ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.07.1987 n 825 ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1987 г. N 825
ОБ УСИЛЕНИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Осуществление выработанного XXVII съездом партии курса на ускорение социально-экономического развития страны, реализация решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по коренной перестройке управления экономикой требуют повышения роли человеческого фактора, дальнейшей активизации социальной политики, создания эффективной системы мотивов и стимулов, побуждающей всех работников плодотворно трудиться на общее благо. От этого в решающей степени зависят подъем экономики, достижение качественно нового уровня благосостояния народа, всестороннее развитие каждого советского человека.
В стране произошли глубокие социальные преобразования. Утвердился социалистический образ жизни, обеспечены широкие социальные гарантии граждан, улучшаются условия труда, полнее удовлетворяются потребности в жилье, медицинском обслуживании, образовании и культуре.
Вместе с тем за годы последних пятилеток в развитии социальной сферы обострился ряд проблем, проявились негативные явления и нарушения социальной справедливости, замедлился рост благосостояния советских людей. В распределении материальных благ и услуг усилились уравнительные тенденции, что порождало иждивенчество, отрицательно влияло на количество и качество труда, снижало стимулы повышения его производительности. Денежные доходы росли быстрее, чем розничный товарооборот и платные услуги, что привело к увеличению неудовлетворенного платежеспособного спроса населения.
Образовались диспропорции в развитии производства и социальной сферы. Острой остается жилищная проблема. Недооценивались назревшие вопросы укрепления материальной базы социально - культурных отраслей, особенно на селе. Возникли перекосы в развитии социальной сферы отраслей и регионов, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока.
Не координируется на государственном уровне решение демографических проблем. В отдельных трудоизбыточных районах страны неудовлетворительно организована работа по вовлечению в общественное производство незанятого населения в трудоспособном возрасте.
Крупные недостатки сохраняются в области труда и его оплаты. Организация труда не отвечает современным требованиям научно-технического прогресса, новым условиям хозяйствования. Низкими темпами сокращается применение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Значительная часть работников трудится во вредных для здоровья условиях, медленно снижается производственный травматизм. Упал престиж высококвалифицированного труда рабочих, инженеров и других специалистов. Нарушились обоснованные соотношения в заработной плате работников различной квалификации и отраслей.
Механизм управления и планирования социального развития и труда по-прежнему остается несовершенным, маловосприимчивым к изменяющимся условиям производства, требованиям эффективного хозяйствования, быстро растущим потребностям трудящихся.
В решении социальных вопросов преобладает некомплексный, узковедомственный подход. Центральные экономические ведомства, министерства СССР, Советы Министров союзных республик, местные органы не заняли активной позиции в осуществлении социальной политики, их деятельность в этой области не скоординирована. Выделяемые на развитие социально-культурной сферы финансовые и материальные ресурсы распыляются, используются неэффективно. Необоснованно принижалась роль трудовых коллективов в решении многообразных социальных задач, искусственно ограничивались их права.
Госкомтруд СССР как центральный орган управления по вопросам труда, заработной платы и социального обеспечения неудовлетворительно использует свои возможности. Зачастую в ущерб решению важнейших проблем народнохозяйственного значения занимается частными, оперативными вопросами, подменяет министерства и ведомства.
Партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органы не проявляют должной принципиальности и настойчивости в решении насущных социальных проблем.
Последовательное проведение активной социальной политики связано с осуществлением во всех звеньях народного хозяйства действенных мер, направленных на ускорение развития социальной сферы, придание ей современного облика, преодоление сложившегося здесь отставания. Для этого необходим коренной поворот всех органов управления и трудовых коллективов к решению социальных вопросов.
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Руководствуясь установками XXVII съезда партии и решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о приоритетном развитии социальной сферы и достижении качественных сдвигов в благосостоянии советских людей, осуществить перестройку системы управления трудом и социальным развитием в неразрывной связи с переходом на новые методы хозяйствования, полный хозрасчет, самофинансирование, с расширением демократии.
Считать необходимым повысить эффективность руководства процессами социального развития в народном хозяйстве, обеспечить сочетание общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и работников, создать условия для полной реализации положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
I. Основные направления перестройки системы управления
трудом и социальным развитием
2. Исходя из высшей цели экономической стратегии партии, необходимо повысить научную обоснованность разработки социальных программ и их роль в формировании перспективных и текущих государственных планов экономического и социального развития. Обеспечивать комплексный подход и пропорциональное развитие всех звеньев социальной сферы, наиболее полное использование социальных факторов роста производства и производительности труда, создать систему эффективной занятости населения, кардинально улучшить использование трудовых ресурсов.
Поднять уровень всей работы по прогнозированию и планированию социального развития и повышению народного благосостояния, исходя из всестороннего учета изменений в потребностях людей, специфических интересов и запросов различных слоев и социальных групп населения.
Для более глубокого обоснования стратегии решения социальных задач считать необходимым разрабатывать Комплексную программу социального развития и повышения народного благосостояния на 15 лет как важнейший инструмент прогнозирования и планирования на перспективу.
Комплексная программа должна предусматривать основные направления, пути и методы осуществления задач, связанных с реализацией активной социальной политики, включая проблемы труда, реальных доходов населения, заработной платы и общественных фондов потребления, цен и налогов, наиболее полного удовлетворения жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей населения, развития материальной базы социальной сферы.
Установить, что Комплексная программа социального развития и повышения народного благосостояния разрабатывается Госкомтрудом СССР и ВЦСПС с участием Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств не позднее чем за 3 года до начала новой пятилетки. На основе этой программы Госкомтруд СССР разрабатывает предложения по указанным вопросам к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет и к проекту государственного пятилетнего плана экономического и социального развития страны, непосредственно участвует в подготовке этих документов.
3. Учитывая важнейшее значение проблем народонаселения, активизировать работу по проведению эффективной демографической политики, подняв ее на общегосударственный уровень. Обеспечивать широкую разработку и последовательное осуществление социально - экономических мер по развитию народонаселения, улучшению положения женщин, молодежи, престарелых, по формированию семей, сохранению и укреплению здоровья населения.
Особое внимание обратить на осуществление мер в области народонаселения в районах со сложной демографической обстановкой, а также с высокой занятостью женщин и дефицитом трудовых ресурсов. Плановые задания по развитию народного хозяйства, совершенствованию его структуры, размещению производительных сил органически увязывать с решением проблем народонаселения.
Считать целесообразным разрабатывать в составе Комплексной программы социального развития и повышения народного благосостояния прогнозы роста и изменения структуры населения страны, улучшения использования трудовых ресурсов, достижения полной занятости населения, а также организовать подготовку региональных программ по народонаселению с учетом демографических особенностей районов.
4. Обеспечить широкое применение в управлении научно обоснованных социальных нормативов, положив их в основу планирования развития социальной сферы. Эти нормативы должны стать критерием оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и важным инструментом распределения ресурсов между ее отраслями и регионами, исходя из социальных приоритетов.
Считать обязательным соблюдение социальных нормативов при создании новой техники и технологии, проектировании, строительстве новых и реконструкции действующих предприятий и производств, улучшении организации и условий труда, а также при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды.
Госкомтруду СССР, Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Академии наук СССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам организовать разработку указанных социальных нормативов и использовать их при составлении Комплексной программы социального развития и повышения народного благосостояния, подготовке предложений к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 15 лет и к проекту государственного пятилетнего плана экономического и социального развития страны.
5. Установить, что важнейшим условием реализации выработанной активной социальной политики является создание материально - технической базы социально-культурных отраслей, соответствующей высшему мировому уровню. При формировании планов на всех уровнях управления предусматривать приоритетное и целенаправленное выделение ресурсов и средств на развитие отраслей, обеспечивающих скорейшее решение жилищной проблемы, укрепление здоровья человека, повышение его образовательного и культурного уровня, удовлетворение духовных потребностей. Решительно искоренять "остаточный" подход к выделению ресурсов на развитие социальной сферы.
Полнее использовать различные источники финансирования развития отраслей социальной сферы с учетом их специфики. При формировании планов на всех уровнях предусматривать выделение средств на решение задач социального развития, ликвидацию отставания в жилищном и социально-культурном строительстве.
В условиях полного хозрасчета и самофинансирования последовательно проводить линию на то, что трудовые коллективы должны зарабатывать средства для социального развития. На основе эффективной загрузки высокопроизводительного оборудования, перехода на многосменный режим работы использовать высвобожденные капитальные вложения, предназначенные для сооружения производственных объектов, на развитие материально-технической базы социально-культурной сферы.
Активнее использовать средства населения для расширения кооперативного и индивидуального жилищного строительства, особенно в сельской местности. Привлекать на заемной основе личные сбережения трудящихся на финансирование строительства социально-культурных объектов.
6. Признать необходимым значительно укрепить научную и информационную базу управления социальным развитием. Поднять на качественно новый уровень исследования по социальным проблемам, образу жизни, труду и улучшить использование научных разработок в практической деятельности. Осуществить меры по углублению теоретического анализа социальных процессов и повышению комплексности научных разработок, расширению социологических исследований и социальной статистики, улучшению координации деятельности научных учреждений.
В целях изучения и использования общественного мнения систематически проводить опросы населения по важнейшим социально-экономическим темам. Считать целесообразным создать Всесоюзный центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР. Работу по изучению общественного мнения проводить в тесном взаимодействии с Госкомстатом СССР и его органами.
Для усиления социальной ориентированности руководящих кадров и специалистов предусмотреть меры по значительному расширению социологического образования в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
II. Повышение эффективности труда и усиление
стимулирующей роли его оплаты
7. Считать важнейшей народнохозяйственной задачей резкое повышение производительности труда - основы укрепления могущества страны, повышения благосостояния советского народа.
Осуществлять глубокие качественные преобразования в содержании и характере труда, в полной мере использовать для этого достижения научно-технического прогресса, организационные и экономические рычаги.
Неуклонно повышать авторитет труда как самой главной ценности социалистического общества. Всемерно возвышать человека труда, добиваться того, чтобы его общественное признание и материальное благополучие определялись только трудом.
8. Обеспечивать последовательную реализацию советскими гражданами права на труд, добиваться полной и эффективной занятости трудоспособного населения.
Улучшить прогнозирование потребностей и источников обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами, осуществление организованного набора рабочих. Создавать благоприятные условия для приобщения к общественному труду ветеранов, домашних хозяек, студентов и учащихся. Всемерно поощрять развитие кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.
Установить, что Госкомтруд СССР разрабатывает проекты планов распределения и перераспределения работников между отраслями народного хозяйства и союзными республиками и участвует в разработке планов по размещению производительных сил страны.
Признать необходимым, чтобы балансы трудовых ресурсов, рабочих мест и кадров, а также планы по труду и кадрам разрабатывались Госпланом СССР совместно с Госкомтрудом СССР.
Возложить на Госкомтруд СССР и его органы на местах ответственность за обеспечение полной занятости, организацию системы трудоустройства, подготовку и профориентацию работников, высвобождаемых с действующих предприятий, из организаций и учреждений в результате ускорения научно-технического прогресса и введения новых условий хозяйствования.
Госкомтруду СССР совместно с Советами Министров союзных республик разрабатывать и реализовывать

ПРИКАЗ Госкомиздата СССР от 16.07.1987 n 368 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ГАЗЕТ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ  »
Документы СССР »
Читайте также