Постановление совмина ссср от 05.01.1989 n 26 о мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 января 1989 г. N 26
О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ
В СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Совет Министров СССР отмечает, что переход предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в условиях применения Закона СССР о государственном предприятии (объединении), расширение их прав в установлении цен и тарифов на новые виды товаров и услуг создали дополнительные экономические стимулы для роста объемов производства, обновления структуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышения ее качества.
Ускорился процесс создания и освоения новой современной техники. Возросли выпуск непродовольственных товаров народного потребления и объем услуг, оказываемых населению. На пополнение рынка товаров и услуг положительно сказывается развитие кооперативов.
Вместе с тем положение на потребительском рынке осложняется недостатками, сохраняющимися в практике ценообразования. Многие предприятия, пользуясь значительным превышением спроса на товары над их предложением и монопольным положением на рынке, пытаются улучшить свое финансовое положение не за счет увеличения производства и снижения себестоимости продукции и услуг, а путем завышения цен на них. Широкое распространение получила практика повышения цен под видом выпуска новой продукции, которая в действительности по своим технико - экономическим показателям и потребительским свойствам незначительно или вообще не отличается от ранее выпускавшейся.
Отдельные предприятия, используя право самостоятельного формирования планов, увеличивают выпуск дорогостоящих изделий за счет снятия с производства необходимых народному хозяйству и населению недорогих товаров. Многие потребители продукции производственно - технического назначения занимают примиренческие позиции: идут на поводу у поставщиков и соглашаются на цены, повышенные не в меру улучшения качества, производительности и других потребительских свойств продукции. Торговые организации слабо противодействуют повышению цен на товары народного потребления, вымыванию пользующихся спросом дешевых изделий. В результате из продажи исчезают необходимые товары, доступные основной массе покупателей, что вызывает справедливые нарекания населения.
Министерства и ведомства не проводят целенаправленной работы по формированию структуры производимой продукции, ее обновлению и повышению технического уровня и качества, не учитывают потребности рынка, пустили на самотек работу в области ценообразования на подведомственных предприятиях. Они не следят за динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги отрасли, слабо осуществляют ведомственный контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.
В деятельности ряда кооперативов получили распространение спекулятивные тенденции. В нарушение Закона СССР "О кооперации в СССР" продукция, изготовленная из государственного сырья и материалов, реализуется ими по ценам, превышающим централизованно установленные. Нередки факты скупки ими в розничной торговле готовых изделий и перепродажи их по завышенным ценам. Особенно широкое распространение такие явления получили в сфере общественного питания. Многие кооперативы продают по очень высоким ценам изделия, изготавливаемые ими из продуктов, приобретенных в розничной торговой сети по государственным ценам. Все это дискредитирует идею кооперативного движения и обоснованно подвергается резкой критике населения.
Советы Министров союзных республик, Госагропром СССР, Центросоюз и их органы на местах ослабили контроль за ценами на картофель, овощи и фрукты, другие продовольственные товары. Нередко искусственно задерживается снижение цен на сезонную плодоовощную продукцию. Слабо используется предоставленное колхозам и совхозам право реализации на колхозных рынках до 30 процентов производимой продукции, в результате чего не оказывается влияние на снижение цен на рынках.
Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов не уделяют должного внимания вопросам формирования структуры производства и установления цен на товары народного потребления и тарифов на услуги, оказываемые населению предприятиями, расположенными на их территории, не осуществляют контроль за ценами на продукцию кооперативов, изготовленную из государственных ресурсов.
Государственный комитет СССР по ценам и его органы на местах не перестроили свою деятельность в новых условиях хозяйствования, слабо координируют работу министерств, ведомств, местных органов управления в области ценообразования, недостаточно привлекают к ней общественные организации, мало уделяют внимания профилактике нарушения цен.
Преодоление негативных процессов в ценообразовании имеет большое социально - политическое значение. Главное здесь - нормализация положения на рынке, достижение сбалансированности спроса и предложения, устранение дефицита, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами. Вместе с тем необходимо постоянно укреплять государственную дисциплину цен в народном хозяйстве. Совет Министров СССР постановляет:
1. Считать важнейшей задачей Государственного комитета СССР по ценам и его местных органов, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, объединений, предприятий и организаций преодоление наметившихся тенденций опережающего роста цен на продукцию производственно - технического назначения, товары и услуги по сравнению с улучшением их технико - экономических параметров, потребительских свойств и качества, а также снятия с производства пользующихся спросом недорогих товаров в ущерб интересам народного хозяйства и населения.
Работа по совершенствованию ценообразования должна быть направлена на стимулирование повышения эффективности производства, увеличения выпуска высококачественной продукции производственно - технического назначения, разнообразных товаров и предоставления услуг, удовлетворяющих спрос населения с разным уровнем доходов. При этом следует обеспечить строгое соблюдение прав, предоставленных государственным предприятиям и кооперативам Законами СССР о государственном предприятии (объединении) и "О кооперации в СССР".
2. Признать необходимым повысить роль государственных заказов в формировании уровня цен в народном хозяйстве для реализации целей, предусмотренных планами экономического и социального развития, особенно в отношении детей и лиц старшего возраста с относительно низкими доходами.
Установить, что начиная с 1989 года в составе государственного заказа, доводимого до предприятий легкой промышленности, предусматриваются задания по производству важнейших групп товаров по социально низким ценам для детей и лиц старшего возраста.
Советам Министров союзных республик обеспечить доведение республиканскими органами управления легкой промышленностью до подведомственных объединений и предприятий согласованных с торгующими организациями заданий по производству в 1989 - 1990 годах указанных товаров.
Считать недопустимым уклонение отдельных предприятий в нарушение Закона СССР о государственном предприятии (объединении) от заключения договоров на выполнение государственного заказа в полном объеме, предусмотренном народнохозяйственным планом.
В целях усиления экономической заинтересованности и ответственности предприятий и объединений за принятие и выполнение государственных заказов:
разрешить предприятиям легкой промышленности, на которых размещен государственный заказ на поставку товаров, уменьшать взносы в бюджет таким образом, чтобы обеспечить увеличение прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, в размере до 10 процентов (для предприятий, использующих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, - до 3 процентов хозрасчетного дохода) в зависимости от удельного веса государственного заказа в общем объеме производства продукции (выполнения работ, услуг) в стоимостном выражении;
установить, что предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 889 "О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы" (СП СССР, 1988, N 26, ст. 71), а также настоящим Постановлением льготы по платежам в бюджет применяются только при заключении договоров на весь объем государственного заказа и выполнении договорных обязательств по поставкам этой продукции.
3. Государственному комитету СССР по ценам, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов принять меры к совершенствованию работы в области ценообразования применительно к новым условиям хозяйствования предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом исходить из того, что расширение прав в области установления цен и тарифов должно обеспечивать не только гибкость и необходимую оперативность в их утверждении, но и повышение экономической обоснованности цен с учетом качества, потребительских свойств продукции и спроса на нее.
Решительно пресекать всякого рода вымогательства отдельными предприятиями и организациями применения договорных цен и различных надбавок к ценам на производимую ими плановую или сверхплановую продукцию (услуги), имеющую централизованно установленные государственные цены (тарифы), как включенную в государственный заказ, так и поставляемую по прямым договорам. Запретить повышение цен на новую продукцию при незначительных изменениях ее технико - экономических показателей и потребительских свойств, не дающих реального эффекта для потребителя. Рассматривать такие факты как нарушение государственной дисциплины цен.
В ОБЛАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
4. Признать недопустимой имеющую место практику завышения договорных цен изготовителями продукции производственно - технического назначения, особенно занимающими монопольное положение в ее производстве, а также соглашательскую позицию отдельных потребителей, не использующих свои права по контролю за ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.
Усилить ответственность заказчиков и научных организаций - разработчиков (научно - исследовательских, проектных, конструкторских и технологических) за создание новой продукции высокого технического уровня и качества и повысить их роль в формировании оптовых цен на нее. В этих целях на стадии проектирования новой продукции в обязательном порядке определять лимитные цены, обеспечивающие опережающий рост ее потребительских свойств по сравнению с затратами. При постановке новой продукции на производство и определении договорных цен на нее не допускать их превышения над согласованными лимитными ценами.
Договорные цены на новую продукцию подлежат снижению по требованию потребителя, если из-за конструктивных или технологических недостатков новой продукции, допущенных изготовителем, не достигнуты основные технико - экономические, социальные, экологические параметры, принятые для обоснования уровня договорных цен. При снижении договорной цены изготовитель возмещает потребителю разницу в ценах за весь объем поставленной по этим ценам продукции.
Если параметры новой продукции не достигаются по вине организаций - разработчиков, изготовитель вправе взыскать с разработчика продукции сумму потерь от этого снижения цен.
5. Органам ценообразования, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик при утверждении оптовых цен по истечении установленного срока действия договорных цен учитывать подтвержденные основным потребителем реально достигнутые показатели эффективности, качества и надежности новых изделий.
6. Обратить внимание предприятий и объединений на получившую в последнее время распространение практику использования средств фондов развития производства, науки и техники и социального развития для расчетов по договорам за работы и услуги, выполненные кооперативными и общественными организациями, без составления смет и конкретного учета в них материальных затрат и средств на оплату труда.
Обязать предприятия и объединения четко определять в сметах к договорам с кооперативными и общественными организациями на выполнение работ и оказание услуг средства на материальные затраты и на оплату труда.
Возложить ответственность за правильность определения в сметах затрат на оплату труда на руководителей предприятий и объединений.
Банкам СССР ввести строгий контроль за правильностью выделения средств на оплату труда, предусматриваемых в сметах.
7. Установить, что заказчик наряду с научной, конструкторской, технологической и проектной организацией - исполнителем несет полную ответственность за обоснованность уровня договорных цен на научно - техническую продукцию, опытно - конструкторские разработки и проектно - сметную документацию, контролирует при заключении договора и приемке выполненных работ соответствие расходов экономическому эффекту от их применения. В этих целях предусматривать в договоре взаимную ответственность сторон за достижение экономического эффекта, а по проектно - конструкторским работам - также за достижение параметров и технического уровня, принятых при расчете лимитных цен.
В ОБЛАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН
НА ТОВАРЫ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ
8. В целях наведения порядка в ценах на новые товары народного потребления повысить требовательность к качеству изделий, на которые устанавливаются временные и договорные цены (с индексами "Н" и "Д"), исключив возможность использования этого канала для повышения цен путем формальной замены артикулов и наименований изделий. Исходить из того, что такая продукция должна иметь четко выраженные признаки новизны, соответствовать требованиям моды и отличаться высоким качеством.
При выявлении фактов необоснованного установления временных и договорных цен, поставки по этим ценам некачественных или изготовленных с отступлением от утвержденных образцов - эталонов товаров снижать или отменять указанные цены и применять санкции, предусмотренные Законом СССР о государственном предприятии (объединении) за нарушение дисциплины цен.
Персональную ответственность за обоснованность установления временных и договорных цен несут руководители предприятий, объединений, а также торгующих организаций.
Отменить неоправданную множественность маркировки товаров, цены на которые устанавливаются предприятиями по договоренности с торговыми организациями (индексы "ОМ", "ВК", "МОЛ" и другие).
Установить, что временные надбавки к ценам на товары улучшенного качества с индексом "Н" (кроме изделий детского ассортимента, а также включаемых в государственный заказ изделий для лиц старшего возраста), производимые предприятиями системы Министерства легкой промышленности СССР, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и Министерства лесной промышленности СССР, утверждаются изготовителями, а на продукцию, производимую предприятиями других

Документы СССР »
Читайте также