ПРИКАЗ Гособразования СССР от 23.04.1990 n 280 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПЕРЕЧНЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 23 апреля 1990 г. N 280
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПЕРЕЧНЯ
ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ВНЕШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Поддерживая предложения министерств народного образования (просвещения) союзных республик, педагогических работников и в целях создания условий для полноценного использования свободного времени и досуга учащихся, развития их интересов и дарований, формирования разумных потребностей, приказываю:
1. Утвердить Примерный перечень внешкольных учреждений, разработанный совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и согласованный с Министерством финансов СССР, Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, ВЦСПС (Приложение 1).
2. Утвердить Примерное положение о внешкольном учреждении (Приложение 2).
3. Министерствам народного образования (просвещения) союзных республик довести до сведения органов народного образования и внешкольных учреждений данные документы.
4. Управлению организации внешкольной и внеклассной работы (т. Бруднову А.К.) в 1990 - 1991 годах изучить практику применения Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении.
5. Считать утратившими силу Приказы Министерства просвещения СССР от 14.12.77 N 164, от 14.11.86 N 227, от 07.12.87 N 226, от 20.07.87 N 135, инструктивные письма Министерства просвещения СССР от 12.01.77 N 4-М, от 20.08.78 N 51-М, Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 10.05.89 N 395, пункты 2.7, 2.9, 2.10, 2.11 Типового положения о клубе юных моряков, приложение 1 к Приказу от 19.06.89 N 488.
Председатель
Г.А.ЯГОДИН



Приложение 1
к Приказу Гособразования СССР
от 23 апреля 1990 г. N 280
Согласовано:
Заместитель Министра
финансов СССР
В.А.РАЕВСКИЙ
Секретарь ВЦСПС
В.М.МИШИН
Заместитель Министра
культуры СССР
Н.П.СИЛКИНА
Заместитель Председателя
Госкомспорта СССР
Л.В.ДРАЧЕВСКИЙ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Центр (комплекс) внешкольной работы; детского творчества.
2. Центр подростков.
3. Дом (Дворец) пионеров и учащихся.
4. Экологический центр учащихся.
5. Станция (Дом) юных натуралистов.
6. Центр (Дом, клуб) технического творчества; станция (Дом, клуб) юных техников.
7. Школы: математическая, физико-техническая и по другим отраслям науки и техники (не дающие общеобразовательной подготовки).
8. Центр детского и юношеского туризма и экскурсий; станция (Дом, база) юных туристов.
9. Дворец спорта для детей и юношества.
10. Детский стадион.
11. Детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая) школа всех типов и видов.
12. Детско-юношеский клуб физической подготовки.
13. Детский оздоровительно-экологический центр; детский парк.
14. Центр эстетического воспитания.
15. Дом художественного творчества (воспитания).
16. Детский Дом (Дворец) культуры.
17. Школы: музыкальная, художественная, искусств (за исключением школ Министерства культуры СССР, дающих профессиональное образование).
18. Детско-юношеский центр, студия по видам искусств: хоровая, театральная, музыкальная и др.
19. Детская картинная галерея.
20. Клубы: юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов и десантников, пограничников, радистов, пожарных (с детским пожарным депо), автомобилистов и другие, детский и подростковый клуб.
21. Комната школьника.
22. Детский автогородок.
23. Лагеря: пионерский, оздоровительный, спортивно-оздоровительный, труда и отдыха (загородный, с дневным пребыванием), туристский и другие профильные.
24. Детско-юношеская библиотека.
Примечание. Внешкольные учреждения создаются в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 02.09.82 N 816 (пункт 7 "з").
Начальник Управления организации
внешкольной и внеклассной работы
А.К.БРУДНОВ



Приложение 2
к Приказу Гособразования СССР
от 23 апреля 1990 г. N 280
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНЕШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Внешкольные учреждения являются составной частью единой системы народного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей.
Широкодоступные, бесплатные, комплексные, профильные внешкольные учреждения предоставляют всем учащимся, в основном от 6 до 18 лет, равные возможности для разностороннего развития и самоопределения в сфере свободного времени.
Основные задачи внешкольного учреждения - создание оптимальных условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся, их самообразования и творческого труда, профессионального самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечений.
1.2. Внешкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик и законодательством о народном образовании, другими законодательными актами и настоящим Положением.
1.3. На основе настоящего Примерного положения в каждом внешкольном учреждении разрабатывается свой Устав (Положение) <*> с учетом профиля (названия) учреждения, перспектив его развития, норм, правил и традиций коллектива, материально-технического состояния, финансового обеспечения и программы деятельности. Уставом (Положением) не могут быть изменены цели и основные задачи внешкольного учреждения, ограничены права учащихся и педагогических работников.
--------------------------------
<*> Устав (Положение) Дома (Дворца) пионеров и учащихся согласуется с соответствующим советом пионерской организации.
2. Организация и основы деятельности
2.1. Внешкольное учреждение открывается по решению соответствующего Совета народных депутатов при наличии кадров, необходимой материально-технической базы, достаточном финансировании, строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований, правил противопожарной безопасности и может действовать как самостоятельно, так и в структуре учебно-научно-производственного, учебно-производственного объединения (фирмы, ассоциации и т.д.), учебно-воспитательного комплекса (центра).
2.2. Коллектив внешкольного учреждения самостоятельно разрабатывает программу его деятельности (организацию, виды, профили, содержание) на основе интересов и склонностей учащихся, потребностей семьи, учреждений народного образования, трудовых коллективов, общественных организаций, в т.ч. детских и юношеских и др., особенностей социально-экономического развития региона, существующей сети внешкольных учреждений в городе, районе, поселке, селе; утверждает структуру и штатное расписание в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда).
2.3. Основная деятельность учащихся во внешкольном учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и т.п.).
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года.
Занятия могут проводиться как по программам одного, двух профилей, так и по комплексным, сквозным (эстетика, театр, искусство, музыка, спорт и др.), индивидуально, по группам, всем объединением. Ведется индивидуальная работа с детьми-инвалидами по месту жительства.
Численный состав объединений определяется педагогическими работниками в соответствии с научными психолого-педагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом учащихся, условиями работы, программой самого учреждения и утверждается администрацией по согласованию с Советом внешкольного учреждения.
Продолжительность занятий устанавливается исходя из психофизиологической, педагогической и социально-экономической целесообразности, допустимой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета учреждения.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение врачебно-физкультурного диспансера или поликлиники о здоровье учащихся.
2.4. Цели, задачи и содержание объединения строятся на педагогически обоснованном выборе руководителем форм, средств и методов работы, учебных планов и программ, разрабатываемых Государственным комитетом СССР по народному образованию, министерствами народного образования (просвещения) союзных республик. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) Советом внешкольного учреждения и согласованные с соответствующим органом народного образования.
2.5. С разрешения администрации в работе объединений могут участвовать родители совместно с учащимися (помимо основного состава) при наличии свободных рабочих мест и согласия педагогического работника.
2.6. Начало и окончание занятий, мероприятий определяются администрацией и Советом внешкольного учреждения по согласованию с исполкомом Совета народных депутатов.
Расписание занятий объединений составляется администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
2.7. Внешкольное учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, увеличивая ее объем в каникулярное время, праздничные и выходные дни.
2.8. В период каникул внешкольное учреждение организует разнообразную массовую работу с учащимися и их родителями, предоставляя им все имеющиеся возможности для полноценного досуга и отдыха, в т.ч. кружковые, секционные, студийные и др. занятия с новыми или переменными составами учащихся, на базе лагерей (загородных, с дневным пребыванием), по месту жительства детей и подростков, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, экспедиции, соревнования, плавательская практика, лагерные сборы и т.п. В летнее время внешкольное учреждение может открывать профильные лагеря и туристские базы для учащихся.
2.9. Внешкольное учреждение может организовать объединения в помещениях других учебно-воспитательных учреждений, на предприятиях, в организациях, по месту жительства детей и подростков.
Материальное обеспечение и контроль за их работой осуществляются администрацией внешкольного учреждения и учреждения, предприятия, организации, на базе которого создаются объединения.
2.10. Для развития и поддержки устойчивых интересов учащихся, их одаренности и самоопределения в будущей профессии внешкольное учреждение проводит совместную работу с научными, исследовательскими, творческими организациями, создавая на своей и их базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, создает научные объединения учащихся.
2.11. Внешкольное учреждение, обладающее материально-техническими и кадровыми условиями и по согласованию с органами народного образования, может осуществлять производственную практику учащихся, занимающихся в данном учреждении.
В целях дальнейшего развития способностей и склонностей учащихся внешкольное учреждение организует выполнение заказов учреждений, предприятий, организаций на изготовление изделий, необходимых народному хозяйству. При этом тематика и содержание работ должны способствовать совершенствованию и формированию знаний и умений, предусмотренных программой объединения.
2.12. По договору с соответствующими учреждениями, предприятиями и организациями и при наличии условий для получения определенной профессии в период занятий во внешкольном учреждении учащимся, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
2.13. Внешкольное учреждение организует и проводит различные региональные, городские, районные, сельские очно-заочные массовые мероприятия: праздники, соревнования, олимпиады, создает необходимые условия для развлечений, отдыха, общения учащихся и их родителей, используя разнообразные средства эмоционального воздействия с учетом возрастных особенностей учащихся; осуществляет поиск современных форм работы; поддерживает социально значимые инициативы и движения.
В массовой работе внешкольное учреждение взаимодействует с семьей, общественными организациями, учебными заведениями, другими внешкольными и культурно-просветительными учреждениями различных ведомств.
2.14. Во внешкольном учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование программ, содержания, форм и методов работы объединений, повышение педагогического мастерства педагогических работников учреждения, оказание помощи педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в проведении внешкольной работы, пионерским, комсомольским и другим детским и юношеским общественным организациями и движениям.
3. Управление и руководство
3.1. Управление внешкольным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности в условиях широкой гласности. Коллектив внешкольного учреждения, объединяющий учащихся и педагогических работников, осуществляет свои задачи во взаимодействии с родителями и широкой общественностью.
3.2. Высшим органом самоуправления внешкольного учреждения является собрание (конференция) коллектива.
Делегаты с правом решающего голоса избираются собраниями педагогических работников, учащихся среднего и старшего возраста в объединениях внешкольного учреждения, а также родителей и представителей общественности.
3.3. Собрание (конференция):
избирает прямым тайным голосованием Совет внешкольного учреждения, его председателя, определяет срок их полномочий;
принимает Устав (Положение) внешкольного учреждения и вносит в него необходимые изменения;
утверждает основные направления совершенствования и развития внешкольного учреждения, повышения качества и эффективности его деятельности;
при необходимости создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы внешкольного учреждения и устанавливает их полномочия.
Собрание (конференция) проводится не реже одного раза в год.
Совет внешкольного учреждения:
организует выполнение решений конференции (собрания) коллектива внешкольного учреждения;
осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний членов коллектива;
совместно с директором представляет интересы внешкольного

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 23.04.1990 n 1446-1 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР О ПОЭТАПНОЙ ОТМЕНЕ НАЛОГА НА ХОЛОСТЯКОВ, ОДИНОКИХ И МАЛОСЕМЕЙНЫХ ГРАЖДАН СССР  »
Документы СССР »
Читайте также