ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 818 О ПЕРЕСТРОЙКЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССНАБА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 818
О ПЕРЕСТРОЙКЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССНАБА СССР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что реализация решений XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о радикальной реформе управления экономикой требует коренной перестройки материально - технического обеспечения, которое должно стать органической частью целостной системы управления народным хозяйством и обеспечивать эффективное и устойчивое развитие всей экономики, каждого объединения и предприятия, рациональное использование материальных ресурсов.
Действующая система снабжения и сбыта не отвечает возросшим требованиям развития народного хозяйства, громоздка и консервативна, пришла в противоречие с задачами по повышению эффективности производства.
Планирование и распределение материальных ресурсов чрезмерно централизованы, усложнены и не обеспечивают необходимой сбалансированности производства и потребления. В этих условиях тормозится развитие подлинно хозрасчетных отношений между изготовителями и потребителями, гибких форм снабжения, оперативное решение вопросов материально - технического обеспечения.
Не получили широкого применения прямые длительные хозяйственные связи между предприятиями, они устанавливаются сверху, часто нарушаются и во многом носят формальный характер. Принижена роль договоров в установлении и углублении хозяйственных связей. Они не стали действенным инструментом формирования планов, исходя из конкретных заказов потребителей, обеспечения сбалансированности производства и потребления.
Не получила развития такая прогрессивная форма материально - технического обеспечения, как оптовая торговля. В результате производство недостаточно сориентировано на удовлетворение конкретного спроса, значительные объемы материальных ресурсов расходуются на выпуск продукции, не удовлетворяющей покупателей.
Сложившаяся система снабжения не нацелена на ресурсосбережение и более полное использование вторичного сырья. Не обеспечивается эффективное управление материальными запасами, в которые предприятиями необоснованно отвлечено из хозяйственного оборота значительное количество ресурсов. В то же время органы Госснаба СССР не располагают достаточными материальными резервами для обеспечения стабильной работы народного хозяйства.
Госснаб СССР не уделял необходимого внимания совершенствованию хозяйственного механизма, опирался преимущественно на административные методы управления, недостаточно использовал хозрасчетные принципы в организации своей деятельности.
Территориальные органы Госснаба СССР не выступают в качестве важнейшего звена в системе обеспечения потребителей материальными ресурсами. Они слабо защищают интересы потребителей от диктата производителя.
Действует много неэффективных ведомственных снабженческо - сбытовых контор и баз, дублирующих работу органов Госснаба СССР и отвлекающих большое количество рабочей силы.
Научно - исследовательские институты Госснаба СССР не проводят необходимых разработок в области новейших форм и методов организации материально - технического обеспечения народного хозяйства, работают с низкой эффективностью.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что коренная перестройка системы материально - технического обеспечения, решительное устранение имеющихся недостатков, приведение ее в соответствие с новыми требованиями являются необходимым условием повышения действенности всего руководства народным хозяйством.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать важнейшей народнохозяйственной задачей создание эффективной и мобильной системы материально - технического обеспечения для последовательной реализации курса партии на ускорение социально - экономического развития страны, при этом осуществить решительный переход в течение 4 - 5 лет от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам - к оптовой торговле средствами производства. Установить, что реализация средств производства, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, осуществляется по лимитам.
Радикально изменить формы и методы организации материально - технического обеспечения, создать условия для эффективной деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования и привести их в полное соответствие с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
Система снабжения материальными ресурсами должна обеспечивать приоритет потребителя в хозяйственных отношениях, создавать условия для повышения сбалансированности материальных ресурсов и воздействовать на производство и потребление с целью снижения затрат и повышения потребительских свойств продукции.
Основные принципы перестройки
материально - технического обеспечения
2. Положить в основу перестройки материально - технического обеспечения решительный переход от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам на оптовую торговлю средствами производства, рациональное сочетание централизованных начал с широким развитием демократических принципов организации материально - технического обеспечения. Усилить заинтересованность и ответственность всех звеньев народного хозяйства за полное и своевременное удовлетворение потребности общественного производства. Исходить из того, что система материально - технического обеспечения включает в себя:
оптовую торговлю средствами производства;
централизованное распределение материальных ресурсов.
Оптовая торговля средствами производства как перспективная и прогрессивная форма материально - технического обеспечения осуществляется по заказам потребителей без лимитов и фондов. Она наиболее полно отвечает деятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования и должна всемерно развиваться. Исходить из того, что переход на оптовую торговлю осуществляется поэтапно и она должна стать основной формой материально - технического обеспечения предприятий, содействовать взаимовыгодному сотрудничеству трудовых коллективов, усилению прямых связей между изготовителями и потребителями и лучшему насыщению рынка продукцией производственно - технического назначения.
В централизованном порядке распределяется продукция, имеющая первостепенное значение для формирования темпов и пропорций общественного производства, решения ключевых задач развития экономики и роста народного благосостояния. Распределение этой продукции производится по лимитам (фондам). Отказаться от чрезмерной детализации сверху номенклатуры продукции, поставляемой в порядке централизованного распределения. Предоставить предприятиям большую самостоятельность в конкретизации ассортимента, потребительских свойств и сроков поставки продукции на договорных началах, а также в выборе поставщиков.
Исходить из того, что по мере развития и углубления новых методов хозяйствования сфера централизованно распределяемых материальных ресурсов должна сокращаться.
Определить, что по прямым связям материально - техническое обеспечение предприятий осуществляется ими самостоятельно по продукции, реализуемой по прямым безлимитным заказам, а также по централизованно распределяемой продукции.
Эффективное функционирование системы материально - технического обеспечения в новых условиях хозяйствования, рациональное сочетание ее форм требуют тесного взаимодействия и координации работы плановых органов, органов Госснаба СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик. На этой основе должна быть повышена сбалансированность планов производства и материально - технического обеспечения, достигнуто устойчивое и бесперебойное снабжение предприятий, экономия ресурсов и сокращение производственных запасов в народном хозяйстве.
3. Обеспечить органическую связь различных форм организации материально - технического снабжения. При этом исходить из того, что:
номенклатура важнейших видов продукции, имеющей народнохозяйственное значение, определяется Госпланом СССР и доводится в форме государственных заказов;
номенклатура изделий, конкретизирующая состав государственного заказа, определяется в хозяйственных договорах, заключаемых предприятиями - изготовителями с предприятиями - потребителями или с органами материально - технического обеспечения;
продукция, производимая предприятиями самостоятельно по прямым связям с потребителями, реализуется на условиях, предусмотренных договорами между ними.
4. Установить, что в условиях нового хозяйственного механизма существенно повышается роль и ответственность министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, Госснаба СССР и его органов на местах за обеспечение производственной программы предприятий ресурсами и удовлетворение потребностей народного хозяйства. В связи с этим Госснаб СССР и его органы совместно с министерствами и ведомствами обязаны обеспечить:
глубокое изучение и выявление потребности в материальных ресурсах, необходимых для производства продукции, и прежде всего в соответствии с государственными заказами;
размещение на предприятиях в соответствии с выявленными потребностями заказов на изготовление этой продукции;
повышение обоснованности разработки планов распределения продукции;
налаживание долговременных устойчивых и эффективных хозяйственных связей между потребителями и производителями продукции, а также между предприятиями и органами материально - технического обеспечения.
Предприятия в соответствии со своей специализацией и профилем, стоимостью всей продукции, предусмотренной расчетно как основы для заключения договоров, обязаны обеспечивать производство продукции, необходимой для выполнения государственных заказов и для реализации ее путем оптовой торговли, включая также продукцию по номенклатуре, планируемой самостоятельно в соответствии с прямыми заказами потребителей.
5. Считать необходимым перестроить порядок снабжения предприятий материальными ресурсами и привести его в соответствие с новыми условиями хозяйствования.
Для обеспечения производства продукции, работ и оказания услуг, предусмотренных в планах предприятий, министерства, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и территориальные органы Госснаба СССР доводят до них лимиты (фонды) на те виды материальных ресурсов, которые распределяются в централизованном порядке. Указанные лимиты (фонды) до министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик доводятся Госпланом СССР и Госснабом СССР.
Материальные ресурсы для оптовой торговли определяются по заказам предприятий (объединений) и организаций территориальными органами Госснаба СССР. Территориальные органы с этой целью формируют потребности в соответствующих ресурсах, которые обеспечиваются органами, разрабатывающими балансы материальных ресурсов, и выделяются через Госснаб СССР.
Повышение роли балансовой работы в организации
материально - технического обеспечения
6. Превратить материальные балансы и планы распределения продукции в главный инструмент организации материально - технического обеспечения в новых условиях хозяйствования, качественно повысить уровень всей балансовой работы в народном хозяйстве.
В соответствии с народнохозяйственной значимостью отдельных видов продукции Госплану СССР совместно с Госснабом СССР устанавливать перечни материальных балансов и планов распределения продукции, разрабатываемых ими, а также министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик, и обеспечивать тесное взаимодействие в процессе подготовки этих балансов и планов.
Осуществлять при их разработке глубокое изучение потребностей народного хозяйства в целом, его отдельных отраслей и производств. Предусматривать в материальных балансах и планах распределения использование прогрессивных материалов, машин, оборудования и изделий, отвечающих мировому уровню, результатов внедрения в производство ресурсосберегающих технологий, масштабное вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья и энергоресурсов, а также снижение производственных запасов за счет ускорения их оборачиваемости. Предусматривать в балансах резервы, необходимые для устойчивой работы отраслей народного хозяйства.
7. В целях усиления роли потребителей в формировании планов, широкого развития прямых хозяйственных связей между предприятиями кардинально изменить систему разработки материальных балансов и планов распределения.
Перейти к составлению материальных балансов и планов распределения в Госплане СССР, Госснабе СССР, министерствах и ведомствах по укрупненной номенклатуре, имея в виду, что эти балансы и планы должны служить основой для обеспечения общей сбалансированности потребностей народного хозяйства и его важнейших комплексов и отраслей с имеющимися ресурсами.
Детализация укрупненной номенклатуры продукции, предусмотренной в материальных балансах и планах распределения, осуществляется предприятиями самостоятельно. На этой основе предприятия разворачивают работу с поставщиками продукции, взаимно согласовывают ассортимент, технические и потребительские свойства продукции и заключают договоры на ее поставку.
Министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик активно участвуют в этой работе, рассматривают все возникающие вопросы, принимают меры к предупреждению диспропорций между производством и потреблением, несут полную ответственность за безусловное удовлетворение требований потребителя по поставке необходимой для него продукции.
8. Важнейшие народнохозяйственные материальные балансы и планы распределения продукции разрабатываются Госпланом СССР и Госснабом СССР на базе государственных заказов.
При подготовке материальных балансов и планов распределения Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик должны исходить из всемерного развития оптовой торговли и предусматривать необходимые ресурсы для этой цели.
9. Министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик для обеспечения подведомственных предприятий сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями разрабатывают балансы в отраслевом и территориальном разрезе, а также принимают участие в формировании Госпланом СССР и Госснабом СССР балансов по кооперированным поставкам продукции.
В условиях повышения роли предприятий в планировании производства и развитии поставок по прямым связям с потребителями Госснабу СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик передавать разработку балансов и планов распределения продукции предприятиям, которые являются основными ее изготовителями.
10. Усилить взаимодействие

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 824 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ  »
Документы СССР »
Читайте также