ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.07.1987 n 817 О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ В СТРАНЕ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 817
О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИМ
ПРОГРЕССОМ В СТРАНЕ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом партии стратегического курса на ускорение социально - экономического развития советского общества, обеспечение выхода страны на передовые научно - технические рубежи, подъем народного благосостояния требует осуществления крупных мер по повышению темпов научно - технического прогресса, проведения глубокой перестройки системы управления развитием науки и техники.
В стране создан мощный научно - технический потенциал, который позволяет решать многие сложные народнохозяйственные задачи. Вместе с тем эффективность его использования еще явно недостаточна. Как отмечалось на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, научно - технический прогресс в стране затормозился. По ряду важнейших направлений допущено отставание, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно - технической революции. Продолжают иметь место факты, когда даже самые прогрессивные технические идеи не находят практической реализации. Нередко при наличии собственных разработок, обеспечивающих высокий технический уровень, конкурентоспособность советской техники и технологии на мировом рынке, неоправданно заимствуются зарубежные технические решения.
Основная причина такого положения состоит в том, что научно - технический прогресс не включен органически во все экономические процессы.
Государственный комитет СССР по науке и технике не осуществляет целеустремленной, настойчивой работы по формированию совместно с другими органами государственного управления действенного экономического механизма, обеспечивающего активизацию академической, вузовской и отраслевой науки, усиление взаимодействия науки с производством, постоянное ускорение темпов научно - технического прогресса.
Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике, другие центральные экономические ведомства в своей практической деятельности не проводят курс на увеличение производства наукоемкой продукции. Научные прогнозы Академии наук СССР недостаточно глубоко обосновывают влияние научно - технического прогресса на развитие народного хозяйства.
В результате этого планы экономического и социального развития не в полной мере опираются на широкое использование научно - технических достижений и не оказывают должного воздействия на развитие новых направлений научно - технического прогресса.
Ускорение научно - технического прогресса до сих пор не стало главной задачей министерств, ведомств, объединений и предприятий. Развитие отраслей народного хозяйства, многих объединений, предприятий, научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций слабо увязано со стратегическими целями научно - технического прогресса. Многие головные институты, заняв в отраслях монопольное положение, препятствуют внедрению разработок, выполненных в академических учреждениях и вузах, в других отраслевых институтах, зачастую тормозят использование предложений изобретателей.
Крайне медленно решаются вопросы укрепления материальной и опытно - экспериментальной базы науки, развития научного приборостроения, всей системы обслуживания научно - технической деятельности. Не налажена четкая система сбора, анализа, обобщения и использования информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники.
В управлении научно - техническим прогрессом недостаточно используется творческая активность трудящихся. Изобретательская и рационализаторская деятельность не координируется с насущными задачами повышения технического уровня и эффективности производства, качества выпускаемой продукции. Многие важные изобретения не получают своевременного отражения в планах экономического и социального развития и не реализуются.
Плохо используются возможности международного научно - технического сотрудничества. В работе по реализации Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года отсутствует творческий, новаторский подход, обеспечивающий динамичное развитие сотрудничества с организациями и предприятиями социалистических стран в области науки и техники.
Перестройка руководства народным хозяйством во многом зависит от эффективного управления научно - техническим прогрессом. В то же время Государственный комитет СССР по науке и технике медленно перестраивает свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. В его работе преобладает решение текущих вопросов, нередко узкоотраслевого характера, не определяющих общегосударственную стратегию научно - технического развития. Неоправданно большое внимание к оперативному регулированию хода выполнения чрезмерно разросшегося числа научно - технических программ не позволяет Комитету сосредоточивать усилия на ключевых вопросах формирования и практического осуществления единой государственной научно - технической политики, проведении аналитической оценки развития науки и техники, решении крупных межотраслевых научно - технических проблем, координации деятельности отраслей в разработке стратегии технического развития.
Имеются серьезные недостатки в подготовке научных кадров, а также в кадровом обеспечении Государственного комитета СССР по науке и технике.
В целях повышения роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно - техническим прогрессом в стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать главным в деятельности Государственного комитета СССР по науке и технике неуклонное претворение в жизнь стратегии партии по ускорению социально - экономического развития страны на основе эффективного использования возможностей научно - технической революции.
Первостепенное внимание уделять определению приоритетных направлений научно - технического прогресса, решению крупных научно - технических межотраслевых проблем, организации разработки принципиально новой техники, технологии и материалов, осуществлению контроля за научно - техническим уровнем отраслей народного хозяйства, соответствием производства лучшим мировым достижениям, формированием сети научно - исследовательских, проектно - конструкторских и технологических организаций.
Сосредоточить деятельность Государственного комитета СССР по науке и технике на разработке совместно с центральными экономическими ведомствами, другими органами государственного управления и постоянном совершенствовании такого экономического механизма, который давал бы возможность обеспечивать неуклонное повышение технического уровня общественного производства, укрепление и эффективное использование научно - технического потенциала в условиях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций, их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования и повышения ответственности министерств и органов управления крупными народнохозяйственными комплексами за развитие научно - технического прогресса.
Государственный комитет СССР по науке и технике должен систематически осуществлять научно - техническое прогнозирование, обеспечивать концентрацию ресурсов академической, вузовской и отраслевой науки на приоритетных направлениях научно - технического прогресса, руководство государственной системой научно - технической информации, углубление научно - технического сотрудничества со странами - членами СЭВ, развитие изобретательства и рационализации.
Совершенствование формирования и реализации
перспективных направлений научно - технического
прогресса
2. Считать Комплексную программу научно - технического прогресса СССР на 20 лет важнейшим предплановым документом, основой для долгосрочного и пятилетнего планирования в полном соответствии с экономической стратегией КПСС.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР и Госстрою СССР осуществить меры по коренному совершенствованию разработки Комплексной программы научно - технического прогресса СССР на 20 лет, повысить научную обоснованность наиболее перспективных направлений ускорения научно - технического прогресса и социально - экономического развития страны, содержащихся в ней технико - экономических оценок важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники, выводов и предложений об их использовании в народном хозяйстве, предусматривая при этом несколько вариантов, путей и средств решения поставленных задач. При разработке Комплексной программы обеспечивать более четкую конкретизацию рекомендаций на ближайший пятилетний период.
Для участия в разработке Комплексной программы научно - технического прогресса СССР на 20 лет привлекать ведущие научные организации, крупных ученых и специалистов. Работа над Комплексной программой должна проводиться постоянно, ее необходимо уточнять и обновлять каждые 5 лет. Комплексная программа представляется в Совет Министров СССР, а также в Госплан СССР и постоянные органы Совета Министров СССР не позднее чем за 3 года до начала очередной пятилетки.
3. В целях повышения научной обоснованности планов экономического и социального развития и более полного учета в них новейших достижений науки и техники для обеспечения коренных сдвигов в структуре и техническом уровне производства, повышения его эффективности Государственный комитет СССР по науке и технике на основе Комплексной программы научно - технического прогресса СССР на 20 лет представляет в Госплан СССР конкретные предложения к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет, активно участвует в их разработке.
4. Государственному комитету СССР по науке и технике с участием Академии наук СССР, постоянных органов Совета Министров СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечивать выбор и обоснование приоритетных направлений научно - технического прогресса.
Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике ответственность за своевременное и эффективное развитие работ по приоритетным направлениям научно - технического прогресса, за опережающее развитие отечественной науки и техники по этим направлениям в сравнении с мировым уровнем.
Коренным образом перестроить работу по отбору, формированию и реализации научно - технических программ.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР и Академии наук СССР разрабатывать с участием постоянных органов Совета Министров СССР, министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР государственные целевые научно - технические программы межотраслевого характера, предусматривающие создание принципиально новой техники, технологии и материалов и решение крупных научно - технических проблем, имеющих революционизирующее значение для развития экономики, выхода отечественного производства на высший мировой уровень. Перечень государственных целевых научно - технических программ определяется при разработке проекта Концепции экономического и социального развития СССР. Эти программы используются при подготовке проектов Основных направлений экономического и социального развития СССР, пятилетних планов и при формировании Госпланом СССР, министерствами, ведомствами и Советами Министров союзных республик контрольных цифр и государственных заказов. Пункт 5 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 6. Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике руководство межотраслевыми научно - техническими комплексами (МНТК).
Государственному комитету СССР по науке и технике обеспечить приоритетное развитие научно - технических направлений, закрепленных за МНТК, контролировать соответствие уровня их исследований и разработок высшим мировым достижениям и перспективным тенденциям развития науки и техники, совместно с Академией наук СССР, соответствующими министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик обеспечить коренное улучшение их деятельности. Активно участвовать в формировании Госпланом СССР целевых заданий по развитию этих комплексов как самостоятельных объектов в соответствующих разделах государственных планов экономического и социального развития СССР, а также по широкому использованию в народном хозяйстве результатов их разработок.
7. Считать важнейшей задачей Государственного комитета СССР по науке и технике работу по реализации Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года и разработку мероприятий по ее развитию.
Государственный комитет СССР по науке и технике несет ответственность за организацию работы по выполнению в целом по стране Комплексной программы научно - технического прогресса стран - членов СЭВ, организует и координирует научные исследования и разработки, проводимые министерствами, ведомствами и организациями СССР по проблемам и заданиям этой программы совместно с соответствующими организациями стран - членов СЭВ; принимает решения по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны; совместно с Госпланом СССР формирует специальные разделы государственных планов экономического и социального развития СССР для реализации заданий, предусмотренных программой.
8. В целях своевременного освоения производства принципиально новых видов техники, технологии и материалов, созданных в соответствии с государственными целевыми научно - техническими программами, Комплексной программой научно - технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, а также реализации в народном хозяйстве важнейших разработок межотраслевых научно - технических комплексов, академической и вузовской науки, крупных изобретений, имеющих общегосударственное значение, Государственному комитету СССР по науке и технике осуществлять с участием Академии наук СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, министерств и ведомств СССР формирование государственных заказов по развитию науки и техники, представлять в Госплан СССР предложения по их размещению и включению в проекты государственных планов экономического и социального развития СССР, контролировать их исполнение.
Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике представлять в Совет Министров СССР заключения по проектам государственных планов экономического и социального развития СССР о том, насколько в них учтены достижения науки и техники и перспективные тенденции их развития.
9. Госплану СССР и Государственному комитету СССР по науке и технике формировать в составе государственных планов экономического и социального развития СССР государственные заказы на развитие опытно - экспериментальных баз межотраслевых научно - технических комплексов, а также организаций

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.07.1987 n 825 ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ  »
Документы СССР »
Читайте также