САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (утв. Минздравом СССР 01.09.1989 n 5059-89)


Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
В.Н.КОВАЛЕНКО
1 сентября 1989 г. N 5059-89
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют санитарно-гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации авиационно-технических баз (АТБ) эксплуатационных предприятий гражданской авиации СССР.
1.2. Санитарные правила для АТБ разработаны в развитие Санитарных норм проектирования промышленных предприятий с учетом требований Строительных норм и правил, Государственных стандартов, ведомственных норм технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах и других отраслевых нормативных документов, согласованных Минздравом СССР.
1.3. Нормативные документы в части регламентации санитарно-гигиенических требований для АТБ должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами.
1.4. Ввод в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых <*> АТБ должен осуществляться при обязательном участии представителей органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
------------------------------------
<*> Под реконструкцией здесь и далее подразумевается также расширение, модернизация, техническое перевооружение и поддержание мощностей.
1.5. Применение новой технологии, новых типов машин, механизмов и оборудования, а также новых материалов и веществ в АТБ должно быть согласовано с органами санитарно-эпидемиологической службы.
1.6. На каждой АТБ должен быть паспорт санитарно-технологического состояния.
1.7. Авиационно-технические базы эксплуатационных предприятий гражданской авиации предназначены для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту, доработкам конструкции воздушных судов, ремонту технологического оборудования и оснастки, работ по сбору и расшифровке полетной информации и подразделяются на группы в зависимости от численности занятых в них работников и объема выполняемых работ по техническому обслуживанию воздушных судов.
1.8. В состав авиационно-технических баз, в зависимости от группы, входят:
цех периодического технического обслуживания воздушных судов;
цех оперативного технического обслуживания воздушных судов;
цех (участок) лабораторной проверки и текущего ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО);
цех текущего ремонта авиационной техники;
цех (участок) главного механика;
цех подготовки производства;
цех обслуживания бытового оборудования;
подразделение эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации (ПЭССОПИ) или участок обработки и анализа полетной информации (УОАПИ);
участок (лаборатория) диагностики технического состояния авиатехники;
участок парашютных и аварийно-спасательных средств.
1.9. Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации вступают в силу с 1 января 1990 г. и вводятся в действие для всех проектных организаций до 31 декабря 1991 г., а для всех эксплуатационных предприятий гражданской авиации - до 31 декабря 1995 г.
2. Требования к размещению зданий, сооружений
и содержанию территории АТБ
2.1. Территория АТБ в части благоустройства, размещения и содержания зданий и сооружений производственного и санитарно-бытового назначения, размеров санитарно-защитных зон, организации складского хозяйства и транспортных операций должна соответствовать требованиям СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП "Аэродромы", Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
2.2. При выборе участка расположения АТБ на территории эксплуатационного предприятия следует предусматривать:
соблюдение требований к ограничению шумового воздействия от воздушных судов и другой авиационной техники на селитебные территории;
размещение зданий и сооружений АТБ от источников электромагнитных излучений (радиолокационных станций) на расстоянии, определенном в соответствии с "Методическими указаниями по определению уровней электромагнитного поля и гигиеническими требованиями к размещению ОВЧ-, УВЧ- и СВЧ-радиотехнических средств гражданской авиации";
возможность снабжения доброкачественной водой в требуемом количестве;
возможность сбора, отведения и очистки сточных вод;
размещение площадок специального назначения для доводочных работ и опробования авиадвигателей, для мойки и удаления обледенения воздушных судов, для хранения и ремонта средств механизации технического обслуживания воздушных судов, для спецавтотранспорта АТБ;
площадок временного хранения спецжидкостей, отходов и цветных металлов, порожней тары из-под спецжидкостей.
2.3. На территории АТБ размещаются:
производственное здание;
ангар (ангарная секция) для технического обслуживания воздушных судов;
здание цеха (отдела, участка) главного механика;
здание цеха (участка, лаборатории) лабораторной проверки и ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования; подразделения эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации или участка обработки и анализа полетной информации; участка (лаборатории) диагностики технического состояния авиатехники (допускается данные помещения размещать в основном производственном здании при соблюдении требований, изложенных в настоящих Правилах);
предангарная площадка;
площадки специального назначения для доводочных работ и опробования авиадвигателей воздушных судов, для мойки и удаления обледенения воздушных судов, для хранения и ремонта средств механизации технического обслуживания воздушных судов, для спецавтотранспорта АТБ;
здание для текущего обслуживания и ремонта авиахимаппаратуры и площадки специального назначения для дегазации и мойки воздушных судов и авиахимаппаратуры (только для АТБ, обслуживающих воздушные суда, занятые на авиационно-химических работах);
площадки временного хранения спецжидкостей, отходов и цветных металлов, порожней тары из-под спецжидкостей.
2.4. При проектировании АТБ следует учитывать требования по защите от электромагнитных излучений (СВЧ-излучений) и предусматривать:
расположение зданий и сооружений торцовыми сторонами к антеннам радиолокационных станций;
увеличивать этажность зданий и сооружений только по мере удаления их от источников электромагнитных излучений.
2.5. Площадки специального назначения для доводочных работ и опробования авиадвигателей воздушных судов следует располагать с торцовых сторон зданий и сооружений на расстоянии не менее 300 метров.
2.6. Площадки специального назначения для дегазации и мойки воздушных судов и авиахимаппаратуры следует располагать на расстоянии не менее 200 м от зданий и сооружений АТБ и на расстоянии не менее 300 м от административных и общественных зданий аэропорта с подветренной стороны.
2.7. Места хранения спецжидкостей следует располагать на расстоянии не менее 300 м от производственных, административных и общественных зданий аэропорта.
2.8. Площадки временного хранения отходов, цветных металлов, порожней тары из-под спецжидкостей следует располагать на расстоянии не менее 50 м от зданий и сооружений АТБ и на расстоянии не менее 200 м от административных и общественных зданий аэропорта.
2.9. На территории АТБ запрещается устраивать склады горюче-смазочных материалов и хранилища с выделением вредных газов, организовывать производства и создавать склады материалов, загрязняющих территорию или создающих антисанитарные условия.
2.10. При проектировании и строительстве зданий и сооружений АТБ у их наружных стен с подветренной стороны следует размещать помещения агрегатных и зарядки аккумуляторов, мойки и очистки фильтров, мойки барабанов колес, орехоструйной и пескоструйной очистки деталей и агрегатов авиатехники, ремонта чехлов и другого инвентаря из стеклоткани, армирования щеток электромеханизмов, сварочных и малярных работ.
2.11. При проектировании АТБ, расположенных в северных строительно-климатических зонах, следует применять максимально возможную блокировку с устройством крытых переходов и галерей ангара (ангарной секции), производственного здания, здания цеха (отдела, участка) главного механика, санитарно-бытовых помещений, а также ограничивать длину стен зданий с наветренной стороны (по зимней розе ветров) и не предусматривать в них окон, дверей и ворот.
2.12. Территорию АТБ, в целях защиты от шума и пыли, следует максимально озеленять, при этом зеленые насаждения должны быть рассчитаны не только на летний, но и на зимний период, для чего кроме лиственных деревьев следует предусматривать и хвойные.
2.13. Трассировку и прокладку трубопроводов наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения наземным и надземным способами следует проводить с учетом возможности обеспечения уборки территории АТБ и подъездных путей механизированным способом.
2.14. Уборку территории АТБ надлежит проводить в соответствии с требованиями "Наставления по аэродромной службе в гражданской авиации".
3. Требования к производственным зданиям, помещениям
и сооружениям АТБ
3.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений АТБ должны соответствовать требованиям СНиП "Производственные здания", СНиП "Сооружения промышленных предприятий", Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий и Ведомственным нормам технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах.
3.2. При проектировании производственного здания, блокированного с ангаром (ангарной секцией), помещения агрегатных, зарядки аккумуляторов, мойки и очистки фильтров, мойки барабанов колес, орехоструйной и пескоструйной очистки деталей и агрегатов авиатехники, ремонта изделий из стеклоткани, армирования щеток электромеханизмов, сварочных и малярных работ следует размещать у наружных стен с обеспечением поступления наружного воздуха для естественной приточной вентиляции.
3.3. Для исключения образования многокомпонентных смесей вредных химических веществ и пыли и свободного их распространения по всем производственным помещениям, в изолированных помещениях должны размещаться следующие участки: ПЭССОПИ (УОАПИ), зарядки аккумуляторов, мойки и очистки фильтров и барабанов колес, орехоструйной и пескоструйной очистки деталей и агрегатов авиатехники, ремонта изделий из стеклоткани, армирования щеток электромеханизмов, сварочных и малярных работ, спектрального анализа горюче-смазочных материалов, проверки расходомеров топлива, зарядки самолетных огнетушителей, печатно-множительных.
3.4. Механические, слесарно-клепальные и другие участки, работа и технологическое оборудование которых сопровождается повышенными уровнями шума, следует размещать в изолированных помещениях, стеновые ограждения которых должны быть облицованы звукоизолирующими материалами.
3.5. Ультразвуковые генераторы и преобразователи должны устанавливаться в изолированных помещениях, иметь дистанционное наружное управление и блокировку, обеспечивающую отключение генераторов и преобразователей при открывании дверей в помещение. Допускается размещение ультразвуковых генераторов и преобразователей в общем помещении при отделении их перегородками, соответствующими высоте помещения, изготовленными из звукопоглощающих материалов. При высоте помещения более 3 м ультразвуковое оборудование следует размещать в кабинах (боксах) или ограждать экранами (кожухами). Звукоизолирующие ограждения должны быть изолированы от пола резиновыми прокладками и изготовлены из неметаллических материалов, дюралюминия или стальной стали, с облицовкой звукопоглощающими материалами типа рубероида (марка ВБ-420), технической резины, пластмассы "Агат" или "Антивибрит".
3.6. Компрессорные станции и установки следует размещать в отдельных зданиях или сооружениях. Допускается размещать их на первом этаже производственных зданий АТБ при наличии звукоизолирующих стеновых ограждений и потолка.
3.7. Помещения ремонта и проверки радиооборудования, являющегося источником электромагнитных излучений, следует размещать не ниже 2-го этажа или в отдельном здании или сооружении. В экранированных помещениях должны предусматриваться меры по компенсации недостатка естественного света, ультрафиолетового облучения, изменений газового и аэроионного состава воздуха в соответствии с требованиями соответствующих разделов настоящих Правил и других нормативных документов.
3.8. Для ослабления отраженного излучения и исключения прохождения электромагнитной энергии через строительные конструкции в соседние помещения стены помещений ремонта и проверки радиооборудования, являющегося источником электромагнитных излучений, должны покрываться поглощающими материалами. В случаях одностороннего направленного излучения допускается применение поглощающих покрытий только соответствующих участков стен, пола и потолка.
3.9. Для защиты от СВЧ-излучений на окнах зданий и сооружений АТБ, обращенных к антеннам радиолокационных станций, должны устанавливаться металлические решетки или радиозащитные стекла.
3.10. В ангарах (ангарных секциях) следует предусматривать естественное освещение. Площадь световых проемов должна составлять не менее 25% от площади ангара, при этом световые проемы следует располагать в верхней части стен.
3.11. Ангарные ворота должны иметь механизированное открытие (закрытие) с возможным применением ручного привода. Верхняя часть ворот должна быть остекленной.
3.12. В северных строительно-климатических зонах входы в производственные здания и сооружения АТБ должны быть с двойными тамбурами при глубине каждого отделения тамбура не менее 1,2 метра.
3.13. В помещениях эксплуатации установок типа "Луч-74" или "Луч-84" ПЭССОПИ (УОАПИ) следует облицовывать стены звукопоглощающими материалами типа гипсовых перфорированных плит или плит "Акмигран" с последующей шпаклевкой на основе поливинилацетатной эмульсии (ПВА) и окраской эмалевыми красками.
3.14. Во всех помещениях ПЭССОПИ (УОАПИ), где проводятся работы с электрохимической бумагой (ЭХБ, ЭХБ-И), следует:
стены, двери, оконные и дверные рамы, подоконники покрывать эмалевыми красками с предварительным нанесением шпаклевки, разведенной поливинилацетатной эмульсией;
полы должны быть покрыты керамической плиткой, линолеумом или другими легкомоющимися материалами. Использование деревянных полов (доски, паркет) без верхнего защитного покрытия не допускается.
3.15. Полы помещений ангаров (ангарных секций) должны быть с гладкой и ровной поверхностью для удобной и легкой очистки от грязи, пролитых спецжидкостей и горюче-смазочных материалов.
3.16. У входов в производственные здания и сооружения АТБ необходимо предусматривать металлические решетки и приспособления для очистки обуви, при этом их необходимо оборудовать опорными перилами или поручнями.
4. Требования к производственным процессам и оборудованию
4.1. Производственные процессы и оборудование в АТБ должны соответствовать "Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиеническим требованиям к производственному оборудованию", санитарным правилам и стандартам безопасности труда на отдельные виды производственных процессов и оборудования, а также требованиям настоящих Правил.
4.2. Организация технологических процессов и эксплуатация оборудования должны быть направлены на исключение или снижение воздействия на организм работающих вредных производственных факторов, представленных в Приложении 1. Изменения технологических процессов и модернизация оборудования не должны ухудшать состояния производственной среды.
4.3. Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБ(А) для производственных операций на рабочих местах в производственных помещениях и на территории АТБ следует принимать по Приложению 2, разработанному в соответствии с действующими "Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах".
4.4. В механических участках оборудование, генерирующее шум выше предельно допустимых уровней, следует группировать и устанавливать в отдельной части помещения, отделенной от общего помещения участка звукоизолирующими и экранирующими перегородками.
4.5. В цехе лабораторной проверки и ремонта АиРЭО оборудование (типа ПО, ПТ, ПТС и т.п.), генерирующее при работе высокочастотный шум и ультразвук выше предельно допустимых уровней, следует размещать в звукоизолирующие кожухи.
4.6. Ванны ультразвуковой очистки фильтров, деталей и агрегатов авиатехники должны быть оборудованы устройствами автоматического отключения ультразвуковых генераторов и преобразователей при открывании крышек ванн.
4.7. Пульты и органы управления ультразвуковых генераторов и преобразователей, имеющих звукоизолирующие кожухи, разрешается не укрывать звукопоглощающими материалами для обеспечения к ним свободного доступа.
4.8. Уровни звукового давления на рабочих местах обслуживания ультразвуковых установок должны соответствовать требованиям ГОСТ ССБТ "Ультразвук. Общие требования безопасности".
4.9. Компрессоры, насосы, кузнечные молоты, прессы и другое оборудование, передающее вибрацию на рабочие места, следует устанавливать на отдельных фундаментах или поддерживающих конструкциях с виброизоляцией рабочих мест (виброгасящие настилы, коврики и др.).
4.10. Допустимые уровни технологической вибрации рабочих мест следует принимать согласно "Санитарным нормам вибрации рабочих мест".
4.11. Оборудование, являющееся источником выделений в воздух вредных химических веществ и влаговыделений (баки, ванны и т.п.), должно иметь закрытый слив.
4.12. Приготовление (дозировку и перемешивание компонентов) в помещениях рабочих растворов красителей и спецжидкостей, эпоксидных смол и клеев, герметиков и других веществ, выделяющих вредные или неприятно пахнущие вещества, следует производить только в вытяжных шкафах или под вытяжными зонтами.
4.13. Рабочие столы (верстаки) для раскроя стеклоткани или для ремонта изделий из стекломатериалов должны быть оборудованы бортовыми сборниками для обрезков и отходов стекломатериалов, иметь гладкую прочную поверхность, легко очищаемую от стеклопыли. Уборка столов должна производиться влажным способом с предварительной очисткой при помощи пневмоотсосов. Сухая уборка не допускается.
4.14. Использованную ветошь и загрязненные обтирочные материалы следует собирать и складывать в металлические ящики с крышками и по окончании рабочей смены удалять с рабочих мест в специально отведенные места.
4.15. Нормы напряженности электрической и магнитной составляющих полей, плотности потока энергии, энергетической нагрузки следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ ССБТ "Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля".
4.16. В цехах (участках, лабораториях) ремонта и проверки АиРЭО следует применять волноводные ответвители, ослабители и поглотители мощности, имитаторы цели и другие устройства, снижающие электромагнитные поля радиочастот до предельно допустимых величин.
4.17. При проверке радиолокационных устройств (типа "Гроза", ДИСС и др.), излучающих СВЧ, антенные устройства следует ограждать от рабочих мест экранами из металлических решеток (сеток) или экранами из других материалов с поглощающими покрытиями.
4.18. При выполнении работ с устройствами (типа РИО), являющимися источниками ионизирующего излучения, следует обеспечивать требования "Норм радиационной безопасности" и "Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений".
4.19. В ангарах, цехах и участках АТБ должны быть предусмотрены подъемные механизмы для транспортировки и подъема (спуска) агрегатов и деталей силовых установок массой более 20 кг.
5. Требования к основным рабочим местам
5.1. Антропометрические и физиологические характеристики рабочих мест в АТБ, требования к размещению органов управления и средствам отображения информации должны соответствовать требованиям ГОСТ "Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования" и ГОСТ "Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования".
5.2. Конструкция рабочих мест, их оборудование и оснащение должны обеспечивать возможность выполнения работ в пределах соответствующих зон моторного поля в положении сидя или стоя либо в том и другом положении в зависимости от особенностей трудового процесса, применяемого технологического оборудования и размеров рабочей зоны.
5.3. Рабочее место должно быть максимально защищено от воздействия вредных факторов производственной среды и обеспечивать достаточный обзор рабочих органов оборудования и контролируемой зоны обслуживания.
5.4. Организационная оснащенность, технологическая оснастка и размещение основного и вспомогательного оборудования на рабочем месте должны обеспечивать достаточные по размерам проходы и свободное пространство для выполнения производственных операций и свободного передвижения работающего в зоне обслуживания рабочего места.
5.5. В цехах (участках, лабораториях) ремонта и проверки АиРЭО, в подразделениях эксплуатации и сбора средств объективной информации, на участках обработки и анализа полетной информации, в лабораториях диагностики технического состояния авиатехники, а также в других подразделениях АТБ, где работа выполняется преимущественно сидя, рабочие стулья (кресла) должны быть подъемно-поворотными, обеспечивающими выполнение трудовых операций в рациональной позе.
5.6. Покрытие сиденья, спинки и других элементов рабочего стула (кресла) должно быть полумягким, с нескользкой поверхностью, воздухопроницаемым, легко очищаемым от загрязнений.
Для работающих с горюче-смазочными материалами и спецжидкостями следует предусматривать применение на стульях (креслах) съемных чехлов, которые надлежит регулярно подвергать химической чистке или стирке.
6. Требования к отоплению и вентиляции
6.1. Отопление и вентиляция в помещениях АТБ должны осуществляться в соответствии с требованиями СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
6.2. Вентиляция помещений АТБ должна обеспечивать содержание вредных химических веществ и пыли в воздухе рабочей зоны, не превышающее предельно допустимых концентраций, определенных требованиями ГОСТ ССБТ "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
6.3. Температуру, скорость движения и относительную влажность воздуха в помещениях АТБ следует принимать по нормам, изложенным в Приложении 3, разработанным в соответствии с "Санитарными нормами микроклимата производственных помещений".
6.4. Для отопления и вентиляции помещений АТБ должны предусматриваться системы, приборы и теплоносители, не создающие дополнительных производственных вредностей и неприятных запахов.
6.5. Нагревательные приборы в производственных помещениях с пылевыделением (пескоструйной и орехоструйной очистки деталей, армирования щеток, монтажа колес, столярных и т.п.) надлежит предусматривать с гладкими поверхностями, допускающими легкую очистку.
6.6. Количество выделяющихся в помещении вредных веществ, тепла и влаги следует принимать по данным технологической части проекта, норм технологического проектирования или паспортов принятого в проекте технологического оборудования.
6.7. В производственных помещениях АТБ с объемом на одного работающего менее 20 куб. м следует предусматривать подачу наружного воздуха в количестве не менее 30 куб. м/ч на каждого работающего, а в помещениях с объемом на каждого работающего более 20 куб. м - не менее 20 куб. м/ч.
6.8. В воздухе, поступающем внутрь помещений АТБ через приемные отверстия систем вентиляции и кондиционирования воздуха и через проемы для естественной приточной вентиляции, концентрация вредных веществ не должна превышать 30% предельно допустимой концентрации, определенной ГОСТ ССБТ "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
6.9. Учитывая, что технологические процессы в цехах и участках АТБ связаны с выделением в воздух вредных химических веществ 2-го и 3-го классов опасности, применение рециркуляции воздуха для вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха в помещениях АТБ не допускается.
6.10. Для исключения притока воздуха в помещения без выделения вредных веществ и пыли из соседних помещений с выделениями вредных веществ и пыли (аккумуляторные; очистки и мойки деталей и фильтров; малярных, сварочных и столярных работ; приготовления растворов спецжидкостей, эпоксидных клеев и герметиков; армирования щеток; обработки и расшифровки полетной информации с использованием электрохимической бумаги; зарядки бортовых огнетушителей; проверки и ремонта расходомеров и приборов контроля работы авиадвигателей; спектрального анализа горюче-смазочных материалов; пошива и ремонта изделий из стекломатериалов и др.) расчет общеобменной вентиляции надлежит проводить так, чтобы объем удаляемого воздуха из помещений с выделениями вредных веществ и пыли превышал объем подаваемого воздуха на 20%.
6.11. От технологического оборудования, являющегося источником выделения в воздух вредных веществ и пыли (установки типа "Луч", стенды спектрального анализа горюче-смазочных материалов; ванны и баки для химической ультразвуковой очистки деталей и фильтров; сварочные посты; стенды проверки расходомеров и приборов контроля работы авиадвигателей; стенды орехо- и пескоструйной очистки деталей; стенды продувки деталей и приборов сжатым воздухом; печатно-множительные установки; стенды зарядки бортовых огнетушителей; заточные станки; столярные станки и оборудование; шкафы для хранения электрохимической бумаги; камеры и шкафы для сушки изделий после склейки, окраски; вытяжные шкафы всех типов и др.), должна быть предусмотрена местная вытяжная вентиляция.
6.12. Рабочие столы для обработки полетной информации с использованием электрохимической бумаги и столы (верстаки) для работ с изделиями из стекломатериалов необходимо оборудовать местной вытяжной вентиляцией в виде боковых отсосов.
6.13. Системы местной вытяжной вентиляции и местных отсосов, перечисленные в п. п. 6.11 и 6.12, не следует соединять с системами общеобменной вытяжной вентиляции.
6.14. У ангарных ворот АТБ, расположенных во всех климатических зонах, надлежит предусматривать воздушно-тепловые завесы, объем и температуру подаваемого из которых воздуха следует рассчитывать так, чтобы на время открывания ворот температура воздуха в ангаре не снижалась ниже 5 град. C.
6.15. В северных строительно-климатических зонах у ворот и дверей (при отсутствии тамбуров и шлюзов) производственных зданий АТБ надлежит предусматривать воздушно-тепловые завесы, объем и температуру подаваемого из которых воздуха следует рассчитывать так, чтобы на время открывания ворот или дверей температура воздуха в помещениях не снижалась ниже 12 град. C.
6.16. Системы местной вытяжной вентиляции из помещений с выделениями вредных химических веществ и пыли надлежит оборудовать фильтрационными устройствами:
аккумуляторные; химической и ультразвуковой промывки деталей и фильтров; спектрального анализа горюче-смазочных материалов; проверки расходомеров и приборов контроля работы авиадвигателей; приготовления растворов спецжидкостей, эпоксидных клеев и герметиков - фильтрами волокнистыми типа ДК или ФВГ-Т;
столярные; армирования щеток; ремонта изделий из стекломатериалов; орехо- и пескоструйной очистки деталей; заточные станки - циклонами одиночными или групповыми типа ЦН-15;
сварочные - скрубберами центробежными типа СЦВБ или адсорбционными волокнистыми фильтрами типа ФАВ;
малярные; приготовления растворов красок и растворителей; обработки и расшифровки полетной информации с использованием электрохимической бумаги; печатно-множительные установки - гидрофильтрами типа ГФ или термокаталитическими реакторами типа ТКРБ.
Выброс удаляемого из помещений с вредными веществами и пылью вентиляционного воздуха в атмосферу без предварительной очистки не допускается.
7. Требования к освещению
7.1. Естественное и искусственное освещение в производственных помещениях и искусственное освещение на территории АТБ должно осуществляться в соответствии с требованиями СНиП "Естественное и искусственное освещение" и Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
7.2. Для рабочих поверхностей при искусственном освещении в помещениях АТБ в зависимости от производственных процессов нормируются минимальные значения освещенности, которые следует принимать в соответствии с нормами, изложенными в Приложении 4.
7.3. Средняя и горизонтальная освещенность рабочих зон на территории (места стоянок воздушных судов, перрон, площадки специального назначения) должна быть не менее:
на перроне - 20 Лк;
на площадках специального назначения - 10 Лк;
на местах стоянок воздушных судов - 5 Лк.
7.4. Средний уровень горизонтальной освещенности тех зон стоянок воздушных судов, перрона, площадок специального назначения, где не производится обслуживание воздушных судов (участки между стоянками самолетов, вертолетов, служебные подъездные пути и т.п.), должен быть не менее 50% от среднего уровня освещенности, указанного в п. 7.3.
7.5. Для проведения технического обслуживания воздушных судов на перроне, местах стоянки и площадках специального назначения, где по характеру выполняемых работ освещенность от общего освещения недостаточна, необходимо предусматривать местное освещение от передвижных и переносных осветительных устройств.
7.6. Для безопасного передвижения людей и спецтранспорта во время прекращения технологических процессов на перроне, местах стоянок воздушных судов и на площадках специального назначения, а также для продолжения безопасного ведения работы на них при возникновении аварии в сети рабочего освещения следует предусматривать дежурное (аварийное) освещение с минимальной горизонтальной освещенностью 1 Лк.
7.7. Аварийное освещение производственных помещений АТБ следует предусматривать, если отключение рабочего освещения может привести к возникновению взрыва или пожара, при этом освещенность рабочих поверхностей должна составлять 5% нормируемой при системе общего освещения, но не менее 2 Лк.
7.8. Эвакуационное освещение следует предусматривать в проходах, на лестницах и в помещениях, где продолжает работать производственное оборудование, при этом освещенность на полу и на ступенях лестниц должна составлять 0,5 Лк.
7.9. Для обеспечения нормируемых значений освещенности выбор осветительных приборов для общего и местного освещения следует производить в соответствии с СНиП "Естественное и искусственное освещение".
8. Требования к средствам индивидуальной защиты
8.1. Средства индивидуальной защиты должны применяться при проведении таких работ, при которых безопасность труда не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов и средствами коллективной защиты.
К выполнению таких работ без средств индивидуальной защиты, а также со средствами индивидуальной защиты, находящимися в неисправном или антисанитарном состоянии, работники АТБ не допускаются.
8.2. Работники АТБ должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с "Нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим гражданской авиации", а также в соответствии с "Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
8.3. Работники АТБ при получении специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты должны быть проинструктированы о порядке пользования ими, а также ознакомлены с требованиями по уходу за ними.
8.4. Средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам АТБ, должны соответствовать фактическим условиям труда, соответствовать размеру, росту и другим антропометрическим данным работника.
8.5. В АТБ должна быть организована своевременная химчистка, стирка, дегазация и ремонт выданных работникам средств индивидуальной защиты.
8.6. Специальная одежда, загрязненная спецжидкостями, должна предварительно подвергаться обязательной дегазации и обезвреживанию, после чего должна сдаваться в химчистку и стирку отдельно от незагрязненной спецодежды.
8.7. Чистка и дезинфекция дежурных средств индивидуальной защиты должна проводиться работниками самостоятельно после окончания работы или при передаче их другому работнику.
8.8. Ремонт средств индивидуальной защиты должен обеспечивать восстановление их защитных и гигиенических свойств.
8.9. Специальная одежда и специальная обувь должны храниться в отдельных индивидуальных закрывающихся шкафах в гардеробных.
8.10. Для защиты кожи рук от воздействия вредных веществ должны применяться защитные дерматологические средства по нормам расхода за смену в зависимости от вида работы из расчета 5 г на 1 раз.
9. Требования к санитарному контролю условий труда
9.1. Санитарный контроль за условиями труда в АТБ осуществляется санитарно-эпидемиологическими станциями Министерств здравоохранения союзных республик в соответствии с "Положением о Государственном санитарном надзоре в СССР" по методикам, определенным государственными стандартами безопасности труда, санитарными нормами и правилами и другими нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения СССР, а также нормативными документами Министерства гражданской авиации СССР, согласованными с Министерством здравоохранения СССР.
9.2. При проведении санитарного контроля за условиями труда в помещениях и на территории АТБ при различных технологических процессах оценку физических вредных производственных факторов производить в соответствии с Приложением 5, а оценку химических вредных веществ в соответствии с Приложением 6.
10. Требования к санитарно-бытовому обеспечению
10.1. Санитарно-бытовое обеспечение работников АТБ должно осуществляться в соответствии в требованиями СНиП "Административные и бытовые здания" и Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
10.2. Тип гардеробных, число шкафов и их тип, число душевых, сеток и кранов, наличие специальных бытовых помещений и устройств (помещения сушки, химчистки, стирки спецодежды, обогревания или охлаждения работников и т.п.) определяются в соответствии с группами производственных процессов на основании "Перечня профессий и должностей работников АТБ эксплуатационных предприятий гражданской авиации с отнесением их к группам производственных процессов", утвержденного Министерством гражданской авиации СССР и согласованного Министерством здравоохранения СССР.
10.3. Для АТБ 1 группы при проектировании и строительстве следует предусматривать помещения для медико-профилактического обслуживания работников (здравпункт, помещения для отдыха в рабочее время, комнаты психологической разгрузки и др.) и помещения для предприятий общественного питания (столовая, буфет).
10.4. Для АТБ 2 - 5 групп допускается организация медико-профилактического обслуживания и предприятий общественного питания в здравпунктах, столовых и буфетах авиапредприятия.
10.5. Помещения для обогревания (охлаждения) и отдыха в рабочее время для работающих на открытом воздухе следует предусматривать в производственных помещениях АТБ. В случаях, когда основные рабочие места работающих на открытом воздухе удалены от производственных зданий АТБ более чем на 150 м, следует предусматривать помещения для обогревания (охлаждения), отдыха в рабочее время, приема пищи в отдельно стоящих вспомогательных зданиях (сооружениях).
10.6. Помещения для обогревания должны быть оборудованы устройствами для лучистого обогрева, а также устройствами для сушки спецодежды и спецобуви. Помещения для охлаждения должны быть оборудованы бытовыми кондиционерами.
10.7. Помещения для приема пищи должны быть оборудованы умывальниками, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником.
10.8. Работники АТБ должны обеспечиваться питьевой водой, соответствующей требованиям ГОСТ "Вода питьевая".
10.9. В помещениях АТБ следует предусматривать устройства питьевого водоснабжения (установки газированной воды - сатураторы, фонтанчики и т.п.). Для работающих в АТБ, расположенных в южных климатических зонах, следует предусматривать выдачу чая или напитков на чайной основе.
10.10. В помещениях для обогревания (охлаждения), отдыха в рабочее время, приема пищи в отдельно стоящих вспомогательных зданиях (сооружениях) питьевая вода должна доставляться в закрытых сосудах с кранами фонтанчикового типа.
10.11. Температура питьевой воды должна быть не выше 20 град. C и не ниже 8 град. C.
11. Требования к санитарной охране окружающей среды
11.1. Мероприятия по санитарной охране окружающей среды в авиационно-технических базах должны проводиться в соответствии с действующим законодательством об охране атмосферного воздуха, гидросферы и почвы, Государственными стандартами охраны природы, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения СССР и Министерства гражданской авиации СССР.
11.2. Для снижения уровней шума и уменьшения выделения в атмосферу вредных веществ от работающих авиадвигателей следует предусматривать буксировку спецтранспортом воздушных судов на перроне и на местах стоянок, максимально ограничивая самостоятельное руление воздушных судов.
11.3. Запуск и опробование авиадвигателей следует производить только на площадках специального назначения или на местах стоянок, оборудованных струеотклоняющими и шумозаглушающими устройствами.
11.4. Воздушные суда при запуске и опробовании авиадвигателей на площадках специального назначения и на местах стоянок, оборудованных струеотклоняющими и шумозаглушающими устройствами, следует располагать так, чтобы продольная ось воздушного судна была перпендикулярна к производственным зданиям АТБ.
11.5. Наружную мойку воздушных судов следует производить только на площадках специального назначения и местах стоянок, оборудованных устройствами для сбора и удаления отходов (смывов) спецжидкостей.
11.6. Системы местной вытяжной вентиляции, удаляющие вредные вещества и пыль из производственных помещений АТБ, надлежит оборудовать очистными устройствами в соответствии с требованиями п. 6.16 настоящих Правил.
11.7. Проверку и настройку бортовых радиолокационных устройств следует производить только на площадках специального назначения или на местах стоянок при ориентации излучающих антенных устройств на летное поле и установке антенных устройств с положительным углом наклона ("вверх").
11.8. Отвод загрязненных сточных вод из АТБ (бытовых, производственных и поверхностных стоков) следует организовывать в соответствии с Ведомственными нормами технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах.
11.9. На территории АТБ следует предусматривать места сбора твердых производственно-бытовых отходов, исходя из среднесуточной нормы накопления:
для АТБ 1 и 2 групп - 0,2 кг/чел. x ч;
для АТБ 3 - 5 групп - 0,35 кг/чел. x ч.



Приложение 1
Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОЦЕССОВ, ОПЕРАЦИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
ИСТОЧНИКАМИ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Наименование процессов, ¦Вредные производственные факторы¦
¦ операций, оборудования ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦Работа на перроне, местах стоя-¦Шум, ультразвук, вредные вещест-¦
¦нок воздушных судов ¦ва (пары бензина, керосина, уг- ¦
¦ ¦лерода оксид, азота оксиды, ¦
¦ ¦аэрозоли масел, пыль) ¦
¦ ¦ ¦
¦Работа на местах стоянок и пло-¦Шум, ультразвук, вредные вещест-¦
¦щадках специального назначения ¦ва (пары керосина, углерода ок- ¦
¦при запуске и опробовании авиа-¦сид, азота оксиды, фенол, аэро- ¦
¦двигателей и вспомогательных ¦золи масел, формальдегид, про- ¦
¦силовых установок воздушных су-¦дукты деструкции масел, пыль) ¦
¦дов ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Заправка воздушных судов горю- ¦Вредные химические вещества (па-¦
¦че-смазочными материалами, ¦ры топлива: углеводороды алифа- ¦
¦спецжидкостями ¦тические, алициклические, арома-¦
¦ ¦тические, нефтяные, терпеновые; ¦
¦ ¦аэрозоли минеральных и синтети- ¦
¦ ¦ческих масел; аэрозоли рабочих ¦
¦ ¦жидкостей: АМГ-10, АМГ-10Б, ¦
¦ ¦АМ-70/10, НГЖ-4) ¦
¦ ¦ ¦
¦Обработка воздушных судов про- ¦Спецжидкость "Артика" (этилен- ¦
¦тивообледенительной жидкостью ¦гликоль) ¦
¦ ¦ ¦
¦Обработка и заправка бортовых ¦Спецжидкость "СТ-2" (фенол) ¦
¦санузлов ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Мойка (наружная) воздушных ¦Спецжидкости "Аэрол", "Синвал", ¦
¦судов с применением моющих ¦"Вертолин-74", "Полинка", МС-8 ¦
¦средств ¦(фенол, моноэтаноламин) ¦
¦ ¦ ¦
¦Работа па площадках специально-¦ ¦
¦го назначения и на местах стоя-¦ ¦
¦нок воздушных судов при провер-¦ ¦
¦ке (в том числе и при помощи ¦ ¦
¦самолетных передвижных лабора- ¦ ¦
¦торий типа СПЛ-154) бортовых ¦ ¦
¦радиотехнических средств: ¦Электромагнитные излучения: ¦
¦радиостанций ¦в диапазоне 0,06 - 300,0 МГц ¦
¦радиолокационных станций ¦в диапазоне 0,3 - 300,0 ГГц ¦
¦ ¦ ¦
¦Окраска воздушных судов на ¦Вредные химические вещества ¦
¦предангарной площадке ¦(ацетон, толуол, эпихлоргидрин, ¦
¦ ¦этилацетат) ¦
¦ ¦ ¦
¦Мойка фильтров, деталей (хими- ¦Шум, вредные химические вещества¦
¦ческая) ¦(пары бензина, толуол, бензол, ¦
¦ ¦моноэтаноламин, аэрозоль НГЖ-4) ¦
¦ ¦ ¦
¦Мойка фильтров (ультразвуковая)¦Ультразвук, шум, вредные хими- ¦
¦ ¦ческие вещества (те же, что и ¦
¦ ¦при химической мойке) ¦
¦ ¦ ¦
¦Расконсервация деталей воздуш- ¦Вредные химические вещества (па-¦
¦ных судов, переборка тормозов и¦ры бензина, толуол, ацетон, бу- ¦
¦т.п. ¦тилацетат, этилацетат) ¦
¦ ¦ ¦
¦Армирование щеток, изготовление¦Вредные химические вещества (уг-¦
¦резиновых изделий ¦леводороды, пыль графитовая, ка-¦
¦ ¦нифоль) ¦
¦ ¦ ¦
¦Клепальные работы ¦Шум, вибрация (локальная) ¦
¦ ¦ ¦
¦Столярные работы с применением ¦Шум, вибрация (локальная), вред-¦
¦эпоксидных клеев ¦ные вещества (пыль древесная, ¦
¦ ¦эпихлоргидрин) ¦
¦ ¦ ¦
¦Резка и обработка оргстекла ¦Вредные химические вещества ¦
¦ ¦(аэрозоль оргстекла), шум ¦
¦ ¦ ¦
¦Сварочные работы ¦Шум, вредные химические вещества¦
¦ ¦(марганца оксиды, азота оксиды) ¦
¦ ¦ ¦
¦Ремонт и наладка радиотехничес-¦Ультразвук, электромагнитные из-¦
¦ких средств в цехе АиРЭО: ¦лучения в диапазонах: ¦
¦радиостанций ¦0,06 - 300 МГц, ¦
¦радиолокационных станций ¦0,3 - 300 ГГц, ¦
¦ ¦шум, рентгеновское излучение ¦
¦ ¦ ¦
¦Ремонт и наладка пилотажно-на- ¦Шум, ультразвук, вредные хими- ¦
¦вигационного, электро- и других¦ческие вещества (пары керосина, ¦
¦видов бортового оборудования в ¦графитовая пыль, канифоль, сви- ¦
¦цехе и на участках АиРЭО ¦нец) ¦
¦ ¦ ¦
¦Заправка бортовых огнетушителей¦Шум, вредные химические вещества¦
¦ ¦(этиленгликоль, углерода дву- ¦
¦ ¦окись, фреон-12В, фреон-114В) ¦
¦ ¦ ¦
¦Работа в ПЭССОПИ (УОАПИ) с ¦Шум, вредные химические вещества¦
¦электрохимической бумагой им- ¦(формальдегид, фенол) ¦
¦пульсной ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Работа на стенде МФС-5 по ¦Шум, вредные химические вещества¦
¦спектральному анализу масел ¦(озон) ¦
¦ ¦ ¦
¦Очистка спецжидкости НГЖ-4 на ¦Шум, вредные химические вещества¦
¦стенде типа 6ЦС-2050-000-2 и на¦(аэрозоль НГЖ-4, углерода оксид,¦
¦УПГ-300 ¦азота оксиды, углеводороды, фор-¦
¦ ¦мальдегид, эфиры) ¦
¦ ¦ ¦
¦Зарядка аккумуляторов ¦Вредные химические вещества ¦
¦ ¦(аэрозоли щелочи и кислот) ¦
¦ ¦ ¦
¦Работа в насосных и компрессор-¦Шум, вибрация (общая) ¦
¦ных ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Раскрой и пошив изделий из ¦Шум, вредные вещества (пыль ¦
¦стекловолокна ¦стекловолокна) ¦
¦ ¦ ¦
¦Работа на токарных, фрезерных, ¦Шум ¦
¦сверлильных и других станках в ¦ ¦
¦механических участках ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Обслуживание изотопных источни-¦Ионизирующее излучение ¦
¦ков типа РИО-3 ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Средства неразрушающего контро-¦Шум, ультразвук, электромагнит- ¦
¦ля ¦ные поля ¦
L-------------------------------+---------------------------------



Приложение 2
Обязательное
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ
ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ, УРОВНИ ЗВУКА И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ
УРОВНИ ЗВУКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ В ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ТЕРРИТОРИИ АТБ
----------------------T----------------------------------------T-----¬
¦Вид трудовой деятель-¦Уровни звукового давления в дБ в октав- ¦Уров-¦
¦ности, рабочее место ¦ных полосах со среднегеометрическими ¦ни ¦
¦ ¦частотами, Гц ¦звука¦
¦ +----T---T---T---T---T----T----T----T----+и эк-¦
¦ ¦31,5¦63 ¦125¦250¦500¦1000¦2000¦4000¦8000¦вива-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лент-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уров-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ни ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зву- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дБ(А)¦
+---------------------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+-----+
¦Помещения начальника ¦93 ¦79 ¦70 ¦63 ¦58 ¦55 ¦52 ¦50 ¦49 ¦60 ¦
¦АТБ, начальников це- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хов, смен, участков, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инженерно-техническо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦го состава, ТКБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех АиРЭО: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электролаборатория ¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦(проверка преобразо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вателей, притирка ще-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ток, проверка топли- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вомеров, пускорегист-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рирующей аппаратуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продувка сжатым воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦духом) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приборная лаборатория¦96 ¦83 ¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦(проверка мембранно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦анероидных приборов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦навигационного обору-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дования, кислородного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(проверка приборов ¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦контроля двигателей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продувка сжатым воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦духом) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Помещения лаборато- ¦96 ¦83 ¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦рий: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦радиосвязного и ра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦диолокационного обо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рудования (экранная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комната, изделия- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦020), пилотажно-нави-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гационного оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния (кислородная), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦АСУ, бортовых систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦регистрации парамет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рической речевой ин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦формации, СОК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Помещения ПЭССОПИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(УОАПИ): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расшифровки и анализа¦86 ¦71 ¦61 ¦54 ¦49 ¦45 ¦42 ¦40 ¦38 ¦50 ¦
¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эксплуатации устано- ¦96 ¦83 ¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦вок "Луч" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Лаборатория диагнос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тики: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещения рекламации,¦93 ¦79 ¦70 ¦63 ¦58 ¦55 ¦52 ¦50 ¦49 ¦60 ¦
¦параметров, сбора ин-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦формации, неразрушаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щих методов контроля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещения спектраль- ¦96 ¦83 ¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦ного анализа масла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Лаборатория печатно- ¦96 ¦83 ¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦множительная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Помещения комплекто- ¦96 ¦83 ¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦вок, складов всех це-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хов и участков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех обслуживания бы- ¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦тового оборудования: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦швейно-обойные рабо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ты, ремонт бытового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования, ковров,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подголовников и т.п. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех подготовки произ-¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦водства: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ремонт и пошив инвен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таря, чехлов и изде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Аккумуляторная, агре-¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦гатная всех цехов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦участков, компрессор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мойка воздушных судов¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Помещения прачечной, ¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦химической чистки: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стирка, химическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чистка, гладильные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Помещения зарядки ¦103 ¦91 ¦83 ¦77 ¦73 ¦70 ¦68 ¦66 ¦64 ¦75 ¦
¦бортовых огнетушите- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех главного механи- ¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦ка: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦механический участок,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ремонта наземного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования и элект-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рооборудования, ре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦монта самоходных ме- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ханизмов; кузница ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех текущего ремонта:¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦монтаж (демонтаж) ко-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лес, шасси, авиадви- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гателей, переборка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тормозов, промывка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фильтров и деталей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦орехо- и пескоструй- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ная очистка деталей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦армирование щеток, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ремонт кресел, борто-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вой посуды и др., ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦клепальные работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сварочные, малярные, ¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦слесарные, столярные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Все виды работ в ан- ¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦гаре (ангарной сек- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Все виды работ в ка- ¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦бинах (салонах) воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦душных судов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Все виды работ (в том¦107 ¦95 ¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦числе и на тепловых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обдувочных машинах) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на перроне, местах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стоянок воздушных су-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дов, предангарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦площадке, площадках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специального назначе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния для запуска и оп-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦робования авиадвига- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦телей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+------



Приложение 3
Обязательное
ОПТИМАЛЬНЫЕ И ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРЫ,
ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА
В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ
-------------------T-------T---------------T---------------T--------------¬
¦ Помещение ¦Период ¦ Температура, ¦ Относительная ¦Скорость дви- ¦
¦ ¦ года ¦ град. C ¦ влажность, % ¦жения, м/с ¦
¦ ¦ +-------T-------+-------T-------+------T-------+
¦ ¦ ¦оптим. ¦допуст.¦оптим. ¦допуст.¦оптим.¦допуст.¦
+------------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+-------+
¦Помещения: началь-¦Холодн.¦21 - 23¦20 - 24¦40 - 60¦до 75 ¦0,1 ¦до 0,2 ¦
¦ника АТБ, началь- ¦Теплый ¦22 - 24¦21 - 28¦40 - 60¦до 75 ¦0,2 ¦до 0,3 ¦
¦ников цехов, смен,¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦
¦участков; инженер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦но-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦состава; ТКБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ангар: цех перио- ¦Холодн.¦17 - 19¦15 - 21¦40 - 60¦до 75 ¦0,2 ¦до 0,4 ¦
¦дического техни- ¦Теплый ¦20 - 22¦16 - 27¦40 - 60¦до 75 ¦0,3 ¦до 0,5 ¦
¦ческого обслужива-¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦
¦ния воздушных су- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дов (монтажный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦участок, участок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦демонтажа авиадви-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гателей, шасси) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех оперативного ¦Холодн.¦21 - 23¦20 - 24¦40 - 60¦до 75 ¦0,1 ¦до 0,2 ¦
¦технического об- ¦Теплый ¦22 - 24¦21 - 28¦40 - 60¦до 75 ¦0,2 ¦до 0,3 ¦
¦служивания воздуш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦
¦ных судов; помеще-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ние инженерно-тех-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нического состава;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комплектовка; дис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦петчерская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Цех проверки и ре-¦Холодн.¦21 - 23¦20 - 24¦40 - 60¦до 75 ¦0,1 ¦до 0,3 ¦
¦монта АиРЭО: ¦Теплый ¦22 - 24¦21 - 28¦40 - 60¦до 75 ¦0,2 ¦до 0,3 ¦
¦электролаборатория¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦ ¦ ¦
¦(притирки щеток, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦преобразователей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электротока, агре-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гатная, пускоре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гистрирующей аппа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ратуры, топливоме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ров, аккумулятор- ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.08.1989 n 294/18-65 О ДОПОЛНЕНИИ ТИПОВОГО ПЕРЕЧНЯ РАБОТ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, НА КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИМ ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАЗМЕРЕ ДО 12 ПРОЦЕНТОВ ТАРИФНОЙ СТАВКИ (ОКЛАДА), УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМТРУДА СССР И СЕКРЕТАРИАТА ВЦСПС ОТ 29 ДЕКАБРЯ 1988 Г. n 670/29-142  »
Документы СССР »
Читайте также