ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 07.01.1988 n 32 О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В СТРАНЕ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 января 1988 г. N 32
О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В СТРАНЕ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС,
Совмина СССР от 10.03.1988 N 342)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в свете требований XXVII съезда партии о принятии решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС в условиях возросшей социальной активности и заинтересованности всех слоев населения в улучшении состояния окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных богатств приняты принципиально важные решения Партии и Правительства по оздоровлению экологической обстановки во многих промышленных центрах и регионах страны. Всенародную поддержку получили конкретные меры, которые предстоит осуществить уже в текущей пятилетке по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и Байкал, постановления о прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Необходимые экономические и организационные предпосылки для дальнейшего совершенствования дела охраны природы созданы в ходе подготовки всех звеньев управления к практической реализации концепции перестройки руководства экономикой. Важным шагом является начавшаяся разработка проекта долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Вместе с тем в природоохранной деятельности министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, советских и хозяйственных органов имеют место серьезные недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Развитие производительных сил в различных регионах страны осуществляется без должного учета экологических последствий и проведения единой природоохранной политики.
Совершенно недопустимо, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг друга, ведут работу крайне неэффективно, руководствуясь зачастую ведомственными и местническими интересами. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчеты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
Сложившаяся система управления природопользованием ввиду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики.
В практике природоохранной деятельности недооцениваются экономические методы управления. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния на результаты их хозяйственной деятельности.
Крупным недостатком является то, что проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на достижениях научно - технического прогресса. Крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в стороне от этого важного государственного дела оказалось большинство академических и отраслевых научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций. Их практическая работа не оказывает заметного воздействия на повышение технического уровня и экологической безопасности производства.
Во многом имеющиеся недоработки и упущения в области охраны природы явились следствием серьезной недооценки этого важнейшего дела со стороны Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, других центральных экономических органов. При подготовке Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, планов экономического и социального развития страны ими недостаточно учитываются экологические особенности регионов и состояние природных ресурсов, не уделяется должного внимания рациональному использованию природного сырья, созданию эффективных природоохранных сооружений. В составе планов и государственных целевых научно - технических программ слабо отражаются проблемы утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения. До сих пор не разработана целостная система природоохранных нормативов.
Безответственное отношение некоторых министерств и ведомств СССР к вопросам природопользования привело к резкому ухудшению состояния окружающей среды в отдельных регионах страны. Во многих звеньях отраслевого управления преобладают ведомственность и субъективистский подход в принятии хозяйственных решений. Продолжает сохраняться порочная практика "остаточного" принципа выделения материальных и финансовых ресурсов на реализацию назревших задач охраны природы. В результате низкой исполнительской дисциплины ряд решений Партии и Правительства по осуществлению природоохранных мероприятий выполняется с отступлениями от установленных сроков и не в полном объеме.
Крайне медленно перестраивают свою деятельность в области охраны природы Советы Министров союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории. Не принимается действенных мер по претворению в жизнь предусмотренных в планах и решениях Партии и Правительства заданий по улучшению использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Не ведется настойчивой борьбы с нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной мере используются предоставленные для этого права и полномочия.
ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы партии, первичные партийные организации не предъявляют должного спроса к руководителям министерств, ведомств, объединений и предприятий, не проявляющим заботы об охране природных богатств страны. Партийными, советскими и хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными организациями не уделяется необходимого внимания экологическому образованию и воспитанию людей, начиная с детства, пропаганде природоохранных знаний в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве, повышению экологической культуры всех слоев населения как одному из важнейших условий улучшения дела охраны природы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач советских людей.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
Главные задачи в области охраны природы
и рационального природопользования
1. Считать важнейшей задачей всех партийных, государственных и хозяйственных органов, объединений и предприятий, общественных организаций и каждого трудового коллектива настойчивое и последовательное проведение линии партии на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды, исходя из признания жизненной необходимости решения этих вопросов не только для советского народа, но и для всего человечества.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, местным партийным, советским и хозяйственным органам рассматривать обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды как неотъемлемую составную часть экономического и социального развития страны. Главными направлениями природоохранной деятельности должны стать:
повсеместное обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды, и прежде всего в промышленных центрах, городах и других населенных пунктах, на основе строгого соблюдения научно обоснованных природоохранных норм;
уменьшение удельных расходов воды в целом по стране к 1995 году не менее чем на 20 процентов и полное прекращение к 2000 году сброса неочищенных сточных вод во все водные бассейны СССР;
последовательное проведение работы по повышению плодородия земель, особенно за счет осуществления комплекса мер по защите почв от эрозии, своевременной мелиорации и рекультивации земель, а также сокращение отводов высокопродуктивных угодий на несельскохозяйственные нужды;
сохранение лесных богатств и повышение водоохранных, почвозащитных и других полезных природных свойств лесов на основе поддержания их надлежащего экологического состояния, усиления охраны лесов от пожаров, болезней и вредителей, осуществления мер по опережающему лесовосстановлению, снижению потерь древесины на всех стадиях заготовки и переработки;
полное и комплексное использование минерально - сырьевых ресурсов путем внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, широкого вовлечения в хозяйственный оборот отходов горнопромышленного производства;
всемерное сохранение и воспроизводство рыбных запасов, диких зверей, птиц, других полезных живых организмов и растений, рациональное ведение охотничьего хозяйства, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, включая заповедники, заказники и национальные природные парки;
организация эффективного использования природных ресурсов континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также Мирового океана при строгом соблюдении международных соглашений и экологических требований.
Особое внимание при осуществлении природоохранной деятельности должно быть обращено на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах страны с высокой концентрацией промышленного и сельскохозяйственного производств, и прежде всего в Средней Азии и Казахстане, южных районах Сибири и Украины, Урала, Поволжском экономическом районе, а также в районах Крайнего Севера СССР.
2. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Госснабу СССР, другим центральным экономическим органам при разработке Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР, проектов государственных планов, долговременных народнохозяйственных программ предусматривать в них важнейшие направления природоохранной деятельности в увязке с намечаемыми масштабами развития производительных сил и внедрением в народное хозяйство достижений научно - технического прогресса, а также действенные меры к предотвращению ухудшения качества природной среды и нерационального использования природных ресурсов.
В этих целях доводить до министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик соответствующие показатели в составе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов.
3. Постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР при осуществлении своих функций в области планирования развития экономики и социальной сферы, ускорения научно - технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, капитального строительства обеспечивать строгую увязку хозяйственной деятельности с экологическими требованиями, с тем чтобы любое принимаемое решение учитывало долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды, а их реализация была направлена на создание благоприятных условий труда, жизни и быта советских людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и направлений развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и их реализации предусматривать приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологических процессов. Рассматривать их как основное стратегическое направление решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Не допускать к производству новую технику, материалы и вещества, не отвечающие требованиям экологической безопасности.
4. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать в области охраны природы и природопользования эффективную координацию деятельности всех объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, исходя из возложенной на республиканские и местные органы управления всей полноты ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно использовать возможности кооперации между предприятиями и организациями различных отраслей, расположенными на одной территории, объединения их усилий в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения, с тем чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предотвращения загрязнения природной среды. При этом проявлять полную самостоятельность в решении вопросов охраны природы, опираясь на природоохранительное законодательство.
5. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что реализация выдвинутых партией задач по эффективному использованию и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий в решающей степени зависит от соблюдения природоохранительных норм и законодательства объединениями, предприятиями и организациями. От их рачительного отношения и государственного подхода к использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира зависит состояние природы, благополучие и здоровье людей.
Руководителям объединений и предприятий, советам трудовых коллективов, исходя из интересов настоящего и будущих поколений советских граждан и руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении), обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды, безусловное соблюдение требований природоохранительного законодательства, строго пресекать

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РСФСР от 09.03.1988 n 28 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗРАСЧЕТНЫХ ПРОЕКТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ БЮРО ПРИ ГОССТРОЯХ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛКОМОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также