ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ МАГАЗИНА (утв. Приказом Минторга СССР от 18.05.1973 n 102)


Утверждены
Приказом Министерства торговли СССР
от 18 мая 1973 г. N 102
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
РАБОТЫ МАГАЗИНА
(с изм. и доп., внесенными
Приказом Минторга СССР от 25.07.1986 N 183)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила регулируют основные вопросы работы магазина государственной и кооперативной торговли.
2. Магазин является торговым предприятием, осуществляющим розничную продажу товаров народного потребления.
Магазин, находящийся на полном хозяйственном расчете (юридическое лицо), действует на основании Положения о социалистическом государственном производственном предприятии с учетом Особенностей применения Положения о социалистическом государственном производственном предприятии к государственным предприятиям и организациям торговли и общественного питания системы Министерства торговли СССР, а также предприятиям и организациям орсов и урсов других министерств, утвержденных Приказом Министерства торговли СССР от 27 августа 1968 г. N 149.
Магазин, не находящийся на полном хозяйственном расчете, действует как торговая единица и осуществляет розничную продажу товаров под руководством вышестоящей торговой организации (торга, объединения, отделения, орса, урса, кооперативной организации).
3. Основными задачами магазина являются осуществление розничной торговли товарами народного потребления в широком ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшей затратой ими времени на совершение покупок, выполнение и перевыполнение плана розничного товарооборота и достижение наибольшей экономической эффективности работы предприятия.
4. Товарный профиль (тип) магазина государственной и кооперативной торговли определяется в установленном порядке вышестоящей торговой организацией на основании решения исполкома местного Совета народных депутатов с учетом обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах.
5. Магазину в установленном порядке присваивается в соответствии с утвержденными типами розничных торговых предприятий название, отражающее его товарную специализацию, и номер, которые указываются на вывеске установленного образца и цвета, помещаемой на фасаде строения. На вывеске также указывается полное название торговой организации, в состав которой входит магазин.
На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись по единому образцу, утвержденному торговой организацией, в которой указывается режим времени работы магазина.
6. Режим времени работы магазина устанавливается торговой организацией по согласованию с исполкомом местного Совета народных депутатов с учетом обеспечения наибольших удобств для покупателей.
7. Запрещается прекращать доступ покупателей в магазин до начала обеденного перерыва или окончания времени его работы. При закрытии магазина на обед или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы магазина, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазинах, не имеющих кассовых аппаратов, обслуживание покупателей прекращается с наступлением времени обеденного перерыва и закрытия магазина.
В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
За 5 - 10 мин. до прекращения обслуживания работники магазина предупреждают об этом покупателей.
8. Магазин оснащается необходимым для его деятельности оборудованием и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического оснащения торговых предприятий.
Используемые в магазине весы, гири и другие измерительные приборы должны иметь клейма, нанесенные в установленном порядке.
9. Закрытие магазина для проведения санитарных мероприятий, на ремонт или в связи с ликвидацией допускается только с разрешения вышестоящей торговой организации и после осуществления соответствующей подготовительной работы. Не разрешается закрывать магазин на ремонт при отсутствии проектно-сметной документации, необеспеченности работ источниками финансирования, строительными материалами и рабочей силой. О закрытии магазина покупатели извещаются специальным объявлением, вывешиваемым в магазине не позднее чем за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего магазина, торгующего аналогичными товарами.
Ремонт магазина осуществляется в соответствии с утвержденным графиком ремонта и должен заканчиваться в установленный срок.
Техническое обслуживание и плановый ремонт торговой техники производятся в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта, утвержденным директором магазина и согласованным с ремонтно-монтажным комбинатом.
10. В магазине в целях улучшения обслуживания и экономии времени покупателей должны постоянно совершенствоваться методы продажи товаров и формы обслуживания, и в частности широко внедряться самообслуживание, продажа товаров с открытой выкладкой, по образцам, по предварительным заказам, на дому у покупателей, а также оказываться дополнительные услуги (доставка товаров на дом, временное их хранение, раскрой тканей, подгонка одежды по фигуре, гравировка изделий и т.д.) в зависимости от типа магазина и его специализации.
11. Работники магазина должны поддерживать в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за предприятиями территорию.
12. Помещение магазина должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для торгового предприятия соответствующего типа.
13. В магазине должна рационально использоваться площадь торгового зала, складских и подсобных помещений, обеспечиваться наиболее эффективное размещение и использование оборудования. Помещение предприятия, оборудование и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарно-техническом состоянии.
14. В витринах магазина выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Каждый образец товара снабжается четко оформленным ярлыком цен (ценником). По мере необходимости с учетом сезонности поступления новых товаров и в зависимости от других конкретных условий работы магазина витрины обновляются.
Коробки витрин должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями, содержаться в чистоте и обеспечиваться средствами, предупреждающими запотевание и обледенение стекол.
В вечернее время витрины магазинов должны быть освещены в соответствии с действующими нормами освещенности витрин.
Образцы товаров, находящихся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя с учетом времени, необходимого для проверки их качества.
Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем магазина, продаже не подлежат.
II. ПРИЕМКА, ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ
15. Товары, поступившие в магазин, принимаются и приходуются работниками, на которых возложена материальная ответственность за их сохранность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Не допускается приемка в магазин товаров с истекшими сроками реализации (хранения).
16. Приемка товаров по количеству и качеству, проверка их комплектности и маркировки, правильности и обоснования цен в соответствии с сопроводительными документами, актирование недостач, завеса тары, недоброкачественности, пониженной сортности товара или недостатков маркировки, составление и предъявление претензий поставщикам производятся в порядке и в сроки, предусмотренные особыми условиями поставки, инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Госарбитражем при Совете Министров СССР, стандартами, техническими условиями, другими нормативными актами, а также договорами.
17. Магазин вправе отказаться от приемки товаров, поставка которых не предусмотрена договором, разнарядками торга, заявками магазина, или в соответствующих случаях принять их на ответственное хранение, уведомив об этом поставщика в течение срока, установленного Положением о поставках товаров народного потребления, или особыми условиями поставки, или договором.
18. Принятые магазином в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (проверка качества, цен, проведение экспертизы и т.д.) в текстовой приходной части товарного отчета за итогом прихода должна быть сделана запись о поступлении товара с указанием поставщика и общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин неоприходования товара в день его поступления.
19. Передача товаров из одного магазина в другой, а также внутри предприятия из отдела в отдел (секцию), за сохранность которых несут ответственность разные материально ответственные лица, производится только по письменному распоряжению (распорядительной надписи на товарных документах) руководителя вышестоящей организации (при передаче в другой магазин) или директора магазина (при передаче в другой отдел, секцию). Указанное распоряжение подписывается также бухгалтером.
20. Все работники магазина, и в первую очередь материально ответственные лица, обязаны обеспечивать сохранность товаров и принимать необходимые меры к недопущению снижения их качества.
При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговом зале работники магазина обязаны строго соблюдать правила товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен соответствовать свойствам товаров, предусмотренным в стандартах и технических условиях.
Складские и другие помещения магазина оснащаются необходимыми противопожарными и механическими средствами защиты, а также соответствующей сигнализацией.
21. Товары из складских и подсобных помещений регулярно подаются в торговый зал для обеспечения постоянного наличия их в продаже в течение всего рабочего дня в полном ассортименте, имеющемся в магазине.
22. До подачи товаров в торговый зал производятся проверка их качества, маркировки и подготовка к продаже: освобождение от тары, чистка и утюжка одежды, оправка кусков тканей, очистка обуви от пыли, сборка и очистка от смазки хозяйственных машин, велосипедов, мопедов, мотоциклов и других изделий из металла, протирка бутылок и консервных банок, зачистка, нарезка, предварительная расфасовка некоторых товаров и т.д.
III. ПРОДАЖА ТОВАРОВ
23. Перед открытием магазина пополняются товарные запасы в торговом зале, обновляются выкладка товаров, витрины, проверяется наличие правильно, в соответствии с установленными реквизитами и четко оформленных и заверенных ценников, а также соответствующего инвентаря, подготавливаются упаковочные материалы, нарезается бумага листами требуемых размеров, выполняется другая работа, обеспечивающая нормальное функционирование магазина.
24. Продажа товаров в магазине производится всем гражданам на общих основаниях за наличный расчет и путем безналичного перечисления средств через учреждения Госбанка СССР или государственные трудовые сберегательные кассы.
(с изм. и доп., внесенными Приказом Минторга СССР от 25.07.1986 N 183)
Продажа товаров в кредит (с рассрочкой платежа) производится в соответствии со специальными инструкциями, которыми торговая организация обеспечивает каждый магазин, осуществляющий такую торговлю.
Запрещается обусловливать продажу одних товаров покупкой других.
Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам труда, которым по состоянию здоровья затруднительно самостоятельно совершать покупки, магазином оказывается помощь в приобретении ими достаточных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечиваются прием от них предварительных заказов, доставка товаров на дом и предоставление других дополнительных услуг, а также проявляется особо внимательное отношение при обслуживании их непосредственно в магазине.
Продажа товаров детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Торговля алкогольными напитками производится в установленные для отдельных их видов часы в соответствии со специальными правилами, извлечение из которых с указанием мер ответственности за их нарушение вывешивается в торговом зале магазина. На право торговли алкогольными напитками магазин обязан иметь разрешение отдела торговли исполкома районного (городского) Совета народных депутатов.
25. Продажа товаров учреждениям, организациям и предприятиям осуществляется в соответствии с Правилами продажи товаров рыночного фонда учреждениям, организациям, предприятиям и колхозам в порядке мелкого опта в специально выделенных для этой цели магазинах.
26. Товары, на которые установлены предельные нормы отпуска одному покупателю, продаются в магазине с соблюдением этих норм.
27. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, осуществляется с соблюдением этих правил.
28. В торговом зале рационально и удобно для покупателей выкладываются (выставляются) в полном ассортименте имеющиеся в магазине товары в количествах, обеспечивающих широкий их выбор. Особое внимание уделяется информации покупателей о поступлении в продажу новых товаров.
Часть имеющихся в магазине товаров используется для продажи по предварительным заказам и с доставкой на дом.
29. Покупателю предоставляется возможность проверить правильность веса и меры отпущенных ему товаров как самостоятельно, так и с помощью работников магазина. В торговых залах продовольственных магазинов в соответствии с нормами технического оснащения устанавливаются на доступном для покупателя месте контрольные весы, контрольные мерные кружки и мензурки, а в торговых залах магазинов, торгующих тканями, - контрольные метры.
30. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах магазина или другой соответствующей свойствам товара упаковке. По просьбе покупателей продавцы обязаны производить нарезку отпускаемых гастрономических товаров. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателя по весу или с применением стандартной мерной емкости согласно установленным правилам продажи таких товаров.
31. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также поступивших без установленной документации

ПРИКАЗ Госпрофобра СССР n 123, Минторга СССР n 178 от 23.07.1986 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАТУРАЛЬНЫХ НОРМ И СУТОЧНЫХ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ  »
Документы СССР »
Читайте также