ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1989 n 231 О МЕРАХ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ И УКРЕПЛЕНИЮ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В СТРАНЕ В 1989 - 1990 ГОДАХ И В ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 1989 г. N 231
О МЕРАХ ПО ФИНАНСОВОМУ
ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ И УКРЕПЛЕНИЮ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ В СТРАНЕ В 1989 - 1990 ГОДАХ
И В ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что итоги работы за три года пятилетки свидетельствуют об определенных положительных сдвигах в экономическом и социальном развитии страны. Под воздействием перехода на преимущественно экономические методы управления народным хозяйством, перевода предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование улучшились качественные показатели производства, наметились прогрессивные структурные изменения отраслевых пропорций, стали более рационально использоваться материальные и трудовые ресурсы. В 1988 году возросли темпы экономического роста. Усиливается социальная направленность экономики.
Однако коренного перелома в повышении эффективности общественного производства не произошло. Накопившиеся к началу двенадцатой пятилетки диспропорции в экономике и финансах, которые нередко закладывались в планах социально - экономического развития, инерционность затратного механизма оказались столь значительными, что найти пути их полного преодоления в короткие сроки не представилось возможным. Более того, на отдельных направлениях, и прежде всего в сфере финансов и денежного обращения, положение даже ухудшилось. В последние годы замедлился рост финансовых ресурсов государства, а по отдельным их видам произошло сокращение. Нарастает дефицит государственного бюджета, продолжается эмиссия денег.
Проводимая экономическая реформа все еще недостаточно воздействует на интенсификацию производства. Центральными экономическими органами не подготовлены необходимые законодательные акты по регулированию с помощью системы налогообложения прибыли и доходов предприятий, объединений и организаций. Банками СССР не проводится гибкая и эффективная процентная политика. Режим экономии не стал повсеместно неотъемлемым методом хозяйствования. Сохраняется большое количество убыточных предприятий и производств.
Крайне медленно решается стратегическая задача превращения научно - технического прогресса в главный рычаг повышения эффективности, что в значительной мере связано с существенным отставанием развития машиностроительного комплекса по сравнению с заданиями пятилетки.
Продолжается распыление капитальных вложений, увеличивается сверхнормативный объем незавершенного строительства. Имеющиеся в распоряжении предприятий фонды экономического стимулирования не в полной мере обеспечиваются необходимыми материально - техническими ресурсами, в результате чего возрастают неиспользуемые остатки средств указанных фондов. Во многих случаях эти средства расходуются неэффективно.
В последнее время происходит увеличение численности административно - управленческого персонала в первичном звене производства - на предприятиях, в объединениях, организациях, совхозах и колхозах.
Действующие системы оплаты труда и материального поощрения недостаточно увязаны с конечными результатами работы предприятий и личным вкладом каждого работника.
Допускаются многочисленные нарушения плановой и финансовой дисциплины. Рост оплаты труда, особенно в 1988 году, опережал рост его производительности. Многие предприятия производят из фонда социального развития всевозможные денежные выплаты, не предусмотренные действующим законодательством.
Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик продолжают запрашивать завышенные ассигнования из бюджета, не принимая должных мер к использованию имеющихся резервов и повышению эффективности производства, увеличению выпуска продукции и объемов услуг, позволяющих укреплять собственную доходную базу.
Многие решения по вопросам социально - экономического развития не увязывались с наличием реальных финансовых и материальных ресурсов.
Все это привело к переполнению денежного оборота излишними платежными средствами, вызвало напряженность на потребительском рынке и рынке средств производства, усилило инфляционные процессы.
В сложившейся ситуации первостепенное значение для последовательной реализации курса партии на ускорение социального и экономического развития страны, углубление радикальной экономической реформы имеет оздоровление финансов и укрепление денежного обращения.
Выполнение этой задачи требует на всех уровнях хозяйствования неотложных и решительных действий, позволяющих уже в ближайшие годы приостановить дальнейшее ухудшение финансового положения и денежного обращения в стране, сдержать инфляционные процессы, стабилизировать экономическую обстановку, с тем чтобы в тринадцатой пятилетке создать прочную базу для эффективного функционирования нового хозяйственного механизма и формирования социалистического рынка, решения стратегических задач экономического и социального развития.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов, предприятиям, объединениям и организациям считать первоочередной задачей всей партийно - организационной и социально - экономической деятельности повсеместное повышение эффективности производства, внедрение жесткого режима экономии, рациональное использование финансовых ресурсов, рост доходов, расширение выпуска товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, с тем чтобы обеспечить стабилизацию денежного обращения и кардинальное укрепление финансов.
При этом исходить из того, что в условиях радикальной экономической реформы при расширении самостоятельности и прав предприятий, объединений и организаций в решении вопросов производственного и социального развития для обеспечения устойчивости функционирования всего народного хозяйства особое значение приобретает неукоснительное соблюдение на всех уровнях хозяйствования плановой, договорной, производственной, финансовой и трудовой дисциплины.
Признать необходимым осуществить комплекс неотложных мер по укреплению денежного обращения и оздоровлению финансов на базе дальнейшего углубления радикальной экономической реформы и структурной перестройки народного хозяйства.
По структурной перестройке экономики
и дальнейшему совершенствованию хозяйственного механизма
2. Госплану СССР, постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при дальнейшей работе над проектом Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР на тринадцатую пятилетку и период до 2005 года и подготовке проекта Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1991 - 1995 годы предусмотреть обеспечение за счет повышения эффективности общественного производства надежной сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, подлинного равновесия в развитии народного хозяйства.
Руководствуясь решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС, положить в основу формирования темпов и пропорций воспроизводства линию на социальную переориентацию экономики за счет достижения нового качества роста, всесторонней интенсификации производства, ресурсосбережения, ускорения научно - технического прогресса, реконструкции машиностроения.
Предусмотреть на тринадцатую пятилетку приоритетное развитие материально - технической базы предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления и оказывающих услуги населению, ускоренное формирование индустриального потребительского комплекса в полной увязке с развитием сопряженных сырьевых отраслей. Обеспечить опережение не менее чем в два раза темпов прироста промышленности группы "Б", производящей предметы потребления, по сравнению с темпами прироста группы "А", выпускающей средства производства.
Добиться на этой основе устойчивой сбалансированности платежеспособного спроса населения и предложения товаров и услуг. Создать условия для опережающего роста потребительских расходов над денежными доходами населения, резкого сокращения в тринадцатой пятилетке неудовлетворенного спроса населения.
3. Перестроить распределительные отношения с целью усиления заинтересованности и ответственности работников за результаты своего труда и рост благосостояния.
При подготовке предложений по проведению в тринадцатой пятилетке централизованных мероприятий по повышению народного благосостояния, совершенствованию системы социальных гарантий обеспечить полную сбалансированность указанных мер с материальными и финансовыми ресурсами государства.
4. Подчинить структурную, инвестиционную и научно - техническую политику решению важнейшей в современных условиях задачи - превращению ресурсосбережения и повышения эффективности в главные источники экономического развития.
Обеспечить в тринадцатой пятилетке повсеместное повышение эффективности капитальных вложений, крупномасштабное перераспределение их в пользу потребительского сектора и социальной сферы на основе всемерной экономии капиталоемких видов материальных ресурсов, последовательной ликвидации сфер малоэффективного их использования, модернизации технически отсталых производств, достижения мирового уровня качества и надежности продукции, особенно машиностроительной.
Жестко подойти к формированию инвестиционной программы тринадцатой пятилетки, прекратить или перенести на более поздние сроки реализацию крупных проектов, эффект от которых может быть получен лишь по истечении длительного времени.
При проведении крупномасштабной модернизации народного хозяйства максимально использовать те направления научно - технического прогресса, которые уже подтвердили свою высокую эффективность, обеспечивают существенное ресурсосбережение. Усилить работу по выводу на качественно новые рубежи машиностроения, особенно его отраслей, обеспечивающих коренную структурную перестройку народного хозяйства.
5. Последовательно реализуя курс на проведение миролюбивой внешней политики, предусмотреть в тринадцатой пятилетке ограничение расходов на оборону без ущерба для безопасности страны, разработать меры по ускоренной конверсии военно - промышленного потенциала, использованию высвобождающихся ресурсов и мощностей в первую очередь для наращивания производства товаров народного потребления и выпуска оборудования для легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и торговли.
6. В целях усиления стимулирующего воздействия хозяйственного механизма на укрепление финансов предприятий, отраслей народного хозяйства и государства, на более полное сбалансирование денежных доходов и расходов населения:
ввести, начиная с тринадцатой пятилетки, преимущественно налоговые методы регулирования доходов предприятий, объединений и организаций, положив в основу равнонапряженные требования к распределению прибыли (дохода) между ними и государством в сочетании с использованием налоговых льгот для стимулирования научно - технического прогресса, ресурсосбережения, расширения экспорта и увеличения производства товаров для народа. Исключить практику изъятия министерствами и ведомствами части прибыли рентабельно работающих предприятий для выплаты различных дотаций убыточным и низкорентабельным предприятиям. Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Госбанку СССР разработать эффективную систему управления процессом ликвидации убыточности предприятий, имея в виду ввести ее в тринадцатой пятилетке;
обеспечить непосредственную зависимость размеров фондов экономического стимулирования предприятий, объединений и организаций от конечных результатов их работы, исключить возможность получения незаработанных средств. Применять меры, ограничивающие доходы отдельных предприятий и объединений, извлекаемые ими в связи с монопольным положением на рынке товаров;
разработать экономические методы, стимулирующие направление предприятиями и объединениями хозрасчетного дохода на социальное и производственное развитие трудовых коллективов;
создать экономический механизм, препятствующий необоснованному росту фонда заработной платы (фонда оплаты труда);
предусмотреть концентрацию в распоряжении государства необходимых материальных и финансовых ресурсов для осуществления эффективной инвестиционной политики с целью структурной перестройки экономики, реализации государственных научно - технических и важнейших региональных программ, обеспечения динамичного, пропорционального и сбалансированного развития народного хозяйства, роста уровня жизни народа;
осуществить перевод союзных республик и регионов на принципы самоуправления и самофинансирования.
7. Считать необходимым разработать комплекс мер, направленных на совершенствование экономических отношений в стране и последовательную реализацию принципа социальной справедливости в распределении и использовании доходов, материальных благ и услуг. В первоочередном порядке подготовить решение таких назревших вопросов, как улучшение пенсионного обеспечения населения, упорядочение налогообложения населения и кооперативов и развитие государственной системы страхования имущества предприятий и граждан, а также более рациональное использование земельного фонда государства. Утвердить перечень соответствующих нормативных актов, подлежащих разработке в 1989 году, согласно приложению N 1 <*>.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
По преодолению бюджетного дефицита, увеличению
доходов и сокращению расходов государства
8. Осуществить дополнительные меры, обеспечивающие сокращение расходов Государственного бюджета СССР и увеличение его доходов на 29,3 млрд. рублей в 1989 году и на 33,7 млрд. рублей в 1990 году, согласно приложению N 2сс.
Министерству финансов СССР, Советам Министров союзных республик в ходе исполнения Государственного бюджета СССР на 1989 год изыскать дополнительные возможности для полного сбалансирования доходов и расходов государства.
9. Принять предложения постоянных органов Совета Министров СССР, Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, согласованные с Госпланом СССР и Госстроем СССР, об ограничении в 1989 году строительства объектов производственного назначения, осуществляемого за счет централизованных капитальных вложений, и сокращении на этой основе расходов государства. Уменьшить установленные на 1989 год лимиты государственных централизованных капитальных вложений на 7,5 млрд. рублей и строительно - монтажных работ на 3,5 млрд. рублей, в том числе по Советам Министров союзных республик соответственно на 1,3 млрд. рублей и 0,9 млрд. рублей согласно приложению N 3.
Министерствам и ведомствам при уточнении плана капитального строительства на 1989 год не допускать уменьшения лимитов капитальных вложений и строительно - монтажных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 20.04.1978 n 312 (ред. от 14.03.1989) О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ  »
Документы СССР »
Читайте также