<ПИСЬМО> Госбанка СССР от 30.09.1987 n 156-87 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (вместе с ПРАВИЛАМИ..., утв. Госбанком СССР 30.09.1987 n 2)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР
ПИСЬМО
от 30 сентября 1987 г. N 156-87
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ БЕЗНАЛИЧНЫХ
РАСЧЕТОВ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Правила, разработанные совместно со специализированными банками СССР, вводятся в действие с 1 января 1988 г. Они предусматривают существенное расширение прав предприятий (объединений), устанавливают, что формы расчетов определяются сторонами в договоре самостоятельно. В Правилах сняты все существовавшие ранее ограничения в выборе отдельных форм расчетов. Порядок акцепта (предварительного или последующего) предусматривается в договоре. Расширены права объединений в части совершения расчетных операций по месту нахождения структурных единиц. Сняты ограничения в приеме расчетных документов в зависимости от их сумм.
В целях повышения ответственности предприятий за своевременность расчетов в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 821 "О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики" устанавливается календарная очередность платежей со счетов.
Правилами не предусматривается бесспорное взыскание средств вышестоящими органами со счетов предприятий в порядке перераспределения оборотных средств и прибыли. Устранена излишняя регламентация расчетов, созданы условия для их ускорения, унифицирован порядок расчетов за отдельные виды продукции.
Правила устанавливают порядок контроля учреждениями банка за соблюдением предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями расчетной и договорной дисциплины, за товарностью расчетных документов, предъявляемых в банки, а также за сохранностью неоплаченных товарно-материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении.
Руководителям учреждений банков СССР необходимо:
1. Организовать тщательное изучение указанных Правил кредитным и бухгалтерским аппаратом учреждения банка и ознакомить с основными положениями Правил работников экономических служб предприятий, организаций и учреждений.
2. Обеспечить на практике строгое соблюдение установленных правил расчетов, не допуская каких-либо нарушений прав и хозрасчетных интересов предприятий, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
3. Систематически обобщать практику применения Правил, разрабатывать и вносить предложения по дальнейшему совершенствованию порядка расчетов.
Указания о совершении расчетов за экспортные и импортные товары будут изданы отдельно. До издания этих указаний расчеты за экспортные и импортные товары производятся в ныне действующем порядке.
С 1 января 1988 г. утрачивают силу письма Госбанка СССР от 6 июля 1973 г. N 2181, от 5 октября 1982 г. N 497, от 25 ноября 1983 г. N 595, от 15 января 1985 г. N 697, от 17 января 1986 г. N 804, от 30 января 1986 г. N 808, от 29 сентября 1986 г. N 880, от 14 августа 1986 г. N 865 (абзацы 3, 5 п. 5, п. 6), от 4 сентября 1986 г. N 872 (п. 3), от 18 сентября 1986 г. N 878 (п. п. 2, 4 - 6).
Председатель Правления
Государственного банка СССР
Н.В.ГАРЕТОВСКИЙ



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР
30 сентября 1987 г. N 2
ПРАВИЛА
БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Правила безналичных расчетов разработаны на основе положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и других решений о перестройке управления экономикой.
С учетом предложений работников народного хозяйства и банков в них предусмотрено расширение самостоятельности предприятий в осуществлении расчетов, устранена излишняя регламентация, унифицирован порядок совершения расчетов.
Правила безналичных расчетов являются единым нормативным актом, регулирующим на общей методологической основе все расчеты в народном хозяйстве.
Они предназначены как для банковских работников, так и для финансовых и бухгалтерских работников предприятий, организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства. В связи с этим в Правилах излагается не только сущность отдельных форм расчетов, но и техника их проведения, необходимая для исполнителей, учитываются особенности хозяйственных и расчетных отношений в отдельных отраслях народного хозяйства.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Настоящие Правила безналичных расчетов обязательны для банков СССР, всех объединений, предприятий, организаций и учреждений <*>, осуществляющих расчеты.
------------------------------------
<*> Объединения, предприятия, организации и учреждения в дальнейшем именуются "предприятия".
В процессе организации расчетов необходимо обеспечивать строгое соблюдение Закона СССР о государственном предприятии (объединении), содействовать укреплению принципов хозяйственного расчета и самофинансирования, ускорению платежей и оборачиваемости оборотных средств и укреплению расчетной и договорной дисциплины.
2. Денежные средства предприятий как собственные, так и заемные, подлежат, в соответствии с законодательством СССР, обязательному хранению в банках, за исключением сумм выручки, расходование которых разрешено в установленном порядке банком, и переходящих остатков денег в их кассах.
Расчеты между предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в учреждении банка.
Предприятия обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам.
3. Предприятия, а также учреждения банков осуществляют расчеты при соблюдении следующих условий:
- платежи производятся после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг <*> или одновременно с ними. Предварительная оплата (авансовые платежи) допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством СССР;
- платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению. Плательщик имеет право отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящими Правилами. Без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством СССР;
- платежи производятся за счет собственных средств плательщика, а в отдельных случаях за счет кредита банка;
- зачисление средств на счет получателя осуществляется лишь после списания этих сумм со счета плательщика, за исключением тех случаев, когда расчеты производятся чеками из нелимитированных чековых книжек и за перевозку грузов - сводными требованиями.
------------------------------------
<*> "Товарно-материальные ценности" будут именоваться "товары", "выполненные работы и оказанные услуги" - "услуги".
4. Для осуществления расчетных операций учреждения банков могут предоставлять предприятиям кредиты в соответствии с Правилами кредитования материальных запасов и производственных затрат.
При отсутствии у объединений, предприятий и организаций собственных средств для расчетов за продукцию (услуги, работы) и права на получение кредита банка вышестоящий орган выделяет им средства за счет соответствующих централизованных фондов и резервов на условиях возвратности. При недостатке указанных средств этим органам хозяйственного управления могут быть предоставлены кредиты банка.
5. Порядок и форма расчетов определяются в договоре между сторонами.
6. Безналичные расчеты между предприятиями производятся:
а) платежными требованиями;
б) аккредитивами;
в) платежными поручениями, включая переводы через предприятия министерств связи;
г) чеками;
д) сводными требованиями;
е) инкассовыми поручениями (распоряжениями на бесспорное списание средств).
При равномерных и постоянных поставках расчеты могут производиться в порядке плановых платежей.
Расчеты между предприятиями и населением за товары и услуги чеками Сберегательного банка СССР или путем списания сумм платежей со счетов по вкладам производятся в порядке, установленном Сберегательным банком СССР.
7. Все платежи со счетов объединений, предприятий и организаций, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежа).
Очередность платежей по обязательствам предприятий, объявленных банками неплатежеспособными, определяется руководителем учреждения банка <*>.
------------------------------------
<*> Управляющий отделением банка, начальник городского управления.
8. Плательщик может оспаривать правильность списания средств путем непосредственного обращения к взыскателю либо к его вышестоящим органам, а в соответствующих случаях - путем предъявления иска.
Претензии к банку, связанные с расчетами, направляются предприятием в обслуживающее его учреждение банка.
В случае нарушения учреждениями банков правил совершения расчетных операций взыскатель и плательщик вправе обжаловать их действия в вышестоящие учреждения банков.
Подача жалобы или предъявление иска не приостанавливают списание средств.
Глава I. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9. При расчетах платежными требованиями, именуемыми в дальнейшем требованиями, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
10. Расчеты требованиями с акцептом и без акцепта плательщиков применяются между предприятиями за отгруженные (отпущенные) товары, выполненные работы и оказанные услуги, а по другим платежам - лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с обязательной ссылкой в требовании на соответствующий нормативный документ, которым установлена эта форма расчетов.
11. Поставщик не вправе предъявлять на инкассо повторные требования по одной и той же отгрузке, за исключением случаев:
- когда имеется извещение о том, что первичное требование в банк плательщика не поступало;
- когда требование выписано на предприятие, в адрес которого переадресован груз;
- когда требование предъявлено покупателю, не являющемуся получателем, в соответствии с п. 243.
Раздел 2. АКЦЕПТ ТРЕБОВАНИЙ
12. Акцепт требований может быть последующим или предварительным.
За плательщиком сохраняется право заявить полный или частичный отказ от акцепта. Об отказе от акцепта плательщик обязан в установленный срок сообщить банку и поставщику с указанием мотивов.
В порядке предварительного акцепта оплачиваются одногородние и иногородние требования по расчетам:
- если такой порядок акцепта предусмотрен договором;
- внешнеторговых организаций Министерства внешней торговли и других министерств и ведомств, имеющих право осуществлять внешнеторговые операции, с заказчиками товаров и услуг по импорту и поставщиками товаров и услуг по экспорту;
- поставщиков экспортных товаров и услуг с генеральными поставщиками оборудования, материалов и услуг для строительства предприятий и сооружений за границей;
- предприятий с территориальными управлениями и их предприятиями за товары, закладываемые в государственный резерв;
- бюджетных организаций и учреждений, включая бюджетные организации Министерства обороны, министерств внутренних дел и комитетов государственной безопасности СССР и союзных республик, с поставщиками и покупателями;
- хозрасчетных предприятий и организаций, имеющих бюджетные счета, с их поставщиками и покупателями в части, относящейся к бюджетным счетам;
- заказчиков с научными и проектными организациями;
- колхозов с их поставщиками и покупателями;
- органов вневедомственной и пожарной охраны министерств внутренних дел;
- сельских и поселковых Советов народных депутатов, партийных и комсомольских органов;
- предприятий, в отношении которых банком применена мера воздействия в соответствии с п. 313.
13. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования в случаях:
а) предъявления требования на незаказанные (не предусмотренные договором) товары или услуги;
б) отгрузки товаров по ненадлежащему адресу;
в) досрочной поставки товаров или оказания услуг без согласия покупателя (заказчика);
г) документально установленной до истечения срока для акцепта недоброкачественности или некомплектности всех товаров;
д) документально установленной до истечения срока для акцепта пониженной сортности (качества) товаров по сравнению с сортностью (качеством) товаров, указанной в документе, удостоверяющем качество товаров, если покупатель (получатель) отказался от принятия этой продукции;
е) документально установленной до истечения срока для акцепта поставки немаркированных или ненадлежаще маркированных товаров, если в связи с этим товары не могут быть использованы или реализованы покупателем (получателем) и последний не имеет возможности замаркировать их или внести изменения в маркировку;
ж) отсутствия утвержденной или согласованной в установленном порядке цены на товары и услуги;
з) предъявления поставщиком требования на ранее оплаченные товары и услуги;
и) предъявления поставщиком бестоварного требования, т.е. требования на товары, фактически не отгруженные или не сданные получателю, а также за услуги, фактически не оказанные;
к) переадресования товаров поставщиком в пути следования;
л) отсутствия указания в требовании или в товарно-транспортном документе обоснования цен на отгруженные или сданные товары.
14. Плательщик имеет право частично отказаться от акцепта требования в случаях:
а) отгрузки наряду с заказанными товарами товаров, которые не заказаны, а также отгрузки товаров в количестве, превышающем заказанное, либо оказания наряду с заказанными услугами услуг, которые не заказаны, а также, если объем услуг превышает заказанный;
б) документально установленной до истечения срока для акцепта недоброкачественности или некомплектности части товаров, недоброкачественности тары, а также пониженной сортности (качества) товаров по сравнению с сортностью (качеством), указанной в товарно-транспортном документе;
в) документально установленной до истечения срока для акцепта поставки части немаркированных или ненадлежаще маркированных товаров, если товары в связи с этим не могут быть использованы или реализованы покупателем (получателем) и последний не имеет возможности замаркировать их или внести изменения в маркировку;
г) отсутствия утвержденной или согласованной в установленном порядке цены на часть товаров или услуг;
д) превышения в требовании установленных цен на товар или тару либо наценок, а также включения в требование неустановленных наценок;

ПРИКАЗ Минрыбхоза СССР от 30.09.1987 n 527 ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА  »
Документы СССР »
Читайте также