ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.12.1977 n 1111 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРУДУ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 1977 г. N 1111
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБУЧЕНИЯ,
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
И ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРУДУ
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР
от 12.11.1986 N 1350 - СП СССР, 1987, N 6, ст. 25;
03.08.1988 N 953;
от 18.01.1989 N 47 - СП СССР, 1989, N 11, ст. 30)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в стране достигнуты крупные успехи в области просвещения. Завершение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию является выдающимся достижением Коммунистической партии и советского народа, социалистического общественного строя. В условиях развитого социализма подрастающее поколение нашей страны вступает в жизнь, имея полное среднее образование, что создает новые возможности для дальнейшего роста производительности труда, духовной культуры и сознания трудящихся масс, формирования человека коммунистического общества.
За годы Советской власти общеобразовательная школа внесла неоценимый вклад в воспитание у всех поколений советских людей коммунистической идейной убежденности, высоких чувств советского патриотизма и пролетарского интернационализма, готовности к труду и защите завоеваний социалистической Родины. Неразрывна связь школы с жизнью, с великими свершениями советского общества, с самоотверженным трудом народа по выполнению исторических решений XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза. Общеобразовательная школа является подлинно общенародной, последовательно осуществляющей ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы.
За последние десять лет обновлено содержание образования, созданы новые учебники и учебные пособия, повысился уровень обучения и воспитания в школе. Растет участие школьников в общественно полезном, производительном труде. Улучшается материально - техническое оснащение школ, учебных кабинетов, мастерских и учебно - производственных комбинатов. Построены новые школьные здания на шестнадцать миллионов ученических мест.
Возросла роль народного учителя. Своим беззаветным служением делу просвещения он снискал всеобщее уважение и почет. Партия и Советское государство высоко ценят благородный труд учителя, проявляют неустанную заботу о повышении его идейно - политического уровня и педагогического мастерства, об улучшении условий работы. За истекшее десятилетие подготовлено более двух миллионов молодых педагогов.
Вместе с тем в деятельности общеобразовательной школы имеют место существенные недостатки. В условиях всеобщего обязательного среднего образования нынешняя постановка трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся не отвечает возросшим требованиям общественного производства и научно - технического прогресса. Многие выпускники школ вступают в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеют достаточного представления об основных массовых профессиях и испытывают затруднения при переходе на работу в народное хозяйство.
Школьные программы и учебники в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы. Не полностью используются большие возможности урока как испытанной формы организации обучения, воспитания у школьников высоких идейно - нравственных качеств, подготовки их к жизни, трудовой деятельности. Не всегда последовательно осуществляется принцип органического единства обучения и воспитания.
Не в полной мере используется влияние ученического коллектива на воспитание школьников, развитие их общественной активности и инициативы.
Министерство просвещения СССР, министерства просвещения (народного образования) союзных республик в недостаточной степени осуществляют контроль за постановкой учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной школе, не проявляют должной требовательности к органам народного образования и руководителям школ за качество знаний, состояние идейно - политического, трудового и нравственного воспитания учащихся. Академия педагогических наук СССР, научно - педагогические учреждения союзных республик мало оказывают практической помощи школе, учителю, семье; не разработана эффективная система трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся; не определен научно обоснованный уровень общеобразовательной подготовки для различных типов учебных заведений, дающих среднее образование.
В ряде мест партийные организации, Советы народных депутатов, органы просвещения, профсоюзные и комсомольские организации не сумели объединить усилия школы, семьи, производственных коллективов в трудовом, нравственном воспитании детей и молодежи, медленно распространяют положительный опыт этой работы.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать главной задачей общеобразовательной школы последовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного среднего образования, дальнейшем совершенствовании учебно - воспитательного процесса, с тем чтобы обеспечить подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества.
В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, выпускники средней школы за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии должна быть глубоко осознана советским учительством, учащимися и их родителями.
Необходимо сосредоточить усилия органов народного образования, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, трудовых коллективов на оказании конкретной и действенной помощи школе в коренном улучшении трудового воспитания, совершенствовании подготовки учащихся к общественно полезному, производительному труду.
2. Педагогическим коллективам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям школ:
неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний;
воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере материального производства; укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического строительства;
систематически знакомить учащихся с внутренней и внешней политикой КПСС и Советского государства, формировать у подрастающего поколения беззаветную преданность Родине, делу Коммунистической партии, непримиримость к буржуазной идеологии и морали, готовность к защите социалистического Отечества; активизировать деятельность органов ученического самоуправления; считать целесообразным создание в восьмилетних и средних школах ученических комитетов, призванных содействовать становлению сплоченных коллективов как действенного средства идейно - нравственного воспитания личности.
3. Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик обеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
В этих целях:
а) организовать эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся с учетом использования близлежащих к школе предприятий, колхозов и совхозов. Участие школьников в общественно полезном труде осуществлять в зависимости от их возрастных особенностей, обеспечивая при этом сознательный выбор выпускниками восьмых классов путей дальнейшего продолжения образования и профиля специальной и профессиональной подготовки.
Советам Министров союзных республик совершенствовать практику комплектования профессионально - технических, средних специальных учебных заведений и девятых классов общеобразовательных школ выпускниками восьмых классов на основе единых годовых и перспективных планов как составной части комплексных планов экономического и социального развития автономных республик, краев, областей, городов и районов, исходя из общегосударственных интересов, потребностей в квалифицированных кадрах на местах и с учетом права выбора учебного заведения самими учащимися;
б) утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350;
в) укрепить школы кадрами учителей трудового обучения, расширить их подготовку в педагогических институтах и училищах, а также организовать систематическое повышение педагогической квалификации работников народного хозяйства, привлекаемых в качестве учителей труда, мастеров производственного обучения. Предусмотреть дальнейшее развитие сети факультетов и отделений по подготовке преподавателей труда и мастеров производственного обучения для общеобразовательных школ в инженерно - технических и сельскохозяйственных учебных заведениях. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик в 6-месячный срок разработать план развития сети указанных факультетов и отделений на 1979 - 1980 годы;
г) в пределах установленных союзным республикам ассигнований на содержание аппарата управления ввести дополнительно в штаты областных, районных (городских) отделов народного образования должность инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся. Назначать на эти должности наиболее квалифицированных учителей трудового обучения, инженеров, агрономов и других специалистов народного хозяйства.
4. Для организации работы по профориентации учащихся и содействия трудовому устройству выпускников средней школы создать при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов комиссии с участием представителей школ и других учебных заведений, производственных коллективов, общественных организаций и родителей. В средних общеобразовательных школах организовать учебно - методические кабинеты по профессиональной ориентации учащихся.
В соответствии с общественными потребностями и с учетом призвания, способностей и трудовой подготовки учащихся обеспечить плановое вовлечение всех выпускников средних общеобразовательных школ, не продолжающих образования, на работу в различные отрасли народного хозяйства. Всемерно поощрять стремление учащихся трудиться после окончания средней школы в сфере материального производства.
Для координации работы по профессиональной ориентации молодежи образовать при Министерстве просвещения СССР Межведомственный методический совет с участием представителей Госплана СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и других заинтересованных министерств и ведомств.
5. Абзац утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350.
Советам Министров союзных республик:
определить (независимо от ведомственной подчиненности) предприятия, организации, совхозы и колхозы, в которых будут созданы новые учебные цехи и участки. Организацию работы указанных цехов и участков производить в порядке и на условиях, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. N 662 "Об организации межшкольных учебно - производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся";
оказывать помощь органам народного образования в дальнейшем развертывании сети межшкольных учебно - производственных комбинатов.
Всемерно развивать различные формы участия школьников в общественно полезном труде - школьные мастерские, ученические производственные бригады, летние лагеря труда и отдыха и другие трудовые объединения. Абзац шестой пункта 5 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. Абзац утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350.
6. Министерству просвещения СССР, Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, министерствам просвещения (народного образования) союзных республик внести изменения в учебные планы, программы и учебники с тем, чтобы они содержали в необходимом объеме основы соответствующих наук, обеспечивали политехническую, трудовую и воспитательную направленность изучаемых предметов, их доступность, внутреннюю преемственность и логическую последовательность на всех ступенях обучения. Методы обучения и воспитания привести в соответствие с содержанием образования, требованиями жизни.
Разгрузить учебные программы и учебники от чрезмерно усложненного и второстепенного материала. Осуществлять контроль за учебной нагрузкой учащихся, не допускать излишних домашних заданий. Установить к 1980 году предельную учебную нагрузку школьников: в 1 - 3 классах - 24 часа, в 4 классе - 27 часов, в 5 - 7 классах - 29 часов, в 8 классе - 30 часов, в 9 - 10(11) классах - 32 часа в неделю. В национальных школах с десятилетним сроком обучения выделять дополнительно 2 - 3 часа в неделю в каждом классе на изучение русского языка. Упорядочить проведение факультативных занятий, сохранив их в объеме, предусмотренном действующим типовым учебным планом. Абзац третий пункта 6 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 7. Учитывая важную роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ в осуществлении всеобщего среднего образования, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик улучшить работу этих школ и создать необходимые условия для получения работающей молодежью среднего образования в полном объеме; расширить сеть указанных школ и их филиалов непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах.
Одобрить почин трудовых коллективов, включающих в планы социального развития и в условия социалистического соревнования показатели по обучению работающей молодежи.
8. Министерству просвещения СССР, министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, Академии педагогических наук СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить дальнейшее повышение идейно - теоретического, методического уровня учебных пособий для учителей и снабжение школьных библиотек в достаточном количестве общественно - политической, учебной, художественной, справочно - информационной и научно - педагогической литературой, увеличив для этого соответствующие тиражи изданий. Выпускать в помощь учителям серии методических библиотек. Полнее использовать возможности научно - методических журналов для оказания действенной помощи учителям, школе, семье; укрепить состав редколлегий журналов, привлекая к их работе широкий круг ученых и опытных педагогов.
Органам печати, радио и

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.05.1963 n 533 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЛУЧШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ  »
Документы СССР »
Читайте также