САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕЖИМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ И УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 06.03.1986 n 4076-86)


Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения СССР,
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
6 марта 1986 г. N 4076-86
Согласовано
Заместитель Министра
просвещения СССР
В.Д.ШАДРИКОВ
28 февраля 1986 года
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И РЕЖИМА
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ
И УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
1. Общие положения
Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в системе Министерства просвещения СССР и союзных республик организуются специальные общеобразовательные школы-интернаты.
Указанные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание детей на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей, - круглогодичное пребывание.
В этих учреждениях, в зависимости от их типа и срока обучения, дети получают образование за курс восьмилетней или средней общеобразовательной школы.
В специальных общеобразовательных школах-интернатах воспитательная, общеобразовательная и профессиональная подготовка проводятся в сочетании с лечебно-восстановительными и оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию основного дефекта развития, а также восстановление или компенсацию утраченных функций.
Деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих дефекты в физическом и умственном развитии, определяется соответствующими положениями и инструкциями Министерства просвещения СССР.
Зачисление в эти школы-интернаты осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: детский психоневролог, отоларинголог, офтальмолог, психолог, ортопед, логопед, педагог-дефектолог, представители народного образования и здравоохранения.
В случае необходимости и при наличии надлежащих условий при специальных общеобразовательных школах-интернатах разрешается открывать дошкольные отделения и вспомогательные классы для детей с различными сопутствующими дефектами умственного или физического развития.
В соответствии с действующими типовыми положениями, утвержденными Министерством просвещения СССР (1978 - 1979 гг.), специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, подразделяются на следующие типы:
1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.
В их составе могут организовываться вспомогательные классы для детей, у которых, помимо двигательных расстройств, наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности.
2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие в своем составе одно или в зависимости от контингента учащихся два отделения:
1-ое отделение с одиннадцатилетним сроком обучения и подготовительным классом для детей с общим недоразвитием речи;
2-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
При школе-интернате могут быть организованы дошкольные воспитательные группы (старшая и подготовительная) с одно-двухлетним сроком пребывания для детей с нарушением речи.
3. Школы-интернаты для детей с нарушениями зрения:
а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей;
б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабовидящих детей.
При них могут создаваться дошкольные группы (старшие и подготовительные) с одно-, двухгодичным сроком пребывания, а также вспомогательные классы для слепых и слабовидящих детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В случае необходимости в школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы для слепых, а в школах-интернатах для слепых - классы для слабовидящих детей при условии раздельного их обучения.
4. Школы-интернаты для детей с нарушениями слуха:
а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих детей, с подготовительным классом, в которых при наличии соответствующего контингента детей организуются классы для глухих детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, классы для умственно отсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4 - 6-летнего возраста с одно-, двух-, трехгодичным сроком пребывания;
б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей, имеющих два отделения;
1-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2-ое отделение с двенадцатилетним сроком обучения для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
При школах-интернатах для слабослышащих и позднооглохших детей могут быть организованы классы для детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых (в степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4 - 6 лет с одно-, двух- и трехгодичным сроком пребывания.
5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Курс неполной средней школы.
6. Специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития.
Наличие основного дефекта развития оказывает существенное влияние на функциональное состояние всего организма детей и вызывает вторичные сопутствующие отклонения в их психическом, соматическом и физическом развитии:
у детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, помимо двигательных расстройств, чаще всего наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности;
у глухих детей могут отмечаться сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата, а также умственного развития;
у детей слабослышащих и позднооглохших - легкое или глубокое недоразвитие речи, сложные формы нарушения опорно-двигательного аппарата и умственного развития, а также снижение функциональных возможностей зрения;
у слепых и слабовидящих детей - различные отклонения в умственном развитии, ухудшение функции слуха и другие.
Дефекты физического и умственного развития неблагоприятно отражаются на общем состоянии здоровья, показателях физического развития и общей физической подготовке детей. У таких детей, как правило, отмечается общая соматическая ослабленность, снижение обменных процессов и реактивности организма, нарушение двигательной активности, а также быстрая утомляемость и пониженная работоспособность во время учебных занятий и при других видах деятельности, что затрудняет обучение и восстановление нарушенных функций. Все это требует особого внимания к созданию в специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, оптимальных условий среды с учетом специфики каждого типа учреждения. От соблюдения гигиенических требований к устройству, оборудованию и содержанию зданий специальных общеобразовательных школ-интернатов, а также наполняемости классов и воспитательных групп в значительной степени зависит организация правильного воспитания, обучения и лечения детей, успешное проведение восстановительных, оздоровительных и профилактических мероприятий, возможность дифференцированного подхода при их осуществлении.
Общее количество учащихся в школах-интернатах: для детей с тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих - 304 учащихся; для слепых и слабовидящих - 282 учащихся; для умственно отсталых детей - 292 учащихся; для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами - 372 учащихся.
В соответствии с положениями о специальных школах-интернатах и Постановлением Совета Министров СССР N 25 от 5 января 1984 г. установлено следующее количество детей в классах и воспитательных группах в зависимости от профиля учреждения (табл. 1).
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ И ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ГРУППАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
----------------------------T------------------------------------¬
¦ Тип школы-интерната ¦ Кол-во детей в классах и группах ¦
¦ +-----T--------------T---------------+
¦ ¦класс¦воспит. группа¦вспомогательные¦
¦ ¦ ¦ +-----T---------+
¦ ¦ ¦ ¦класс¦ воспит. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ группа ¦
+---------------------------+-----+--------------+-----+---------+
¦1. Для детей с последствия-¦ 12 ¦12 ¦5 - 7¦ 10 - 12 ¦
¦ми полиомиелита и цере- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бральными параличами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Для детей с тяжелыми на-¦ 12 ¦12 ¦ ¦ ¦
¦рушениями речи ¦ ¦20 (VI - XI) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Для слепых и слабовидя- ¦ 12 ¦12 ¦5 - 7¦ 10 - 12 ¦
¦щих детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Для глухих и слабослыша-¦ 12 ¦12 ¦5 - 7¦ 10 - 12 ¦
¦щих и позднооглохших детей ¦ ¦24 - 25 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(VI - VII) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Для умственно отсталых ¦ 16 ¦16 ¦ ¦ ¦
¦детей ¦ ¦20 (VI - VIII ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и IX кл.) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Для детей с задержкой ¦ 20 ¦- ¦ ¦ ¦
¦психического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-----+--------------+-----+----------
2. Требования к размещению и участку
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок-пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры.
При создании специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад - школа) на одном участке. Это способствует большей преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей разного возраста как в зданиях, так и на участке.
При определении общей площади участка, набора площадок и их оборудования необходимо учитывать для каждого типа школы-интерната специфику использования участка как в оздоровительно-восстановительных целях, так и для учебно-профессиональной подготовки. Участки специальных общеобразовательных школ-интернатов требуют более развитого состава игровых площадок, большей площади учебно-опытной зоны, в отдельных случаях расширенного набора площадок для трудового обучения и профессиональной подготовки, специального оборудования и оснащения их. Это прежде всего относится к школам-интернатам для слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Площадь земельного участка не должна быть менее 2,2 - 2,5 га (в зависимости от профиля учреждения).
Плотность застройки участка не должна быть более 20%.
Примерный состав и площади элементов участка для специальных общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом специфики их использования приводятся в приложении 1 <*>.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
В зависимости от местных условий и вместимости учреждений допускается увеличение количества площадок.
На земельных участках специальных общеобразовательных школ-интернатов должны предусматриваться площадки для встречи родителей с детьми.
При наличии в составе школы-интерната дошкольных групп набор площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития (СН 540-81).
При зонировании участка следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке.
Учебно-опытная зона располагается на расстоянии от здания школы-интерната не менее одной его высоты. Допускается ее разделение аллеями и дорожками.
Игровые площадки для активного и тихого отдыха желательно располагать в непосредственной близости от выходов из учебно-жилых и групповых ячеек здания, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Для дошкольников и школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых детей непосредственная удобная связь учебно-жилых помещений с площадками на участке является обязательной.
Площадки для тихого отдыха рекомендуется размещать вдали от спортивной зоны и площадок для подвижных игр, разделяя их посадками кустарников и деревьев.
Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный выезд на улицу. Хозяйственные постройки на хозяйственном дворе (хозяйственный корпус, сарай, овощехранилище) рекомендуется строить по типовым проектам.
Во избежание травматизма подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке к площадкам для отдыха, спортивным и учебным не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 05.03.1986 n 92 ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ  »
Документы СССР »
Читайте также