ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 816 О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСПЛАНА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 816
О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ
ГОСПЛАНА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что плановое управление экономикой как единым народнохозяйственным комплексом является важнейшим завоеванием и преимуществом социализма, главным инструментом реализации экономической политики партии. С ним неразрывно связаны все достижения в развитии советской экономики, науки и культуры, повышении благосостояния народа.
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС на основе глубокого анализа развития народного хозяйства на современном этапе выработал программу радикальной реформы управления экономикой. Важнейшей органической частью ее осуществления Пленум определил коренную перестройку всей системы планирования.
Сложившаяся система планирования не соответствует новым требованиям и пришла в противоречие с задачами и условиями развития народного хозяйства на современном этапе. Она стала тормозом на пути перехода к экономическим методам управления, создания механизма ускорения, обеспечивающего развитие народного хозяйства преимущественно за счет качественных факторов. В плановой работе и деятельности Госплана СССР возникли серьезные недостатки, широкое развитие получили явления, не совместимые с плановым хозяйством. Были ослаблены научные основы разработки плана, усилился субъективистский подход к решению крупных народнохозяйственных проблем. Стал подрываться основополагающий принцип планирования - сбалансированность и пропорциональность развития, образовались крупные диспропорции в доходах и расходах государства и в денежном обращении.
Снизилась плановая дисциплина, массовый характер приобрели корректировки планов. Широкое распространение получила практика принятия многочисленных постановлений, предусматривающих решение отдельных отраслевых и региональных вопросов без учета реальных возможностей экономики. Все это ослабляло мобилизующую роль плана и его влияние на происходящие в стране экономические процессы, усиливало негативные тенденции в народном хозяйстве.
Госплан СССР стал на путь чрезмерной централизации в планировании, подмены деятельности министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, начал принимать на себя решение частных, оперативных вопросов, обрастать диспетчерскими функциями. Его усилия были сосредоточены главным образом на вопросах годового планирования в ущерб более глубокой проработке пятилетних планов и решению стратегических задач. Планы экономического и социального развития слабо базировались на крупных достижениях научно - технического прогресса, не обеспечивали опережающего роста наукоемких производств, ускорения технической реконструкции народного хозяйства. Недостаточно настойчиво проводилась линия на ресурсосбережение.
В практике плановой работы сложилась явная недооценка развития социальной сферы. Ресурсы на эту цель предусматривались, как правило, по так называемому остаточному методу. Процессы производственного и социального развития не увязывались в планах воедино. Серьезные недостатки стали накапливаться в размещении производительных сил, нарушался принцип комплексного развития отдельных регионов, что во многом явилось следствием низкого уровня территориального планирования.
Значительные просчеты были допущены в планировании внешнеэкономической деятельности. На протяжении многих лет оставалась практически неизменной и даже ухудшалась структура экспорта и импорта.
Существенно ослабла организующая роль Госплана СССР в совершенствовании хозяйственного механизма. В его подходах к планированию преобладали такие методы, которые ограничивали инициативу трудовых коллективов, снижали их ответственность за достижение высоких результатов и в конечном счете направляли развитие экономики по экстенсивному пути. Не получили должного применения в планировании современные экономико - математические методы и вычислительная техника. Снизилась требовательность к подбору и расстановке кадров плановых органов, их профессиональному уровню.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом КПСС курса на ускорение социально - экономического развития страны требует коренной перестройки планирования, решительного устранения накопившихся недостатков, усиления роли и ответственности плановых органов, и прежде всего Госплана СССР. Исходя из принципиальных установок июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о создании целостной, эффективной и гибкой системы управления, необходимо на основе творческого применения принципов подлинного демократического централизма радикально изменить формы и методы планового руководства, привести их в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
Предстоит повысить качество и организующую роль плана, поднять его авторитет, существенно улучшить содержание и стиль работы плановых органов, реализовать на деле ленинское указание о превращении Госплана СССР в научно - экономический штаб страны.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать главным в деятельности всех плановых органов, и прежде всего Госплана СССР, неуклонное проведение в жизнь выработанной партией стратегии на ускорение социально - экономического развития страны на основе всемерного использования достижений научно - технического прогресса, интенсификации общественного производства, проведения активной структурной и инвестиционной политики с целью достижения нового качества экономического роста и благосостояния советских людей.
Осуществить решительный переход в организации всей плановой работы от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Обеспечить условия для деятельности предприятий на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, повысить в ходе разработки планов заинтересованность предприятий (объединений) и организаций в наиболее полном использовании своих резервов и возможностей для увеличения выпуска и повышения качества продукции, роста эффективности производства и дальнейшего его развития.
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
И РАСШИРЕНИЕ ЕЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
2. Для усиления планового воздействия на развитие народного хозяйства признать необходимым коренным образом изменить систему формирования государственных планов, повысить действенность централизованного планирования, решительно раздвинуть границы хозяйственной самостоятельности предприятий (объединений) и организаций в соответствии с новыми условиями их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации управления с тем, чтобы трудовые коллективы на деле стали активными творцами планов, в которых органически сочетаются интересы государства, предприятий как социалистических товаропроизводителей и личные интересы каждого работника.
Обеспечить существенное повышение научного уровня планирования на основе глубокого анализа происходящих в народном хозяйстве процессов, учета требований объективных экономических законов социализма и программных установок КПСС. Расширить горизонт планирования, добиваться тесной взаимосвязи в разработке планов на всех уровнях управления, четкой ориентации плановых показателей на достижение высоких конечных результатов общественного производства, наиболее полное удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства и населения.
Для оптимального сочетания перспективного и текущего планирования, его непрерывности и преемственности осуществить переход к разработке системы планов, включающей в себя Основные направления экономического и социального развития СССР на 15 лет и Государственный пятилетний план экономического и социального развития СССР с распределением заданий по годам.
3. В целях последовательного воплощения в планах экономической стратегии партии, определения принципиальных путей и средств ее осуществления разрабатывать в качестве исходной хозяйственно - политической платформы перспектив народного хозяйства Концепцию экономического и социального развития СССР на 15-летний период.
Концепция должна содержать набор приоритетов и целей развития экономики, определять направления структурной и инвестиционной политики, научно - технического прогресса, рубежи социального развития, задачи повышения образовательного и культурного потенциала, поддержания обороноспособности страны.
Проект Концепции экономического и социального развития СССР должен опираться на Комплексную программу научно - технического прогресса СССР, Комплексную программу научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, государственные целевые научно - технические программы межотраслевого характера, долговременные народнохозяйственные программы, социально - экономические, научно - технические, региональные разработки министерств, ведомств СССР, союзных республик и ВЦСПС, а также научные исследования и демографические прогнозы.
Проект Концепции экономического и социального развития СССР разрабатывается Госпланом СССР совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Академией наук СССР с привлечением ведущих научно - исследовательских центров, крупных ученых и специалистов. Активное участие в подготовке Концепции принимают постоянные органы Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами.
Проект Концепции вносится на рассмотрение Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР не позднее чем за два года до начала очередного пятилетия.
Одобренная Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР Концепция служит научно обоснованной программой для подготовки проекта Основных направлений экономического и социального развития СССР. Через каждые пять лет с учетом происходящих в народном хозяйстве процессов и возникающих перед страной новых задач Концепция уточняется, дорабатывается и продлевается на очередное пятилетие.
4. Установить, что Основные направления экономического и социального развития СССР призваны материализовать в конкретных цифрах и заданиях экономическую стратегию партии, определять на 15-летний период темпы, пропорции, структуру общественного производства, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов, приоритетные научно - технические направления и решение социальных задач.
Основные направления разрабатывать с распределением по пятилетиям и предусматривать на первую пятилетку развернутые по годам адресные показатели развития народнохозяйственных комплексов, отраслей и союзных республик.
Проект Основных направлений разрабатывается Госпланом СССР с участием центральных экономических органов, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, ВЦСПС и вносится в Совет Министров СССР за полтора года до очередной пятилетки. В ходе подготовки проекта Госплан СССР тесно взаимодействует с постоянными органами Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами и привлекает к этой работе ведущие объединения, предприятия, проектные и научно - исследовательские организации.
Одобренный в установленном порядке проект Основных направлений выносится на всенародное обсуждение и служит исходной базой для разработки очередного пятилетнего плана.
5. Установить, что государственный пятилетний план экономического и социального развития является главной формой реализации целей и задач, предусмотренных в Основных направлениях, и организации всей хозяйственной деятельности министерств, ведомств, союзных республик, местных органов, предприятий (объединений) и организаций. Он определяет важнейшие показатели, пропорции, эффективность народного хозяйства.
Коренным образом перестроить принципы организации разработки пятилетних планов и состав утверждаемых в них показателей, имея в виду усилить их антизатратный характер. Повысить ответственность Госплана СССР, постоянных органов Совета Министров СССР по руководству народнохозяйственными комплексами, центральных экономических органов, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, местных органов, предприятий (объединений) и организаций за качество разработки пятилетних планов, их сбалансированность и обоснованное распределение показателей по годам.
6. В целях создания необходимых условий для развития творческой инициативы трудовых коллективов и максимального использования их возможностей и резервов для увеличения производства и повышения его эффективности обеспечить расширение демократических основ формирования государственного пятилетнего плана. В этих целях существенно повысить роль основного звена во всей системе планирования, строго руководствуясь положением Закона СССР о государственном предприятии (объединении) о том, что свои пятилетние планы предприятия (объединения) разрабатывают и утверждают самостоятельно.
Госплану СССР в соответствии с одобренным проектом Основных направлений экономического и социального развития СССР разрабатывать и не позднее чем за год до начала очередной пятилетки доводить до министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик исходные данные планирования как основу для формирования пятилетнего плана: контрольные цифры, государственные заказы, стабильные экономические нормативы и лимиты. Министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик, исходя из задач удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, обеспечения внутриотраслевой и региональной сбалансированности производства и повышения его эффективности, с учетом специфики предприятий (объединений) и организаций, доводят до них в месячный срок исходные данные планирования в качестве основы для формирования пятилетних планов: контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты.
При этом исходить из того, что:
а) контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера, не должны сковывать трудовой коллектив при разработке плана, должны оставлять ему широкий простор для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров. Контрольные цифры включают показатель производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров, прибыль (доход), валютную выручку, наиболее важные общие показатели научно - технического прогресса и показатели развития социальной сферы. В период освоения нового хозяйственного механизма и завершения перехода на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость и самофинансирование в состав контрольных цифр могут включаться также показатели производительности труда и материалоемкости продукции. Выполнение заказов и договоров является главнейшим критерием оценки деятельности предприятий (объединений) и организаций и материального

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 822 О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛА СТАТИСТИКИ В СТРАНЕ  »
Документы СССР »
Читайте также