ПРИКАЗ Минздрава РСФСР от 20.11.1989 n 171 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РСФСР (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ОНКОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ; ПОЛОЖЕНИЕМ О ДЕТСКОМ ОНКОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ, утв. Приказом Минздрава СССР от 25.04.1986 n 590)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 20 ноября 1989 г. N 171
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РСФСР
За последние годы Министерством здравоохранения РСФСР, органами и учреждениями здравоохранения республики проведена определенная работа по организации противораковой борьбы, укреплению материально-технической базы онкологических учреждений, повышению эффективности профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований.
В 1986 - 1989 гг. введено в эксплуатацию онкологических больниц, диспансеров и радиологических корпусов на 2365 коек и 1480 посещений в смену. В XIII пятилетке планируется строительство и реконструкция онкологических диспансеров на 10,2 тыс. коек и ввод в эксплуатацию 8 радиологических корпусов.
Разработка и внедрение в практику здравоохранения научных исследований по диагностике и лечению онкологических заболеваний проводятся в соответствии с генеральной концепцией по проблеме "Злокачественные новообразования" до 2010 г.
Внедрение новых методов диагностики и лечения способствует увеличению контингента больных злокачественными опухолями, завершивших лечение и проживших 5 лет и более.
Вместе с тем сложившееся положение в системе оказания медицинской помощи онкологическим больным, уровень лечебно-профилактических мероприятий по раннему выявлению и лечению онкологических заболеваний, недостатки и упущения в организации этого вида специализированной медицинской помощи не удовлетворяют возрастающие потребности населения.
Продолжается рост заболеваемости злокачественными опухолями с 237,1 в 1985 г. до 263,0 на 100000 населения в 1988 г. (1987 г. - 259,9), в том числе и раком легкого с 40,4 до 45,0, молочной железы с 19,6 до 29 на 100000 населения.
Высокий уровень онкологической заболеваемости является следствием воздействия на организм человека неблагоприятных для здоровья факторов окружающей среды, недостаточным планированием и проведением научных исследовательских разработок по первичной профилактике злокачественных новообразований.
Органы и учреждения здравоохранения медленно перестраивают работу по совершенствованию организации активного выявления злокачественных новообразований, повышению результативности массовых профилактических осмотров, диспансеризации онкологических больных.
Недостаточная преемственность в работе онкологов с терапевтами, педиатрами, акушерами-гинекологами и врачами других специальностей, низкий уровень знаний и внедрения в практику деятельности врачей общей сети современных методик обследования, формирования групп риска, отсутствие системы организации углубленного дообследования больных служат причиной поздней диагностики злокачественных новообразований и стабильно высокой запущенности онкологических больных.
Так, число опухолей, выявленных активно, в течение ряда лет, не превышает 11 процентов от осмотренных, а в городе Ленинграде всего 3,5 процента, Ленинградской области - 4,1 процента, Чечено-Ингушской АССР - 4,5 процента. С ранними стадиями заболеваний выявляются только 36,4 процента больных (1985 г. - 37,2 процента), а в Бурятской АССР, Калужской, Владимирской, Омской областях - от 18,7 до 23,6 процента. Удельный вес больных IV стадией онкологических заболеваний в числе больных с впервые установленным диагнозом составляет 21,5 процента (1985 г. - 20,6 процента). Особенно поздно диагностируются злокачественные опухоли желудка, которые в 37,8 процента случаев выявляются уже в поздней стадии заболевания, легкого - 31 процент, ободочной кишки - 28,5 процента, прямой кишки - 22,6 процента, пищевода - 23,4 процента, придатков матки - 28,1 процента. В то же время почти треть больных с запущенными стадиями заболевания ранее состояли на диспансерном учете.
Недостаточно внедряются в практику комбинированное лечение, дистанционная гамма-терапия, сочетанное лучевое лечение. Объем хирургических вмешательств часто определяется без учета морфологической верификации диагноза и распространенности опухолевого процесса.
Не получают должного развития химиотерапевтические и узкопрофильные онкологические отделения, стационары дневного пребывания больных, кабинеты противоболевой терапии. Не налажены восстановительное и реабилитационное лечение онкологических больных.
В результате несвоевременной диагностики и неэффективного лечения злокачественных новообразований остаются значительными первичный выход на инвалидность - 10,0 на 10000 рабочих и служащих (1985 г. - 9,4), уровень одногодичной летальности - 37,4 процента.
Серьезные недостатки продолжают оставаться в организации и развитии онкологической помощи детскому населению. Лишь в семи административных территориях РСФСР имеются детские онкологические отделения, в шести - только койки в детских хирургических отделениях, в которых не обеспечивается комплексное лечение. Только в одной трети территории РСФСР открыты детские онкологические кабинеты при поликлиниках, половина из которых работает всего два дня в неделю.
Среди детей, больных злокачественными опухолями, в РСФСР умирают в течение первого года после поставленного диагноза 29 процентов, в Астраханской области - 80 процентов, в Белгородской области - 73,1 процента, Вологодской области - 68,2 процента, Новосибирской области - 68 процентов.
Недостаточно и не на современном уровне осуществляется учет онкологических больных, особенно в сельских лечебных учреждениях. Автоматизированная система учета больных злокачественными опухолями функционирует только в 10 административных территориях РСФСР.
Совершенствование лечебно-диагностического процесса, внедрение современных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний в значительной степени сдерживаются слабо развитой материально-технической базой онкологических учреждений, недостаточным оснащением их современными техническими средствами и обеспечением лекарственными препаратами.
Руководители органов здравоохранения продолжают планировать развитие онкологической службы без учета социальных, экологических, демографических факторов и эпидемиологии онкологических заболеваний.
В результате отсутствия с их стороны должного контроля не осваиваются средства, выделяемые на сооружение онкологических объектов. Так, из 12,94 млн. рублей капитальных вложений, предусмотренных на строительство онкологических больниц, диспансеров, радиологических корпусов в 1989 г., за 8 месяцев текущего года освоено только 6,25 млн. рублей, или 48 процентов. До настоящего времени не приступили к строительству онкодиспансера на 120 коек в г. Якутске, лечебного корпуса на 240 коек онкодиспансера в г. Перми, поликлиники онкодиспансера на 250 посещений в смену в г. Орле.
Около 60 процентов онкологических диспансеров расположены в зданиях, не отвечающих современным требованиям организации лечебно-диагностического процесса и размещения оборудования и аппаратуры.
Более 26 процентов онкологических коек размещены в общесоматических отделениях, где отсутствие специальной аппаратуры и недостаточная квалификация врачей по вопросам лечения злокачественных новообразований не позволяют достичь современного уровня оказания медицинской помощи онкологическим больным. Вместе с тем руководители органов здравоохранения, главные онкологи не используют возможность концентрации материальных и кадровых ресурсов сельских лечебных учреждений путем создания межрайонных специализированных отделений.
Остается неудовлетворительным техническое обеспечение онкологической службы. В Якутской АССР, Калининградской и ряде других областей из-за отсутствия современных радиологических корпусов имеется лишь по 1 дистанционному гамма-терапевтическому аппарату. Почти половина онкологических диспансеров из-за недостаточных площадей не имеет аппарата типа "Агат-В". Плохо оснащены диспансеры дистанционными гамма-терапевтическими аппаратами, дозиметрической, топометрической, ультразвуковой, эндоскопической аппаратурой.
Снабжение онкологических учреждений противоопухолевыми лекарственными препаратами неудовлетворительно. Потребность в таких высокоэффективных препаратах, как зитозониум, удовлетворяется на 80 процентов, винбластин - на 78 процентов, блеомицин - на 45 процентов. В онкологической сети отсутствуют нитрозометилмочевина, биокарбозин и т.п.
Существенного улучшения требует первичная и постдипломная подготовка как онкологов, так и терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов, хирургов, рентгенологов, врачей других специальностей по вопросам диагностики и лечения новообразований.
Создание в 1987 г. Проблемного научного центра по онкологии (головное учреждение - Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена) пока не способствовало увеличению числа и эффективности научных исследований по организации противораковой борьбы, целевому прогнозированию онкологических заболеваний, стабильно низким остается удельный вес фундаментальных разработок.
Не разработана система проведения противораковой пропаганды и санитарно-просветительной работы среди населения с использованием средств массовой информации.
В условиям перехода на новый хозяйственный механизм главные онкологи органов здравоохранения недостаточно используют современные организационные формы онкологической службы, такие как хозрасчетные диагностические подразделения, бригадные формы организации и оплаты труда, этапность оказания онкологической помощи населению и т.п.
Во исполнение Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.11.87 N 1318 "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" и от 20.06.88 N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укрепления материально-технической базы здравоохранения" приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений и управлений здравоохранения:
1.1. До 01.04.90 разработать и утвердить на коллегии Минздравов АССР, край(обл)здравотделов, главных управлений и управлений здравоохранения территориальные комплексные целевые программы профилактики злокачественных новообразований, развития и совершенствования онкологической помощи населению автономной республики, края, области, города, обеспечивающие полное удовлетворение к 2010 г. потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи онкологическим больным, предусмотрев в них мероприятия по первичной профилактике злокачественных новообразований, повышению эффективности медицинских профилактических осмотров, раннего выявления онкологических заболеваний и снижения смертности от них, противораковой пропаганды населения.
1.2. Повысить уровень и качество медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями, в этих целях:
1.2.1. Обязать руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений, главных онкологов повысить качество выявления онкологических больных путем внедрения современных методов формирования групп риска, в т.ч. анкетный и автоматизированный сбор анамнеза, рациональной организации работы смотровых кабинетов, широкого использования маммографов, проведения эндоскопических исследований.
1.2.2. Проводить дообследование выявленных контингентов, лиц с подозрением на наличие злокачественных опухолей только в онкологических диспансерах или диагностических центрах.
1.2.3. Внедрить территориальные автоматизированные системы обработки информации по онкологии, позволяющие повысить качество учета диспансеризации онкологических больных и отчетности.
1.2.4. Завершить в 1990 - 1992 гг. организацию:
- кабинетов для проведения амбулаторной химиотерапии во всех онкологических диспансерах;
- амбулаторных кабинетов противоболевой терапии в соответствии с потребностью и обеспечить их работу согласно Положению, утвержденному решением коллегии Минздрава СССР от 08.02.89, протокол N 3-1;
- амбулаторных кабинетов восстановительного лечения больных злокачественными новообразованиями в онкологических диспансерах в соответствии с потребностью в данном регионе;
- стационаров дневного пребывания онкологического больного для амбулаторного проведения инвазивных методов исследования, хирургического, лучевого и химиотерапевтического лечения больных злокачественными новообразованиями;
- отделений анестезиологии и интенсивной терапии в онкологических диспансерах, проводящих полостные оперативные вмешательства;
- цитогистологических исследований операционного (биопсийного) материала непосредственно в помещении диспансера квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы по онкоморфологии.
1.2.5. Ввести в штатное расписание центральных районных больниц должности врачей-онкологов независимо от численности обслуживаемого населения.
1.2.6. Производство онкологическим больным инъекций на дому по назначению врачей проводить в часы работы поликлиник бригадами медицинских сестер, в вечернее и ночное время - пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому, создаваемыми в поликлиниках в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 20.05.88 N 404 "О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению".
1.2.7. Организовать развитие отделений (палат) в больничных учреждениях для онкологических больных, нуждающихся в постоянном медицинском уходе.
1.2.8. При оценке работы лечебно-профилактических учреждений учитывать показатели, характеризующие состояние онкологической помощи населению: удельный вес активно выявленных онкологических больных с ранней стадией заболевания, показатель одногодичной летальности, первичный выход на инвалидность, удельный вес больных, получивших специальное лечение в числе первично зарегистрированных.
При оценке работы врача-онколога руководствоваться показателями его деятельности, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 15.07.88 N 565 "О введении в действие временных (на 1988 - 1990 гг.) показателей для оценки состояния охраны здоровья населения, деятельности учреждений здравоохранения, специалистов, работающих в них".
1.3. До 01.04.90 утвердить конкретные планы этапного, с учетом местных условий, развития детской онкологической помощи, предусмотрев в них:
1.3.1. Организацию в каждом республиканском, краевом, областном центре на базе одной из детских поликлиник или онкологического диспансера детского онкологического кабинета в соответствии с Положением о детском онкологическом кабинете, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 25.04.86 N 590 (Приложение 3).
Возложить на детские онкологические кабинеты организационно-методическую функцию по развитию детской онкологической службы.
1.3.2. Создание республиканских (АССР), краевых, областных детских онкологических отделений в соответствии с потребностью, руководствуясь Положением

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 18.11.1989 n 1008 ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ОПЛАТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНОЙ ВВОЗИМЫХ В СССР ПРЕДМЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ  »
Документы СССР »
Читайте также