирательства в части защиты интересов
личности и государства, причем в условиях
Вооруженных Сил Российской Федерации, и
обозначить пробелы законодательной
регламентации особого порядка судебного
разбирательства, которые влекут за собой
нарушения прав военнослужащих и ущемление
интересов государства.
Не вдаваясь в
полемику о научной трактовке особого
порядка судебного разбирательства, его
противоречиях с некоторыми институтами УПК
РФ, недостатках и разногласиях в его
толковании и применении (о некоторых из них
автор высказывался в журнале "Уголовное
право" N 2 за 2004 г.), хотелось бы привести
доводы о жизненной необходимости
существования особого порядка судебного
разбирательства (либо иного упрощенного
порядка судебного разбирательства) и его
влиянии на интересы личности и
государства.
Итак, в применении особого
порядка судебного разбирательства должны
быть заинтересованы не только обвиняемый,
желающий смягчения наказания, потерпевший,
имеющий свой интерес, но и, что имеет
большое значение в условиях Вооруженных
Сил, свидетели - военнослужащие, проходящие
военную службу по призыву, права которых
должны быть защищены, в том числе и путем
применения особого порядка судебного
разбирательства.
Так, назначая
уголовное дело к рассмотрению с имеющимся
ходатайством обвиняемого о применении
особого порядка судебного разбирательства,
судья, в силу п. 4 ч. 2 ст. 231 УПК РФ и
приложения N 16 к ст. 477, обязан вызвать в
судебное заседание лиц по спискам,
представленным сторонами, в том числе
свидетелей, эксперта и специалиста.
Согласно ч. 5 ст. 316 УПК РФ при применении
особого порядка судебного разбирательства
эти лица не будут принимать участие в
рассмотрении уголовного дела и
допрашиваться. В судебном заседании суд
удаляет явившихся свидетелей из зала суда и
в дальнейшем рассматривает ходатайство о
применении особого порядка судебного
разбирательства.
Таким образом,
свидетели вызываются в суд как бы на всякий
случай, хотя вероятность того, что особый
порядок судебного разбирательства не будет
применен и дело будет рассматриваться в
общем порядке, крайне мала.
Казалось бы,
никаких ущемлений прав вызываемых лиц нет,
ведь им будут в силу ст. 131 УПК РФ возмещены
процессуальные издержки. Но при этом
страдают интересы государства, поскольку
эти издержки не могут быть взысканы с
осужденного. Хотя, возможно, законодатель,
не взыскивая эти издержки с осужденного и
принимая их на счет государства, имел в виду
своеобразную "плату" осужденному за его
согласие на применение особого порядка
судебного разбирательства.
Совсем иная
ситуация, когда свидетели являются
военнослужащими, тем более проходящими
службу по призыву. Такой бесполезный их
вызов в суд ущемляет их права (о которых
будет сказано ниже) и интересы общества. В
чем же это заключается?
Вооруженные
Силы Российской Федерации составляют
основу обороны Российской Федерации, а
организация обороны заключается в том
числе в подготовке и поддержании в
необходимой готовности Вооруженных Сил
Российской Федерации, о чем говорится в
Федеральном законе "Об обороне" от 31 мая 1996
г. N 61-ФЗ. Как видно из Устава внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации, повседневная жизнедеятельность
военнослужащего строго регламентирована и
расписана по минутам. Согласно Программе
боевой подготовки на неделю составляются
расписания занятий. На основании
методических рекомендаций по организации и
выполнению мероприятий повседневной
деятельности воинской части на учебный
период планируются марши, полевые выходы,
учения, между воинскими частями
распределяются полигоны военных округов и
т.д. Для их обеспечения проводятся
согласования между воинскими частями, а в
некоторых случаях и между видами
Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е.
проделывается огромная и кропотливая
работа для обеспечения обороноспособности
страны. Вполне объяснимо, что необходимо
обеспечить явку в суд свидетелей в случае
непризнания подсудимым своей вины и
рассмотрения уголовного дела в общем
порядке. Спрашивается, зачем их вызывать
для рассмотрения дела в особом порядке
судебного разбирательства? Ведь было бы
вполне достаточно назначить дело к
рассмотрению без их вызова, а уж если дело
придется рассматривать в общем порядке, то
вызвать их дополнительно.
Приведу
пример. Уголовное дело в отношении Б. (дело
рассматривалось до введения в действие УПК
РФ), который, проходя службу в учебной части,
издевался над 28 курсантами, свидетелями
чего было более 10 военнослужащих,
рассматривалось после того, как в этой
воинской части был проведен выпуск. Эти
военнослужащие, получившие определенные
специальности, должны были распределиться
по воинским частям центрального региона
Российской Федерации, которые
соответственно в них нуждались для
выполнения своих задач. Для рассмотрения
уголовного дела часть военнослужащих была
прикомандирована к воинским частям,
дислоцированным на территории округа, а
часть была направлена к месту службы.
Трудно представить и подсчитать, сколько
затрат понесло государство для обеспечения
рассмотрения этого уголовного дела. Но
самое главное то, что эти военнослужащие
несколько дней были оторваны от своих
воинских частей и свои должностные
обязанности не выполняли. Насколько это
отразилось на боеготовности частей, трудно
оценить, но с учетом недостатка в
комплектовании личным составом
Вооруженных Сил Российской Федерации можно
представить.
Вызов военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву, в
качестве свидетелей в суд в большинстве
случаев нарушает их права, гарантированные
Федеральным законом "О статусе
военнослужащих". Подсудность военных судов
основана на территориальном принципе и
определяется с учетом дислокации воинских
частей. При этом большинство гарнизонных
военных судов дислоцируются в областных
городах и обслуживают воинские части,
находящиеся на территории нескольких
областей, территории некоторых из них
сопоставимы с территориями крупных
государств Европы.
При вызове
военнослужащего, проходящего военную
службу по призыву, в качестве свидетеля в
суд возникает множество организационных
трудностей: воинские перевозочные
документы многие транспортные компании не
принимают; необходимо решить проблемы
питания и проживания данного
военнослужащего; в большинстве случаев
необходим старший, который будет
осуществлять контроль.
В случаях когда
уголовные дела назначаются к рассмотрению
в помещении суда, командованию частей порой
необходим достаточно большой временной
интервал для обеспечения явки свидетелей. И
для того чтобы их доставить, например, к 13
часам, необходимо отправить их в суд до
подъема. Соответственно завтрак к этому
времени не готов, обед пропущен, успеет ли
военнослужащий к ужину - не известно. В этом
случае военнослужащего можно снять с
довольствия и выдать ему сухой паек или
продовольственные деньги - 20 руб., что
предусмотрено Положением о
продовольственном обеспечении Вооруженных
Сил Российской Федерации на мирное время.
Но это Положение не предусматривает
возможности снять военнослужащего с
довольствия на один прием пищи, в том случае
если он успевает позавтракать и поужинать.
Данное Положение предусматривает
дополнительное питание в случае, если
военнослужащий несет службу в карауле,
находится на марше, учениях и т.д., однако
при явке в суд такое питание ему не
положено. В большинстве случаев командиры
воинских частей находят выходы из этой
ситуации. Но возникает вопрос: насколько
они законны?
Специфика военной службы
заключается и в том, что военнослужащий
несет службу и в ночное время, например в
карауле, днем же он вызывается в суд, чем
нарушается его право на отдых.
Соответственно он снимается с караула, а
вместо него назначается другой. Будет ли
этот военнослужащий должным образом
проинструктирован, проведут ли с ним
занятия и будет ли ему предоставлено время
для отдыха и подготовки? А ведь он должен
еще и получить свое оружие у дежурного по
роте, который в это время должен
отдыхать.
Все опрошенные командиры
воинских частей, их заместители и офицеры,
назначаемые для организации проведения
судебного разбирательства, в части
обеспечения явки свидетелей при проведении
особого порядка судебного разбирательства
считают, что не следует понапрасну отрывать
личный состав, а большинство пояснили, что
рассматривать уголовные дела из этих
соображений лучше всего в расположении
воинской части.
Кроме обеспечения
свидетелей питанием, существуют и другие
сложности: в первую очередь это их
сопровождение в суд, причем старшим, как
правило, назначается офицер или прапорщик.
Выделение транспорта, а самое важное - это
вопрос участия военнослужащих в
запланированных учениях, а также
мероприятиях, связанных с поддержанием
боеготовности Вооруженных Сил Российской
Федерации. В таких случаях по ходатайству
командования воинской части рассмотрение
уголовного дела может быть отложено, что и
делается в военных судах. Но ведь
существуют установленные сроки
рассмотрения уголовного дела.
В боевых
и других условиях проблемы обеспечения
явки в суд свидетелей резко возрастают и их
отрыв от подразделений и воинских частей,
выполняющих боевые задачи, может привести к
невосполнимым потерям.
В УПК РФ введена
норма (ч. 9 ст. 166 УПК РФ), в соответствии с
которой обеспечивается безопасность
свидетеля путем присвоения ему псевдонима.
При проведении обычного судебного
разбирательства в силу ч. 6 ст. 278 УПК РФ суд
может раскрыть подлинные сведения о
свидетеле.
При проведении особого
порядка судебного разбирательства
безопасность свидетеля будет
осуществляться более надежным способом,
если этот свидетель в суд не будет
вызываться. Однако, вызывая этого свидетеля
в суд, хотя и под псевдонимом, суд
фактически раскрывает его, и ни о каких
гарантиях его безопасности не может быть
речи, поскольку свидетель-военнослужащий,
как правило, проходит службу в одной
воинской части, а чаще всего и в одном
подразделении с подсудимым. При
рассмотрении дела в районном суде с
применением особого порядка судебного
разбирательства подсудимый хотя и увидит
свидетеля, однако не будет обладать
какой-либо информацией о нем.
К тому же
при рассмотрении уголовных дел о
применении неуставных отношений к "молодым
солдатам", хотя и редко, но бывают случаи,
когда как потерпевшие, так и свидетели
крайне неохотно дают показания против
подсудимого старше их по призыву, опасаясь,
что к ним, возможно, будут применены такие
же неуставные отношения, как и к
потерпевшему, а кроме того, и боясь
незаслуженно прослыть "доносчиком", что, к
сожалению, имеет место. Ведь одно дело -
давать показания в кабинете у следователя,
а другое - в зале суда, в присутствии
сослуживцев.
Необходимо также отметить,
что согласно ч. 2 ст. 131 УПК РФ свидетелю
выплачиваются суммы на покрытие расходов,
связанных с явкой в суд. Возмещается
недополученная им заработная плата за
время, потраченное в связи с явкой в суд, не
имеющим таковой выплачивается сумма за
отвлечение его от обычного занятия.
Военнослужащему, проходящему военную
службу по призыву, вызванному в суд в
качестве свидетеля, эти суммы не
выплачиваются, поскольку в соответствии с
Положением о дополнительных выплатах
военнослужащим при переездах на новое
место службы в другой населенный пункт,
направлении в служебные командировки и
выполнении задач вне места постоянной
дислокации воинской части (Приказ Министра
обороны Российской Федерации 1999 г. N 355)
командировочные расходы - суточные, в
случае если военнослужащий в этот же день
возвращается к месту дислокации воинской
части, не выплачиваются.
С учетом
изложенного можно сделать вывод о том, что
применение особого порядка судебного
разбирательства реально обеспечивает
защиту интересов свидетелей, у которых прав
значительно меньше, чем обязанностей, а
кроме того, применение особого порядка
судебного разбирательства может являться
способом профилактики неуставных
взаимоотношений, которые, к сожалению, еще
не искоренены в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
Приведем пример
применения особого порядка судебного
разбирательства.
Из материалов
уголовного дела в отношении сержанта И.
следует, что он, превысив свои должностные
полномочия, применил насилие к
подчиненному, что повлекло за собой тяжкий
вред здоровью потерпевшего.
И. сразу
после госпитализации потерпевшего заявил о
содеянном. На предварительном следствии
линия защиты была построена на смягчении
наказания, т.е. в добровольном порядке были
возмещены процессуальные издержки,
возмещены иски, заявленные госпиталем и
потерпевшим, а потерпевшему - даже в большем
объеме, который обычно удовлетворяется
судом. Причем в деле были расписка о
получении потерпевшим компенсации, его
заявление о нежелании в дальнейшем
знакомиться с материалами дела, а также о
том, что он претензий к И. не имеет. В
дальнейшем И. было заявлено ходатайство о
применении особого порядка судебного
разбирательства. Однако к этому времени
потерпевший был комиссован и
соответственно убыл в другой регион страны.
О назначении дела к рассмотрению
потерпевший был заранее извещен, и ему было
разъяснено, что проезд ему будет оплачен.
Потерпевший на суд не прибыл. Однако
адвокатом было представлено суду заявление
потерпевшего о том, что он знает о сущности
особого порядка судебного разбирательства,
не возражает о его применении, просит его в
суд не вызывать и И. строго не наказывать.
Адвокат пояснил, что он разъяснил
потерпевшему