ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.02.1987 n 194 О ПЕРЕХОДЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА МНОГОСМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 1987 г. N 194
О ПЕРЕХОДЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
НА МНОГОСМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов отмечают, что реализация установок XXVII съезда партии и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по улучшению использования созданного производственного потенциала, ускорению научно - технического прогресса и росту эффективности экономики неразрывно связана с переходом объединений, предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и других отраслей на многосменный режим работы. Решение этой задачи - составная часть перестройки народного хозяйства, перевода его на интенсивный путь развития.
Опыт работы трудовых коллективов предприятий Ленинградской, Харьковской, Ульяновской и других областей убедительно показывает, что перевод оборудования на двух- и трехсменную работу позволяет в короткие сроки существенно повысить эффективность производства и одновременно открывает возможности для улучшения социально - бытовых условий трудящихся.
Вместе с тем эта важная инициатива коллективов пока не находит широкого распространения. Отдельные партийные, советские, хозяйственные и профсоюзные органы по-прежнему основную ставку делают на экстенсивный путь развития, продолжают добиваться выделения дополнительных капитальных вложений для формирования новых рабочих мест без учета реально складывающейся обстановки с трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, в то время как созданный производственный потенциал используется с низкой отдачей. В связи с этим затрудняется решение неотложных социально - бытовых задач в трудовых коллективах.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик не проявляют последовательности и настойчивости в повышении загрузки оборудования, переводе объединений и предприятий на многосменный режим работы, не обеспечивают целенаправленного управления процессами воспроизводства основных фондов.
Не полностью используются действующие производственные мощности в тяжелой промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве. Неблагополучное положение сложилось в машиностроении, где коэффициент сменности работы оборудования систематически снижается и в 1986 году составил 1,4. Многие предприятия работают в одну смену. Особенно недопустимо, когда новейшая техника - станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, промышленные роботы, гибкие производственные модули, вычислительные комплексы имеют низкий коэффициент сменности.
Система морального и материального стимулирования недостаточно заинтересовывает рабочих и специалистов в более полном и эффективном использовании техники.
Не способствует активному переводу предприятий производственных отраслей на двух- и трехсменную работу несогласованность режима работы транспорта, торговли, учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и других отраслей сферы обслуживания.
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Признать необходимым осуществить в 1987 - 1988 годах перевод оборудования на двухсменный режим работы, а уникального и дорогостоящего - на трехсменный режим. Там, где необходимо по условиям производства, и при использовании особого специального оборудования применять четырехсменный режим работы.
При увеличении сменности работы объединений, предприятий и организаций следует обеспечивать достижение конкретных экономических результатов - роста производства, улучшения качества и ритмичности выпуска продукции, повышения производительности труда, снижения потребностей в капитальных вложениях, улучшения условий труда и быта работников.
Указанные требования должны быть положены в основу планирования производства и капитальных вложений, проектирования и ввода в действие мощностей, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест с трудовыми ресурсами и совершенствования организации производства и труда.
2. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, окружкомам, горкомам и райкомам партии, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, профсоюзным и комсомольским органам, объединениям, предприятиям и организациям считать переход на многосменный режим работы одной из важнейших хозяйственно - политических задач в деле коренного улучшения использования производственного потенциала.
Особое внимание при этом обратить на техническое перевооружение и реконструкцию производства, ускоренное обновление активной части основных фондов, достижение проектного уровня мощностей, максимальное использование прогрессивной высокопроизводительной техники в многосменном режиме работы с целью успешной реализации заданий двенадцатой пятилетки.
Обеспечить усиление организаторской и массово - политической работы в трудовых коллективах, доходчиво довести до каждого работника суть и народно - хозяйственное значение перевода предприятий на многосменный режим работы. Повышать требовательность к подбору и расстановке кадров с учетом задач, стоящих перед страной.
Организация работы по введению двух- и трехсменного
режима труда в производственных отраслях
3. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями, с широким участием трудящихся обеспечить перевод оборудования на многосменный режим работы. В этих целях:
разработать конкретные меры по переводу участков, цехов, производств на работу в две или три смены. Осуществлять перевод поэтапно, максимально используя основные производственные фонды, особенно активную их часть, каждый квадратный метр производственной площади;
повысить роль аттестации рабочих мест, обратив особое внимание на улучшение структуры установленного парка оборудования и повышение его производительности, загрузку станков, машин, агрегатов и каждого рабочего места. Не допускать формального подхода к проведению этой работы;
шире привлекать рабочих, конструкторов, технологов и других специалистов к разработке и осуществлению мероприятий по рационализации производства за счет внедрения современных технологических процессов, разработки и создания средств механизации и автоматизации, углубления специализации и кооперирования производства;
на основе аттестации повсеместно осуществлять модернизацию действующего оборудования, оснащать его средствами автоматизации, программного управления и контроля, высокопроизводительным инструментом и приспособлениями;
перевести все высокопроизводительное, уникальное и наукоемкое оборудование на трех- и четырехсменный режим работы. Добиваться того, чтобы физический износ этого оборудования опережал моральное старение. Министерствам и ведомствам определить перечни такого оборудования;
выявить и демонтировать старое, физически и морально изношенное оборудование, а также излишнюю малозагруженную технику. Высвобождающиеся производственные площади использовать для ликвидации узких мест, увеличения выпуска остродефицитной продукции и товаров народного потребления, развития собственного производства технологического оборудования для нужд предприятия и отрасли, создания современных средств контроля и испытательных стендов, расширения экспериментальной базы для повышения качества продукции, а также для улучшения условий труда и быта работников;
обеспечить реализацию или передачу по своему усмотрению излишнего оборудования с учетом потребностей предприятий и организаций, расположенных на территории местного Совета народных депутатов. Средства, полученные от его реализации, направлять на увеличение фонда развития производства, в необходимых случаях списывать оборудование в металлолом, если оно изношено или морально устарело;
не допускать перевода участков, цехов и производств на многосменный режим работы путем механического перераспределения рабочих по сменам без проведения глубокого экономического анализа и производственной необходимости. Обеспечить строгое соблюдение трудового законодательства;
перестроить организацию труда, обратив особое внимание на создание сквозных (многосменных) комплексных бригад, а также коллективов участков и цехов, работающих на условиях подряда;
проводить переподготовку и повышение квалификации рабочих в целях дальнейшего использования их на рабочих местах с прогрессивной техникой и технологией и во вновь организуемых производствах;
повсеместно проводить в трудовых коллективах широкую разъяснительную работу о целях и задачах перевода на многосменный режим труда. Перевод осуществлять только после глубокой проработки, тщательной подготовки и решения всех производственных и социальных вопросов, связанных с этим делом. Перевод на новый режим труда должен обязательно обсуждаться в коллективах бригад, участков, цехов и предприятия;
направлять творческий поиск членов коллектива на успешное решение поставленной задачи. Воспитывать у них сознание, что в условиях работы на полном хозрасчете и самофинансировании повышение сменности работы является необходимым требованием роста эффективности производства.
4. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик организовать работу по переводу объединений, предприятий и организаций на многосменный режим труда, при этом в полной мере задействовать созданный производственный потенциал. Выделять предприятиям новую технику при условии, что имеющееся у них аналогичное оборудование эксплуатируется не менее чем в две смены.
При разработке стабильных экономических нормативов учитывать степень использования основных производственных фондов объединений, предприятий и организаций, создавать преимущества тем трудовым коллективам, которые добиваются наибольшего выхода продукции с единицы оборудования и рабочего места.
Перевод объединений, предприятий и организаций на многосменный режим работы осуществлять на региональной основе - в масштабе района и города по решению исполкома местного Совета народных депутатов, профсоюзного органа и соответствующих министерств и ведомств. Оказывать трудовым коллективам помощь при разработке и реализации планов перехода на многосменный режим труда. Постоянно контролировать ход проведения этой работы.
5. Установить, что министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик при переходе объединений, предприятий и организаций на многосменный режим работы оставляют в их распоряжении высвободившиеся против предусмотренных на двенадцатую пятилетку объемы капитальных вложений, подрядных работ и материально - технических ресурсов. Указанные средства и ресурсы использовать для строительства жилья и других объектов социального назначения, проведения технического перевооружения и реконструкции действующего производства, обновления рабочих мест на основе применения новейшего высокопроизводительного оборудования, а также для передачи на долевых началах исполкомам местных Советов народных депутатов на осуществление мероприятий, связанных с улучшением обслуживания населения.
Перестройка режима работы сферы обслуживания
и социально - культурных отраслей
6. Отметить, что в решении народно - хозяйственной проблемы интенсификации производства на основе увеличения сменности работы в производственных отраслях важное место отводится организациям и учреждениям сферы обслуживания и социально - культурных отраслей. От их четкой работы в значительной мере зависит успех дела - перевод на многосменный режим работы.
Советам Министров союзных и автономных республик и исполкомам местных Советов народных депутатов совместно с министерствами и ведомствами СССР, соответствующими профсоюзными органами, предприятиями, организациями, учреждениями сферы обслуживания и социально - культурных отраслей:
обеспечить в 1987 - 1988 годах перестройку режима работы предприятий и организаций транспорта и связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, учебных заведений, дошкольных, культурно - просветительных и спортивно - оздоровительных учреждений, других организаций, а также правоохранительных органов, имея в виду создать рабочим и служащим производственных отраслей, переводимым на многосменный режим работы, наиболее благоприятные условия для высокопроизводительного труда и полноценного отдыха. В связи с этим осуществить в организациях сферы обслуживания мероприятия, предусмотрев дальнейшее улучшение их материально - технической базы, укрепление трудовой и производственной дисциплины, повышение ответственности каждого работника за порученное дело;
учитывать в максимальной степени предложения и пожелания трудовых коллективов предприятий производственных отраслей, переводимых на многосменный режим работы, используя для этого социологические опросы и другие формы изучения общественного мнения;
расширить в 1987 - 1988 годах сеть детских садов и яслей с круглосуточным пребыванием детей, имея в виду полностью удовлетворить потребности в этих дошкольных учреждениях. Организовывать в необходимых случаях по решению исполкома районного (городского) Совета народных депутатов дежурные круглосуточные группы с переменным составом детей менее 20 человек;
предусматривать с учетом конкретных условий увеличение в общеобразовательных школах групп продленного дня, а для детей, нуждающихся в длительном пребывании в школе, организовать по решению исполкома районного (городского) Совета народных депутатов дежурные группы с переменным составом учащихся менее 30 человек;
создавать необходимые условия для подготовки детьми уроков и организации их досуга в группах продленного дня, расширять возможности для участия детей в кружках технического, художественного и других видов самодеятельного творчества и для занятий физической культурой и спортом;
обеспечить организацию горячего питания рабочих и служащих, работающих в вечернюю и ночную смены, установление удобного для них режима работы столовых и буфетов на производстве и в общежитиях;
развивать непосредственно в объединениях, на предприятиях и в организациях торговую сеть и бытовое обслуживание, создавать на предприятиях, стройках, в совхозах и колхозах с учетом предложений трудовых коллективов приемные пункты по ремонту обуви, одежды, стирке белья, химической чистке вещей, развивать торговлю по предварительным заказам;
предусмотреть открытие дежурных магазинов в непосредственной близости от крупных предприятий и строек для обслуживания работников после окончания каждой смены;
устанавливать режим работы учреждений

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.02.1987 n 190 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА И ПОВЫШЕНИИ ИХ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ДОГОВОРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ  »
Документы СССР »
Читайте также