ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 31.08.1987 n 361 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1987 г. N 361
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 824 "О совершенствовании деятельности республиканских органов управления" (СП СССР, 1987, N 39, ст. 124) отметили, что реализация курса КПСС на ускорение социально - экономического развития страны, наиболее полное использование преимуществ социалистической системы хозяйствования, демократизацию и обновление всех сторон жизни советского общества требует существенного повышения уровня работы республиканских органов управления. Перестройка управления, радикальная реформа хозяйственного механизма должны быть направлены, как подчеркивалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, на обеспечение органического сочетания общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и территорий.
В период после XXVII съезда КПСС значительно расширены полномочия Советов Министров союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов по обеспечению комплексного развития экономики и социальной сферы. Осуществляются меры по углублению демократических начал в управлении хозяйством республик. Особую роль в этом отношении играют переход на экономические методы управления и усиление хозяйственной самостоятельности основного звена - предприятий и объединений, перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Вместе с тем права республиканских и местных органов используются ими не в полной мере. В работе республиканских и местных органов, являющихся неотъемлемой частью системы управления единым народнохозяйственным комплексом страны, нередко превалируют местнические интересы. Еще не отработан механизм взаимодействия территориальных органов управления с министерствами и ведомствами СССР, с центральными экономическими органами страны. В то же время некоторые центральные учреждения слабо опираются в решении своих задач на территориальные звенья управления.
Сохраняется приверженность к административным методам руководства, сложившимся в условиях экстенсивного развития экономики. В организации управления в союзных республиках не учитывается возрастающая роль социальных факторов, что не позволяет связать воедино процессы производственного и социального развития. Крупным недостатком является нарушение комплексности развития регионов, приводящее в ряде случаев к серьезным перекосам в решении производственных и социальных задач, отставанию в развитии материальной базы социальной сферы.
Медленно совершенствуются организационные структуры управления. В республиках непомерно разросся аппарат управления, неоправданно большим является количество республиканских органов, усложнена их структура. Только в союзных республиках функционирует свыше восьмисот союзно - республиканских и республиканских министерств и ведомств. Все они имеют свои органы на местах, многие из которых работают неэффективно и не оказывают необходимого воздействия на улучшение положения дел. Управление в республиках организовано однотипно, не учитывает масштабов и специфики республики, края, области, копируя, как правило, структуру управления, сложившуюся в центре. В некоторых союзных республиках неоправданно раздроблено административно - территориальное деление.
Многоступенчатость системы управления, дублирование в работе зачастую приводят к мелочной опеке предприятий. Тем самым сковывается творческая инициатива трудовых коллективов.
В целях совершенствования деятельности министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик и местных органов управления, повышения уровня и эффективности их работы в соответствии с возросшими требованиями современного этапа социально - экономического развития страны и во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 824 Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, руководствуясь решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о радикальной реформе управления экономикой, осуществить коренную перестройку работы республиканских и местных органов управления, ускорить переход к системе руководства, обеспечивающего более динамичное наращивание научно - технического и экономического потенциала регионов и отраслей, увеличение вклада каждого министерства и ведомства РСФСР, каждой автономной республики, края, области, городов Москвы и Ленинграда в развитие единого народнохозяйственного комплекса страны, проведение в жизнь сильной социальной политики партии.
Рассматривать перестройку управления - переход к преимущественно экономическим методам руководства и современным организационным структурам управления в качестве первоочередной социально - политической и хозяйственной задачи. Завершить перестройку в основном в 1988 году, с тем чтобы войти в новую пятилетку с отлаженным хозяйственным механизмом.
В указанной работе исходить из того, что каждый орган управления в республике и на местах призван создавать наиболее благоприятные условия для высокопроизводительной деятельности всех трудовых коллективов, обеспечивать неукоснительное претворение в жизнь Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РСФСР
2. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 824 признали необходимым в целях обеспечения более четкого и эффективного взаимодействия общесоюзных, союзно - республиканских, республиканских и местных органов управления, повышения уровня руководства и лучшего сочетания отраслевого и территориального управления народным хозяйством союзных республик пересмотреть и упорядочить состав и функции республиканских и местных органов, привести организационные структуры управления в полное соответствие с возросшей ролью союзных республик, местных Советов народных депутатов и новыми экономическими методами хозяйствования.
При проведении этой работы исходить из следующих основных принципов:
в области организации взаимодействия республиканских,
местных и союзных органов управления
3. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 824 установили, что Советы Министров союзных республик, будучи высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти союзных республик, обеспечивают всестороннее развитие производительных сил, комплексное решение экономических и социальных задач на территории республик, несут ответственность за состояние и развитие их народного хозяйства.
Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы обеспечивают всестороннее развитие производительных сил, комплексное решение экономических и социальных задач на территории автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, несут ответственность за состояние и развитие их народного хозяйства.
В целях создания лучших условий для выполнения указанных функций:
Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам перейти к разработке комплексных планов экономического и социального развития РСФСР, автономных республик, краев, областей и крупных городов, которые должны охватывать развитие всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от их ведомственной подчиненности;
Госплану РСФСР доводить начиная с 1988 года до республиканских и непромышленных союзно - республиканских министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов централизованно выделяемые материальные ресурсы, лимиты капитальных вложений и строительно - монтажных работ на развитие подведомственного им хозяйства в целом без распределения по отраслям и направлениям, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 824 сохранили целевое выделение средств и ресурсов на развитие агропромышленного комплекса, республиканских строительных министерств или госстроев союзных республик. Пункт 4 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 824 "О совершенствовании деятельности республиканских органов управления". 5. Повысить ответственность и заинтересованность Советов Министров автономных республик и исполкомов местных Советов народных депутатов в эффективной работе всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории. В этих целях осуществить перестройку территориального финансово - бюджетного планирования, обеспечить переход к экономическим методам управления финансами регионов, положив в их основу долговременные стабильные экономические нормативы, устанавливающие зависимость местных бюджетов от результатов хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, расположенных на соответствующей территории. Абзац второй пункта 5 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 824 "О совершенствовании деятельности республиканских органов управления". (Абзац третий) Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР принять участие в разработке совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР перечня решаемых за счет средств бюджетов союзных республик и местных бюджетов региональных задач по развитию производственной и социальной инфраструктуры и порядка формирования ресурсов, направляемых на эти цели.
6. Всероссийскому хозрасчетному внешнеторговому объединению при Совете Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам последовательно проводить линию на кардинальное улучшение своей внешнеэкономической деятельности, а Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам - также деятельности расположенных на территории автономных республик, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда предприятий, объединений и организаций вышестоящего подчинения, оказывать им всяческое содействие в развитии экспортной базы и повышении конкурентоспособности продукции, расширении производства товаров и изделий для экспорта и замещения нерационального импорта. Принимать меры к совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, к ускорению перехода от преимущественно торговых связей к глубокой специализации производства, производственной и научно - технической кооперации на основе широкого применения прямых связей и других новых прогрессивных форм хозяйственного взаимодействия предприятий, объединений и организаций с зарубежными партнерами, в первую очередь с предприятиями, объединениями и организациями социалистических стран.
В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей Госплану РСФСР, Всероссийскому хозрасчетному внешнеторговому объединению при Совете Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам активно внедрять экономические методы управления, добиваться всемерного развития и укрепления во внешнеэкономической деятельности хозяйственного расчета, договорных отношений, принципов валютного самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивать рациональное использование валютных средств.
в области промышленности
7. Госплану РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам сконцентрировать внимание республиканских и местных органов управления на решении задач, связанных с непосредственным удовлетворением нужд населения, и прежде всего в товарах народного потребления, повышении их качества, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 17 июля 1987 г. N 824 решили:
сосредоточить руководство предприятиями, объединениями и организациями соответствующих отраслей, как правило, в республиканских и местных органах управления;
осуществить передачу предприятий и объединений союзного подчинения, выпускающих товары, потребляемые в основном внутри республики, в республиканское подчинение, а также части предприятий и объединений республиканского подчинения - в местное подчинение.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам представить до 15 октября 1987 г. в Госплан РСФСР и Министерство финансов РСФСР предложения о передаче указанных предприятий и объединений в республиканское и местное подчинение. Госплану РСФСР и Министерству финансов РСФСР обобщить эти предложения и до 15 ноября 1987 г. представить их в Совет Министров РСФСР.
В целях неукоснительного выполнения заданий Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг РСФСР на 1986 - 2000 годы, ускорения насыщения рынка разнообразными товарами высокого качества и более полного удовлетворения потребностей населения в услугах Советам Министров автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов, используя предоставленные им права, привлекать к активному участию в производстве товаров народного потребления и оказании платных услуг населению все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности, кооперативные предприятия, руководствуясь задачей достижения полной сбалансированности денежных доходов и расходов населения в регионе. При этом всемерно способствовать расширению рационального обмена указанными товарами с другими регионами, а также экономически обоснованному обмену товарами со странами - членами СЭВ, развитию прибрежной и приграничной торговли. Абзац шестой пункта 7 не приводится, как воспроизводящий нормы Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 824 "О совершенствовании деятельности республиканских органов управления". 8. Учитывая, что предприятия, объединения и организации различных министерств и ведомств, расположенные на одной территории, имеют общие интересы в развитии производственной и социальной инфраструктуры, решении научно - технических проблем, бесперебойном снабжении продукцией межотраслевого назначения, повысить роль Советов Министров автономных республик и исполкомов местных Советов народных депутатов в координации решения указанных задач.
В этих целях Советам Министров автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 31.08.1987 n 357 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 Г. n 822  »
Документы СССР »
Читайте также