ПРИКАЗ Минобразования РСФСР от 10.04.1990 n 82 О ВВЕДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ (вместе с ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ, ТИПОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ХОЗРАСЧЕТНОЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТУ, утв. Минобразованием РСФСР 05.03.1990, ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТДЕЛЕ (ГРУППЕ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, утв. Минобразованием РСФСР 28.02.1990, ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ, утв. Минобразованием РСФСР 05.03.1990)


МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 10 апреля 1990 г. N 82
О ВВЕДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Объявляю распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 319/р:
"В соответствии с Основными положениями хозяйственного механизма в народном образовании, одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г.:
1. Минобразованию РСФСР осуществить перевод на новые условия хозяйствования подведомственных организаций и учреждений народного образования республиканского (РСФСР) подчинения.
2. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому определить порядок перевода на новые условия хозяйствования входящих в систему Минобразования РСФСР организаций и учреждений народного образования республиканского (АССР) и местного подчинения.
3. Министерствам и ведомствам РСФСР обеспечить перевод на новые условия хозяйствования подведомственных организаций и учреждений народного образования.
Председатель
Совета Министров РСФСР
А.ВЛАСОВ
Во исполнение указанного распоряжения Совета Министров РСФСР и Приказа Гособразования СССР от 17.01.90 N 45 "О хозяйственном механизме в народном образовании" приказываю:
1. Министрам народного образования АССР, начальникам краевых, областных (главных) управлений, председателям комитетов народного образования, руководителям учреждений республиканского (РСФСР) подчинения:
1.1. Принять к руководству распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 319-р, Основные положения нового хозяйственного механизма в народном образовании и другие документы по новому хозяйственному механизму согласно Приложениям N 1, 2, 3, 4, 5.
1.2. Провести необходимую организаторскую работу и оказывать методическую помощь учебным заведениям и учреждениям народного образования в процессе их подготовки к переводу на новые условия хозяйствования.
2. Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Центральному институту усовершенствования учителей (т. Нижников А.И.), Межобластному Горьковскому институту повышения квалификации работников профтехобразования (т. Петров Ю.Н.), руководителям республиканских (АССР), краевых, областных институтов усовершенствования учителей до 1 июля 1990 года ввести в учебно - тематические планы и программы повышения квалификации всех категорий слушателей изучение Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании.
3. Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Управлению кадров (т. Богатырева Н.М.), Центральному институту усовершенствования учителей (т. Нижников А.И.) совместно с соответствующими подразделениями министерства провести в июне 1990 года 2-дневный семинар с руководителями министерств народного образования АССР, краевых, областных (главных) управлений, комитетов народного образования и учебу центрального аппарата по вопросам перехода учебных заведений и учреждений народного образования на новый хозяйственный механизм.
4. Главному планово - экономическому и финансовому управлению (т. Киселев А.П.), Главному управлению органов народного образования (т. Аксенов Г.К.), Главному управлению профессионально - технического образования (т. Кязимов К.Г.), Управлению производственной деятельности и охраны труда (т. Малов В.Н.), Главному управлению высших, средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации (т. Смоленский Н.И.), Управлению общественного воспитания детей и подростков в интернатных учреждениях (т. Антонов М.Г.), Главному управлению воспитательной работы во внеучебное время (т. Ляшенко А.И.), Управлению бухгалтерского учета и контроля (т. Якушева Т.А.):
4.1. Обеспечить перевод подведомственных учебных заведений и учреждений республиканского подчинения (РСФСР) на новые условия хозяйствования по мере их готовности.
4.2. Осуществлять методическое обеспечение перевода на новые условия хозяйствования учебных заведений и учреждений народного образования, их хозрасчетной учебно - производственной деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, оплаты труда и материального стимулирования.
4.3. До 30 июня 1990 года внести предложения по совершенствованию хозяйственного механизма в народном образовании и продлению сроков его действия на XIII пятилетку с учетом замечаний, поступающих с мест, а также результатов проводимых экспериментов.
4.4. Осуществить комплекс мер по пропаганде опыта работы учебных заведений, учреждений, работающих в новых условиях хозяйствования.
5. Экономическому совету Минобразования РСФСР (т. Болобонов В.Л.) периодически рассматривать работу учебных заведений и учреждений народного образования по переходу на новые условия хозяйствования.
6. Установить, что при переводе в 1990 году на новые условия хозяйствования учебных заведений, учреждений и организаций народного образования за основу берутся утвержденные на 1990 год показатели. При необходимости в эти показатели могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения в установленном порядке.
7. Считать утратившим силу пункт 1 Приказа Минобразования РСФСР от 14.09.89 N 326 "О проведении эксперимента по переводу учебных заведений и учреждений народного образования на работу в условиях нового хозяйственного механизма" в части Временного положения о функционировании профессионально - технического училища в условиях нового хозяйственного механизма (примерное), Временного положения о работе учреждений профтехобразования в новых условиях хозяйствования (примерное).
8. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на первого заместителя министра т. Болобонова В.Л. и начальника Главного планово - экономического и финансового управления т. Киселева А.П.
Министр
Г.П.ВЕСЕЛОВ



Приложение 1
Одобрены
Государственной комиссией
Совета Министров СССР
по экономической реформе
19 декабря 1989 года
(протокол N 8, раздел IV)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Настоящие Основные положения вводятся в целях укрепления и развития материально - технической базы народного образования, повышения качества воспитания детей, обучения и профессиональной подготовки учащихся, студентов, слушателей и аспирантов, закрепления в учреждениях высококвалифицированных кадров воспитателей, учителей, профессорско - преподавательского состава, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства.
Положения разработаны исходя из "Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы", одобренных Советом Министров СССР 23 ноября 1988 г. (ПП-24807), с учетом специфики народного образования и распространяются на все высшие, средние специальные и профессионально - технические учебные заведения, школы всех типов и наименований, учебно - воспитательные и другие организации и учреждения народного образования <*>, независимо от их ведомственной подчиненности, деятельность которых базируется в основном на бюджетном финансировании.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются "учреждения".
Промышленные, сельскохозяйственные, автотранспортные, строительные и другие предприятия и организации, подведомственные органам и учреждениям народного образования, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, руководствуются в своей деятельности Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1.
Научно - исследовательские институты, проектные и конструкторские организации, научно - исследовательские части и сектора и другие научные подразделения учебных заведений, переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. N 1210 и другими принятыми решениями по научным организациям народного образования.
Институты и факультеты повышения квалификации, различного рода курсы, переведенные в установленном порядке на новые условия хозяйствования, осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 и другими принятыми решениями.
1. Учреждения руководствуются Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1987 г. N 1471 "О порядке и сроках применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы" (положениями статей 5 - 8, 10, 11, 15, 16, 19 - 22 с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом СССР от 3 августа 1989 г. N 319-1), и настоящими Основными положениями.
В своей деятельности в области производственного и социального развития учреждения руководствуются статьями 12 и 13 Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)".
2. Хозяйственный механизм в народном образовании предусматривает:
переход от выделения учреждениям средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности учреждений;
сочетание бюджетного или отраслевого финансирования деятельности учреждений с развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности учреждения, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями. При этом не допускается снижение бюджетных ассигнований на финансирование учреждений путем замещения неоплачиваемых населением услуг платными;
перераспределение и разграничение управленческих функций между учреждениями и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности учреждений;
совершенствование организационных структур управления народным образованием - создание отраслевых и межотраслевых, региональных и межрегиональных учебно - научно - производственных объединений (фирм, ассоциаций и др.);
развитие самостоятельности трудовых коллективов учреждений в решении основных вопросов их производственно - хозяйственной деятельности и социального развития;
установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов, размеров фондов производственного и социального развития учреждений и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.
3. Основным источником финансирования учебно - производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты труда его работников служат средства государственного бюджета или соответствующей отрасли, определяемые по нормативам.
Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание, подготовку кадров и т.д., формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально - технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.
В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования выделяются целевым назначением средства на стипендиальное (материальное) обеспечение обучающихся и воспитанников.
Нормативы бюджетного или отраслевого финансирования разрабатываются министерствами и ведомствами СССР для учреждений, непосредственно им подчиненных, а для учреждений, подчиненных республиканским министерствам и ведомствам, - в порядке, установленном Советами Министров союзных республик, в соответствии с Методическими рекомендациями, разработанными Государственным комитетом СССР по народному образованию по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
Для финансирования учреждения в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: по детским дошкольным и внешкольным учреждениям - один ребенок; по учреждениям интернатного типа - один воспитанник; по школам, средним специальным учебным заведениям и ПТУ - один учащийся; по высшим учебным заведениям - один студент и т.д. При этом финансирование высших учебных заведений дневного обучения осуществляется исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. N 325.
При переводе на новые условия хозяйствования малокомплектной школы, дошкольного и внешкольного учреждения норматив бюджетного финансирования может быть установлен на класс - комплект, школу, учреждение.
4. Дополнительными источниками средств учреждения являются:
поступления за выполненные работы (услуги) материального характера согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения;
выручка от реализации продукции учебно - производственных мастерских;
выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
поступления средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также по обучению по заказам населения;
добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
прочие поступления.
Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход учреждения.
5. К дополнительным услугам (работам) относятся изучение отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов и др. услуги (работы), оказываемые сверх утвержденных учебных планов, программ и иных планов, доводимых до учреждений органами управления.
Высшие, средние специальные и профессионально - технические учебные заведения могут по договорам с министерствами (ведомствами), предприятиями, организациями и отдельными гражданами оказывать дополнительные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (изучение дополнительных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов, организация платных курсов и т.п.), а также выполнять работы по изготовлению продукции, проведению ремонтно - строительных и других видов работ и услуг для населения с учетом профиля (специализации) учебного заведения.
Общеобразовательные школы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 10.04.1990 n 1422-1 О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК  »
Документы СССР »
Читайте также