НОРМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ СССР (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 28.05.1991 n 5786-91)


Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач СССР
А.И.КОНДРУСЕВ
28 мая 1991 г. N 5786-91
НОРМЫ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ
И ЭНЕРГИИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ СССР
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР являются государственным нормативным документом, определяющим величины оптимальных потребностей в пищевых веществах и энергии для различных контингентов населения. Они служат критерием для оценки фактического питания, являются научной базой при планировании производства и потребления продуктов питания, оценки резервов продовольствия, используются при разработке Норм социальной защиты, обеспечивающих здоровье, а также для расчетов рационов организованных коллективов. Нормы используются во врачебной практике для оценки индивидуального питания и при необходимости для обоснования рекомендаций, направленных на его коррекцию. Величины, рекомендуемые в Нормах, основаны на научных данных биохимии, физиологии и других отраслей медицинской науки, на роли, взаимоотношениях, усвояемости отдельных пищевых веществ и величинах их истинных потребностей. При обосновании Норм использованы данные обследования фактического питания и состояния здоровья в различных регионах страны, а также результаты клинических наблюдений.
Развитие и углубление представлений о роли отдельных пищевых веществ в обеспечении процессов жизнедеятельности, с одной стороны, и изменения энергоемкости трудовых процессов, равно как и условий быта, с другой, - делает необходимым систематическую ревизию ранее действовавших Норм. Последний пересмотр Норм в нашей стране осуществлен в 1982 г.
При определении потребности в основных пищевых веществах и энергии ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорций между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции, в частности, связана с систематическим снижением энергоемкости трудовой деятельности и расхода энергии в быту, которые опережают изменения в сложившемся типе питания и служат причиной распространенной избыточности массы тела. Расчеты потребностей в энергии должны дать величины, необходимые для поддержания желательной массы тела и обеспечения оптимального уровня физической и социальной активности и, следовательно, здоровья в широком смысле.
Содержащиеся в Нормах величины носят групповой характер и относятся к группам лиц с одинаковыми характеристиками: пол, возраст, масса тела, размеры энерготрат.
В предыдущем издании Норм все взрослое трудоспособное население в зависимости от характера деятельности было разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. При этом имелось в виду, что каждая группа объединяет лиц определенных профессий. Практика показала условность связи энерготрат с определением профессиональной принадлежности. Фиксированный список профессий, относящихся к определенной группе энерготрат, не отражает изменений энергоемкости этих профессий, постоянно наблюдающихся в практике. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп. Таким критерием согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения является соотношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена - расходом энергии в состоянии покоя. Последнее зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энерготрат с величиной основного обмена на величину коэффициента физической активности. Если, к примеру, энерготраты на все виды жизнедеятельности в 2 раза выше величины основного обмена для соответствующей группы по полу и возрасту, это значит, что для данной группы коэффициент физической активности будет равен 2. Используя этот критерий, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии. При этом профессиональный состав групп может меняться в зависимости от изменений энергоемкости труда, операций и условий непрофессиональной деятельности. Физиологическим критерием для отнесения к той или иной группе является коэффициент физической активности.
В табл. 1 содержатся данные об энерготратах при различных видах физической активности. Пример расчета коэффициента физической активности приведен в табл. 2. Величины основного обмена, использующиеся при расчете коэффициента физической активности, зависят от пола, возраста, массы тела. Эта зависимость отражена в табл. 3. При расчете величин в настоящем издании Норм использовалась масса тела мужчин, равная 70 кг, и для женщин - 60 кг. Для расчетов, связанных с большими группами населения в масштабе страны, такое усреднение возможно; когда же вопрос касается рекомендаций регионального характера, то необходимо приближение к более точным антропометрическим характеристикам населения конкретного региона.
С учетом нового принципа все трудоспособное население дифференцировано в зависимости от размеров энерготрат на то же число групп, что и прежде. Представляется целесообразным именовать их по-старому:
1 группа - работники преимущественно умственного труда, очень
легкая физическая активность, коэффициент физической
активности - 4,4 (научные работники, студенты
гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ,
контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов
управления и др.);
2 группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая
активность, коэффициент физической активности - 1,6
(водители трамваев, троллейбусов, работники
конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники,
работники радиоэлектронной промышленности, агрономы,
медсестры, санитарки, работники связи, сферы
обслуживания, продавцы промтоваров и др.);
3 группа - работники средней тяжести труда, средняя физическая
активность, коэффициент физической активности - 1,9
(слесари, наладчики, настройщики, станочники,
буровики, водители экскаваторов и бульдозеров,
водители автобусов, врачи-хирурги, текстильщики,
обувщики, железнодорожники, водители угольных
комбайнов, продавцы продтоваров, водники,
аппаратчики, металлурги-доменщики, работники
химзаводов и др.);
4 группа - работники тяжелого физического труда, высокая
физическая активность, коэффициент физической
активности - 2,3 (строительные рабочие, помощники
буровиков, проходчики, хлопкоробы, основная масса
с.-х. рабочих и механизаторов, доярки, овощеводы,
деревообработчики, металлурги и литейщики и др.);
5 группа - работники особо тяжелого физического труда, очень
высокая физическая активность, коэффициент физической
активности - 2,5 (механизаторы и с.-х. рабочие в
посевной и уборочный период, горнорабочие, вальщики
леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики
немеханизированного труда, оленеводы и др.).
Приведенное выше распределение по группам охватывает мужчин. Женщины в зависимости от энерготрат дифференцированы на 4 группы, как и раньше. Величины коэффициента физической активности как главной физиологической характеристики группы одинаковы для мужчин и женщин. Однако в связи с меньшей величиной массы тела и соответственно основного обмена энергетическая ценность рационов для мужчин и женщин в группах с одним и тем же коэффициентом физической активности различна.
Каждая из групп дифференцирована на три возрастные категории: 18 - 29, 30 - 39 и 40 - 59 лет. Потребности лиц старше 59 лет дифференцированы, как и ранее, по двум возрастным категориям: 60 - 74 и 75 и старше. Детское население и подростки разделены на 11 возрастных категорий. Это распределение имеет отличие от предыдущих Норм: введена категория детей 6 лет - школьников.
Внесены изменения в величины потребностей в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы Севера, потребности в энергии населения которых превышают на 10 - 15% потребности жителей других климатических зон. Для населения Севера рекомендуются также изменения в соотношении основных пищевых веществ (в % к калорийности рациона): белок - 15%, жир - 35% и углеводы - 50%.
В связи со значительными изменениями в системе общего и профессионального образования для детей-школьников и подростков внесены изменения в рекомендуемые величины потребностей, отражающие возрастную энергоемкость процессов обучения. Энергетическая ценность рационов различных групп школьников увеличена на 50 - 200 ккал/день, внесены соответствующие изменения величины потребности пищевых веществ. Введен дифференцированный подход при определении энергетических потребностей для учащихся СПТУ различного профиля. По среднесуточному расходу энергии в процессе обучения имеются три категории СПТУ: I категория - 2650 ккал/день, II категория - 3050 ккал/день и III категория - 3350 ккал/день. В связи с таким делением для подростков, обучающихся в системе профессионально-технического образования и работающих на производстве, предусматривается дополнительное потребление энергии (по отношению к нормам дошкольников) и пищевых веществ в размере 10 - 15% для девушек, осваивающих специальности, отнесенные ко II категории СПТУ, и юношей к III категории. Средний расход энергии в период практического освоения трудовых навыков может быть определен равным 1,7 величины основного обмена x 18 ч + энерготраты соответствующей профессии x 6 ч.
Рекомендуемая потребность в белке определена на основании результатов исследований, установивших оптимальные белково-энергетические отношения в рационах для различных групп населения. Уровни потребностей в белке в среднем в 1,5 раза превышают таковые, необходимые для сохранения азотистого равновесия. Осталась прежней рекомендация, определяющая квоту животного белка: для взрослого населения она должна составлять 55%. Уточнены потребности для детей.
Удельный вес жиров для всех групп взрослого трудоспособного населения определен в размере 30% калорийности. Для оценки физиологической полноценности жировой части рационов, в которых используются различные пищевые жиры, определена норма потребности в незаменимой линолевой кислоте, на долю которой в рационах взрослого населения и детей старше года и подростков должно приходиться 4 - 6% калорийности.
В Нормах нашел отражение новый принцип определения потребностей беременных и кормящих грудью женщин. Физиологические нормы для этих групп выражены как необходимая добавка к норме соответствующей физической активности к возрасту. Такой принцип дает лучшую возможность оценить соответствие рациона изменившемуся физиологическому состоянию женщины.
В Нормах нашли отражение результаты исследований последних лет по уточнению потребностей в витаминах и минеральных элементах, в частности определены потребности в йоде и цинке. Для ряда микроэлементов еще не представляется возможным дать рекомендуемые уровни потребностей, но имеется достаточно оснований определить их безопасные уровни потребления, которые приведены в табл. 1 приложения. Внесенные в Нормы изменения и дополнения направлены на наиболее полное удовлетворение физиологических потребностей человека в зависимости от его биологических особенностей и социальной среды и тем самым на улучшение и повышение социальной активности.
Примечание. Потребность в витамине A выражена в мкг ретинол эквивалентах (1 мкг ретинол эквивалент равен 1 мкг ретинола или 6 мкг бета-каротина).
Потребность в витамине E выражена в мг токоферол эквивалентах (1 мг токоферол эквивалент равен 1 мг d-альфа-токоферола).
Потребность в витамине D выражена в мкг холекальциферола (10 мг холекальциферола равно 400 И.Е. витамина D).
Потребность в ниацине выражена в ниацин эквивалентах (1 ниацин эквивалент равен 1 мг ниацин или 60 мг триптофана в рационе).
Таблица 1
ЭНЕРГОТРАТЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОО <*>
--------------------------------
<*> ВОО - величина основного обмена.
Мужчины
Сон 1,0
Лежачее положение 1,2
Отдых сидя 1,2
Стоя 1,4
Туалет 1,8
Ходьба
по дому 2,5
прогулка медленная 2,8
в обычном темпе 3,2
с грузом 10 кг 3,5
в гору: медленная 4,7
в обычном темпе 5,7
быстрая 7,5
в обычном темпе с грузом 10 кг 6,7
под гору: медленная 2,8
в обычном темпе 3,1
быстрая 3,6
Еда 1,5
Езда в транспорте 1,7
Приготовление пищи, уход за детьми 2,2
Чтение, учеба 1,6
Хозяйственные работы по дому 3,3
Студенты:
занятия на уроках 1,9
перерыв между занятиями 2,8
Научные работники:
просмотр научной литературы 1,8
реферирование научной литературы 2,0
обсуждение научной проблемы 2,2
выполнение научного эксперимента 2,6
Операторы:
прием и сдача смены 2,3
контроль за технологическими операциями сидя 1,7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС СССР от 28.05.1991 n 2195-1 О ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВПРАВЕ ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ОСНОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ (ЛИЦЕНЗИЙ)  »
Документы СССР »
Читайте также