ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1987 n 872 О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1987 г. N 872
О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что предусмотренные Партией и Правительством меры по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <*>, осуществляются медленно и неполно.
--------------------------------
<*> См. Постановление Совета Министров СССР от 22 февраля 1988 г. N 263, пункт 11.
Не проявляется подлинной, душевной заботы о развитии личности этих детей, их индивидуальных способностей, гражданском становлении, обеспечении социального будущего.
Сложившаяся обстановка терпимости к имеющимся недостаткам в деле воспитания детей в семье, в работе детских интернатных учреждений тормозит искоренение причин, порождающих сиротство - явление, чуждое природе социалистического общества. Это приводит к равнодушию к судьбам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к безнаказанности лиц, пренебрегающих своими родительскими обязанностями и злоупотребляющих гуманностью советского законодательства.
Современные проблемы детей-сирот не стали предметом изучения и анализа партийных комитетов, исполкомов местных Советов народных депутатов, Министерства просвещения СССР, Министерства здравоохранения СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства юстиции СССР, Министерства внутренних дел СССР, а также Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР и Академии медицинских наук СССР.
Государственные учреждения, правоохранительные органы, общественные организации и трудовые коллективы не полностью используют свои возможности в защите прав и интересов этой категории детей, крайне недостаточно ведут работу по укреплению семьи, повышению ответственности родителей за воспитание детей, подготовку их к жизни, труду.
Проблема общественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вызывает озабоченности трудовых коллективов и общественности, не находит должного отражения в печати, других средствах массовой информации.
ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы не создают обстановки всеобщего внимания к работе домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, не принимают действенных мер к коренному улучшению воспитания и обучения находящихся в этих учреждениях детей, созданию надлежащих условий для их всестороннего развития, организации разумного досуга и медицинского обслуживания, не видят политической стороны этого вопроса, слабо используют идейно-нравственный потенциал советского общества и устранение причин, порождающих сиротство.
Из-за слабого контроля партийных, советских органов и прежде всего отделов народного образования и здравоохранения, серьезных упущений в подборе и воспитании кадров, низкой требовательности к ним в работе домов ребенка, детских домов и школ-интернатов имеют место позорные факты антипедагогических действий, ущемления достоинства детей, злоупотреблений, хищений, грубейших нарушений финансовой и трудовой дисциплины, санитарного режима.
Советы Министров союзных республик, Министерство торговли СССР, Центросоюз, Госснаб СССР, Министерство легкой промышленности СССР, Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР неудовлетворительно решают вопросы обеспечения детских учреждений качественными и в надлежащем ассортименте продуктами питания, добротной одеждой и обувью, мебелью, инвентарем, оборудованием, транспортными средствами, канцелярскими товарами и игрушками.
Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, осуществляющие строительство домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, не обеспечивают своевременное освоение даже тех незначительных средств, которые выделяются на эти цели. Исполкомы местных Советов народных депутатов слабо объединяют усилия предприятий и организаций, трудовых коллективов, не используют их возможности для укрепления материально-технической базы этих детских учреждений.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать важнейшей задачей государственных органов и общественных организаций воспитание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание всех необходимых условий для их всестороннего и гармоничного развития, надежной защиты интересов таких детей, их профессиональной подготовки и гражданского становления на основе социальной справедливости, гарантированной социалистическим обществом.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ всемерно развивать и укреплять общественно-государственную систему воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кардинально изменить отношение к их нуждам и запросам, взять под строгий контроль работу детских интернатных учреждений, навести в них порядок, добиться качественных перемен в работе, создать обстановку всеобщего внимания и повседневной заботы об этих детях.
Повысить персональную ответственность руководителей органов просвещения и здравоохранения, профессионально-технического образования, учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений за воспитание и обучение детей-сирот, обеспечение их социального будущего, не допускать формального, бюрократического отношения к их судьбам, проявления к ним черствости, бездушия, давать этим фактам принципиальную партийную оценку.
2. Создать Советский детский фонд имени В.И. Ленина - всесоюзную массовую организацию, объединяющую усилия отдельных граждан, трудовых коллективов, учреждений, общественных организаций и творческих союзов, призванную всемерно развивать ленинские традиции бережного, заботливого отношения к детям.
Считать главными задачами Фонда: оказание всесторонней помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-инвалидам; координацию деятельности попечительских советов; повышение роли семьи в воспитании детей; усиление внимания общества к делу воспитания подрастающего поколения; контроль за соблюдением законодательства по вопросам защиты прав и интересов детей; объединение государственных, общественных средств и личных взносов граждан в целях создания дополнительных возможностей для укрепления материально-технической базы детских учреждений, организации досуга и всестороннего развития детей; активное привлечение деятелей науки, культуры и искусства к идейному, нравственному, эстетическому воспитанию подростков; пропаганду педагогических знаний среди широких кругов трудящихся; участие в международных акциях по оказанию помощи детям других стран, пострадавшим в результате войн, стихийных бедствий и эпидемий; содействие развитию взаимопонимания, дружбы, доверия и международного сотрудничества детей в борьбе за мир.
3. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Министерству здравоохранения СССР совместно с Советами Министров союзных республик с учетом специфики детских учреждений и учебных заведений определить конкретные меры по коренному улучшению воспитания находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, искоренению формализма и казенщины в организации их жизни, формированию у них высоких нравственных качеств и культуры поведения, коммунистических убеждений и советского патриотизма. Обеспечить единство воспитательного процесса в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, добиваясь органической слаженности и преемственности в работе педагогических коллективов.
В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы сосредоточить усилия педагогических коллективов детских домов и школ-интернатов на постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создавать необходимые условия для дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися, помогать им успешно овладевать знаниями, своевременно получать среднее образование.
4. Министерству просвещения СССР обеспечить организацию индивидуальной учебной работы с воспитанниками интернатных учреждений, усилить контроль за ее проведением.
Ввести с 1 сентября 1987 г. в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
наполняемость классов и воспитательных групп для учащихся 1 - 8 (9) классов - до 25 человек;
наполняемость классов и воспитательных групп для учащихся 9 - 10 (10 - 11) классов - до 20 человек.
Установить, что общеобразовательные школы - интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуются в установленном порядке: в составе 1 - 8 (1 - 9) классов - при наличии не менее 200 детей на одну школу - интернат и в составе 1 - 10 (11) классов - при наличии не менее 240 учащихся на одну школу-интернат.
5. Министерству просвещения СССР совместно с Советами Министров союзных республик рассмотреть вопрос о создании для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ряда региональных специализированных средних школ-интернатов с углубленным изучением отдельных учебных предметов, отраслей знаний, видов искусства и спорта в составе 9 - 10 (10 - 11) классов.
6. Министерству просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР, министерствам просвещения и здравоохранения союзных республик, краевым, областным, городским и районным отделам народного образования и здравоохранения совместно с партийными и советскими органами обеспечить проведение в 1988 году аттестации всех директоров и заместителей директоров детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также главных врачей домов ребенка. Назначать на эти должности лучших специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом работы, сохраняя за ними размер заработной платы по прежнему месту работы, если он был выше.
7. Министерству просвещения СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР организовать начиная с 1988 года на базе педагогических институтов отделения по подготовке воспитателей для работы в детских домах и школах-интернатах.
Повышать роль учителей, воспитателей, всех работников детских интернатных учреждений в создании высоконравственной психологической обстановки в детских коллективах этих учреждений, установлении правильных этических взаимоотношений между воспитанниками и педагогами. Проявлять больше чуткости, отзывчивости и доброты к детям, внимания к их внутреннему миру и духовным запросам. Считать необходимым ввести в каждом детском доме, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должности психолога и музыкального руководителя, а в детских домах (кроме дошкольных) при наличии 5 - 7 групп - должность библиотекаря.
8. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с другими министерствами и ведомствами СССР обеспечить улучшение внеклассной и внешкольной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов, полнее использовать имеющийся в стране и за рубежом опыт по организации общественного воспитания детей, оставшихся без родителей.
Совместно с ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту и Советами Министров союзных республик шире привлекать к этой работе общественность, передовиков производства, молодежь предприятий, учреждений и студентов вузов. Проводить всесоюзные, республиканские, краевые и областные смотры учебно-воспитательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имея в виду объединить усилия школ, учреждений культуры, творческих союзов, спортивных и других общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации в улучшении постановки всей работы с детьми в этих учреждениях.
9. В целях приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к достижениям советского и зарубежного искусства, воспитания и развития у них музыкальных, художественных и других способностей и дарований Министерству культуры СССР, Государственному комитету СССР по кинематографии, Союзу писателей СССР, Союзу композиторов СССР, Союзу художников СССР, Союзу кинематографистов СССР, Союзу журналистов СССР и Союзу театральных деятелей СССР совместно с Министерством просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ систематически проводить в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах концерты, выставки изобразительного и других видов искусства, творческие встречи с писателями, журналистами, поэтами, композиторами, художниками, театральными деятелями и артистами кино.
Художественному фонду СССР по согласованию с органами народного образования практиковать безвозмездную передачу домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, средним профессионально-техническим училищам произведений изобразительного и прикладного искусства, выполненных советскими художниками.
10. Советам Министров союзных республик освободить от платы за обучение в спортивных, художественных и музыкальных школах, школах искусств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и в средних профессионально-технических училищах. Создавать филиалы этих школ непосредственно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Установить для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, единый билет, дающий право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси).
Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и утвердить по согласованию с Министерством культуры СССР, Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, Государственным

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОБРАБОТКЕ И РОЗЛИВУ ПИТЬЕВЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД (утв. Минздравом СССР 30.07.1987 n 4416-87)  »
Документы СССР »
Читайте также