ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда СССР от 14.11.1991 n 76 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 1991 г. N 76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Министерство труда и социальных вопросов СССР постановляет:
1. Утвердить в качестве рекомендуемых Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий, разработанных центром организации труда государственного концерна "Казавтотранс" под методическим руководством центрального бюро нормативов Всесоюзного центра производительности совместно с научно - производственным объединением "Главмосавтотранс" и нормативно - исследовательскими станциями Министерства угольной промышленности СССР и "Главмосгортранса" Мосгорисполкома.
Установить срок их действия до 1997 года.
2. Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий рекомендуются для применения на автотранспортных предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности.
3. С введением в действие Межотраслевых нормативов численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий признать утратившими силу Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений и предприятий издания 1988 года.
4. Центральному бюро нормативов по труду Всесоюзного центра производительности обеспечить контроль за изданием сборника "Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий" в соответствии с тематическим планом издания.
Первый заместитель Министра
труда и социальных вопросов СССР
В.КОЛОСОВ



МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ
И СЛУЖАЩИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сборник содержит нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий. Нормативы рекомендуются для расчета и обоснования плановой численности руководителей, специалистов и служащих при составлении штатных расписаний в автотранспортных предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности.
Сборник разработан центром организации труда государственного концерна "Казавтотранс" при участии научно - производственного объединения "Главмосавтотранс", нормативно - исследовательских станций Министерства угольной промышленности СССР и "Главмосгортранса" Мосгорисполкома под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду Всесоюзного центра производительности.
Нормативы утверждены Постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. N 76.
1. Общая часть
1.1. Межотраслевые нормативы численности предназначены для расчета и обоснования плановой численности руководителей, специалистов и служащих при составлении штатных расписаний автотранспортных предприятий.
1.2. В основу разработки нормативов численности положены:
фотографии (самофотографии) рабочего времени;
технические расчеты;
технико - экономические показатели и данные о численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий;
результаты анализа организации труда и мероприятий по ее совершенствованию.
1.3. Наименования функции управления, должностей руководителей, специалистов и служащих и содержание работ, выполняемых ими, указаны в соответствии со схемами должностных окладов, утвержденными Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115, с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, Москва, Экономика, 1989 г., и Квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта, утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 193 от 6 апреля 1988 года.
1.4. В сборнике нормативы численности установлены для следующих функций:
1.4.1. Общее руководство.
1.4.2. Технико - экономическое планирование.
1.4.3. Организация труда и заработной платы.
1.4.4. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность.
1.4.5. Материально - техническое снабжение.
1.4.6. Комплектование и подготовка кадров.
1.4.7. Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.
1.4.8. Эксплуатационная служба.
1.4.9. Техническая служба.
1.4.10. Служба безопасности движения.
1.4.11. Контроль пассажирского автотранспорта.
1.4.12. Обслуживание населения по заказам на перевозку.
1.4.13. Медицинское обслуживание и профилактический осмотр работников.
1.4.14. Гражданская оборона.
1.5. Нормативы численности систематизированы в таблицах, где наряду с числовыми значениями приведены формулы, по которым рассчитываются нормативы численности в зависимости от принятых факторов.
1.6. Нормативные таблицы рассчитаны для грузовых автотранспортных предприятий. Для смешанных автотранспортных предприятий, автобусных и таксомоторных парков установлены поправочные коэффициенты к нормативам численности, которые приводятся после нормативных таблиц.
1.7. Приведенные в таблицах числовые значения с указанием "до" следует понимать "включительно".
1.8. Общая нормативная численность руководителей, специалистов и служащих в целом по предприятию определяется путем суммирования нормативов по функциям управления с округлением до целого числа. При определении нормативной численности по функциям управления округление до целого числа не производится. Пример расчета численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий приводится в Приложении 1.
1.9. Нормативы численности определены в зависимости от следующих показателей (факторов): количество автомобилей в приведенных единицах; коэффициент выпуска автомобилей на линию; среднесписочная численность работающих; режим работы автомобилей; нормативная численность рабочих по ремонту подвижного состава; среднесписочная численность водителей; количество автобусов на балансе; объем доходов за автотранспортные услуги, оказанные населению.
1.10. При расчете нормативной численности величина факторов, влияющих на нормативы численности, определяется по плановым показателям за год, на которые утверждается штатное расписание, кроме коэффициента выпуска автомобилей на линию и режима работы автомобилей, которые определяются по отчету за предыдущий год.
Количество автомобилей в приведенных единицах принимается с учетом поправочных коэффициентов, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 ноября 1986 г. N 481/26-130.
1.11. Нормативы численности рассчитаны для централизованных автотранспортных предприятий, находящихся на одной территории. При наличии автоколонн, удаленных от основной базы, норматив численности может быть увеличен по функциям:
- "Бухгалтерский учет и финансовая деятельность" на одного человека на две автоколонны;
- "Эксплуатационная служба" на одного человека на одну автоколонну;
- "Техническая служба" на одного человека на одну автоколонну, если в автоколонне осуществляется ремонт подвижного состава.
1.12. Настоящие нормативы не распространяются на работников автотранспортных предприятий по междугородным перевозкам, транспортно - экспедиционных и погрузочно - разгрузочных предприятий.
1.13. Если фактическая численность руководителей, специалистов и служащих меньше, чем предусмотрено настоящими нормативами, и при этом в результате применения прогрессивных методов организации труда и средств организационной техники обеспечивается нормальная работа предприятия, то сохраняется фактическая численность.
1.14. В случае производственной необходимости руководитель предприятия в пределах общей нормативной численности руководителей, специалистов и служащих может увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет уменьшения (увеличения) по другой, а также ввести функции или должности, не охваченные сборником.
1.15. При внедрении прогрессивных форм организации труда руководитель предприятия может уменьшать численность руководителей, специалистов и служащих до необходимой.
2. Организация труда
2.1. Эффективность труда руководителей, специалистов и служащих в значительной степени зависит от правильного определения их численности и согласованной, взаимосвязанной работы как в масштабе служб, так и в масштабе предприятия. Согласованность в работе определяется, в свою очередь, характером производственных связей.
2.2. В целях улучшения производственных связей между работниками следует:
2.2.1. Определить целесообразный минимум информации для каждой должности, необходимой для учета, анализа, регулирования и контроля работы функциональных и линейных подразделений.
2.2.2. Установить перечень производственных вопросов, которые должны решать руководители предприятия.
2.2.3. Определить круг вопросов, решаемых функциональными подразделениями, руководителями подразделений, специалистами и техническими исполнителями, в соответствии с должностными инструкциями.
2.2.4. Выбрать технические средства, обеспечивающие в кратчайшие сроки поиск, прием и передачу информации.
2.2.5. Определить содержание и последовательность анализа информации (документов) исполнителями.
2.3. Деятельность руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий регламентируется должностными инструкциями, разработанными в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и Квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта.
2.4. Основными условиями рациональной организации труда являются:
2.4.1. Правильная расстановка работников по структурным подразделениям, выполняющим одноименную функцию (например, численность работников по функции "Техническая служба" распределяется между отделами: техническим, технического контроля, централизованного управления производством, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и ремонтными мастерскими).
2.4.2. Кооперация работников разных родственных функций в одном структурном подразделении (например, сочетание работы по функции "Технико - экономическое планирование" и "Организация труда и заработной платы").
2.4.3. Введение должностей ответственных исполнителей (ведущий инженер, старший инспектор по кадрам и т.д.), если функция не может быть совмещена с другой в одном структурном подразделении (например, функция "Комплектование и подготовка кадров").
2.5. Рациональная организация рабочих мест руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий является одним из важнейших условий повышения производительности труда.
Для создания рациональной организации рабочего места необходимо:
2.5.1. На основании должностной инструкции и перечня выполняемых работ обеспечить работников необходимой справочной и технической документацией.
2.5.2. Оборудовать рабочее место организационной техникой, средствами механизации управленческого труда.
2.5.3. Рабочие места в служебных помещениях необходимо размещать с учетом взаимосвязей работников в процессе трудовой деятельности и последовательности выполняемых ими работ.
2.5.4. Площадь рабочего места должна соответствовать действующим санитарным нормам, т.е. следует принимать из расчета 4 кв. м на одного работника.
2.5.5. Мебель для оснащения рабочих мест должна удовлетворять функциональным, гигиеническим, психофизиологическим и эстетическим требованиям. Большое значение имеет соответствие размеров мебели антропометрическим данным работников. Выбор оптимальной высоты стола и сиденья в зависимости от роста работающего на нем человека приведен в таблице 1.
Таблица 1
ОПТИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА
РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА (СИДЕНЬЯ)
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И РОСТА ЧЕЛОВЕКА
(в см)
------------------T----------------------------------------------¬
¦Виды деятельности¦ Оптимальная высота рабочей поверхности стола ¦
¦ ¦ (сиденья) при росте человека ¦
¦ +-------T-------------T-------------T----------+
¦ ¦до 160 ¦от 161 до 170¦от 171 до 180¦свыше 180 ¦
+-----------------+-------+-------------+-------------+----------+
¦Чтение, письмо ¦70 (43)¦ 72 (45) ¦ 75 (47) ¦ 78 (49) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Работа на пишущей¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦машинке ¦65 (43)¦ 66 (45) ¦ 68 (47) ¦ 70 (49) ¦
L-----------------+-------+-------------+-------------+-----------
При невозможности подобрать стол достаточной высоты необходимо сделать его выше. Технически это не очень сложно. Если же человеку небольшого роста приходится работать за высоким столом, то рекомендуется использовать высокое сиденье и подставку для ног.
Рекомендации в отношении выбора стола просты: удобнее всего двухтумбовый, с большой рабочей поверхностью, достаточно устойчивый и не очень светлый (светлая полированная поверхность, как и стекло, дает вредные для глаз отблески).
2.5.6. Раздельное хранение рабочих материалов различных видов достигается делением ящиков стола на секции. С этой целью используют небольшие перегородки, которые могут быть и съемными, и постоянными. Желательно, чтобы на каждой секции укреплялась карточка с перечнем находящихся в ней материалов (папок). Дела и папки должны иметь ясную маркировку, различную расцветку, кодовые отметки, чтобы после пользования ими можно было вернуть их на прежнее место.
На столе должно находиться минимальное количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.
Специальная и справочная литература, а также папки с отчетными и другими документами должны храниться в шкафу.
2.6. Работники предприятия должны соблюдать режим труда и отдыха исходя из установленного распорядка дня и регламентации всех обязательных работ. Наряду с этим необходимо проведение физкультурных пауз продолжительностью 5 - 10 минут за 1,0 - 1,5 часа до перерыва на обед и за 1,0 - 1,5 часа до окончания работ.
3. Нормативная часть
3.1. Нормативы численности по функции
"Общее руководство"
Содержание работы. Руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с Законом СССР "О предприятиях СССР". Обеспечение соблюдения социалистической законности в деятельности предприятия, выполнения предприятием заданий плана перевозок по всем технико - эксплуатационным показателям с соблюдением требований

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (утв. Минздравом СССР 12.11.1991 n 6031-91)  »
Документы СССР »
Читайте также