ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.08.1977 n 793 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 1977 г. N 793
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР
от 12.11.1986 N 1350 - СП СССР, 1987, N 6, ст. 25;
от 22.02.1988 N 264; от 03.08.1988 N 953;
Постановлением Совмина СССР
от 21.03.1989 N 251 - СП СССР, 1989, N 17, ст. 53)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик устранить имеющиеся недостатки в обучении и воспитании учащихся в системе профтехобразования, совершенствовать ее как подлинную школу коммунистического воспитания и трудового мастерства, подготовки всесторонне образованных молодых рабочих, обладающих глубокими знаниями, прочными профессиональными навыками, широким политехническим кругозором.
В этих целях:
развивать и улучшать работу средних профессионально - технических училищ как ведущих учебных заведений профтехобразования. Обеспечить их рациональное размещение в соответствии с требованиями общественного производства и наиболее полного охвата молодежи профессиональным и общим средним образованием;
абзацы четвертый и пятый утратили силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350.
2. Педагогическим коллективам училищ, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям непрерывно совершенствовать учебно - воспитательную работу, повышать ее эффективность, обеспечить подготовку рабочих кадров высокой квалификации. Полнее использовать передовой педагогический опыт, применять новые методы и средства обучения, развивать познавательные интересы и навыки самостоятельной работы учащихся, создавать условия для их творческого роста.
Добиваться органического единства учебного и воспитательного процесса. Теснее увязывать преподавание общественных дисциплин с практикой коммунистического строительства. Регулярно информировать учащихся о внутреннем и международном положении нашей страны, трудовых достижениях производственных коллективов. Воспитывать у учащихся высокие идейно - политические и нравственные качества, любовь к своей профессии, стремление честно и добросовестно трудиться на благо Родины.
Улучшать деятельность ученических коллективов, повышать их ответственность в укреплении учебной и производственной дисциплины. Создавать обстановку нетерпимости к отклонениям от норм социалистической морали и нравственности, проявлениям нерадивого отношения к учебе и труду. Поднимать в этом деле роль мастеров производственного обучения и преподавателей. Пункт 3 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 4. Для повышения качества профессионального обучения, обеспечения единых требований к подготовке рабочих кадров признать целесообразным по согласованию с соответствующими министерствами осуществить в текущей пятилетке передачу ведомственных профессиональных училищ, где это необходимо, в систему профтехобразования.
5. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350.
6. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству просвещения СССР совместно с Академией наук СССР, Академией педагогических наук СССР обеспечить дальнейшее совершенствование учебных планов и программ для подготовки рабочих, установить обоснованные объемы и соотношения общеобразовательных, специальных и технических дисциплин. Ускорить разработку актуальных проблем педагогики и психологии в области профтехобразования, методик преподавания. Ввести педагогически обоснованный режим работы средних профтехучилищ, обеспечивающий рациональную организацию учебы, труда и отдыха учащихся.
Принять предложение Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию о преобразовании Центрального учебно - методического кабинета профтехобразования во Всесоюзный научно - методический центр профессионально - технического обучения молодежи (на правах научно - исследовательского института второй категории) в пределах численности работников кабинета и ассигнований, выделяемых Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию. Возложить на указанный центр разработку учебно - методических вопросов подготовки рабочих в системе профтехобразования и в отраслях народного хозяйства. Привлекать инженерно - педагогических работников профессионально - технических учебных заведений к обобщению опыта и научным исследованиям, с оплатой труда на условиях, установленных для учителей общеобразовательных школ.
7. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС подготовить и утвердить новое положение о мастере производственного обучения с учетом его возросших учебных, организаторских и воспитательных функций. Расширить перечень профессий, по которым производственное обучение осуществляется в группах по 12 - 15 человек. Положительно отнестись к предложению Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию о сохранении в средних профтехучилищах должности мастера на группу производственного обучения.
8. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству просвещения СССР увеличить подготовку инженерно - педагогических кадров в соответствии с потребностью системы профтехобразования. Оказывать помощь в укреплении училищ кадрами из числа выпускников университетов и инженерно - технических вузов по естественно - математическим и специальным дисциплинам.
Согласиться с предложением Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию об организации инженерно - педагогического института (с использованием учебно - материальной базы индустриально - педагогического техникума), возложив на него вместе с подготовкой педагогических кадров обобщение и распространение опыта учебно - воспитательной и методической работы на инженерно - педагогических факультетах вузов и в техникумах профтехобразования.
9. Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию увеличить выпуск учебников, учебно - методических и наглядных пособий в соответствии с запросами профтехобразования. Повысить идейно - политический и научный уровень учебников, качество их художественного оформления и полиграфического исполнения. Лучшие учебники выдвигать на соискание Государственной премии СССР.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 21.03.1989 N 251)
10. Министерству культуры СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету Совета Министров СССР по кинематографии, творческим союзам оказывать постоянную помощь учебным заведениям профтехобразования в организации воспитательной работы среди учащихся, развитии художественной самодеятельности и технического творчества, повышении уровня преподавания курса основ эстетики. Создавать высокоидейные художественные произведения об учебе и труде учащихся системы профтехобразования, их наставниках.
11. Министерствам и ведомствам, руководителям предприятий, строек, совхозов и колхозов оказывать всестороннюю практическую помощь органам профтехобразования в подготовке квалифицированных рабочих, повышать роль производственных коллективов в обучении и воспитании учащихся. Всемерно поощрять инициативу высококвалифицированных рабочих и специалистов, переходящих на работу в училища мастерами производственного обучения и преподавателями. Постоянно укреплять и обновлять учебно - материальную базу училищ. Выпускников профессионально - технических учебных заведений направлять на работу в строгом соответствии с полученной профессией и квалификацией, больше проявлять заботы об их культурно - техническом росте.
Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам предусматривать в народнохозяйственных планах производство учебного оборудования и технических средств обучения по заявкам Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию и его органов на местах. Пункт 12 признан утратившим силу в части передачи зданий общеобразовательных школ. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350 (СП СССР, 1987, N 6, ст. 25). 12. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам, органам профтехобразования усилить контроль за выполнением планов строительства профтехучилищ и своевременным вводом их в действие. Расширять строительство общежитий и столовых для учащихся. Проводить реконструкцию зданий профессионально - технических учебных заведений для организации на их базе средних профтехучилищ и технических училищ, передавать системе профтехобразования высвобождающиеся здания общеобразовательных школ и другие помещения.
13. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.02.1988 N 264.
14. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. Пункты 15, 16 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 17. ЦК ВЛКСМ обеспечить еще более активное участие комсомольских организаций в идейно - политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся профессионально - технических учебных заведений, в формировании достойного пополнения рабочего класса. Улучшать шефство комсомола над училищами профтехобразования.
18. ВЦСПС, ЦК профсоюзов, профсоюзным организациям проявлять больше заботы об улучшении условий труда и быта работников профтехобразования, обеспечении их санаторно - курортным лечением. Шире привлекать к воспитанию учащихся ветеранов труда, развивать наставничество. Улучшать организацию летнего отдыха учащихся. Расширять сеть спортивных и туристских баз. Совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию, ЦК ВЛКСМ рассмотреть вопрос об организации Всесоюзного трудового оздоровительного лагеря учащихся профтехобразования.
19. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии повысить ответственность первичных партийных организаций за состояние учебно - воспитательной работы в училищах, формирование у учащихся коммунистического мировоззрения, высоких моральных качеств, за воспитание их в духе сознательного отношения к труду, беззаветной преданности партии Ленина, социалистической Родине, непримиримости к буржуазной идеологии. Обеспечить дальнейшее укрепление учебных заведений и органов профтехобразования подготовленными руководящими и инженерно - педагогическими кадрами. Проявлять постоянную заботу об идейно - политическом и профессиональном росте работников системы профтехобразования. Пункт 20 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.03.1989 n 251 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛЕНИНСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕМИЯХ СССР В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ И ПОЛОЖЕНИЙ О КОМИТЕТАХ ПО ЛЕНИНСКИМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕМИЯМ СССР ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР  »
Документы СССР »
Читайте также