ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 31.08.1987 n 354 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 Г. n 823 О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1987 г. N 354
О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 17 ИЮЛЯ 1987 Г. N 823
"О ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ
УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 17 июля 1987 г. N 823 (СП СССР, 1987, N 38, ст. 122) отметили, что управление сферой материального производства по отраслевому принципу обеспечило на определенном этапе развития народного хозяйства последовательное укрепление экономического и научно - технического потенциала, рост благосостояния народа, повышение обороноспособности и экономической независимости страны.
В соответствии с решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС существенно изменяются роль и функции министерств и ведомств в управлении отраслями народного хозяйства. Проведение в жизнь экономической стратегии партии по ускорению социально - экономического развития страны, соединение достижений научно - технической революции с плановой экономикой должны осуществляться министерствами и ведомствами преимущественно экономическими методами, путем эффективного применения нового хозяйственного механизма, положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
Система отраслевого управления складывалась постепенно, обретала свои черты в течение нескольких десятилетий. Однако накопившиеся негативные явления и недостатки в организации и методах деятельности министерств и ведомств сдерживают увеличение вклада отраслей в развитие единого народнохозяйственного комплекса, не обеспечивают наиболее полное удовлетворение народнохозяйственных потребностей и спрос населения.
В этом звене системы управления в наибольшей мере проявились бюрократические и узковедомственные методы и стиль руководства, жестко ограничивались права и самостоятельность предприятий и объединений, в результате принципы хозяйственного расчета в основном звене были лишены реального содержания. Взяв на себя функции предприятий, министерства оказались не способными решать свои главные задачи.
Министерствами и ведомствами не обеспечиваются передовые позиции отраслей в научно - техническом развитии. Неудовлетворительно используются имеющийся в них крупный научный потенциал, а также современные формы интеграции науки с производством; эффективность и практическая отдача отраслевой науки остаются низкими. Следствием этого явилось все более заметное отставание в техническом уровне, технологии и качестве продукции от современных требований. Инвестиционная политика не была сориентирована на рациональное использование капитальных вложений. Вместо планомерного проведения технического перевооружения и реконструкции предприятий в неоправданно широких масштабах велось новое строительство.
Крайне неудовлетворительно министерства и ведомства осуществляли работу по росту эффективности производства, повышению рентабельности, сокращению убыточности. Обновление основных производственных фондов происходило недопустимо медленно, уровень использования фондов и коэффициент сменности работы оборудования систематически снижались. Важнейшие технико - экономические показатели работы отраслей - производительность труда, материалоемкость и энергоемкость продукции, ресурсосбережение значительно уступают зарубежному уровню.
Министерства и ведомства не удовлетворяют возрастающие потребности народного хозяйства и населения в продукции отраслей, нередко выступают лишь пассивными исполнителями плановых заданий. Они не добились приоритетного развития новых видов оборудования, изделий и материалов, обеспечивающих высокую эффективность их применения в народном хозяйстве. Увеличение выпуска продукции осуществлялось преимущественно на основе экстенсивных методов развития производства.
Крупным недостатком в деятельности министерств и ведомств является слабое внимание к укреплению в отраслях материальной базы социальной сферы, и прежде всего к ускорению жилищного строительства. Как следствие этого, развитие многих предприятий осуществлялось некомплексно, строительство и расширение производства не сопровождалось созданием объектов социального назначения. В решении этих вопросов не обеспечено эффективное взаимодействие министерств и ведомств с органами управления на местах. В результате возникли диспропорции в формировании производственной и социальной сфер.
В деятельности министерств и ведомств преобладают административные методы руководства, детальное планирование работы предприятий, вмешательство в их оперативную деятельность, что принижает роль предприятий, сдерживает развитие демократических начал в деятельности трудовых коллективов, приводит к неоправданному разбуханию аппарата министерств, дроблению его по отдельным видам производств и функциям, сдерживает развитие инициативы и предприимчивости трудовых коллективов. Структура отраслевого управления стала сложной, громоздкой и многоступенчатой, потеряла свою гибкость. Экономические методы управления реализуются неоправданно медленно. Работа центрального аппарата министерств и ведомств все еще не нацелена на последовательное проведение в жизнь принципов полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.
В руководстве отраслями недостаточно используются демократические формы, значительно снизилась роль коллегий министерств и ведомств. Они не оказывают заметного воздействия на решение принципиальных вопросов развития отраслей и научно - технического прогресса, подбор, расстановку и использование кадров, на ускорение перестройки работы аппарата.
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС определил основные принципы перестройки отраслевого управления, меры по коренному улучшению деятельности министерств, их место и роль в целостной системе руководства народным хозяйством.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 823 Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Министерствам и ведомствам РСФСР сферы материального производства считать главной задачей неуклонное проведение в жизнь экономической стратегии партии на основе ускорения социально - экономического и научно - технического развития отраслей, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной продукции, работах и услугах, повышения эффективности производства и увеличения вклада в рост национального дохода республики, комплексного решения социальных задач. Во всей своей деятельности использовать преимущественно экономические методы управления вместо преимущественно административных, создавать условия для проявления инициативы и предприимчивости трудовых коллективов, развития хозяйственной самостоятельности предприятий, всемерного использования принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Для выполнения этой задачи коренным образом перестроить деятельность, изменить роль и функции министерств и ведомств РСФСР в управлении отраслями, устранить мелочную опеку предприятий, сосредоточив работу прежде всего на следующих основных направлениях:
проведение прогрессивной научно - технической и инвестиционной политики, обеспечивающей решение крупных приоритетных технических проблем отрасли, организацию разработки и применения принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство, их высокий научно - технический уровень, качество и конкурентоспособность, повышение эффективности деятельности отраслевой науки, укрепление ее связей с производством;
осуществление сбалансированного и пропорционального развития отрасли, рационального размещения производства, его комбинирования, определение прогрессивного профиля предприятий отрасли, дальнейшее повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования производства, активизация внешнеэкономической деятельности;
эффективное решение межотраслевых задач на основе тесного взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов и иными органами территориального управления.
РОЛЬ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РСФСР
В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
2. Министерствам и ведомствам РСФСР:
строить свою деятельность на основе государственного пятилетнего плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации экономической политики Партии и Правительства;
на основе преимущественного использования экономических методов управления последовательно проводить в жизнь принципы, определенные Законом СССР о государственном предприятии (объединении), содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов;
осуществлять управление деятельностью подведомственных предприятий, используя исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты. При этом обеспечивать строгую увязку между собой устанавливаемых предприятию исходных данных для планирования;
неуклонно руководствоваться тем, что:
годовые планы разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно исходя из их пятилетних планов и заключаемых хозяйственных договоров. При этом предприятия совместно с министерством, ведомством конкретизируют задания пятилетнего плана, а также решают с соответствующими организациями вопросы материально - технического обеспечения материальными ресурсами и подрядными работами;
проекты пятилетних планов развития отраслей разрабатываются исходя из Основных направлений экономического и социального развития, исходных данных для планирования, доводимых Госпланом РСФСР, а до союзно - республиканских министерств и ведомств РСФСР сферы материального производства - соответствующими министерствами и ведомствами СССР, и на основе планов предприятий (объединений).
Министерства и ведомства РСФСР должны противодействовать монопольным тенденциям в деятельности отдельных предприятий, осуществляя в этих целях мероприятия по преодолению завышения себестоимости и цен, застоя в техническом развитии производства, искусственного ограничения выпуска и сбыта продукции, пользующейся спросом потребителей.
3. В соответствии с основными принципами перестройки отраслевого управления министерствам и ведомствам РСФСР сосредоточить деятельность на выполнении следующих основных функций:
в области планирования и экономики
участие в подготовке совместно с Госпланом РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами предложений к проекту основных направлений экономического и социального развития отрасли на 15 лет, а также в разработке в установленном порядке проектов контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов на предстоящее пятилетие;
разработка для предприятий контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов, стимулирующих эффективное использование предприятиями всех видов ресурсов и достижение высоких конечных результатов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;
изучение и определение народнохозяйственных и внешнеэкономических потребностей в продукции, работах и услугах отрасли;
разработка долгосрочных прогнозов, определение приоритетных направлений развития отрасли;
разработка схем развития и размещения предприятий;
обеспечение при планировании рационального сочетания государственных интересов с интересами отраслей, регионов и предприятий;
развитие прогрессивной производственной структуры, углубление концентрации и специализации, внутри- и межотраслевого кооперирования, улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств;
обеспечение комплексного решения вопросов, связанных с улучшением условий труда, жизни и быта, более полным удовлетворением материальных и духовных потребностей работников отрасли;
в области ускорения научно - технического прогресса,
повышения технического уровня и качества продукции
обеспечение научно - технического развития отрасли, разработка принципиально новых видов продукции, в том числе на конкурсной основе, в соответствии с требованиями потребителей к их техническому уровню и качеству;
широкое использование в производстве наиболее важных высокоэффективных технических новшеств, открытий и изобретений, обеспечивающих ускоренный выход отрасли на передовые рубежи науки и техники, высокую конкурентоспособность продукции;
постоянное повышение технологического уровня производства, качества и технического уровня продукции, планирование ее обновления;
организация разработки научно - технических решений по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, применению безотходных технологий, а также организация разработки прогрессивных норм и нормативов;
эффективное использование научно - технического и производственного потенциала, сокращение сроков создания и освоения новой техники и прогрессивных базовых технологий;
постоянное совершенствование управления, повышение эффективности деятельности подведомственных научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций, укрепление их лабораторно - испытательной и опытно - экспериментальной базы; обеспечение работы межотраслевых научно - технических комплексов;
осуществление работ по стандартизации и унификации продукции отрасли, информационному обслуживанию, а также изобретательской, рационализаторской и патентно - лицензионной работы, изучение и распространение передового опыта;
широкое развитие международного научно - технического сотрудничества, в первую очередь со странами - членами СЭВ;
в области капитального строительства
проведение эффективной инвестиционной политики в соответствии с задачами развития отрасли, оптимальное сочетание государственных централизованных капитальных вложений и капитальных вложений за счет фондов предприятий для производственного и социального развития;
организация разработки на мировом уровне проектов на строительство новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий и объектов;
планирование и организация строительства в нормативные сроки, своевременный ввод в действие предприятий и объектов и освоение новых мощностей;
развитие, укрепление и модернизация отраслевой строительной базы для осуществления хозяйственным способом работ по техническому перевооружению и реконструкции предприятий, строительству жилых домов и других объектов социального назначения;
в области материально - технического
обеспечения и сбыта
создание в тесном взаимодействии с Госпланом РСФСР и Госснабом РСФСР (союзно - республиканские

ЗАКОН РСФСР от 29.07.1971 О ЗДРАВООХРАНЕНИИ  »
Документы СССР »
Читайте также