"Комментарий к Федеральному закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (постатейный) (Лермонтов Ю.М.) ("Статут", 2010)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"
Ю.М. ЛЕРМОНТОВ
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый читатель!
Законодатель давно говорил о возможности замены единого социального налога взносами во внебюджетные фонды.
С 1 января 2010 г. такой порядок закрепляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в:
- Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование;
- Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
Указанные органы осуществляют также контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов.
Законом N 212-ФЗ определяются плательщики страховых взносов, устанавливается база для их начисления, а также суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Также устанавливаются расчетные и отчетные периоды.
Данный Комментарий призван разъяснить порядок применения всех положений Закона N 212-ФЗ. Особое внимание автор уделяет объекту обложения страховыми взносами и процедуре обжалования решений органов контроля за уплатой страховых взносов, поскольку именно эти вопросы будут вызывать наибольшее количество споров между плательщиками и контролерами.
Автор надеется, что предлагаемый Комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.
Автор будет благодарен за любые предложения и замечания по совершенствованию Комментария ([email protected]).
Консультант Минфина России
Ю.М.Лермонтов
24 июля 2009 года N 212-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 276-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 10.05.2010 N 85-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет правового регулирования
Комментарий к статье 1
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Следует отметить, что в ст. 2 Закона N 212-ФЗ установлено определение законодательства о страховых взносах, под которым понимается Закон N 212-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Со вступлением в силу Закона N 212-ФЗ с 1 января 2010 г. в Российской Федерации возникает новое законодательство, а вместе с тем для всех организаций и индивидуальных предпринимателей - новые обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В Законе N 212-ФЗ не указано, что он принят в соответствии с НК РФ.
По смыслу Закона N 212-ФЗ он относится к законодательству Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, Закон N 212-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Частью 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ определено, что его действие не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных законом случаях регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации: Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь, которые установлены Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", однако регулирование отношений, связанных с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контролем за их уплатой, обжалованием действий (бездействия) должностных лиц, привлечением к ответственности виновных лиц, фактически регулируется более специальными актами.
На основании ч. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом N 212-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Данная норма воспроизводит положение ч. 4 ст. 15 Конституции, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, положения международного договора Российской Федерации имеют приоритет над нормами национального законодательства РФ о страховых взносах.
В целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
Следует отметить, что согласно ч. 9 ст. 25 Закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
При этом данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признается выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Указанное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
Значение ст. 2 Закона N 212-ФЗ для законодательства о страховых взносах трудно переоценить. В ней прописан правовой инструментарий прочтения норм законодательства о страховых взносах, приведен понятийный аппарат из набора наиболее важных понятий и терминов, используемых в Законе N 212-ФЗ. Определения этих понятий и терминов, приведенные в ст. 2 Закона N 212-ФЗ, служат для единообразного толкования норм законодательства о страховых взносах.
Статья 2 Закона N 212-ФЗ содержит набор следующих ключевых определений понятий и терминов, используемых в законодательстве о страховых взносах:
1.  Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица могут иметь филиалы и представительства, которые согласно ст. 55 ГК РФ не являются юридическими лицами.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 Положения о ФНС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является ФНС РФ.
2.  Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации":
- гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
- иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
- лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
3.  Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
'Комментарий к Федеральному закону от 30.03.1999 n 52-ФЗ 'О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения' (постатейный) (Ласкина Н.В.)  »
Читайте также