ПРИКАЗ МВД СССР от 16.07.1986 n 139 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ПРИКАЗ
от 16 июля 1986 г. N 139
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
На основании Постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1972 г. N 539 в целях повышения дисциплины участников дорожного движения, приведения Правил дорожного движения в соответствие с действующим законодательством и практикой организации дорожного движения приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1987 г. согласованные с Советами Министров союзных республик Правила дорожного движения (прилагаются).
2. Министрам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел крайоблгорисполкомов:
2.1. Организовать изучение Правил дорожного движения личным составом органов внутренних дел и принять зачеты от работников Госавтоинспекции и других служб, привлекаемых к надзору за дорожным движением, а также внештатных сотрудников милиции и членов добровольных народных дружин, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.
2.2. Обеспечить проведение мероприятий по разъяснению и пропаганде требований Правил дорожного движения среди населения с использованием средств массовой информации.
2.3. Рекомендовать автотранспортным предприятиям, организациям ДОСААФ и ДОАМ провести изучение Правил дорожного движения с водителями и заинтересованными должностными лицами.
2.4. Внести предложения в республиканские и местные издательства по своевременному выпуску в достаточном количестве Правил дорожного движения. Рекомендовать при издании в качестве приложения к Правилам приводить выдержки из действующих в республике нормативных актов, определяющих административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
3. Главному управлению Государственной автомобильной инспекции МВД СССР (т. Зверковскому Л.В.) разработать меры по постепенному переходу в течение 1987 года к приему экзаменов по утвержденным Правилам дорожного движения.
4. Считать утратившими силу с 1 января 1987 г. Приказы МВД СССР от 2 ноября 1979 г. N 330 и от 14 мая 1984 г. N 100.
Министр,
генерал-лейтенант
А.ВЛАСОВ



ПРАВИЛА
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Современный этап строительства советского общества, связанный с ускорением социально-экономического развития страны, требует дальнейшего укрепления правопорядка, обеспечения общественной безопасности, в том числе и безопасности дорожного движения.
Правила дорожного движения являются важным средством правового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предупредительности, внимательности. Неукоснительное выполнение всех требований Правил создает необходимые предпосылки четкого, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Особая роль в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения принадлежит руководителям автотранспортных и других предприятий и организаций, в ведении которых находятся транспортные средства. В пределах своей компетенции они должны организовывать воспитательную работу с водителями и осуществлять эффективный контроль за техническим состоянием транспортных средств. Такая же работа должна проводиться обществами автомотолюбителей и иными общественными формированиями, объединяющими водителей индивидуального автомототранспорта.
Во всех трудовых коллективах должна проводиться необходимая работа по созданию обстановки нетерпимости к нарушителям Правил дорожного движения.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила являются единым нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории СССР.
1.2. В СССР установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно соблюдать требования настоящих Правил, выполнять касающиеся порядка движения распоряжения работников милиции и лиц, уполномоченных регулировать движение, а также требования сигналов светофоров, дорожных знаков (Приложение 1) и дорожной разметки (Приложение 2).
1.4. Лица, уполномоченные регулировать дорожное движение (военные регулировщики, внештатные сотрудники милиции, дружинники, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожных переездах, паромных переправах и др.), должны действовать в пределах предоставленных им прав и иметь соответствующее удостоверение и отличительный знак - нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом (световозвращателем) или флажок.
1.5. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие лица выполняют требования Правил.
1.6. Участники дорожного движения и другие лица должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности или помех для движения, не причинять вреда государственным, общественным организациям и гражданам.
Примечание. Под другими лицами понимаются должностные лица транспортных, дорожных, коммунальных и иных предприятий и организаций, рабочие, производящие на дороге какую-либо работу, а также любые лица, действия которых могут повлиять на установленный порядок дорожного движения.
1.7. Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных настоящими Правилами, могут вводиться в установленном порядке только при помощи знаков, разметки и светофоров согласно действующим нормативным актам.
1.8. Инструкции и иные нормативные акты, касающиеся особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т.п.), должны основываться на требованиях настоящих Правил.
1.9. Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством СССР и союзных республик.
2. Основные понятия и термины
"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения как пешеход, водитель, пассажир транспортного средства, погонщик животных.
"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работы. Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
"Преимущество" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения изменить направление движения или скорость.
"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
"Стоянка" - прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин., если это не связано с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя.
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки.
"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
"Дорога" - любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т.п. по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы).
"Главная дорога" - дорога с покрытием по отношению к грунтовой дороге или дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 и 5.1, по отношению к пересекаемой. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
"Проезжая часть" - часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы.
Трамвайный путь является границей проезжей части, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств.
"Разделительная полоса" - элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств.
"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные начала закруглений проезжей части.
Не считаются перекрестками выезды на дорогу с прилегающих территорий (дворов, стоянок, АЗС, предприятий и т.п.).
"Тротуар" - часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части или отделенная от нее газоном.
"Пешеходная дорожка" - дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов (может быть обозначена знаком 4.6).
"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 - 1.14.3 и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
"Железнодорожный переезд" - любое пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
"Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 - 5.25.
"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза.
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, оборудованное двигателем. Этот термин распространяется на тракторы и самоходные машины.
"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трехколесные механические транспортные средства, снаряженная масса которых не превышает 400 кг.
"Мопед" - двухколесное или трехколесное транспортное средство с двигателем рабочим объемом до 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью не более 40 км/ч.
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
"Транспортные средства общего пользования" - автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси, движущиеся по установленным маршрутам.
"Прицеп" - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Этот термин распространяется на полуприцепы и роспуски.
"Полная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
За полную массу состава транспортных средств, т.е. сцепленных транспортных средств, движущихся как одно целое, принимается сумма полных масс транспортных средств, входящих в состав.
3. Общие обязанности водителей
3.1. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки работникам милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции:
удостоверение на право управления транспортным средством данной категории и талон к нему;
регистрационные документы на транспортное средство;
путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз (за исключением владельцев индивидуальных транспортных средств);
заверенную в установленном порядке доверенность на право распоряжения транспортным средством (при отсутствии владельца индивидуального транспортного средства) или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство.
Примечания. 1. Водители, за исключением владельцев индивидуальных транспортных средств, должны останавливаться и предъявлять путевой (маршрутный) лист и товарно-транспортные документы работникам контрольно-ревизорской службы автомобильного транспорта общего пользования.
2. Владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее доверенность на право распоряжения транспортным средством, может передавать управление транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имеющему при себе удостоверение на право управления транспортным средством данной категории.
3.2. Водитель механического транспортного средства, прибывающий в СССР из другой страны, а также водитель - гражданин СССР, выезжающий за границу, обязаны:
иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении;
иметь на транспортном средстве государственный номерной знак, а также отличительный знак государства, в котором оно зарегистрировано.
3.3. Водитель обязан:
перед выездом проверять исправность и комплектность транспортного средства;
следить за техническим состоянием транспортного средства в пути;
при движении на автомобиле или автобусе, оборудованном ремнями безопасности, пристегнуться и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Разрешается не пристегиваться ремнями детям до 12 лет, мастеру обучения вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам автомобилей связи, оперативных служб и такси;
при движении на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
3.4. Водитель должен предоставлять транспортное средство:
работникам милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи;
работникам милиции для выполнения неотложного служебного задания;
работникам милиции (только грузовые автомобили) для транспортировки поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях или неисправных транспортных средств;
медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение.
Примечания. 1. Работники милиции, дружинники и внештатные сотрудники милиции должны предъявлять по требованию водителя удостоверение.
2. Лица, воспользовавшиеся

ПРИКАЗ Минжилкомхоза РСФСР от 15.07.1986 n 324 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ СУДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также