ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 n 313 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ И УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 313
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ И УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС,
Совмина СССР от 11.07.1988 N 842; от 19.08.1988 N 1033)
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР
от 17.08.1989 N 657 - СП СССР, 1989, N 29, ст. 127)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов сосредоточить усилия партийных, советских и хозяйственных организаций, органов народного образования, педагогических коллективов школ и других учебно - воспитательных учреждений на выполнении задач, поставленных перед общеобразовательной школой в решениях июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, определяющих научно обоснованную долговременную программу совершенствования народного образования страны на этапе развитого социалистического общества. Последовательно осуществлять ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы, поднять ее работу на новый качественный уровень. Обеспечить воспитание активных строителей коммунизма с высокими идейными и морально - политическими качествами, культурой труда и поведения.
2. Осуществить постепенный переход в средней общеобразовательной школе на одиннадцатилетний срок обучения (двенадцатилетний - в школах союзных республик с существующим ныне одиннадцатилетним сроком обучения), начиная обучение детей с 6-летнего возраста. Преобразовать начальную трехлетнюю школу в четырехлетнюю.
Считать целесообразной следующую структуру общеобразовательной школы: 1 - 4 классы - начальная школа, 1 - 9 классы - неполная средняя (девятилетняя) школа, 1 - 11(12) классы - средняя школа.
Определить следующие цели и задачи обучения и воспитания в общеобразовательной школе:
начальная школа (1 - 4 классы) призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать добросовестное отношение к учению и общественно полезному труду, любовь к Родине. Увеличение срока обучения в начальной школе на один год следует использовать также для улучшения физического развития детей, занятий музыкой, изобразительным искусством и познания окружающей природы;
неполная средняя (девятилетняя) школа (1 - 9 классы) должна вооружать учащихся систематическими знаниями основ наук, формировать марксистско - ленинское мировоззрение, знакомить школьников с научными основами современного производства и ведущими профессиями, прививать навыки и умения самостоятельной работы. Девятилетняя школа обязательна для всех учащихся и является базой для получения общего среднего и профессионального образования;
средняя школа - 1 - 11(12) классы - завершает общее среднее образование молодежи, расширяет возможности для углубленных занятий по отдельным предметам, овладения трудовыми умениями и навыками. Здесь на более глубокой основе формируются идейно - нравственные и гражданские качества личности.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.07.1988 N 842)
3. Министерству просвещения СССР в 3-месячный срок разработать новый типовой учебный план общеобразовательной одиннадцатилетней школы и порядок его введения с 1986/87 учебного года. Предусмотреть в нем следующее количество учебного времени в неделю: в 1 классе - 20 часов, во 2 классе - 22 часа, 3 - 4 классах - 24 часа, в 5 - 8 классах - 30 часов и в 9 - 11(12) классах - 31 час.
Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным предметам физико - математического, химико - биологического, общественно - гуманитарного и технического циклов с помощью факультативных занятий, предусмотреть в 7 - 9 классах 2 часа и 10 - 11(12) классах 4 часа в неделю сверх типового учебного плана. В национальных школах союзных республик выделять дополнительно 2 - 3 часа в неделю во 2 - 11(12) классах на изучение русского языка.
В целях улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах предусмотреть дополнительно на общественно полезный, производительный труд школьников: во 2 - 4 классах - 1 час, в 5 - 7 классах - 2 часа, в 8 - 9 классах - 3 часа, в 10 - 11(12) классах - до 4 часов в неделю, а также ежегодную трудовую практику учащихся: в 5 - 7 классах - 10 дней, в 8 - 9 классах - 16 дней и в 10(11) классе - 20 дней. В связи с этим увеличить продолжительность учебного года по классам на соответствующее количество дней. Сроки и порядок прохождения трудовой практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.
Запретить отвлечение учащихся общеобразовательных школ и профессионально - технических училищ во время учебного года на сельскохозяйственные и другие работы, не связанные с учебным процессом.
Переход на новые учебные планы осуществить постепенно, по мере создания необходимых условий.
4. Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик осуществить в основном в 1986 - 1990 годах переход к обучению в школе детей с 6-летнего возраста. Разработать конкретный план перехода по районам с учетом создания необходимых условий: обеспеченности ученическими местами, кадрами учителей и воспитателей, группами продленного дня.
Определить содержание учебного материала по годам обучения, подготовить и издать к 1986 году учебники и учебно - наглядные пособия в соответствии с возрастными особенностями детей 6-летнего возраста.
Совместно с органами здравоохранения обеспечить диспансерное обследование детей, нормирование учебных нагрузок и соблюдение требований школьной гигиены. Установить для детей - шестилеток 35-минутную продолжительность урока.
До создания условий для обучения детей 6-летнего возраста в школе организовать их обучение в детских садах по программе 1 класса, привлекая для этого учителей. Часть детей, не прошедшая подготовку в детском саду по единой программе 1 класса, будет обучаться с 7 лет по действующему трехлетнему учебному плану начальной школы. Конкретные сроки перехода на обучение детей с 6-летнего возраста по каждой школе определяют исполкомы городских и районных Советов народных депутатов.
5. Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР совместно с Академией наук СССР принять меры к дальнейшему повышению идейно - теоретического уровня учебно - воспитательного процесса в школе в соответствии с современными потребностями научно - технического и социального развития.
Пересмотреть содержание учебных программ и учебников, обеспечить четкое и ясное изложение основных понятий идей естественных и общественных наук, раскрывающих законы развития природы и общества, с учетом современных достижений науки и техники, практики коммунистического строительства.
Устранить перегрузку учащихся, усложненность учебного материала, дублирование и формализм. Усилить связь преподавания естественных и гуманитарных дисциплин с жизнью, добиваться того, чтобы оно лучше помогло молодым людям постигать окружающий мир.
Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии педагогических наук СССР совместно с Академией наук СССР, исходя из требований Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, обеспечить единый уровень общеобразовательной подготовки учащихся в школах, профессионально - технических и средних специальных учебных заведениях.
6. Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, Академии наук СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
поднять уровень преподавания предметов естественно - математического цикла, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной естественно - научной картины мира, знаний и представлений о практическом применении науки в основных отраслях современного производства и других сферах деятельности;
организовать в старших классах общеобразовательных школ, профессионально - технических училищах, средних специальных учебных заведениях изучение основ электронно - вычислительной техники, с тем чтобы привить учащимся навыки пользования компьютерами и вооружить их знаниями о широком применении этой техники в народном хозяйстве. Для этого предусмотреть разработку специального курса для учащихся, создание необходимых учебников, учебных пособий, школьных и межшкольных кабинетов, а также использование компьютерной техники базовых предприятий и других учреждений в учебных целях. Абзац четвертый пункта 6 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 7. Совершенствование преподавания общественно - политических дисциплин должно быть нацелено на формирование коммунистических идеалов, высоких нравственно - правовых качеств, чувства социалистического интернационализма и гордости за свою страну, готовности к труду и защите социалистического Отечества, убежденности в преимуществах советского образа жизни, непримиримости к буржуазной идеологии и морали.
Разработать новый курс "Обществоведение" для средних общеобразовательных школ, средних профессионально - технических училищ и средних специальных учебных заведений. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии педагогических наук СССР в 1987 году подготовить программу и учебник по этому предмету и экспериментально проверить их.
Для формирования целостных знаний о развитии человеческой цивилизации создать единый курс всеобщей истории, обеспечить его взаимосвязь с преподаванием курса истории СССР. Упорядочить преподавание истории союзных республик.
Полнее использовать возможности изучения географии в экономическом и экологическом образовании учащихся. Преподавание географии союзных республик органически увязывать с курсом географии СССР.
Усилить роль уроков литературы в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. В основу преподавания литературы в средней школе положить изучение выдающихся произведений русской, советской и зарубежной классики. Поручить Министерству просвещения СССР, Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР и Союзу писателей СССР с участием министерств просвещения союзных республик разработать предложения по совершенствованию содержания курса литературы в школе.
Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, Министерству культуры СССР, творческим союзам и министерствам просвещения союзных республик разработать программы и пособия для факультативных занятий и внеклассной работы по музыке, художественному, литературному творчеству, киноискусству. Шире привлекать деятелей культуры и искусства к непосредственному участию в работе с детьми.
8. Решительно улучшить военно - патриотическое воспитание и подготовку учащихся к службе в Вооруженных Силах СССР. Уделить особое внимание развитию военно - прикладных и военно - физических умений и навыков учащихся, формированию у них качеств защитника завоеваний социализма, патриота - интернационалиста. Считать важнейшим направлением физического воспитания школьников развитие разнообразных форм занятий физкультурой и спортом во внеурочное время.
9. Поручить Министерству просвещения СССР, Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, министерствам просвещения союзных республик в соответствии с задачами школы и новым учебным планом переработать действующие учебники, повысить их идейно - воспитательный уровень, обеспечить доступность, практическую направленность, межпредметные связи.
Министерству просвещения СССР, министерствам просвещения союзных республик, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли подготовить и издать новые, усовершенствованные учебники в комплекте с пособиями и дидактическими материалами.
Привлекать к созданию учебников опытных учителей, методистов и ученых. Установить, что новые учебники, как правило, издаются на основе конкурсов и вводятся после тщательной и широкой экспериментальной проверки в школах. Абзац четвертый пункта 9 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (Абзац пятый) Разрешить ежемесячный выпуск журналов "Воспитание школьников" и "История и обществоведение в школе".
10. Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, министерствам просвещения союзных республик совершенствовать методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы. Приобщать учащихся к самостоятельной работе с книгой. Повысить эффективность урока как основной формы организации учебно - воспитательного процесса. Практиковать лекционные и семинарские занятия в старших классах. Совершенствовать организацию кабинетной системы обучения.
Улучшить психолого - педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей. Своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения.
Настойчиво преодолевать формализм в педагогической деятельности. Расширять возможности учителей в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения. Смелее внедрять в практику достижения педагогической науки. Не допускать рецептурных методических рекомендаций, мелочной регламентации педагогической деятельности. Активизировать методическую работу с учителями, всемерно развивать их инициативу, творческие поиски, глубже изучать передовой педагогический опыт. Повышать роль и авторитет классного руководителя, создавать ему необходимые условия в учебной и воспитательной работе с детьми. Обеспечить повышение качества методической литературы для учителей и воспитателей.
Создать учебно - методические комплекты, включив в них также научно - популярную, справочную литературу, дидактические материалы и наглядные пособия.
11. Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик повысить ответственность органов народного образования, педагогических коллективов и каждого учителя за содержание и эффективность работы школы. Решительно искоренять из школьной практики

ПРИКАЗ МВД СССР от 16.08.1989 n 164 О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАЙОНАХ С ТЯЖЕЛЫМИ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ  »
Документы СССР »
Читайте также