ПРИКАЗ Минторга СССР от 28.04.1986 n 93 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ТАРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР
ПРИКАЗ
от 28 апреля 1986 г. N 93
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
ТАРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
В связи с утверждением Плана счетов бухгалтерского учета торгово - хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций торговли и общественного питания и Номенклатуры статей издержек (Приказ от 16 декабря 1985 г. N 289) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бухгалтерскому учету тары на предприятиях и в организациях государственной торговли и общественного питания.
2. Считать утратившим силу Приказ Министерства торговли СССР от 24 декабря 1984 г. N 329.
Заместитель Министра
П.Д.КОНДРАШОВ



Утверждена
Приказом Министерства торговли СССР
от 28 апреля 1986 г. N 93
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ТАРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок документального оформления учета тары, а также результатов по операциям с тарой на предприятиях и в организациях торговли и общественного питания.
Инструкция не распространяется на те виды тары, которые по условиям торгово - технологического процесса производства товаров постоянно используются на предприятиях торговли и общественного питания для постоянного хранения и внутреннего перемещения товаров как хозяйственный инвентарь.
Тара, используемая как хозяйственный инвентарь <*>, в зависимости от стоимости, учитывается на балансовых счетах N 01 "Основные средства" или N 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
--------------------------------
<*> В дальнейшем по тексту именуется "инвентарная тара".
1.2. Тара под материалами и другими предметами материально - технического оснащения, оплачиваемая поставщикам сверх оптовой стоимости поступивших материальных ценностей, ведется в соответствии с Инструкцией по учету материалов на предприятиях и в организациях торговли и общественного питания, утвержденной Приказом Министерства торговли СССР от 13 декабря 1977 г. N 248.
1.3. Инструкция разработана в соответствии с Основными положениями по бухгалтерскому учету тары на промышленных предприятиях и стройках (приложение к письму Министерства финансов СССР от 30 апреля 1966 г. N 159) и Инструкцией о порядке учета тары - оборудования (приложение к письму Министерства финансов СССР от 3 сентября 1982 г. N 128) с учетом особенностей тарооборота в государственной торговле и общественном питании.
1.4. На промышленных предприятиях и стройках, находящихся в подчинении торговых организаций, учет тары ведется в соответствии с указанными в пункте 1.3 нормативными документами.
1.5. В соответствии с действующей классификацией выделяются следующие группы тары:
деревянная (ящики, бочки, лотки и т.д.);
картонная и бумажная (ящики, мешки, пачки и т.д.);
тканевая (мешки льняные, джутовые и т.д.);
металлическая (бочки, ящики, лотки и т.д.);
стеклянная (бутылки, бутыли, банки и т.д.) <*>;
полимерная (ящики, канистры, фляги и т.д.);
--------------------------------
<*> Имеется в виду порожняя стеклянная посуда.
Особым видом тары является тара - оборудование, выполняющая функции обычной тары и торгового оборудования.
Под тарой - оборудованием понимается техническое средство, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него продовольственных и непродовольственных товаров (контейнеры, поддоны и др.).
Перечисленные виды тары должны соответствовать требованиям ГОСТ и ТУ.
1.6. Тара, используемая многократно, называется многооборотной. Она подлежит обязательному возврату поставщику товаров или сдаче тарособирающим (тароремонтным) предприятиям. В обеспечение своевременного возврата на некоторые виды тары, поставляемой с товаром, поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него тары. Эта тара называется залоговой.
1.7. Бухгалтерский учет тары должен обеспечивать:
контроль за сохранностью тары под товарами и порожней;
правильное и своевременное документальное оформление операций по движению тары;
получение точных данных о потерях, расходах и доходах по операциям с тарой в разрезе хозрасчетных структурных подразделений предприятий торговли и общественного питания;
своевременное выявление результатов инвентаризации тары.
2. Документальное оформление поступления тары
2.1. Прием тары от поставщиков по количеству и качеству, отпуск, возврат и внутреннее перемещение тары оформляются типовыми документами <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее по тексту типовые формы, утвержденные Приказом Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.
2.2. При соответствии фактического количества, качества, маркировки данным, указанным в документе поставщика, прием тары оформляется одновременно с приемом товара путем проставления в товарно - транспортных накладных и других сопроводительных документах штампа (типовая форма N 1).
2.3. В случае установления расхождения между фактическим количеством и качеством поступившей тары с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика, а также немаркированной и не надлежаще маркированной тары составляется акт (типовая форма N 2) в порядке, аналогичном для количественной и качественной приемки товаров. В необходимых случаях может быть составлен акт экспертизы. Эти документы являются основанием для оприходования поступившей тары и предъявления претензий поставщику.
2.4. Поступившая некачественная и некомплектная тара в соответствии с фактическим состоянием, установленным при приеме, может быть оприходована как тароматериал. Это относится также к деревянным ящикам, изготовленным по техническим условиям и чертежам. Основанием для перевода поступившей тары в тароматериал служит акт (типовая форма N 2) и акт экспертизы.
2.5. Прием поступивших тканевых мешков производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке использования тканевых мешков из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур, утвержденной Приказом Министерства заготовок СССР от 17 декабря 1976 г. N 400, и Инструкцией о порядке приемки, использования и возврата тканевых мешков из-под сахара, утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР от 9 августа 1976 г. N ИН-2.
2.6. Тара, не указанная отдельно в расчетных документах поставщика и не подлежащая оплате, принимается материально ответственными лицами с соблюдением правил приемки. Сведения о фактически поступившей таре на основании пересчета количества мест и проверки маркировки вносятся материально ответственными лицами в сопроводительный документ с указанием наименования и прейскурантного номера тары. Оценка полученной бесплатно тары производится лицами, осуществляющими контроль за ценами. При отсутствии маркировки и невозможности установления прейскурантного номера тара приходуется по ценам возможной реализации.
3. Документальное оформление выбытия тары
3.1. Отпуск тары под товаром оформляется товарно - транспортной накладной или другими расходными документами. При этом, кроме наименования, количества, цены и стоимости тары, обязательно указывается обоснование цены: номер прейскуранта и номер позиции тары по прейскуранту (артикул на мешки).
3.2. Возврат порожней тары поставщикам, сдача на тарные склады вышестоящей организации и тарособирающим предприятиям оформляется товарно - транспортной накладной или другими расходными документами, в зависимости от условий доставки и установленного порядка расчетов между таросдатчиками и тарополучателями.
3.3. В расходных документах указывается качественное состояние тары.
Определение качественного состояния подготовленной к сдаче тары производится с участием товароведа по таре или другого должностного лица, на которого возложены функции по организации тарооборота на данном предприятии.
3.4. При несоответствии фактически доставленной тары по количеству или качеству данным, указанным таросдатчиком в сопроводительных документах, прием тары оформляется специальным актом в соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Государственным арбитражем при Совете Министров СССР (см. циркулярные письма Государственного комитета Совета Министров СССР по торговле от 7 августа 1965 г. N 082-75 и Министерства торговли СССР от 31 мая 1966 г. N 085-75), с дополнениями и изменениями.
3.5. Разница между стоимостью тары по ценам приобретения и ценам, установленным при сдаче тарособирающим организациям, подлежит списанию на расходы на тару, доходы по таре, потери по таре или взысканию с материально ответственных лиц.
При качественном состоянии сданной тары не ниже требующей ремонта (второй категории по картонной таре) суммовые разницы в ценах относятся на расходы по таре. Если тара сдается тароматериалом или макулатурой, вопрос о порядке списания решается руководителем предприятия, который утверждает документ на сдачу тары.
3.6. При многократной сдаче тары в течение месяца разрешается списывать суммовые разницы от сдачи тары низкого качества (тароматериалом или макулатурой) не по каждому документу, а итогом за месяц. С этой целью по окончании месяца составляется справка о потерях от сдачи тары, которая утверждается руководителем (см. Приложение).
Списание суммовых разниц на потери должно осуществляться в строгом соответствии с пунктом 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах.
3.7. Сдача тканевых мешков оформляется в соответствии с нормативными документами, указанными в подпункте 2.5. Суммовая разница между стоимостью по приемным и сдаточным ценам при снижении качества мешков на одну категорию подлежит списанию на расходы по таре. Списание суммовой разницы производится в порядке, изложенном в подпунктах 3.5 и 3.6.
3.8. На разбитую и пришедшую в негодность тару (кроме мешков, полученных от поставщиков) составляется акт (типовая форма N 10) в двух экземплярах: первый экземпляр передается руководителю для утверждения, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.
В состав комиссии обязательно включаются товаровед по таре или другой ответственный за организацию тарооборота специалист, который дает характеристику дефектов подлежащей списанию тары.
При наличии в торговых организациях мастерских по ремонту тары непригодная тара подлежит сдаче в эти мастерские.
4. Учет тары материально ответственными лицами
4.1. Материально ответственные лица обязаны вести ежедневный учет тары в разрезе номенклатуры в Товарной книге (типовая форма N 27) или карточках (типовая форма N 28).
4.2. Все первичные документы после записи в Товарную книгу или карточки подлежат сдаче в бухгалтерию (учетно - контрольную группу) при товарном отчете. Движение тары, как и товаров, указывается по каждому первичному документу. На оборотной стороне товарного отчета отражается движение тары по группам.
4.3. Предприятиям торговли и общественного питания разрешается вести учет тары по видам непосредственно в товарных отчетах (на оборотной стороне). В этом случае Товарная книга или карточки не ведутся.
Рекомендуется в товарных отчетах (типовые формы N 36, 37, 38) указывать виды тары типографским способом.
4.4. На тарных складах (кладовых) материально ответственные лица составляют отчет по таре (типовая форма N 35).
5. Учет тары в бухгалтерии
5.1. Бухгалтерский учет тары осуществляется на следующих счетах и субсчетах:
01 "Основные средства" - инвентарная тара стоимостью свыше 100 рублей за единицу и служащая более одного года (кроме многооборотной тары - оборудования, подлежащей возврату поставщикам);
05 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" - тара из-под материалов и других предметов материально - технического оснащения, оплаченная сверх оптовой стоимости полученных в ней материальных ценностей;
12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - инвентарная тара стоимостью до 100 рублей за единицу независимо от срока службы и инвентарная тара сроком службы менее одного года независимо от стоимости. Инвентарная тара должна иметь клеймо, трафарет либо бирку с инвентарным номером предприятия, на балансе которого она числится;
41/6 "Тара под товарами и порожняя" - вся остальная тара.
5.2. Учет стеклянной посуды ведется по залоговой стоимости в следующем порядке:
в розничных торговых предприятиях стеклянная посуда, находящаяся под товарами и порожняя, учитывается на субсчете 41/3 "Товары в предприятиях розничной торговли" в стоимостном выражении;
в кладовых предприятий общественного питания стеклянная посуда, находящаяся под товаром и порожняя, - на субсчете 41/4 "Товары и сырье в кладовых предприятий общественного питания" в натуральном и стоимостном выражениях;
на складах оптовых и розничных организаций стеклянная посуда, находящаяся под товарами, - на субсчете 41/1 "Товары на складах" в натуральном и стоимостном выражениях; порожняя стеклянная посуда на тарных складах - на субсчете 41/6 "Тара под товарами и порожняя" в натуральном и стоимостном выражениях.
5.3. Учет тары на счетах ведется в следующей оценке:
тара, числящаяся в составе основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, - по инвентарной стоимости;
многооборотная тара, поступающая от поставщиков с товарами, за которую последние взимают залог в установленных размерах, - по залоговой стоимости;
тканевая тара приходуется и учитывается по ценам той категории, которая указана в документах поставщика или акте приема;
прочая деревянная и картонная тара - по ценам приобретения, но не выше соответствующих цен действующих прейскурантов. При этом деревянная и картонная тара, стоимость которой взимается поставщиками сверх действующих оптовых или розничных цен на товары, в размере 40 процентов стоимости деревянной и 80 процентов стоимости картонной тары приходуется и учитывается также по цене ее приобретения;
тара собственного изготовления - по фактической себестоимости, но не выше цен действующих прейскурантов.
5.4. Торговым организациям разрешается вводить средние учетные цены по отдельным видам тары. При установлении средних учетных цен принимаются во внимание цены по прейскуранту и используемая на данном предприятии номенклатура тары. Средние учетные цены должны быть утверждены руководителем торговой организации (уставного предприятия) и зафиксированы в соответствующем ценнике.
Периодически, но не реже одного раза в год, должен осуществляться

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 25.04.1986 n 525-р <О ДОВЕДЕНИИ ДО СВЕДЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ СОВМИНА СССР ОТ 21.04.1986 n 777р>  »
Документы СССР »
Читайте также