ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 31.08.1987 n 362 О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСПЛАНА РСФСР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1987 г. N 362
О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ
РОЛИ ГОСПЛАНА РСФСР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР
от 31.12.1987 N 526)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования" (СП СССР, 1987, N 33, ст. 115) отметили, что плановое управление экономикой как единым народнохозяйственным комплексом является важнейшим завоеванием и преимуществом социализма, главным инструментом реализации экономической политики партии. С ним неразрывно связаны все достижения в развитии советской экономики, науки и культуры, повышении благосостояния народа.
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС на основе глубокого анализа развития народного хозяйства на современном этапе выработал программу радикальной реформы управления экономикой. Важнейшей органической частью ее осуществления Пленум определил коренную перестройку всей системы планирования.
Сложившаяся система планирования не соответствует новым требованиям и пришла в противоречие с задачами и условиями развития народного хозяйства на современном этапе. Она стала тормозом на пути перехода к экономическим методам управления, создания механизма ускорения, обеспечивающего развитие народного хозяйства преимущественно за счет качественных факторов. В плановой работе и деятельности Госплана СССР, отмечается в Постановлении, возникли серьезные недостатки, широкое развитие получили явления, не совместимые с плановым хозяйством. Были ослаблены научные основы разработки плана, усилился субъективистский подход к решению крупных народнохозяйственных проблем. Стал подрываться основополагающий принцип планирования - сбалансированность и пропорциональность развития, образовались крупные диспропорции в доходах и расходах государства и в денежном обращении.
Снизилась плановая дисциплина, массовый характер приобрели корректировки планов. Широкое распространение получила практика принятия многочисленных постановлений, предусматривающих решение отдельных отраслевых и региональных вопросов без учета реальных возможностей экономики. Все это ослабляло мобилизующую роль плана и его влияние на происходящие в стране экономические процессы, усиливало негативные тенденции в народном хозяйстве.
Госплан СССР, указывается в Постановлении, стал на путь чрезмерной централизации в планировании, подмены деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, начал принимать на себя решение частных, оперативных вопросов, обрастать диспетчерскими функциями. Его усилия были сосредоточены главным образом на вопросах годового планирования в ущерб более глубокой проработке пятилетних планов и решению стратегических задач. Планы экономического и социального развития слабо базировались на крупных достижениях научно - технического прогресса, не обеспечивали опережающего роста наукоемких производств, ускорения технической реконструкции народного хозяйства. Недостаточно настойчиво проводилась линия на ресурсосбережение.
В практике плановой работы сложилась явная недооценка развития социальной сферы. Ресурсы на эту цель предусматривались, как правило, по так называемому остаточному методу. Процессы производственного и социального развития не увязывались в планах воедино. Серьезные недостатки стали накапливаться в размещении производительных сил, нарушался принцип комплексного развития отдельных регионов, что во многом явилось следствием низкого уровня территориального планирования.
Значительные просчеты были допущены в планировании внешнеэкономической деятельности. На протяжении многих лет оставалась практически неизменной и даже ухудшалась структура экспорта и импорта.
В Постановлении отмечается, что существенно ослабла организующая роль Госплана СССР в совершенствовании хозяйственного механизма. В его подходах к планированию преобладали такие методы, которые ограничивали инициативу трудовых коллективов, снижали их ответственность за достижение высоких результатов и в конечном счете направляли развитие экономики по экстенсивному пути. Не получили должного применения в планировании современные экономико - математические методы и вычислительная техника. Снизилась требовательность к подбору и расстановке кадров плановых органов, их профессиональному уровню.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом КПСС курса на ускорение социально - экономического развития страны требует коренной перестройки планирования, решительного устранения накопившихся недостатков, усиления роли и ответственности плановых органов, и прежде всего Госплана СССР. Исходя из принципиальных установок июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о создании целостной, эффективной и гибкой системы управления, необходимо на основе творческого применения принципов подлинного демократического централизма радикально изменить формы и методы планового руководства, привести их в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
Предстоит повысить качество и организующую роль плана, поднять его авторитет, существенно улучшить содержание и стиль работы плановых органов, реализовать на деле ленинское указание о превращении Госплана СССР в научно - экономический штаб страны.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Считать главным в деятельности всех плановых органов республики, и прежде всего Госплана РСФСР, неуклонное проведение в жизнь выработанной партией стратегии на ускорение социально - экономического развития страны на основе всемерного использования достижений научно - технического прогресса, интенсификации общественного производства, проведения активной структурной и инвестиционной политики с целью достижения нового качества экономического роста и благосостояния советских людей.
Осуществить решительный переход в организации всей плановой работы от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Обеспечить условия для деятельности предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, повысить в ходе разработки планов заинтересованность предприятий (объединений) и организаций в наиболее полном использовании своих резервов и возможностей для увеличения выпуска и повышения качества продукции, роста эффективности производства и дальнейшего его развития.
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
И РАСШИРЕНИЕ ЕЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
2. Для усиления планового воздействия на развитие народного хозяйства РСФСР признать необходимым коренным образом изменить систему формирования государственных планов РСФСР, повысить действенность централизованного планирования, решительно раздвинуть границы хозяйственной самостоятельности предприятий (объединений) и организаций в соответствии с новыми условиями их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации управления с тем, чтобы трудовые коллективы на деле стали активными творцами планов, в которых органически сочетаются интересы государства, предприятий как социалистических товаропроизводителей и личные интересы каждого работника.
Обеспечить существенное повышение научного уровня планирования на основе глубокого анализа происходящих в народном хозяйстве процессов, учета требований объективных экономических законов социализма и программных установок КПСС. Расширить горизонт планирования, добиваться тесной взаимосвязи в разработке планов на всех уровнях управления, четкой ориентации плановых показателей на достижение высоких конечных результатов общественного производства, наиболее полное удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства и населения. Абзац третий пункта 2 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 3. В целях последовательного воплощения в планах экономической стратегии партии, определения принципиальных путей и средств ее осуществления разрабатывать предложения к проекту Концепции экономического и социального развития СССР на 15-летний период, которая служит исходной хозяйственно - политической платформой перспектив народного хозяйства страны.
Предложения к Концепции должны содержать набор приоритетов и целей развития экономики, определять направления структурной и инвестиционной политики, научно - технического прогресса, рубежи социального развития, задачи повышения образовательного и культурного потенциала, поддержания обороноспособности страны.
Предложения к проекту Концепции экономического и социального развития СССР должны опираться на Комплексную программу научно - технического прогресса РСФСР, Комплексную программу научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, государственные целевые научно - технические программы межотраслевого характера, долговременные народнохозяйственные программы, социально - экономические, научно - технические, региональные разработки министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, а также научные исследования и демографические прогнозы.
Предложения к проекту Концепции экономического и социального развития СССР разрабатываются Госпланом РСФСР совместно с Уральским, Сибирским и Дальневосточным отделениями Академии наук СССР, Всероссийским отделением ВАСХНИЛа, Сибирским отделением ВАСХНИЛа, Отделением ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне РСФСР, Сибирским отделением Академии медицинских наук СССР с привлечением отраслевых научно - исследовательских организаций, крупных ученых и специалистов. Абзацы пятый - девятый пункта 3 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 4. Предложения по РСФСР к проекту Основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатываются Госпланом РСФСР с участием республиканских экономических органов, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов и привлечением к этой работе ведущих объединений, предприятий, проектных и научно - исследовательских организаций. В них должны быть определены на 15-летний период темпы, пропорции, структура общественного производства республики, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов, приоритетные научно - технические направления и решение социальных задач. Эти предложения вносятся Госпланом РСФСР в Совет Министров РСФСР. Абзацы второй - седьмой пункта 4 не приводятся, как воспроизводящие нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 816 "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". 5. Установить, что Государственный пятилетний план экономического и социального развития РСФСР является главной формой реализации целей и задач, предусмотренных по РСФСР в Основных направлениях, и организации всей хозяйственной деятельности министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, предприятий (объединений) и организаций. Он определяет важнейшие показатели, пропорции, эффективность народного хозяйства РСФСР.
Коренным образом перестроить принципы организации разработки пятилетних планов и состав утверждаемых в них показателей, имея в виду усилить их антизатратный характер. Повысить ответственность Госплана РСФСР, республиканских экономических органов, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов, предприятий (объединений) и организаций за качество разработки пятилетних планов, их сбалансированность и обоснованное распределение показателей по годам, регионам и исполнителям.
6. В целях создания необходимых условий для развития творческой инициативы трудовых коллективов и максимального использования их возможностей и резервов для увеличения производства и повышения его эффективности обеспечить расширение демократических основ формирования государственного пятилетнего плана РСФСР. В этих целях существенно повысить роль основного звена во всей системе планирования в РСФСР, строго руководствуясь положением Закона СССР о государственном предприятии (объединении) о том, что свои пятилетние планы предприятия (объединения) разрабатывают и утверждают самостоятельно.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 816 поручили Госплану СССР в соответствии с одобренным проектом Основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатывать и не позднее чем за год до начала очередной пятилетки доводить до министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик исходные данные планирования как основу для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, стабильные экономические нормативы и лимиты.
Госплану РСФСР в двухнедельный срок после получения их от Совета Министров РСФСР доводить до республиканских и непромышленных союзно - республиканских министерств и ведомств РСФСР и министерств и ведомств РСФСР, входящих в агропромышленный комплекс РСФСР (по планируемым показателям), Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов указанные исходные данные планирования как основу для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты, исходя из задач удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения страны и республики, обеспечения внутриотраслевой и региональной сбалансированности производства и повышения его эффективности, с учетом специфики предприятий (объединений) и организаций.
Союзно - республиканские министерства и ведомства РСФСР сообщают Госплану РСФСР исходные данные планирования по получении их от соответствующих министерств и ведомств СССР.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исходя из указанных задач, доводить в двухнедельный срок до предприятий (объединений) и организаций полученные от Госплана РСФСР и соответствующих союзно - республиканских министерств и ведомств СССР исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетних планов: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 19.08.1981 n 470 ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИИ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЫРЬЕВЫХ, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также