ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 820 ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 820
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ
СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
В соответствии с решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой необходимо осуществить радикальную реформу ценообразования и превратить цены в действенный инструмент ускорения социально - экономического развития, повышения эффективности общественного производства, широкого использования экономических методов управления, укрепления хозяйственного расчета.
Действующая система ценообразования сложилась в условиях экстенсивного развития экономики, в ней накопились крупные недостатки и диспропорции, которые привели к снижению роли цены как одного из активных экономических рычагов в руководстве народным хозяйством. Цены на практике выполняли в основном учетно - расчетные функции, не создавали условия для улучшения хозяйственного механизма, повышения эффективности производства и ресурсосбережения.
Цены на многие виды продукции не отражают общественно необходимых затрат на их производство и реализацию, не полностью учитывают потребительские свойства и качество изделий, не оказывают регулирующего воздействия на сбалансированность спроса и предложения. Они оказывают крайне слабое воздействие на повышение качества продукции, ускорение научно - технического прогресса и обновление производственных фондов, недостаточно эффективно применяются для стимулирования достижения высоких конечных результатов предприятий и объединений.
Сложившийся подход к ценообразованию в значительной мере основывается на принципе возмещения индивидуальных затрат предприятий и позволяет им получать прибыль, не зависящую от эффективности хозяйствования. Это создает возможность и прямую заинтересованность в завышении цен, условия для увеличения стоимостных объемов и улучшения оценочных показателей без реального роста продукции и эффективности производства, тормозит реализацию курса на проведение режима экономии.
Был нарушен принцип управления системой цен как единым целым, допускались серьезные несоответствия в уровне оптовых, закупочных и розничных цен на многие виды продукции, тарифов на услуги, что приводило к необоснованным противоречиям между общегосударственными и хозрасчетными интересами объединений и предприятий.
Экономически неоправданные подходы к ценообразованию привели к возникновению, быстрому росту дотаций на производство и реализацию самых различных видов продуктов и услуг.
Значительные перекосы сложились в уровне розничных цен на промышленные и продовольственные товары. Это явилось одной из существенных причин диспропорции между спросом и предложением на рынке товаров и услуг, образования убыточности в народном хозяйстве, искусственного дефицита одних товаров, ограничения спроса на другие и реализации ряда товаров по непомерно высоким ценам, порождало негативные явления в сфере обращения и снижение покупательной способности рубля.
Система цен формировалась в значительной мере в отрыве от уровня мировых цен, не учитывала экономические интересы страны в эффективном использовании международного разделения труда и преимуществ социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, что затрудняло правильную оценку эффективности внешнеэкономических связей и искажало их действительные результаты.
Государственный комитет СССР по ценам и его органы на местах не проводили линию на усиление роли цен и тарифов в управлении экономикой и совершенствовании хозяйственного механизма и сосредоточивали свою деятельность на решении второстепенных задач.
В практике ценообразования сложилась необоснованная централизация в установлении цен и тарифов на подавляющее большинство видов продукции, товаров и услуг. Такой подход фактически отстранял потребителей от процесса ценообразования, снижал требования к производителю продукции, порождал бюрократизм и медлительность в установлении цен, безответственное отношение к их разработке со стороны многих министерств и ведомств, а также многочисленные факты утверждения необоснованного уровня цен и нарушений государственной дисциплины их применения.
В новых условиях хозяйствования необходимо решительно покончить с недооценкой роли ценообразования в управлении народным хозяйством.
В целях приведения системы цен в соответствие с современными требованиями развития народного хозяйства и превращения ценообразования в действенный рычаг реализации экономической и социальной политики партии Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Осуществить радикальную реформу системы ценообразования, взаимоувязанную перестройку оптовых, закупочных, розничных цен и тарифов как единого целого. Главной задачей перестройки считать создание качественно новой системы цен, ориентированной на интенсификацию общественного производства, широкое использование экономических методов управления, укрепление хозяйственного расчета и самофинансирования в целях ускорения социально - экономического развития страны.
Система цен должна стать объективным измерителем затрат труда и результатов хозяйственной деятельности, важным фактором формирования прогрессивных пропорций в развитии народного хозяйства, структуры платежеспособного спроса населения и роста его реальных доходов.
Реформа цен должна оздоровить обстановку в народном хозяйстве, создать лучшие условия для борьбы за эффективность производства, ресурсосбережения, качества продукции.
2. Перестройку ценообразования на современном этапе развития экономики осуществить исходя из следующих основных требований:
последовательного отражения в ценах общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции, ее потребительских свойств, качества и платежеспособного спроса, более полного учета платы за трудовые и природные ресурсы, расходов на охрану окружающей среды;
придания ценам противозатратного характера, повышения их стимулирующей роли в ускорении научно - технического прогресса и улучшении качества продукции, создании новой техники, ресурсосбережении, снижении материалоемкости и энергоемкости продукции, широком использовании малоотходных и безотходных технологий;
перехода к планированию цен и тарифов как составной части пятилетних планов в целях более полного отражения в ценах задач и условий развития народного хозяйства в планируемом периоде и достижения стабильности экономических нормативов;
обеспечения экономических предпосылок для сбалансированности в народном хозяйстве натурально - вещественных и стоимостных пропорций, сокращения излишних перераспределительных процессов и неоправданных масштабов дотаций;
создания экономически обоснованных условий для повышения действенности хозяйственного расчета и самофинансирования во всех отраслях народного хозяйства, широкого применения принципа платности за производственные фонды, трудовые, природные и другие ресурсы;
преодоления тенденции к росту цен на основе развития экономического соревнования, состязательности предприятий, ликвидации дефицита и любых видов монополизма, давления на производителя со стороны потребителя;
обеспечения демократизации, оптимального сочетания стабильности и гибкости в установлении цен на продукцию и услуги на основе широкого использования экономических методов при одновременном усилении централизованных начал в управлении всем процессом ценообразования;
существенного повышения роли потребителя в определении цен, организации действенного контроля за правильностью и обоснованностью установления и применения цен на всех уровнях хозяйственного управления;
обеспечения соответствия политики розничных цен задачам повышения реальных доходов населения, более полного осуществления принципов социальной справедливости.
3. С целью приведения системы цен в соответствие с требованиями нового хозяйственного механизма, усиления воздействия цен и тарифов на рост эффективности общественного производства осуществить в кратчайшие сроки пересмотр всей системы цен и тарифов, позволяющий на их основе разработать план экономического и социального развития на тринадцатую пятилетку и обеспечить комплексное использование принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования во всех отраслях народного хозяйства.
Разработать и ввести в действие новые оптовые цены на промышленную продукцию, тарифы на услуги транспорта и связи с 1 января 1990 г., а сметные цены и расценки в строительстве, закупочные цены в сельском хозяйстве с 1 января 1991 г.
4. При пересмотре оптовых цен в промышленности исходить из следующего:
отразить в новых ценах общественно необходимые затраты, предусмотреть в них более полную оценку живого труда, сырья и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. Формировать цены в соответствии с перспективами развития народного хозяйства на тринадцатую пятилетку и с учетом снижения издержек производства, ускорения роста производительности труда. Устранить экономически необоснованную убыточность и разнорентабельность производства и реализации продукции, максимально сократить государственные дотации;
улучшить соотношение оптовых цен на продукцию добывающих и обрабатывающих отраслей, взаимозаменяемые виды топлива (уголь, газ, мазут, бензин и дизельное топливо), черные и цветные металлы, пластмассы, натуральные и синтетические материалы, лесопродукцию, строительные материалы и другие взаимозаменяемые виды промышленной продукции. В полной мере отразить в новых оптовых ценах народнохозяйственную эффективность использования современных достижений науки и техники, сбережения природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Ликвидировать убыточность угольной промышленности по отрасли в целом. Установить цены на топливно - сырьевые ресурсы с учетом активизации ресурсосбережения и обеспечения их устойчивости до 2000 года. Обеспечить необходимую дифференциацию цен по районам добычи с учетом различий горно - геологических условий;
установить оптовые цены на продукцию машиностроения, исходя из необходимости стимулирования обновления ее номенклатуры, создания и освоения техники принципиально новых поколений, систем машин и механизмов, соответствующих лучшим мировым образцам, в частности автоматических и роторных линий, роботизированных комплексов, сложного энергетического и другого оборудования. Сформировать экономически обоснованные ценностные соотношения на аналогичную и функционально однородную промышленную продукцию. Усилить экономическую заинтересованность машиностроительных предприятий и объединений в повышении комплектности производимой продукции. Не допускать неоправданного роста цен без существенного улучшения технико - экономических параметров и эффективности новой продукции. Снизить оптовые цены на основные виды электронной техники, а также на отдельные виды продукции приборостроения и других наукоемких производств, обеспечивающих широкую автоматизацию и электронизацию отраслей народного хозяйства;
повысить при определении оптовых цен на новую продукцию машиностроения ответственность и заинтересованность проектно - конструкторских организаций и заказчиков за разработку и освоение эффективных технических решений. Признать целесообразным по мере перехода научно - исследовательских, проектно - конструкторских организаций на работу в условиях самофинансирования устанавливать договорные цены на конечный продукт их деятельности - результаты научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, научно - технические услуги по внедрению и другие виды работ аналогичного назначения. Уровень этих цен определяется заказчиком и исполнителем в зависимости от эффективности, качества научно - технической продукции и сроков выполнения работ;
предусмотреть в оптовых ценах на промышленные и продовольственные товары народного потребления значительное усиление заинтересованности предприятий - изготовителей в выпуске более широкого и разнообразного ассортимента изделий высокого качества и сокращение неоправданных перераспределительных процессов и масштабов государственных дотаций;
обеспечить экономически обоснованное сближение соотношений цен по группам и видам продукции с мировыми ценами, учитывая при этом ее технико - экономические параметры и качество, создать условия для широкого развития взаимовыгодных внешнеэкономических связей на основе прогрессивных сдвигов в структуре внешней торговли, международной специализации и кооперации производства.
Существенно повысить уровень научного и технико - экономического обоснования цен на новые высокоэффективные виды изделий. Отказаться от сложившейся практики установления поощрительных надбавок к оптовым ценам с временным режимом действия и особым порядком распределения и учитывать эффективность производства и применения продукции в уровнях новых оптовых цен. Сохранить при этом применение скидок с оптовых цен на продукцию, аттестованную по первой категории качества.
При пересмотре оптовых цен формировать их уровень в первую очередь исходя из эффективности, качества, технико - экономических характеристик и потребительских свойств продукции, отказаться от использования базовых фактических затрат как главной основы определения цен.
Считать недопустимым использование механизма ценообразования для необоснованного завышения цен и получения объединениями, предприятиями и организациями прибыли (дохода), не связанных с реальным вкладом трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности. Не учитывать в ценах и тарифах повышенные затраты, вызванные технической отсталостью, а также недостатками в организации производства и бесхозяйственностью.
5. Осуществить пересмотр тарифов на грузовые перевозки в целях обеспечения эффективного использования всех звеньев транспортной системы в народном хозяйстве, рационализации перевозок и снижения на этой основе транспортных издержек. Создать экономические условия для оптимального распределения грузов между отдельными видами транспорта и равновыгодность перевозок по видам грузов на различные расстояния с целью обеспечения лучшего обслуживания потребителей, устранить убыточность перевозок отдельных видов грузов.
Усилить стимулирование тарифами внедрения в транспортную систему страны новых высокоэффективных перевозочных средств и прогрессивных способов доставки грузов с высокой степенью их сохранности, наиболее полного использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств.
Предусмотреть возможность создания тарифами экономической заинтересованности для переориентации грузопотоков в зависимости от складывающейся ситуации в народном хозяйстве и появления новых технических решений в транспортировке грузов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 818 О ПЕРЕСТРОЙКЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССНАБА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ  »
Документы СССР »
Читайте также