Отдельные аспекты использования юридической терминологии как средства законодательной техники в правотворчестве субъектов рф

КАК СРЕДСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ СУБЪЕКТОВ РФ
В.Ю. КАРТУХИН
Картухин В.Ю., аспирант кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ.
Юридическая терминология является традиционным элементом законодательной техники. С этим согласны практически все ученые, занимавшиеся исследованием данного вопроса. Однако, как верно заметил А.С. Пиголкин, не всякое слово, употребляемое в нормативном акте, есть термин <*>. Термин можно определить как слово или состоящее из нескольких слов выражение, которое обозначает строго определенное понятие, ограниченное точными пределами, твердыми рамками. Юридический термин является более узким по содержанию понятием.
--------------------------------
<*> Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативно-правовых актов. М.: Юридическая литература, 1968. С. 153.
Большой юридический словарь дает следующее определение юридических терминов - это словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание нормативно-правовых предписаний государства <*>.
--------------------------------
<*> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина и др. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 782.
По мнению автора, более точной является следующая трактовка: юридический термин - слово либо словосочетание, с предельной точностью выражающее то или иное правовое понятие и обладающее устойчивостью, а также однозначностью (по крайней мере, стремящееся к ней) <*>.
--------------------------------
<*> Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000. С. 81.
Традиционно в научной литературе выделяется три разновидности юридических терминов:
- общеупотребительные (характеризуются тем, что употребляются в обыденном смысле и понятны всем, например закон, человек);
- специально-технические (отражают область специальных знаний - медицины, экономики, сельского хозяйства и др., например правила техники безопасности);
- специально-юридические (обладают особым правовым содержанием).
С.С. Алексеев считает, что к законодательной (юридической) технике принадлежат лишь специально-юридические термины <*>.
--------------------------------
<*> Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1982. С. 272.
По мнению автора настоящей работы, с данной позицией нельзя согласиться. В настоящем исследовании законодательная техника понимается как система средств и способов, используемых для создания законов. Общеупотребительные и специально-технические термины несут в себе определенную смысловую нагрузку и включаются в тексты законов. Следовательно, они наряду со специально-юридическими терминами используются при создании законов и являются средством законодательной техники. Поэтому выводить их за пределы законодательной техники представляется неправильным.
Юридические термины можно классифицировать по следующим основаниям:
1) по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;
2) по степени конкретности: требующие толкования и однозначные;
3) по степени сложности: односоставные и многосоставные <*>.
--------------------------------
<*> Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М.: Дело, 2001. С. 62.
Использование юридических терминов в законодательных актах должно отвечать определенным требованиям.
Ясность, т.е. правовые нормы должны быть понятны всем, к кому они адресованы. Содержание юридического термина должно быть понятно правоприменителю, термин не должен вызывать неоправданных усилий как для уяснения, так и для разъяснения его содержания. Каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое, и только свое, оригинальное и притом единственное значение. Как правило, неясный термин появляется в законодательстве в результате механического переноса этого термина в его общелингвистическом значении в нормативный акт (т.н. модель лексико-семантического образования термина) и игнорирования законодателем разницы между общеязыковым и специально-правовым значениями данного термина. Вследствие этого обычно возникают логические нарушения в тексте нормативного акта.
Например, в Законе Владимирской области от 3 декабря 2004 г. N 224-ОЗ "Об областной целевой Программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005 - 2006 годы" <*> используются понятия "среднее предпринимательство" и "среднее предприятие", но отсутствуют их определения.
--------------------------------
<*> Владимирские ведомости. 2004. 15 декабря.
Очевидно, что в целях обеспечения ясности термина разработчики текста законодательного акта должны следовать правилу, согласно которому любой термин, употребляющийся в тексте акта, презюмируется в своем общелингвистическом значении, если самими же разработчиками не определено иное и не дана иная дефиниция конкретного термина.
Однозначность, т.е. один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте только в одном значении. В тексте закона следует использовать простые слова, термины и фразы, широко употребляемые в обычном обиходе и легко воспринимаемые людьми.
Устойчивость, т.е. термин должен сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативном правовом акте.
Единство терминологии, т.е. используемые термины должны быть тождественны и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах.
Данное требование нарушается в региональных законодательных актах чаще всего. Так, например, в Законе Владимирской области от 25 мая 2005 г. N 68-ОЗ "О порядке избрания глав вновь образованных муниципальных образований Владимирской области на первый срок их полномочий и определении статуса главы вновь образованного муниципального образования в структуре органов местного самоуправления" <*> используется термин "вновь образованное муниципальное образование". В Законе области от 12 апреля 2005 г. N 30-ОЗ "Об установлении численности представительных органов первого созыва вновь образуемых муниципальных образований (поселений) Владимирской области" <**> используется термин "вновь образуемые муниципальные образования". При этом в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" употребляется термин "вновь образованные муниципальные образования" <***>. Такая несогласованность терминологии является грубым нарушением правил законодательной техники. Причина появления неоднородности терминологии в приведенном примере заключается в том, что на момент принятия ряда областных законов муниципальные образования еще находились в стадии образования. Поэтому и появился термин "образуемые муниципальные образования".
--------------------------------
<*> Владимирские ведомости. 2005. 27 мая.
<**> Владимирские ведомости. 2005. 27 мая.
<***> Собрание законодательства. 2003. N 40. Ст. 3822.
Общепризнанность, т.е. термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией.
Отдельные ученые предлагают более развернутую классификацию требований, предъявляемых к употреблению юридических терминов.
1. Точное и недвусмысленное отражение содержания обозначаемого правового понятия, недопустимость использования неясных, многозначных, расплывчатых и нечетко сформулированных терминов.
2. Употребление терминов в своем прямом и общеизвестном значении. Использование терминов в переносном значении в принципе недопустимо.
3. Простота и доступность понимания терминов. В законе следует употреблять в первую очередь привычные, широко внедренные в практику и активно используемые термины.
4. Отказ от канцеляризмов, словесных штампов, слов и оборотов бюрократического стиля (например, "увязывать вопрос", "по линии" и др.).
5. Употребление, как правило, общепризнанных и устоявшихся в литературном языке терминов, имеющих широкое применение.
6. Устойчивость, стабильность в употреблении юридической терминологии.
7. Благозвучность и стилистическая правильность юридических терминов. В этом контексте подвергаются критике некоторые термины, например "доукомплектование", "шаблонизирование", "нефтевание" и т.п.
8. Отказ от чрезмерного употребления терминов-аббревиатур и сокращений.
9. Для единства терминологии близким по содержанию правовым понятиям присваиваются сходные наименования, по возможности однокоренные.
10. Максимальная краткость формулирования терминов <*>. Думается, что указанные требования актуальны и для использования терминологии в правотворчестве субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 107 - 112.
Важным представляется вопрос, в каких случаях требуется нормативное определение терминов в текстах законов. Учитывая мнения различных авторов, можно выделить следующие случаи <*>.
--------------------------------
<*> Устинов В.С. Техника конструирования дефиниций в российском законодательстве. М., 1999. С. 207; Рекомендации по подготовке и оформлению проектов федеральных законов // Законодательная техника / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Городец, 2000. С. 268.
1. Если термин имеет несколько значений.
2. Если термин употребляется в законе в более узком или существенно ином значении по сравнению с общепринятым.
3. Если термин употребляется в законе в несколько ином значении, нежели в законах иной отрасли права (это возможно лишь в исключительных случаях).
4. Если по поводу того или иного термина в научной литературе существуют различные прения, позиции.
5. Если термин носит специально-юридический характер и не определен в другом (равном или более высоком по юридической силе) законе. В том случае, если термин определен в нормативном правовом акте более низкого уровня, это не является препятствием для дачи дефиниции.
К сожалению, в законодательных актах подобные требования соблюдаются не всегда.
В настоящее время в процессе законотворчества в субъектах Российской Федерации наблюдается бессистемное текущее упорядочение понятийного состава законодательства. Чаще всего это возникает при работе над конкретизирующими нормами субъектов Российской Федерации, регламентирующими вопросы управления, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Такая группа норм законодательства является развивающей. Они дополняют, детализируют общефедеральное законодательство. В них наиболее полно выражается взаимосвязь федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Они призваны исчерпывающе регулировать тот или иной вопрос государственного управления. В этом случае понятия, используемые при формировании законодательства субъекта Российской Федерации, должны увязываться с федеральными нормами. Нет необходимости воспроизводить те понятия, которые есть в федеральном законе, законопроект должен разрабатываться уже с учетом имеющихся понятий.
Например, 13 февраля 2003 г. был принят Закон Владимирской области N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Владимирской области" <*>, в ст. 3 которого содержится 67 (шестьдесят семь) терминов. Подавляющее большинство из них дублируют терминологию соответствующих федеральных законов.
--------------------------------
<*> Владимирские ведомости. 2003. 18 марта.
В том случае, если возникает необходимость включать новые понятия, они должны включаться на основе направляющих рекомендательных норм федерального законодательства. Если выявляется несколько определений одного значения в федеральном законодательстве, то в этом случае в законах субъектов Российской Федерации должна быть произведена конкретизация применяемого понятия. В процессе развития общественных отношений выявляются различные аспекты регламентирования предмета, явления, поэтому терминология совершенствуется, приобретает новые черты, характеристики.
Очень важно было бы унифицировать юридические понятия, а также пересмотреть определения на основе анализа правовых актов в соответствующей сфере правового регулирования. Унифицированные понятия могли бы сыграть существенную роль в предупреждении и устранении противоречий между федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Первоначальным этапом могла бы стать систематизация предметных определений, регламентирующих сходные общественные отношения. Можно с удовлетворением отметить, что появляются справочники терминов и определений, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации. Подобные справочники могли бы составляться и на уровне субъектов Российской Федерации, хотя обязательно нужно исходить из терминологического единства законодательства Российской Федерации и ее субъектов.
Дефиниции (краткое определение понятия, отражающее существенные, качественные признаки предмета или явления), к сожалению, не часто включаются в законы субъектов Российской Федерации. Между тем потребность в доступности и ясности актов субъектов Российской Федерации очень важна, поскольку их власти более приближены к населению. Неразборчивость в выборе терминов может привести к ошибочным решениям правоприменителей.
Проблемой, связанной с юридической терминологией, является проблема определения того, какие термины нуждаются в легальной дефиниции, а какие - нет.
В литературе иногда указывается, что если термин однозначен, ясен для должностных лиц и граждан и употребляется в своем обычном значении, то он едва ли нуждается в определении <*>. Думается, что данный подход не совсем верен. Во-первых, ясность является субъективным критерием, за кажущейся ясностью и понятностью может скрываться неверное понимание. Поэтому представляется более целесообразным давать в законодательстве субъектов Российской Федерации легальные определения всех важнейших терминов, даже несмотря на то, что они кажутся вполне понятными.
--------------------------------
<*> Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 127.
Обязательно необходимо разъяснять значение многозначных терминов. В научной литературе уже указывалось на наиболее распространенные из них. Для регионального правотворчества данная проблема также актуальна, ибо многие широко используются в законодательстве (например, "рынок", "отвод" и т.д.). Конечно, следует согласиться с тем, что "в использовании легальных определений необходимо соблюдать определенную меру" <*>. Законы субъектов Федерации не должны представлять собой инструкцию или юридический словарь.
--------------------------------
<*> Табаев Д.И. О проблемах законодательной деятельности органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. В кн.: "Пять лет региональному законодательству". С. 264.
Правотворчеству субъектов Российской Федерации следует перенять тот опыт, который накоплен в области формулирования легальных дефиниций на федеральном уровне, предложен юридической наукой. Например, если термин употребляется в различных аспектах, связанных отношениями иерархии, то его определение уместно давать в акте наибольшей юридической силы. Это обеспечит единство правового регулирования, ликвидирует несогласованность и разночтения нормативного материала.
Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 8

Проблемы реформирования законодательства о государственной гражданской службе субъектов рф  »
Комментарии к законам »
Читайте также