ПРИКАЗ Гособразования СССР n 306, Минздрава СССР n 185, Госкомтруда СССР n 33 от 04.05.1990 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
N 306
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
N 185
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
N 33
ПРИКАЗ
от 4 мая 1990 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ
САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ
И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1988 г. N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально - технической базы здравоохранения" в целях укрепления здоровья и снижения заболеваемости ослабленных и часто болеющих детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях, приказываем:
1. Утвердить согласованное с Министерством финансов СССР и ВЦСПС Положение о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовые штаты санаторного детского дошкольного учреждения для ослабленных и часто болеющих детей (Приложения 1, 2). Ввести их в действие с 1 января 1991 года.
2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения вводить дополнительные должности среднего медицинского персонала, врачей - педиатров в штаты лечебно - профилактических учреждений, обслуживающих детские дошкольные учреждения, в пределах выделенных для этих целей ассигнований. При этом рекомендуется устанавливать должности инструктора ЛФК (медицинской сестры по массажу) и медицинской сестры по физиотерапии из расчета по 0,25 ставки на каждую группу, врачей - педиатров соответственно штатным нормативам детских санаториев системы здравоохранения.
Председатель
Государственного комитета СССР
по народному образованию
Г.А.ЯГОДИН
Министр здравоохранения СССР
И.Н.ДЕНИСОВ
Заместитель председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
М.М.КРАВЧЕНКО



Приложение 1
Согласовано
Министерство финансов СССР
В.Е.ОРЛОВ
ВЦСПС
Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА
ПОЛОЖЕНИЕ
О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
I. Общие положения
1. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей <*> имеет своей целью проведение лечебно - оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего назначения. Наряду с лечебно - оздоровительными мероприятиями санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно - образовательную работу с детьми в соответствии со скорректированной Программой воспитания и обучения в детском саду.
--------------------------------
<*> Далее - санаторные дошкольные учреждения (группы).
2. Санаторные дошкольные учреждения (группы) организуются органами исполнительной власти, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями с ведома органов здравоохранения.
3. Основным типом санаторного дошкольного учреждения является ясли - сад на 6 - 12 групп. При необходимости группы санаторного типа могут открываться на базе действующих и вновь вводимых детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских садов, яслей - садов).
4. Санаторные дошкольные учреждения (группы) открываются в зданиях, отвечающих санаторно - гигиеническим нормам и правилам пожарной безопасности, при наличии необходимого набора помещений, оснащенных необходимым медицинским оборудованием для проведения восстановительного лечения и оздоровления детей.
При каждом учреждении должен быть огороженный озелененный участок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием соответственно возрасту детей.
Санаторное дошкольное учреждение должно размещаться с учетом экологической обстановки в данной территории и преимущественно в зеленой зоне.
5. Санаторные дошкольные учреждения оснащаются необходимым мягким и жестким инвентарем, учебно - наглядными пособиями, игрушками, спортивным оборудованием и т.д. в соответствии с нормативами детских дошкольных учреждений общего назначения.
6. В своей работе санаторные дошкольные учреждения (группы) руководствуются настоящим Положением, Положением о детском дошкольном учреждении, программно - методическими и нормативными документами, утвержденными Госкомитетом СССР по народному образованию, Министерством здравоохранения СССР, органами управления народного образования и здравоохранения республик, а также министерствами и ведомствами, в подчинении которых они находятся.
7. Питание детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) для ослабленных и часто болеющих детей осуществляется по нормам, установленным подпунктом "а" п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 317 для санаторных дошкольных учреждений.
8. Плата за содержание детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) взимается с родителей в размерах, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1990 г. N 47 (см.: Бюллетень, 1990, N 4, с. 30 - 31; N 5, с. 27 - 33).
9. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков работников санаторных дошкольных учреждений (групп) устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала детских дошкольных учреждений общего назначения.
II. Порядок работы и структура санаторных дошкольных
учреждений (групп)
1. Санаторные дошкольные учреждения (группы) работают 5 - 6 дней в неделю с круглосуточным и продленным (с организацией ужина) пребыванием детей, в необходимых случаях - без перерыва на выходные и праздничные дни.
2. Комплектование детьми санаторных дошкольных учреждений (групп) проводится по возрастному принципу.
Количество детей в группах устанавливается:
в возрасте 2 лет - 10 детей;
от 2 до 3 лет - 15 детей;
старше 3 лет - 20 детей в группе.
3. Длительность пребывания детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) устанавливается до одного года.
4. На время нахождения ребенка в санаторном дошкольном учреждении (группе) за ним сохраняется место в детском дошкольном учреждении общего назначения без учета его в списочном составе этого учреждения.
III. Порядок направления и приема в санаторные
дошкольные учреждения (группы)
1. Отбор детей в санаторные дошкольные учреждения (группы) проводится санаторно - курортной отборочной комиссией. Дети направляются на комиссию по совместному решению врача, закрепленного за детским дошкольным учреждением общего назначения, участкового педиатра и заведующего дошкольно - школьным отделением поликлиники (главного врача или заведующего поликлиникой).
2. В санаторные дошкольные учреждения (группы) направляются: дети ослабленные, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями;
дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения.
3. Списки детей, отобранных санаторно - курортной отборочной комиссией, с обязательным указанием домашнего адреса ребенка и места работы родителей направляются в районный (городской) отдел (управление) народного образования или администрации и профсоюзной организации предприятия, в ведении которого находится санаторное дошкольное учреждение (группа).
4. Зачисление детей в санаторное дошкольное учреждение (группу) производится при наличии следующих документов: путевки соответствующего районного (городского) отдела (управления) народного образования или путевки предприятия, учреждения, организации, выписки из истории развития ребенка с заключением санаторно - курортной отборочной комиссии, справки об отсутствии контактов с инфекционными больными.
5. Дети из санаторных дошкольных учреждений (групп) переводятся в дошкольные учреждения общего назначения, ранее посещаемые ими, на основании заключения санаторно - курортной отборочной комиссии. Сведения о проведенном оздоровлении детей передаются в детские дошкольные учреждения общего назначения, а также в поликлинику по месту их наблюдения.
6. Санаторные дошкольные учреждения и группы для детей, обучающихся по программе первого класса, не организуются.
IV. Создание условий для проведения лечебно -
оздоровительной работы в санаторном дошкольном
учреждении (группе)
1. В состав лечебно - оздоровительной базы должны включаться: физиотерапевтический, стоматологический кабинеты, кабинеты для проведения массажа, ингаляций, лечебной физкультуры, бассейн, помещение для хранения медицинского кислорода.
2. Лечебные кабинеты оснащаются в соответствии с их назначением физиотерапевтической аппаратурой (тубусный и маячный кварц, аппарат УВЧ, гальванический аппарат, лампа "Соллюкс", ингаляторы аэрозольный и паровой, аппарат "Здоровье" для приготовления кислородных коктейлей и т.д.), необходимым оборудованием и инвентарем для проведения массажа, занятий лечебной физкультурой, обучения плаванию. Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и его ремонт проводятся территориальными управлениями "Медтехники" по заявкам предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находится санаторное дошкольное учреждение.
V. Руководство и штаты санаторного дошкольного
учреждения (группы)
1. Штаты санаторного дошкольного учреждения (группы) независимо от ведомственной подчиненности учреждения устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами, предусмотренными для указанных учреждений.
Штаты медицинского персонала для проведения лечебно - оздоровительной работы с детьми в указанных дошкольных учреждениях (группах) устанавливаются органами здравоохранения в соответствии с нормативами для санаторных дошкольных учреждений (групп).
2. Территориальные лечебно - профилактические учреждения организуют лечебно - оздоровительную работу с детьми, оказывают необходимую помощь в проведении консультаций врачей - специалистов, лабораторных исследований, консультативно - методической помощи институтов, республиканских, краевых и областных детских больниц.
3. Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж, санацию хронических очагов инфекции, физиотерапевтическую и медикаментозную терапию и контроль за проведением специальных закаливающих процедур и прогулок.
4. Руководители территориальных лечебно - профилактических учреждений осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за правильную организацию и проведение всего комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, внедрение современных методов лечения, повышение квалификации медицинских работников санаторных дошкольных учреждений (групп), проводят анализ эффективности работы санаторного дошкольного учреждения (групп) по оздоровлению детей.



Приложение 2
ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
САНАТОРНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ
И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
-----------------------------------T-----------------------------¬
¦ Наименование должностей ¦ ¦
¦ +----T----T---T---T---T---T---+
¦ ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦11 ¦12 ¦
+----------------------------------+----+----+---+---+---+---+---+
¦1. Заведующий ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦2. Старший воспитатель ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1,5¦
¦3. Старшая медицинская сестра ¦1 ¦1 ¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦
¦4. Помощник заведующего по ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦хозяйственной работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Заведующий хозяйством ¦1 ¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Старший бухгалтер ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦7. Бухгалтер ¦1 ¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Секретарь - машинистка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦
¦(делопроизводитель) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Шеф - повар ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦10. Повар ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦2 ¦3 ¦
¦11. Подсобный рабочий ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦12. Грузчик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦13. Кладовщик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦14. Кастелянша ¦0,5 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦15. Рабочий по обслуживанию и ¦0,5 ¦0,5 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
¦текущему ремонту зданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружений и оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16. Машинист по стирке и ремонту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спецодежды (белья): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в учреждениях, имеющих группы с ¦2 ¦2 ¦2,5¦2,5¦3 ¦3 ¦4 ¦
¦ круглосуточным пребыванием детей;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в учреждениях, не имеющих групп с¦1,75¦1,75¦2 ¦2 ¦2,5¦2,5¦3 ¦
¦ круглосуточным пребыванием детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+----+----+---+---+---+---+----
Примечания. 1. Штат воспитателей установлен из расчета их работы в дошкольных группах в течение 14 ч, в ясельных группах в течение 24 ч.
2. В учреждениях с 7-дневным пребыванием детей устанавливается дополнительно по 0,3 единицы должности повара, подсобного рабочего, машиниста по стирке одежды, белья, старшей медицинской сестры.
3. В учреждениях, имеющих крытые малоразмерные бассейны для обучения детей плаванию, устанавливается должность инструктора по физической культуре из расчета 0,25 единицы должности на каждые 2 группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста.
Кроме того, при наличии в учреждении до 8 таких групп устанавливается по 0,5 единицы должности рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщика служебных помещений и оператора хлораторной установки (при наличии хлораторной установки), а при наличии 9 и более групп - по одной вышеуказанной должности.
4. В учреждениях, где имеется не менее 12 детей с нарушениями речи, устанавливается должность учителя - логопеда.
5. В учреждениях, имеющих группы для ослабленных и часто болеющих детей, дополнительно устанавливается должность машиниста по стирке и ремонту спецодежды (белья): при наличии 2 - 3 таких групп - 0,25 единицы должности, 4 - 5 - 0,5 единицы должности, 6 и более - одна единица должности. Должности машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья) устанавливаются, когда нет возможности пользоваться коммунальными прачечными.
6. В учреждениях, имеющих нечетное число групп, дополнительно устанавливается 0,5 единицы должности ночной няни.
7. В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, должности старшего бухгалтера не устанавливаются.
8. В учреждениях, расположенных в самостоятельных зданиях, устанавливается должность дворника в соответствии с нормами по уборке площади, утвержденными органами исполнительной власти.
В необходимых случаях может быть установлена должность сторожа в пределах лимита сторожевой охраны, установленного министерству (госкомитету) народного образования республики.
Дополнено в расчете на одну группу
--------------------T--------------T--------------T--------------¬
¦ Наименование ¦При 5-дневной ¦При 6-дневной ¦При 7-дневной ¦
¦ должностей ¦рабочей неделе¦рабочей неделе¦рабочей неделе¦
¦ ¦с пребыванием ¦с пребыванием ¦с пребыванием ¦
¦ ¦детей в тече- ¦детей в тече- ¦детей в тече- ¦
¦ ¦ние, час. ¦ние, час. ¦ние, час. ¦
¦ +------T-------+------T-------+--------------+
¦ ¦ 12 ¦ 24 ¦ 12 ¦ 24 ¦ 24 ¦
+-------------------+------+-------+------+-------+--------------+
¦Дошкольные группы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Воспитатель ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2,2 ¦ 2,8 ¦
¦Помощник воспитате-¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 2,1 ¦
¦ля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ясельные группы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Воспитатель ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3,6 ¦ 4,3 ¦
¦Санитарка - няня ¦ 1,5 ¦ 2,5 ¦ 1,75¦ 2,75 ¦ 3,5 ¦
L-------------------+------+-------+------+-------+---------------
9. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями, вместо должности дворника может быть установлена должность садовника.
10. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади. При расчете количества убираемой площади не учитывается площадь групповых помещений (за исключением санитарной комнаты), уборка которых производится групповым персоналом.
11. В учреждениях, имеющих изолятор, устанавливается дополнительно 3,2 единицы при шестидневной рабочей неделе и 2,6 единицы при пятидневной рабочей неделе должности санитарки - няни для работы в изоляторе.
12. В учреждениях, имеющих грузовой автомобиль или мотороллер, обслуживающие данное учреждение или несколько дошкольных учреждений, устанавливается должность водителя грузового автомобиля, мотороллера.
При наличии гужевого транспорта устанавливается должность возчика.
13. В учреждениях, имеющих самостоятельные здания, на отопительный сезон устанавливается должность истопника или кочегара из расчета: один кочегар на каждые 10 печей, а при наличии 5 - 9 печей - 0,5 единицы по этой должности;
при наличии центрального отопления - один кочегар в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв. м - 2 кочегара в смену;
при газовом отоплении вводится должность кочегара из расчета один кочегар в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - два кочегара в смену;
при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в дошкольных учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, вводится должность рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - должность дежурного рабочего в смену.
Из общего числа указанных в настоящем пункте должностей одна должность (0,5 единицы истопника) устанавливается на круглый год.
14. Должности ночных нянь устанавливаются из расчета две единицы на каждые две дошкольные группы при шестидневной рабочей неделе и 1,3 единицы на каждые две дошкольные группы при пятидневной рабочей неделе.
В учреждениях, имеющих изолированные входы с улицы, а также имеющих нечетное число дошкольных групп, должности ночных нянь устанавливаются из расчета соответственно 2 единицы или 1,3 единицы на одну группу.
15. В сметах учреждений предусматриваются ассигнования:
а) на оплату труда музыкальных руководителей из расчета 0,25 ставки заработной платы на каждую группу детей в возрасте двух лет и старше;
б) на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск заведующих, старших медицинских сестер, воспитателей, помощников воспитателей, шеф - поваров, поваров, подсобных рабочих, машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья), рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщиков служебных помещений.
В пределах ассигнований, предусмотренных на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск воспитателей, в учреждениях могут быть установлены дополнительно должности воспитателей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом "задержка психического развития" вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Кроме того, приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психический функций. Нарушения эмоционально - волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Неглубокое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения логико - грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижение слухово - речевой памяти.
Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но нередко не могут назвать результаты. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно - практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно - следственных связей.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают; общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, не способны контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико - психологической структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеются сохранные психические функции, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно - профилактических учреждений на медико - педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение для коррекции психического развития и восстановительного лечения.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
ЗПР церебрально - органического генеза;
ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма;
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация;
ЗПР вследствие иных причин.
Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР - церебрально - органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 - 9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
олигофрения; органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
выраженные нарушения слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата;
выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание);
шизофрения с выраженным расстройством эмоционально - волевой сферы;
выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
частные судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
стойкий энурез, энкопрез;
хронические заболевания сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения. Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК.
После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (в отдельных случаях - о направлении в специальную школу соответствующего типа).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
дошкольные группы при детских садах, детских домах общего типа;
дошкольные группы при школах - интернатах для детей с ЗПР;
консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.
Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа - дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.
Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.
Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.
Начальник Главного управления
охраны материнства и детства
Минздрава СССР
И.А.ЛЕШКЕВИЧ
Начальник Управления
дошкольного воспитания
Гособразования СССР
А.С.АЛЕКСЕЕВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 12.08.1970 n 659 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ, МНОГОДЕТНЫМ И ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ  »
Документы СССР »
Читайте также