ПРИКАЗ МВД СССР от 06.04.1990 n 150 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ПРИКАЗ
от 6 апреля 1990 г. N 150
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1. Утвердить прилагаемое Наставление по автомобильной службе в органах внутренних дел.
2. Считать утратившими силу Приказы МВД СССР от 12 июля 1976 г. N 200, от 25 августа 1976 г. N 234, от 27 октября 1982 г. N 347, от 20 апреля 1983 г. N 72, от 3 ноября 1987 г. N 217, пункт 3 Приказа МВД СССР от 17 апреля 1986 г. N 78.
Заместитель Министра,
генерал-лейтенант
К.Б.ВОСТРИКОВ



Приложение
к Приказу МВД СССР
от 6 апреля 1990 г. N 150
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Наставление определяет основные положения по организации автомобильной службы в органах внутренних дел.
1.2. Действие Наставления распространяется на автохозяйства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ <*>, гаражи военных баз и складов ОУМТиВС МВД СССР, горрайлинорганы внутренних дел, подразделения милиции <**>.
------------------------------------
<*> Далее автохозяйства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, гаражи военных баз и складов ОУМТиВС МВД СССР именуются "автохозяйства".
<**> Далее МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, ОУМТиВС МВД СССР, горрайлинорганы внутренних дел, подразделения милиции именуются "органы внутренних дел", если иное не оговаривается особо.
1.3. В Наставлении под автомобильной службой <*> понимается деятельность должностных лиц органов внутренних дел и автохозяйств по планированию, организации, контролю, учету, анализу и прогнозированию работы подведомственного автомобильного и другого транспорта, а также развитию его материально-технической базы.
------------------------------------
<*> Далее автомобильная служба именуется "автослужба".
1.4. Главная цель автослужбы - удовлетворение потребности органов внутренних дел в автотранспортном обеспечении при рациональном использовании имеющихся финансовых, материальных и других ресурсов <*>.
------------------------------------
<*> Здесь и далее под транспортными средствами имеются в виду автомобили, автобусы, мотоциклы, снегоходы, колесные и гусеничные транспортеры и тракторы, катера, моторные лодки.
1.5. Деятельность автослужбы осуществляется в строгом соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, решениями местных органов государственной власти и управления, нормативными актами МВД СССР, а также других министерств и ведомств, обязательными для исполнения в системе МВД СССР.
1.6. Основными источниками содержания транспортных средств органов внутренних дел являются: союзный бюджет, местный бюджет, средства, поступающие по договорам от предприятий, учреждений, организаций и граждан за охрану объектов народного хозяйства и личного имущества граждан.
1.7. Транспортные средства органов внутренних дел подразделяются:
1.7.1. По общему назначению на две категории:
- оперативно-служебные (предназначены для непосредственного использования в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел);
- прочие (предназначены для использования в работе по хозяйственному, материально-техническому, медицинскому, другим видам обеспечения, а также для служебных поездок работников).
1.7.2. По типам: на автомобили, автобусы, мотоциклы, снегоходы, колесные и гусеничные транспортеры, тракторы, катера, моторные лодки и другие <*>.
------------------------------------
<*> Далее автомобили, автобусы, мотоциклы, снегоходы, колесные и гусеничные транспортеры и тракторы именуются "машины", а катера и моторные лодки - "плавсредства", если иное не оговаривается особо.
1.8. Оперативно-служебные автомобили (легковые, на шасси грузовых и базе автобусов) подразделяются по конкретному назначению на следующие штатные группы:
- автомобили дежурных частей органов внутренних дел (АДЧ);
- автомобили дежурных частей подразделений ГАИ (АДТП);
- автомобили групп задержания ПЦО подразделений охраны;
- автомобили патрульные ППС милиции, ДПС ГАИ, подразделений охраны (АП, АПГАИ);
- автомобили легковые для оперативной работы всех служб милиции и для следственных подразделений (в стандартном исполнении, то есть без надписи "милиция" и специальных световых и звуковых сигналов) (СТ);
- автобусы пассажирские, автомобили на шасси грузовых, оборудованные для перевозки личного состава органов внутренних дел;
- автомобили для транспортировки нарядов милиции (АТН);
- автомобили для транспортировки нарядов милиции со служебными собаками (АТНС);
- автобусы штабные (АШ);
- автомобили - подвижные криминалистические лаборатории (ПКЛ);
- автомобили для профилактики и ремонта средств связи (АПРС);
- автомобили - подвижные узлы связи (ПУС);
- автомобили - радиорелейные станции (РРС);
- автомобили - подвижные станции диагностики технического состояния автомобилей (ПСД);
- автомобили - подвижные лаборатории для контроля за дорожными условиями (ЛКДУ);
- автомобили для перевозки лиц, заключенных под стражу (АЗ);
- автомобили для перевозки лиц, находящихся в состоянии опьянения (АМВ);
- автомобили - подвижные регистрационно-экзаменационные пункты ГАИ для обслуживания населения сельской местности (ПРЭП);
- автомобили экзаменационные (АЭ);
- автомобили легковые службы безопасности дорожного движения автохозяйств МВД, ГУВД, УВД (АБД);
- автомобили других штатных групп, предусмотренные нормами табельной положенности транспортных средств.
1.9. Оперативно-служебные мотоциклы по назначению и исполнению подразделяются на две штатные группы: патрульные (МП) и в стандартном исполнении (без надписи "милиция", специальных световых и звуковых сигналов).
1.10. Основанием для содержания и использования транспортных средств в органах внутренних дел являются штаты транспортных средств, разрабатываемые на основании Норм табельной положенности <*> и утверждаемые:
------------------------------------
<*> Нормы табельной положенности транспортных средств утверждаются МВД СССР.
1.10.1. МВД союзных республик (с областным делением) для МВД АССР, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов, УВДТ, ОВДТ - по категориям, типам и источникам содержания.
1.10.2. МВД союзных республик (без областного деления), ГУВД Мосгорисполкома для подчиненных органов внутренних дел - по категориям, типам, источникам содержания, а также по штатным группам.
1.10.3. МВД АССР, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов, УВДТ, ОВДТ на основании штатов транспортных средств, утвержденных МВД союзной республики, для подчиненных органов внутренних дел - по категориям, типам, источникам содержания, а также по штатным группам.
1.10.4. МВД СССР для Центральной автобазы МВД СССР.
1.10.5. ГУМТиВС МВД СССР для гаражей военных баз и складов ОУМТиВС МВД СССР.
1.11. Транспортные средства, закрепленные по штату за аппаратами, учебными центрами, лечебными учреждениями, санэпидемстанциями МВД, ГУВД, УВД, горрайорганами внутренних дел, подразделениями милиции, состоят в штатах автохозяйств.
Транспортные средства, закрепленные по штату за УВДТ, ОВДТ, линейными органами внутренних дел на транспорте, состоят в штатах УВДТ, ОВДТ, а при наличии у них автохозяйств - в штатах этих автохозяйств.
1.12. Транспортные средства, состоящие в штатах автохозяйств, кроме закрепленных за подразделениями охраны, ставятся на балансы автохозяйств.
Транспортные средства, закрепленные за подразделениями охраны, ставятся на балансы этих подразделений.
Транспортные средства, состоящие в штатах УВДТ, ОВДТ, ставятся на балансы УВДТ, ОВДТ.
1.13. Автомобили, автобусы, мотоциклы, состоящие в штатах автохозяйств МВД, ГУВД, УВД, гаражей военных баз и складов ОУМТиВС МВД СССР, ставятся на учет в регистрационно-экзаменационном подразделении при управлении, отделе ГАИ МВД, УВД по месту дислокации автохозяйств, гаражей.
Автомобили, автобусы, мотоциклы, состоящие в штатах УВДТ, ОВДТ или штатах автохозяйств УВДТ и закрепленные за аппаратами УВДТ, ОВДТ, ставятся на учет в ГАИ по месту дислокации УВДТ, ОВДТ или автохозяйства УВДТ, а закрепленные за линейными органами внутренних дел - по месту дислокации этих органов.
1.14. Технические паспорта автомобилей, автобусов, мотоциклов, состоящих в штатах автохозяйств МВД, ГУВД, УВД, хранятся в автохозяйствах.
Технические паспорта автомобилей, автобусов, мотоциклов, состоящих в штатах УВДТ, ОВДТ или автохозяйств УВДТ и закрепленных за аппаратами УВДТ, ОВДТ, хранятся в указанных управлениях, отделах или автохозяйствах, а закрепленных за линейными органами внутренних дел - в этих органах.
Технические паспорта автомобилей и автобусов, состоящих в штатах гаражей военных баз и складов ОУМТиВС МВД СССР, хранятся в гаражах.
1.15. По решению руководства МВД, ГУВД, УВД на техническое обслуживание, ремонт, материально-техническое снабжение к автохозяйству могут быть приписаны транспортные средства подчиненных подразделений, не состоящие в его штате, а также подразделений 8 Управления МВД СССР <*>.
------------------------------------
<*> Далее транспортные средства, состоящие в штате автохозяйства, именуются "штатные транспортные средства", а транспортные средства, приписанные к автохозяйству на материально-техническое снабжение, техническое обслуживание и ремонт, - "приписанные транспортные средства".
1.16. Оперативно-служебные транспортные средства оснащаются специальными звуковыми, световыми сигналами, другим специальным оборудованием и средствами связи в соответствии с табелями положенности, утвержденными МВД, ГУВД, УВД, УВДТ <*>.
------------------------------------
<*> Табели положенности разрабатываются на основания норм, утвержденных МВД СССР.
1.17. Транспортные средства органов внутренних дел используются со штатными и без штатных водителей <*>.
------------------------------------
<*> Здесь и далее под термином "водитель" понимается работник органов внутренних дел, управляющий транспортным средством органов внутренних дел.
1.18. Для планирования и оценки технического состояния автомобилей, автобусов, мотоциклов, затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт, а также для планирования и оценки эксплуатации (использования) указанных машин применяются следующие основные показатели:
- коэффициент технической готовности машин (КТГ);
- затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт машин на 1000 км пробега;
- коэффициент выпуска машин на линию (КВ).
1.19. Плановые КТГ, КВ, а также плановые средневзвешенные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега утверждаются руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ:
- для автомобилей и автобусов - на год;
- для мотоциклов - на квартал.
Плановый КТГ автомобилей и автобусов автохозяйства должен быть не ниже чем 0,80.
Плановый КВ автомобилей и автобусов автохозяйства должен быть не ниже чем 0,80 от планового КТГ.
Плановые средневзвешенные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, автобусов, мотоциклов автохозяйства на 1000 км пробега определяются на основании норм затрат на эти цели (Приложение 18).
1.20. Фактические КТГ, КВ и фактические затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега определяются раздельно для указанных в пункте 1.19 основных групп машин, в целом по автохозяйству за каждый прошедший квартал.
Кроме того, при необходимости фактические КТГ и КВ могут определяться по любым группам транспортных средств за любой прошедший период времени, а также на день проверки.
1.21. Перечень форм необходимых документов первичного учета на автомототранспорте органов внутренних дел, кроме форм, приведенных в Приложениях к Наставлению и являющихся обязательными для применения, утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, ОУМТиВС МВД СССР.
1.22. Специальные вопросы регистрации, эксплуатации (использования), технического обслуживания и ремонта плавсредств регулируются Инструкцией по эксплуатации (использованию), техническому обслуживанию, ремонту и хранению плавсредств органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД СССР от 5 июня 1978 г. N 138.
1.23. Руководители органов внутренних дел несут ответственность за надлежащую организацию автомобильной службы подчиненных им подразделений.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АВТОХОЗЯЙСТВА
2.1. Организует и осуществляет:
2.1.1. Совместно с управлениями, отделами МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, ОУМТиВС МВД СССР, горрайлинорганами внутренних дел, подразделениями милиции - эксплуатацию (использование) штатных транспортных средств.
2.1.2. Совместно с горрайлинорганами внутренних дел, подразделениями милиции:
2.1.2.1. Надлежащее хранение, обеспечение исправности и надежности штатных и приписанных транспортных средств путем своевременного и качественного их технического обслуживания и ремонта.
2.1.2.2. Работу по обеспечению безопасности движения штатных транспортных средств.
2.1.2.3. Материально-техническое обеспечение автохозяйства, горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции, необходимое для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта штатных и приписанных транспортных средств.
2.1.2.4. Проведение государственных технических осмотров штатных транспортных средств.
2.1.2.5. Мероприятия:
- по охране природы от вредного воздействия гаражей и транспортных средств органов внутренних дел;
- по улучшению организации труда, обеспечению безопасных условий и сокращению тяжелого физического и ручного труда в автохозяйстве;
- по обеспечению пожарной безопасности автохозяйства;
- по рациональному расходованию топливно-энергетических, материальных и финансовых ресурсов;
- по надлежащему содержанию и эксплуатации спидометрового оборудования автомобилей и мотоциклов.
2.1.2.6. Развитие материально-технической базы автохозяйства; приобретение и использование новых видов технологий и оборудования.
2.1.2.7. Укомплектование штатов работников автохозяйства, повышение их квалификации, а также повышение профессионального мастерства водителей, состоящих в штатах горрайлинорганов внутренних дел, подразделений охраны, подразделений милиции.
2.1.2.8. Подготовку к постоянному и устойчивому автотранспортному обеспечению деятельности органов внутренних дел при осложнениях оперативной обстановки и экстремальных ситуациях.
2.1.2.9. Получение выделенных по централизованным поставкам транспортных средств.
2.1.2.10. Контроль за выполнением требований безопасности к конструкции и техническому состоянию штатных транспортных средств в соответствии с государственными стандартами и другими нормативно-техническими документами.
2.2. Планирует автотранспортное обеспечение деятельности органов внутренних дел, в том числе:
2.2.1. Подготавливает расчеты-заявки потребности в денежных средствах на содержание штатных транспортных средств по союзному, местному бюджетам и спецсредствам.
2.2.2. Разрабатывает проекты:
- плана эксплуатации штатных транспортных средств;
- производственной программы, штатного расписания работников и сметы на содержание внебюджетной авторемонтной мастерской автохозяйства;
- плана распределения транспортных средств между горрайлинорганами внутренних дел и подразделениями милиции.
2.3. Организует водительскую стажировку работников органов внутренних дел.
2.4. Проводит техническое обслуживание и ремонт технологического и другого оборудования, оснастки, приборов и инструмента автохозяйства, организует метрологический контроль.
2.5. Контролирует:
2.5.1. Качество получаемых автохозяйством запасных частей и эксплуатационных материалов.
2.5.2. Качество технического обслуживания и ремонта штатных транспортных средств, в том числе, когда эти работы выполнены на станциях технического обслуживания автомобилей, на специализированных ремонтных предприятиях МВД СССР, на других предприятиях и в организациях.
2.5.3. Техническое состояние машин, хранящихся в автохозяйстве, перед их выходом на линию и после возвращения на места стоянки.
2.6. Ведет оперативный и бухгалтерский учет производственно-финансовой деятельности автохозяйства.
2.7. Осуществляет паспортизацию автохозяйства в объеме, предусмотренном типовым паспортом автохозяйства (Приложение 19).
2.8. Организует работу технической комиссии. Готовит транспортные средства и необходимую документацию для списания или передачи в установленном порядке.
3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
3.1. На комплектование штатов транспортных средств органов внутренних дел направляются новые или исправные транспортные средства, имеющие достаточный для данных конкретных условий запас ресурса до списания или до капитального ремонта, с предусмотренными оборудованием, инструментом и документацией.
3.2. На транспортные средства, поступившие в автохозяйства или в УВДТ, ОВДТ, горрайлинорганы внутренних дел, подразделения охраны, подразделения милиции, составляется акт приема, в котором отражаются комплектность, техническое состояние каждого транспортного средства и другие необходимые сведения.
Акт приема утверждается руководством автохозяйства или руководством органа внутренних дел (в зависимости от того, куда поступило транспортное средство).
Акт приема хранится: один экземпляр в автохозяйстве и один - в органе внутренних дел, где используется транспортное средство.
3.3. Для транспортного средства, введенного в эксплуатацию или зачисленного в резерв, устанавливается источник содержания и присваивается инвентарный номер по соответствующей книге оперативного учета наличия транспортных средств автохозяйства или УВДТ, ОВДТ, не имеющего автохозяйства.
Данные об источнике содержания транспортного средства и его инвентарный номер вписываются в технический паспорт машины, талон технического паспорта (в соответствующие документы на плавсредство) и в эксплуатационно-ремонтную карту транспортного средства.
Инвентарные номера транспортных средств, выбывших из автохозяйства или из УВДТ, ОВДТ, не имеющего автохозяйства (списанных, переданных), другим транспортным средствам не присваиваются.
3.4. В автохозяйстве, а также в УВДТ, ОВДТ, не имеющем автохозяйства, ведутся следующие книги оперативного учета транспортных средств:
- книга учета автомобилей и автобусов с разделением по источникам их содержания;
- книга учета мотоциклов, снегоходов, транспортеров и тракторов;
- книга учета плавсредств.
В указанных книгах отражаются следующие данные: инвентарный номер транспортного средства, его модель (проект), год выпуска, когда и откуда поступило, номерной знак, в каком органе внутренних дел эксплуатируется, когда списано (или когда и куда передано). По мотоциклам, снегоходам, транспортерам, тракторам и плавсредствам указывается, кроме того, источник содержания.
При изменении источника содержания автомобиля, автобуса данные о нем переносятся в соответствующую книгу оперативного учета: машине присваивается новый инвентарный номер по этой книге учета.
3.5. При вводе транспортного средства в эксплуатацию на него оформляются следующие документы:
- акт закрепления транспортного средства за водителем (водителями);
- эксплуатационно-ремонтная карта транспортного средства (Приложение 1).
Кроме того, на плавсредство оформляются документы, предусмотренные Инструкцией по эксплуатации (использованию), техническому обслуживанию, ремонту и хранению плавсредств органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД СССР от 5 июня 1978 г. N 138.
3.6. Акт закрепления транспортного средства за водителем (водителями) составляется в необходимом количестве экземпляров в горрайлинорганах внутренних дел, подразделениях охраны, подразделениях милиции, а на транспортные средства, не закрепленные по штату за указанными органами и подразделениями, - в автохозяйстве или УВДТ, ОВДТ.
При закреплении транспортного средства за двумя и более водителями каждый экземпляр акта подписывается всеми водителями и должностным лицом, производящим закрепление.
Один экземпляр акта закрепления транспортного средства высылается в автохозяйство, по одному экземпляру выдается каждому водителю, за которым оно закреплено, и один хранится в органе внутренних дел.
Кроме других необходимых сведений, в акте указывается инвентарный номер транспортного средства.
3.7. Работники органов внутренних дел, за которыми впервые закрепляются транспортные средства, проходят водительскую стажировку под руководством и при непосредственном участии водителей-наставников или других опытных водителей.
Водительская стажировка работников горрайлинорганов внутренних дел, подразделений охраны, подразделений милиции организуется руководителями этих органов и подразделений. Водительская стажировка других работников органов внутренних дел, за которыми планируется закрепить штатные транспортные средства автохозяйства, организуется руководством автохозяйства.
3.8. Оперативно-служебный автомобиль, мотоцикл, оборудованный специальным световым или звуковым сигналом, закрепляются за водителем при наличии у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории и стажа работы водителем или стажа управления транспортным средством не менее 1 года. Указанное транспортное средство закрепляется за водителем после сдачи им зачета по знанию Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на автомобилях и мотоциклах МВД СССР, и выдачи удостоверения установленной формы (Приложение 2).
3.9. Эксплуатационно-ремонтная карта на каждое транспортное средство автохозяйства оформляется и ведется в автохозяйстве, а также УВДТ, ОВДТ, не имеющем автохозяйства.
3.10. С целью своевременного, качественного и максимального удовлетворения потребности органов внутренних дел, учебных центров и лечебных учреждений в использовании транспортных средств, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов на эти цели, руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОУМТиВС МВД СССР утверждается годовой план эксплуатации транспортных средств, проект которого разрабатывается автохозяйством.
Указанным планом для каждого органа внутренних дел, непосредственно подчиненного МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОУМТиВС МВД СССР, а также для аппарата, учебного центра и лечебных учреждений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ предусматриваются суммарные годовые и квартальные нормы эксплуатации транспортных средств раздельно по источникам содержания и по следующим эксплуатационным группам:
- автомобили, автобусы, мотоциклы и другие машины, эксплуатация которых учитывается в километрах пробега;
- катера, гусеничные транспортеры, тракторы и другие транспортные средства, эксплуатация которых учитывается в моточасах работы.
3.11. Основным первичным документом учета эксплуатации автомобилей, других машин, а также работы водителей является путевой лист.
Бланки путевых листов изготавливаются типографским способом с учетной серией и номерами и хранятся как документы строгой отчетности.
В органах внутренних дел применяются:
- для автомобилей (кроме грузовых), автобусов, мотоциклов и всех других машин - многодневный путевой лист (Приложение 3);
- для грузовых автомобилей - соответствующие путевые листы по формам, применяемым на предприятиях автотранспорта общего пользования.
По решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ для не закрепленных по штату за горрайлинорганами внутренних дел, подразделениями милиции легковых автомобилей и пассажирских автобусов могут применяться путевые листы иной формы, в том числе однодневные.
3.12. Путевые листы выдаются водителям в автохозяйстве, в горрайлинорганах внутренних дел, подразделениях милиции.
3.13. Путевые листы регистрируются в журнале их выдачи и возврата, который ведется в автохозяйстве и в горрайлинорганах внутренних дел, подразделениях милиции, осуществляющих выдачу путевых листов. В журнале, кроме других необходимых сведений, записывается инвентарный номер машины, на которую выдается путевой лист.
3.14. Многодневный путевой лист выдается один на машину, независимо от количества водителей, за которыми закреплена машина.
3.15. Путевой лист грузового автомобиля выдается водителю на рабочий день (смену), а при междугородной перевозке грузов, когда она выполняется более суток, - на необходимый срок одному или двум водителям.
3.16. Путевой лист выдается водителю после возврата предыдущего путевого листа.
3.17. Выданный путевой лист должен иметь оттиски штампа автохозяйства (или УВДТ, ОВДТ, не имеющего автохозяйства) и печать органа внутренних дел или автохозяйства, выдавшего путевой лист.
3.18. Изготовление (приобретение) бланков путевых листов организуют автохозяйства.
Бланки путевых листов грузовых автомобилей заказываются и изготавливаются централизованно, в установленном порядке.
3.19. Сданные водителями путевые листы высылаются органами внутренних дел для обработки в автохозяйство раз в месяц.
По решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ обработка сданных водителями путевых листов может производиться также в некоторых или во всех органах внутренних дел, осуществляющих выдачу путевых листов.
3.20. Обработанные путевые листы хранятся по месту их обработки 3 года, после чего ежеквартально уничтожаются комиссией, назначаемой руководством автохозяйства, руководством органа внутренних дел.
Об уничтожении путевых листов комиссия составляет акт с указанием количества, серии и номеров уничтоженных путевых листов. Акт утверждает руководитель, назначивший комиссию. Срок хранения акта - 3 года.
3.21. Порядок передачи необходимой информации в автохозяйство из горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции устанавливается руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
3.22. В автохозяйстве по итогам эксплуатации транспортных средств за каждый квартал составляется и утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОУМТиВС МВД СССР квартальная справка, в которую включаются следующие сведения:
3.22.1. Среднесписочное наличие (среднесписочный парк) автомобилей, автобусов, мотоциклов, снегоходов, транспортеров, катеров и других транспортных средств.
3.22.2. Фактические суммарные пробеги и среднесуточные пробеги раздельно по следующим основным группам машин:
- автомобили и автобусы;
- мотоциклы.
3.22.3. Суммарный фактический расход моторного топлива (бензина, дизельного топлива, сжиженного, сжатого газа), в том числе отдельно децентрализованно приобретенного.
3.22.4. Плановые назначения и фактические суммарные расходы денежных средств на содержание транспорта органов внутренних дел по каждому источнику содержания, в том числе отдельно фактические расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт раздельно по двум основным группам машин, указанным в подпункте 3.22.2 (так же по каждому источнику содержания).
3.22.5. Плановые и фактические затраты денежных средств на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега раздельно по двум основным группам машин, указанным в подпункте 3.22.2.
3.22.6. Плановые и фактические КТГ, КВ раздельно двух основных групп машин, указанных в подпункте 3.22.2.
3.22.7. Общее и среднее время нахождения в наряде раздельно двух основных групп машин, указанных в подпункте 3.22.2.
3.22.8. Количество поступивших и выбывших транспортных средств, в том числе отдельно - списанных.
3.22.9. Количество дорожно-транспортных происшествий и происшествий с плавсредствами, количество погибших и раненых при этом людей, количество подлежащих списанию и списанных транспортных средств в связи с дорожно-транспортными происшествиями.
3.23. Эксплуатационные показатели транспортных средств приведены в Приложении 4.
3.24. Эксплуатация автомобильных и мотоциклетных шин, стартерных аккумуляторов и спидометрового оборудования автомобилей регламентируется специальными правилами или инструкциями, издаваемыми в установленном порядке.
3.25. Оперативный учет выданных на транспортные средства автомобильных и мотоциклетных шин ведется по карточкам установленной формы <*>, а стартерных аккумуляторов - по эксплуатационно-ремонтным картам.
------------------------------------
<*> Форма карточки приведена в Правилах эксплуатации автомобильных шин.
3.26. Оперативный учет моторного топлива (учет расхода по каждому транспортному средству) ведется на основе путевых листов и судовых (вахтенных) журналов.
Раз в квартал автохозяйство составляет и анализирует оперативную справку о расходе моторного топлива (по инвентарным номерам автомобилей, автобусов, других транспортных средств, по моделям автомобилей, по органам внутренних дел).
3.27. МВД союзных республик, МВД АССР, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов (в РСФСР), УВДТ, ОВДТ, ОУМТиВС МВД СССР представляют статистическую отчетность о транспортных средствах органов внутренних дел по формам, утвержденным Госкомстатом СССР, в адреса и сроки, устанавливаемые МВД СССР.
3.28. Руководители горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции, руководители автохозяйства обязаны инструктировать водителей перед выполнением задания, которое связано с выездом за пределы территории, на которой обычно работает данный водитель, или которое отличается от обычно выполняемой им работы.
Проводящий инструктаж руководитель лично проверяет готовность водителя и машины к выполнению задания.
3.29. Машины, следующие в одном направлении, могут формироваться в колонну.
Должностное лицо, формирующее колонну, обязано назначить начальника колонны, поставить ему задачу, обеспечить всем необходимым для выполнения этой задачи и предоставить возможность провести необходимые мероприятия по подготовке водителей и машин.
Начальник колонны отвечает за выполнение поставленной ему задачи, правильное использование машин, дисциплину водителей, обеспечение порядка и безопасности движения колонны.
Перед началом движения начальник колонны:
- уясняет задачу;
- изучает маршрут движения, возможность организации отдыха и питания водителей и перевозимых людей, а также заправки, технического обслуживания и ремонта машин в пути и на конечном пункте;
- инструктирует водителей об особенностях маршрута, порядке движения, действиях водителя в случае вынужденной остановки, командах (сигналах) управления колонной;
- проверяет готовность водителей;
- совместно с водителями проверяет готовность машин;
- при необходимости вносит предложения о включении в состав колонны подвижных ремонтных средств и других средств обеспечения.
3.30. Конкретный порядок эксплуатации (использования) транспортных средств органов внутренних дел (хранение транспортных средств, контроль их технического состояния, контроль за выходом из гаражей, с мест стоянок и возвращением с линии, хранение ключей от замков зажигания и талонов технических паспортов, выдача, передача и сдача путевых листов, другие вопросы) устанавливается руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, ОУМТиВС МВД СССР.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ <*>
------------------------------------
<*> В настоящем разделе под термином "транспортное средство" понимается, в соответствии с Правилами дорожного движения, устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) грузов.
4.1. Работа по обеспечению безопасности движения транспортных средств органов внутренних дел проводится по следующим основным направлениям:
4.1.1. Повышение профессиональной и общей надежности милиционеров-водителей, водителей-сотрудников и других водителей.
4.1.2. Обеспечение исправности и надежности транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
4.1.3. Контроль за хранением транспортных средств, их выходом из гаражей (с мест стоянки) и возвращением с линии.
4.1.4. Информирование водителей:
- об изменениях в организации дорожного движения и других изменениях дорожных условий;
- об обстоятельствах и причинах ДТП с целью ознакомления с ошибками и неправильным поведением (действиями или бездействием) других водителей, формирования умения анализировать свое поведение в аналогичных ситуациях и предотвращать возникновение ошибок.
4.1.5. Контроль за работой водителей на линии.
4.1.6. Обеспечение своевременного поступления информации о ДТП из горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, а также в автохозяйства.
Учет ДТП. Выяснение и устранение причин и условий, способствующих возникновению ДТП.
4.1.7. Применение различных форм морального и материального поощрения коллективов и отдельных работников горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции, автохозяйств, достигших наилучших показателей в обеспечении безопасности дорожного движения штатных транспортных средств.
4.1.8. Привлечение в установленном законом порядке к ответственности работников органов внутренних дел, виновных в нарушении Правил дорожного движения.
4.2. Повышение профессиональной надежности водителей достигается:
4.2.1. Правильным подбором (из числа лиц, имеющих удостоверение на право управления транспортным средством) кандидатов для работы, связанной с управлением транспортным средством, в том числе путем:
- медицинского освидетельствования на профессиональную пригодность для управления транспортным средством конкретной категории ("А", "В", "С", "Д", "Е");
- проверкой знаний Правил дорожного движения;
- проверкой навыков управления транспортным средством.
Знания Правил дорожного движения и навыки управления транспортным средством проверяются:
- у водителя, за которым впервые закрепляется транспортное средство;
- у водителя, нарушившего Правила дорожного движения (по решению руководства горрайлинорганов внутренних дел, подразделений охраны, подразделений милиции, руководства автохозяйства).
4.2.2. Водительской стажировкой работников органов внутренних дел, за которыми впервые закрепляются автомобили, автобусы, мотоциклы.
4.2.3. Повышенным вниманием руководителей горрайорганов внутренних дел, подразделений охраны, подразделений милиции, автохозяйств, других руководителей к молодым и вновь принятым на работу водителям.
4.2.4. Систематическим повышением профессионального мастерства водителей путем применения различных современных форм и методов индивидуального и группового обучения в зависимости от возраста, стажа работы, психофизиологических возможностей, состояния здоровья, должности водителей и других факторов.
4.2.5. Развитием в органах внутренних дел массовых видов автомобильного и мотоциклетного спорта (скоростное маневрирование на автомобиле, мотоцикле, автомобильный слалом, автомобильное многоборье).
4.2.6. Созданием в горрайлинорганах внутренних дел, подразделениях охраны, подразделениях милиции, в автохозяйствах оптимальных условий труда и отдыха водителей.
Соблюдением норм трудового законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих рабочее время и время отдыха водителей.
4.2.7. Систематическим медицинским контролем состояния здоровья водителей, в том числе предрейсовым, на линии и послерейсовым медицинским осмотром.
4.2.8. Политико-воспитательной работой, направленной на формирование у водителей высокого уровня правосознания, чувства профессиональной ответственности за безопасность всех участников дорожного движения и сохранность вверенной техники, на выработку внутренней потребности к безопасной работе и самодисциплине.
4.2.9. Своевременным отстранением от управления транспортными средствами недисциплинированных или недостаточно подготовленных водителей, а также водителей, которые по своему состоянию могут поставить под угрозу безопасность дорожного движения.
4.3. Для проведения с водителями и другими работниками учебных занятий по вопросам безопасности дорожного движения, демонстрации учебных кинофильмов в автохозяйстве, в специально выделенном помещении вблизи от диспетчерской, оборудуется кабинет безопасности движения.
Работу в кабинете безопасности движения автохозяйства организует старший инженер (инженер) по безопасности движения.
Кабинеты безопасности движения могут оборудоваться в строевых частях и подразделениях милиции, в горрайорганах внутренних дел.
4.4. За старшим инженером (инженером) по безопасности движения автохозяйства в соответствии со штатом транспортных средств закрепляется легковой автомобиль без штатного водителя, который эксплуатируется со специальной надписью: "Службы безопасности движения".
4.5. Одной из форм учебно-воспитательной работы с милиционерами-водителями, другими водителями являются учебные сборы.
Состав участников, порядок проведения, программу, учебный план и смету на проведение учебного сбора утверждает руководство МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОУМТиВС МВД СССР.
С целью повышения эффективности практических занятий (тренировок) участники сбора делятся на учебные группы численностью 6 - 12 человек.
В учебный план сбора кроме других тем включаются следующие теоретические и практические занятия (тренировки):
- по наиболее сложным вопросам Правил дорожного движения;
- по совершенствованию техники управления автомобилем, мотоциклом, в том числе выполнению упражнений по скоростному маневрированию и других специальных упражнений;
- по отработке простейших приемов реанимации и оказанию другой первой помощи пострадавшим при ДТП;
- по отработке способов и приемов эвакуации людей из аварийного автомобиля, автобуса, по правилам транспортировки пострадавших при ДТП людей в лечебное учреждение;
- по предотвращению и тушению пожаров транспортных средств.
4.6. Учет ДТП с участием транспортных средств органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий.
4.7. В автохозяйстве, а также в УВДТ, ОВДТ, не имеющем автохозяйства, информация о ДТП с участием транспортных средств органов внутренних дел регистрируется в журнале учета дорожно-транспортных происшествий.
4.8. Порядок передачи информации о ДТП из горрайлинорганов внутренних дел в автохозяйство или в УВДТ, ОВДТ устанавливается руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ.
4.9. Объем информации о ДТП, передаваемой из горрайлинорганов внутренних дел, подразделений в автохозяйство, в УВДТ, ОВДТ и регистрируемой в журнале учета дорожно-транспортных происшествий, должен быть достаточным для составления ведомственной годовой статистической отчетности о происшествиях с автомототранспортом органов внутренних дел.
4.10. Оперативная информация о ДТП с участием транспортных средств органов внутренних дел, повлекших смерть людей, передается в МВД СССР в установленном порядке.
4.11. МВД союзных республик, МВД АССР, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов (в РСФСР), УВДТ, ОВДТ, ОУМТиВС МВД СССР представляют ведомственную статистическую отчетность о происшествиях с автомототранспортом органов внутренних дел по форме, утвержденной Госкомстатом СССР, в адреса и сроки, устанавливаемые МВД СССР.
К статистическому отчету прилагается пояснительная записка о происшествиях с пострадавшими, которые возникли по вине работников органов внутренних дел.
4.12. При осуществлении контроля за соответствием конструкции ремонтируемых или изготавливаемых деталей и узлов автотранспортных средств требованиям безопасности, а также за техническим состоянием автотранспортных средств следует руководствоваться соответствующими нормативными актами, в том числе:
- ГОСТом 25478-82 "Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки";
- Правилами дорожного движения;
- Правилами эксплуатации автомобильных шин;
- инструкциями предприятий-изготовителей;
- регистрационными документами.
4.13. По каждому дорожно-транспортному происшествию с участием транспортного средства органа внутренних дел, автохозяйства, повлекшему смерть или телесное повреждение человека, проводится служебное расследование в соответствии с Инструкцией о служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств органов внутренних дел.
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Основой технической политики, определяемой настоящим Наставлением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния машин.
5.2. Работоспособное состояние машин обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.
Основным техническим воздействием, осуществляемым в автохозяйствах при эксплуатации машин, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность машины и снижает потребность в ремонте.
5.3. Виды и содержание технического обслуживания и ремонта машин.
5.3.1. Техническое обслуживание машин по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
5.3.2. ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, проверку работы специального оборудования, работы по поддержанию внешнего вида, заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и жидкостью для обмыва лобового стекла, а для определенных типов машин - санитарную или специальную обработку кузова.
ЕО выполняется, как правило, после работы машин на линии.
Контроль технического состояния машины перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
5.3.3. ТО-1 и ТО-2 выполняются через определенные пробеги.
Периодичности ТО-1 и ТО-2 для машин различных типов приведены в Приложении 5.
Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов принимаются равными периодичностями обслуживания их тягачей.
5.3.4. Нормативы периодичности технического обслуживания, трудоемкости технического обслуживания и ремонта машин приведены в Приложениях 5 - 10 и рассчитаны на полное или частичное сочетание следующих условий: I категория условий эксплуатации, состав парка в основном базовые модели автомобилей, в автохозяйстве выполняется техническое обслуживание и ремонт 200 - 300 ед. машин, составляющих 3 технологически совместимые группы, пробег машин с начала эксплуатации составляет в среднем по парку 50 - 75% от пробега до 1-го капитального ремонта, машины эксплуатируются в районе с умеренным климатом, автохозяйства полностью оснащены средствами механизации согласно табелю технологического оборудования для автохозяйств МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и гаражей военных баз и складов ОУМТиВС МВД СССР.
Указанные нормативы корректируются в зависимости от конкретных условий эксплуатации машин соответствующими коэффициентами (Приложения 11 - 16).
5.3.5. ТО-1 включает работы, выполняемые при ежедневном обслуживании, общие контрольно-диагностические работы по определению технического состояния узлов и деталей, влияющих на безопасность движения машины (общая диагностика, комплекс Д-1 по ГОСТу 25478-82, крепежные, смазочные, регулировочные и другие работы).
5.3.6. ТО-2 включает работы, выполняемые при ТО-1, полный объем контрольно-диагностических работ по определению технического состояния составных частей машины, ее систем и специального оборудования, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и другие работы.
5.3.7. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке машин, работающих в районах холодного, очень холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата (Приложение 8).
5.3.8. Для автомобилей и мотоциклов устанавливаются объемы работ по каждому виду технического обслуживания на основе разработанных технологий регламентных работ ТО-1 и ТО-2.
Для остальных машин объемы технического обслуживания разрабатываются технической службой автохозяйства на основании инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации машин данной модели.
Обслуживание установленного на машинах специального оборудования производится, как правило, одновременно с техническим обслуживанием машин.
5.3.9. Запрещается сокращать объем регламентных работ технического обслуживания.
5.3.10. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий и капитальный.
5.3.11. Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния машин с восстановлением или заменой их отдельных агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.
5.3.12. Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге не меньшем, чем до очередного ТО-2.
5.3.13. Текущий ремонт машин может включать контрольно-диагностические, разборочно-моечные, слесарные, сварочные и другие работы.
Текущий ремонт составных частей машин может включать диагностические, разборочно-сборочные, слесарные, сварочные и другие работы с заменой при необходимости отдельных деталей.
5.3.14. В зависимости от фактической периодичности и трудоемкости часть операций текущего ремонта может быть регламентирована (предупредительный ремонт). Такие операции могут выполняться раздельно от технического обслуживания и совместно с ним (сопутствующий текущий ремонт).
Совместно с техническим обслуживанием выполняются технологически связанные с ним часто повторяющиеся операции сопутствующего текущего ремонта малой трудоемкости (при ТО-1 до 5 - 7 чел.-мин., при ТО-2 до 20 - 30 чел.-мин.).
Суммарная трудоемкость операций сопутствующего ремонта не должна превышать 20% от соответствующего вида технического обслуживания.
5.3.15. Для повышения объективности оценки технического состояния транспортных средств, проходящих техническое обслуживание и ремонт, а также для информационного обеспечения подготовки производства в автохозяйствах проводится диагностирование Д-1 и Д-2.
При диагностировании Д-1, выполняемом перед и при ТО-1, определяется техническое состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения и пригодность автомобиля к эксплуатации.
При диагностировании Д-2, выполняемом перед ТО-2, определяется техническое состояние агрегатов, узлов, систем автомобиля, уточняются объемы технического обслуживания и потребность в ремонте.
5.3.16. Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей производится в плановом порядке в основном в специализированных ремонтных предприятиях МВД СССР, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
5.3.17. В течение амортизационного срока службы капитальный ремонт полнокомплектного автомобиля (мотоцикла) производится, как правило, один раз, за исключением капитального ремонта агрегатов, до и после капитального ремонта автомобиля (мотоцикла).
5.4. Планирование производственной деятельности авторемонтной мастерской автохозяйства, пункта технического обслуживания при гараже органа.
5.4.1. Производственная деятельность авторемонтной мастерской автохозяйства осуществляется в соответствии с производственной программой и сметой на ее содержание за счет специальных (внебюджетных) средств.
5.4.2. Проект сметы на содержание авторемонтной мастерской разрабатывается технической службой автохозяйства исходя из потребностей автохозяйства, с учетом наличия производственных площадей, оборудования и технологической оснастки в авторемонтной мастерской и гаражах горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции и вневедомственной охраны, а также укомплектования штатной численности основных рабочих.
К проекту сметы на содержание авторемонтной мастерской прилагаются:
- расчет производственной программы;
- расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств.
Проект сметы на содержание авторемонтной мастерской автохозяйства одновременно с проектом сметы на содержание внебюджетных колонн автохозяйства рассматривается автотранспортным отделом (отделением), которому автохозяйство подчиняется в оперативном отношении, согласовывается с финансово-плановым управлением (отделом) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и представляется на утверждение руководству МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
При планировании доходов и расходов авторемонтной мастерской должны быть предусмотрены:
- рентабельная работа авторемонтной мастерской;
- предоставление платных услуг населению.
5.4.3. На основании утвержденной сметы на содержание авторемонтной мастерской технической службой автохозяйства утверждаются годовые производственно-финансовые планы пунктов технического обслуживания (ПТО), гаражей горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции и квартальные графики выездов подвижной мастерской технического обслуживания в указанные органы.
Производственно-финансовый план ПТО органа внутренних дел, транспортные средства которого являются штатными транспортными средствами автохозяйства, устанавливает основные показатели работы пункта на планируемый год и является составной частью сметы на содержание авторемонтной мастерской автохозяйства.
В производственно-финансовом плане указываются производственная программа ПТО, финансовый план, штатная численность рабочих пункта и плановый КТГ парка автомобилей и мотоциклов горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции.
Производственная программа ПТО устанавливается на основании годового плана эксплуатации транспортных средств.
Финансовый план устанавливает сумму плановых расходов на выполнение производственной программы. Плановые расходы определяются на основе действующих норм затрат с учетом фактически сложившихся расходов за прошедший год и распределения транспортных средств по источникам содержания.
Порядок финансирования ПТО и расчета за выполненные работы устанавливается финансово-плановым управлением (отделом) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по согласованию с автотранспортным отделом (отделением) ХОЗУ (ХОЗО).
Штатная численность рабочих устанавливается за счет численности авторемонтной мастерской на основе производственной программы ПТО по общей трудоемкости работ, включая вспомогательные работы (уборка помещений, уход за оборудованием, складские операции, оформление предусмотренной документации).
Плановый КТГ парка автомобилей и мотоциклов органа внутренних дел устанавливается в соответствии с п. 1.20 настоящего Наставления.
Производственно-финансовый план утверждается начальником автохозяйства и высылается в горрайлинорганы внутренних дел, подразделения милиции.
5.4.4. График выездов подвижной мастерской технического обслуживания в горрайлинорганы внутренних дел, подразделения милиции составляется раз в квартал на основе годового плана эксплуатации (использования), технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств автохозяйства и утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Выписки из графика высылаются в органы внутренних дел.
В графике указываются маршруты следования, дата выезда и возвращения, количество дней пребывания в каждом органе или подразделении, состав рабочей бригады.
Перед выездом подвижной мастерской технического обслуживания уточняются характер предстоящих работ по текущему ремонту транспортных средств органа или подразделения и потребность в имуществе.
5.5. Организация технического обслуживания и ремонта машин.
5.5.1. Основой организации обеспечения работоспособности машин в эксплуатации является применение:
- нормативов технического обслуживания и ремонта;
- специализации и концентрации производства технического обслуживания и ремонта, его подготовка и материально-техническое обеспечение;
- инструментальных методов контроля (диагностирования) технического состояния транспортных средств при техническом обслуживании и ремонте, а также оценке качества выполнения работ;
- принципов моральной и материальной заинтересованности и персональной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения технического обслуживания и техническое состояние машин;
- производственно-технического учета;
- анализа, оценки и планирования показателей обеспечения оперативно-технической готовности машин.
5.5.2. Развитие производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта машин в обслуживаемом регионе осуществляется путем создания автохозяйством пунктов технического обслуживания при гаражах горрайлинорганов внутренних дел, подразделений милиции.
Производственно-техническая база автохозяйства должна развиваться комплексно по всем ее элементам (зданиям, сооружениям, оборудованию) в соответствии с принятыми в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ формами организации технического обслуживания и ремонта.
5.5.3. В центральном гараже автохозяйства контроль и приемка машин осуществляются на контрольно-техническом пункте при возвращении с линии после смены. При этом производится проверка комплектности и внешнего состояния, фиксируются отказы и неисправности, составляется, при необходимости, акт о повреждении, оформляется и передается в авторемонтную мастерскую информация, необходимая для выполнения работ текущего ремонта.
5.5.4. Газобаллонные автомобили после прохождения контрольно-технического пункта направляются на пост, расположенный на открытой площадке, для проверки герметичности газовой аппаратуры. Проверке на герметичность подвергаются все соединения трубопроводов высокого давления, горловины газовых баллонов, расходные и магистральные вентили.
5.5.5. ЕО выполняется на постах ежедневного обслуживания, как правило, водителями (в центральном гараже автохозяйства моечные работы выполняются мойщиками авторемонтной мастерской).
Конкретный порядок выполнения ЕО регламентируется внутренним распорядком центрального гаража.
Кузова (салоны) пассажирских автобусов, санитарных автомобилей, специализированных автомобилей для перевозки пищевых продуктов, автозаков, автомобилей для медвытрезвителей кроме мойки проходят в установленном порядке санитарную обработку.
Газобаллонные автомобили после проверки герметичности газовой аппаратуры и мойки могут быть направлены в изолированное помещение для выполнения технического обслуживания или текущего ремонта газовой системы питания.
5.5.6. Техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств выполняются:
- в авторемонтной мастерской автохозяйства - ТО-1, ТО-2, СО и текущий ремонт в полном объеме;
- на ПТО гаражей органов внутренних дел - ТО-1 в полном объеме, ТО-2, СО в полном объеме при наличии постов, оборудованных осмотровыми канавами или подъемниками и оснащенных специальным оборудованием, и текущий ремонт без полной разборки агрегатов;
- при выезде подвижной мастерской технического обслуживания - ТО-1, ТО-2, СО в полном объеме, а также текущий ремонт (без разборки агрегатов);
- на станциях технического обслуживания, предприятиях других министерств и ведомств (за плату по действующим на этих предприятиях тарифам и расценкам) - ТО-1, ТО-2, СО и текущий ремонт, при невозможности выполнить эти работы силами и средствами автохозяйства.
В авторемонтной мастерской автохозяйства может выполняться ремонт отдельных узлов и агрегатов (в том числе двигателей) транспортных средств периферийных органов внутренних дел.
5.5.7. При выполнении технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств на станциях технического обслуживания, предприятиях других министерств и ведомств отметки о выполненных работах со ссылкой на номера финансовых документов, оформленных станцией технического обслуживания или предприятием, делаются в путевых листах машин.
5.5.8. В соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и текущего ремонта в авторемонтной мастерской автохозяйства организуется работа следующих производственных подразделений (цехов, участков, постов):
- технического обслуживания;
- текущего ремонта транспортных средств;
- ремонта агрегатов.
5.5.9. Подразделения технического обслуживания выполняют ТО-1, ТО-2, СО, предупредительный ремонт и работы по диагностике технического состояния транспортных средств.
Подразделения текущего ремонта выполняют работы по замене неисправных агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей транспортных средств на исправные, а также крепежно-регулировочные работы, подлежащие выполнению непосредственно на машине.
Подразделения по ремонту агрегатов выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту снятых с машин агрегатов, узлов, механизмов, приборов, деталей, а также отдельные работы, которые выполняются непосредственно на машине или вне ее (электротехнические, сварочные, жестяницкие, медницкие, малярные, обойные, столярные и др.).
В авторемонтной мастерской с численностью рабочих менее 30 человек подразделения технического обслуживания и текущего ремонта могут объединяться.
5.5.10. В авторемонтной мастерской автохозяйства, располагающей необходимым контрольно-диагностическим оборудованием и производственными площадями, создается самостоятельный пост (линия) для выполнения контрольно-диагностических работ.
5.5.11. В зависимости от условий ТО-1 и ТО-2 выполняются поточным или тупиковым методом. Поточный метод вводится в автохозяйства при сменном количестве ТО-1 не менее 15 и ТО-2 - не менее 5 единиц однотипных машин при наличии производственных площадей.
5.5.12. Для обеспечения работы производственных подразделений в авторемонтной мастерской автохозяйства создаются промежуточный склад, инструментальная кладовая, участок по обслуживанию и ремонту оборудования и электрохозяйства.
5.5.13. В автохозяйстве создается оборотный фонд агрегатов, узлов, приборов и деталей.
На каждый агрегат оборотного фонда ведется карточка учета оборотного агрегата, отражающая данные об агрегате при поступлении на промежуточный склад, его ремонте и использовании.
5.5.14. Запасы исправных агрегатов, узлов, приборов и деталей на промежуточном складе должны обеспечивать работу производственных подразделений на срок не менее 3 суток.
5.5.15. Совместное хранение (размещение) исправных агрегатов, узлов, приборов, деталей и требующих ремонта или негодных запрещается.
5.5.16. В гараже органа внутренних дел при наличии ПТО техническое обслуживание производится на посту (постах).
ПТО органа внутренних дел, машины которого являются штатными транспортными средствами автохозяйства, считается производственным подразделением авторемонтной мастерской автохозяйства и выполняет часть производственной программы авторемонтной мастерской по техническому обслуживанию и текущему ремонту машин данного органа.
5.5.17. Техническое обслуживание машин проводится в соответствии с графиком технического обслуживания, который составляется:
- технической службой автохозяйства - по транспортным средствам, техническое обслуживание и ремонт которых производятся в центральном гараже автохозяйства и на станциях технического обслуживания;
- начальником гаража органа, младшим инспектором автослужбы или другим лицом, на которое возложены функции контроля по автомобильной службе, - по штатным транспортным средствам органов, техническое обслуживание которых производится на месте.
5.5.18. В органы внутренних дел, машины которых подлежат техническому обслуживанию в авторемонтной мастерской автохозяйства, технической службой до начала планируемого месяца направляются выписки из графика технического обслуживания.
В выписках указываются типы, модели, государственные номерные знаки машин, виды технического обслуживания и время направления машин на обслуживание в авторемонтную мастерскую автохозяйства.
5.5.19. Корректирование графиков технического обслуживания для транспортных средств, проходящих техническое обслуживание в авторемонтной мастерской автохозяйства, производится решением главного инженера автохозяйства:
- в случаях, вызванных оперативной обстановкой;
- если машина выполнила установленный пробег ранее срока, определенного графиком технического обслуживания, или если она к указанному сроку выполнила менее 60% пробега, установленного до очередного технического обслуживания.
5.5.20. Изменение сроков технического обслуживания машин в органах, осуществляемого на месте, производится решением начальника органа внутренних дел в случаях, предусмотренных подпунктом 5.5.19 настоящего Наставления.
5.5.21. На машины, направленные на техническое обслуживание (текущий ремонт) в авторемонтную мастерскую автохозяйства, на пункт технического обслуживания гаража органов внутренних дел, а также на машины, техническое обслуживание и ремонт которых производятся подвижной мастерской технического обслуживания, выписываются заявочные листы, являющиеся документами первичного учета технического обслуживания и ремонта машин.
Заявочный лист выписывают:
- в авторемонтной мастерской автохозяйства - механик КПП, начальник автоколонны;
- в гараже органа - начальник (механик) гаража, младший инспектор автослужбы или другое лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств;
- при выполнении работ подвижной мастерской технического обслуживания - руководитель бригады подвижной мастерской.
5.5.22. В авторемонтной мастерской автохозяйства на ремонт агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей, снятых с машин, а также на изготовление деталей выписывается наряд в двух экземплярах.
Первые экземпляры нарядов после выполнения работ и внесения необходимых записей сдаются в бухгалтерию автохозяйства, вторые экземпляры нарядов на ремонт агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей прилагаются к заявочному листу, выписанному на машину, с которой были сняты указанные агрегаты, узлы, механизмы, приборы и детали для ремонта.
Наряды являются основанием для оприходования на склад отремонтированных агрегатов, узлов, механизмов, приборов, а также изготовленных и отремонтированных деталей.
5.5.23. Для учета работ, выполняемых на машинах, поступивших в авторемонтную мастерскую автохозяйства на техническое обслуживание и текущий ремонт, принятия мер по выполнению работ в установленные сроки начальник авторемонтной мастерской составляет и ведет оперативный план производства технического обслуживания и текущего ремонта машин.
5.5.24. Подвижные мастерские технического обслуживания авторемонтной мастерской автохозяйства направляются в периферийные органы, не имеющие пунктов технического обслуживания.
5.6. Консервация машин.
5.6.1. Под консервацией машин понимается содержание технически исправных, укомплектованных, заправленных и специально подготовленных машин в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность в кратчайший срок.
Подготовка к консервации машин включает комплекс мероприятий по защите от коррозии и иной порчи деталей, механизмов, приборов, агрегатов и машин в целом.
5.6.2. Консервация машин может быть кратковременной (на срок до одного года) и длительной (на срок более одного года).
5.6.3. Консервации подлежат все машины, эксплуатация которых не планируется на срок более трех месяцев, и в особых природно-климатических условиях - на срок более одного месяца.
Перечень районов с особыми природно-климатическими зонами приведен в Приложении 8.
5.6.4. Новые машины и машины, прибывшие из капитального ремонта, могут подвергаться консервации только после их обкатки в соответствии с заводскими инструкциями.
5.6.5. Начальник автохозяйства, начальник органа устанавливают порядок хранения машин на консервации, исключающий возможность разукомплектования или использования без разрешения машин, находящихся на консервации.
6. ОХРАНА ТРУДА, ОХРАНА ПРИРОДЫ, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, РЕМОНТЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ХРАНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Работа по охране труда,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 05.04.1990 n 111 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 1965 Г. n 237  »
Документы СССР »
Читайте также